Праздник Doudou в Монсе

Рубрики: в Бельгии,Культурные события, Теги: ,
Foxy @ 14 июня 2009, в 17:06

Время: с 14 по 21 июня 2009 года

Место: город Монс, Валлония, Бельгия

Событие: Традиционный городской праздник Doudou.

Дуду (Doudou) — так называется цикл недельных торжеств (именуемых также Ducasse de Mons, то есть ярмарка, или престольный праздник Монса), восходящих к XIV в. Традиционно проходит в воскресенье Святой Троицы (то есть через 57 дней после Пасхи) (в этом году праздник перенесен на неделю из-за выборов в Европарламент). Праздник продолжается целую неделю.

История праздника восходит к средним векам. В 1349 г. в Монс пришла чума, и городские власти приняли решение организовать шествие с  ракой Святой Вудру. Произошло чудо, и чума отступила. В 1352 году решено было устраивать такое шествие ежегодно, на праздник Святой Троицы. После 1380 года в процессии стало участвовать Братство Св. Георгия. Установилась традиция проводить инсценировки битвы Св. Георгия с драконом. В XIX веке битву, правда, исключили из процессии из-за «недостаточно религиозного содержания». С тех пор праздник стали разделять на религиозную и светскую часть.

Основные вехи празднования:

Спуск раки Св. Вудру. Вверение раки с мощами Святой Вудру (считающейся основательницей города) мэру города накануне шествия, в субботу вечером. Во время религиозной церемонии священник передает раку, целый год хранящуюся в коллегиальной церкви, городским властям. В конце мессы исполняется знаменитая Токката из Органной симфонии № 5 французского композитора Шарля Мари Видора.

Факельное шествие. После этого, в 22 часа, с улицы Rue de Nimy стартует процессия с зажженными факелами (так называемое Retraite aux flambeaux, то есть факельное шествие; в этом году оно начинается 13 июня). Шествие проходит не в тихой торжественной обстановке и вовсе не так безобидно, как можно было бы подумать. Скорее, это такое организованное столпотворение, из которого участники обычно выходят с шишками, синяками, а то и более серьезными повреждениями.

Традиция такова: в какой-то момент первая группа шествия остается далеко впереди, а вторая специально выжидает, чтобы между ними образовался достаточно большой разрыв. Затем задача этой второй группы — как можно скорее нагнать головную, которая к тому времени уже достигает вокзальной площади (то есть расстояние довольно приличное, и такой рывок дается участникам с большим трудом). Но главное, как указывается на официальном сайте города Монса, — это огромное чувство симпатии, которое рождается между участниками, даже если они ранее не были знакомы. В самом конце обе группы воссоединяются и отправляются на центральную площадь города, где оркестр в очередной раз исполняет популярную местную песню Doudou, которая, собственно, и дала имя самому празднику.

Процессия. В воскресенье утром происходит водружение раки на позолоченную колесницу (Car d’Or), запряженную лошадьми, на которой ее затем возят по городу в сопровождении пышной красочной процессии, насчитывающей более тысячи музыкантов, певцов и других участников в средневековых костюмах, представляющих различные гильдии. (Остальную часть года колесница находится в церкви Св. Вудру). Здесь и пекари, и сапожники, и музыканты, и военные, и монахи, и инквизиторы... Люди несут огромное количество реликвий, в том числе из сокровищницы церкви Св. Вудру. Многие поют средневековые песни.

Подъем колесницы. По окончании процессии начинается подъем экипажа на крутую мощеную улицу Rampe Sainte-Waudru рядом с церковью Св. Вудру; принято считать, что если эта операция удастся, то городу суждено процветание. Колесница должна подняться по этой дороге не замедляя хода. Остановка считается дурной приметой, поэтому горожане помогают лошадям тянуть непосильную ношу (экипаж весит около 4 тонн), подталкивая коляску, что сопровождается неимоверными воплями. Не поднимали колесницу лишь в 1914 и 1940 годах, т.к. праздник в эти годы не проводился по причине войн.

Возвращение раки. После недели празднований городские власти возвращают раку священникам, и она снова занимает свое место на алтаре.

Битва с драконом. В первое воскресенье праздника (в этом году — 14 июня) также проходит так называемая битва Люмесон (Lumeçon),  в которой Св. Георгий сражается с драконом, олицетворением Зла.  Она продолжается около получаса под ритмичную музыку всё той же песенки Doudou.

Название битвы происходит от старофранцузского Limaçon, что означает представление с участием лошадей, гарцующих по кругу (досл. «улитка»). Битва происходит на главной площади города Монса (Grand-Place). Длина дракона составляет около 10 метров (проходит также детский вариант битвы (в этом году — 21 июня), и дракон там, соответственно, меньших размеров). Конец его хвоста покрыт волосами из гривы лошади. Передвигается он с помощью так называемых «людей в белом» (Hommes blancs) (белый цвет символизирует их невидимость; они являются как бы лапами дракона). Святого Георгия защищают дети Chinchins, изображающие собак (Chinchin — сокращение от chien-chien). Дракону, в свою очередь, помогают дьяволы (Les diables). Каждый дьявол вооружен бычьим пузырем, наполненным воздухом (в прошлом, до изобретения пластмассы, такие пузыри использовались вместо воздушных шаров). Эти оружием они колотят собачек Chinchins и находящуюся поблизости публику.

Дракон нападает на Св. Георгия, ударяя его (а также окружающих зевак) своим хвостом. Собственно, публика тоже является важным участником представления. Люди пытаются вырвать из хвоста дракона клок конских волос, так как считается, что это приносит удачу на весь следующий год. Наконец, в битве участвуют так называемые «лиственные люди» (Hommes de feuilles), покрытые настоящими листьями плюща (это дикие люди, живущие в лесах). Они помогают дракону, защищая его и поддерживая его хвост.

Вся битва, по сути, представляет собой точно отрежиссированную хореографическую постановку. Георгий на своей лошади поворачивается по часовой стрелке, а дракон — в противоположном направлении (тем самым подчеркивается противопоставление Добра и Зла). Св. Георгий пытается убить дракона своим копьем, но оно неизменно ломается от соприкосновения со шкурой зверя. Затем Георгий достает пистолет и с третьей попытки, наконец, убивает дракона. Символизм битвы не только в победе Добра над Злом, но и в том, что человек побеждает собственного Дракона, живущего в нем самом.

Час дня. Битва закончилась, и участники покидают площадь. Кого-то выносят на носилках (хрупким и ранимым туристам, женщинам и детям вообще не рекомендуется находиться поблизости во время битвы: лучше наблюдать за ней откуда-нибудь с безопасного расстояния). А остальные зрители бросаются осматривать место битвы в поисках упавших с драконьего хвоста кусочков гривы. Звучит карильон на колокольне Монса.

Все центральные улицы Монса на время празднований превращаются в пешеходную зону. Здесь гуляет множество людей, которые слушают музыку и угощаются традиционными бельгийскими лакомствами и, конечно, знаменитым бельгийским пивом.

Всю неделю проходят концерты военных оркестров со всех концов Европы. В понедельник устраивается блошиный рынок.

Источники: www.ducassedemons.info и www.mons.be


Весёлую песню Doudou (C'est l'Doudou c'est l'mama C'est l'poupée, poupée, poupée...) можно скачать на нашем сайте, перейдя по ссылке.

Токкату Видора в исполнении английского органиста Колина Уолша (Colin Walsh) также можно скачать на нашем сайте, перейдя по ссылке.


Понравилась статья?

У вас есть возможность поддержать развитие нашего проекта любой доступной вам суммой :)