Вена. Часть 2: Дом Хундертвассера

Рубрики: Германия, осень 2008,Наши путешествия, Теги: ,
Foxy @ 25 ноября 2008, в 13:04

Приехав затем в центр Вены, я почти сразу же поспешила разыскивать знаменитый Дом Хундертвассера. Пройти пришлось прилично. Вена вообще очень большой город. Набрела я в итоге на эту достопримечательность, когда увидела толпы туристов и припаркованные автобусы. Вокруг — масса сувенирных лавочек. И даже пара туалетов в стиле Хундертвассера (мне даже кто-то говорил, что они построены по его проекту).

Один, так называемый Художественный Туалет, стоит 60 центов, другой, попроще, но примерно в том же стиле, бесплатный. Мое внимание привлекла надпись на русском языке: БЕСПЛАТНЫЙ ТУАЛЕТ. Внутри оказалось премило: маленькая лавка и, собственно, туалет, очень необычно оформленный:

Вскоре я увидела и сам Дом, о существовании которого вообще-то узнала недавно, на подготовительных курсах немецкого. А между тем, это культовое сооружение, как и сам Хундертвассер — культовая личность.

Справочная информация: Фриденсрайх Хундертвассер (Friedensreich Hundertwasser), настоящее имя — Фридрих Стовассер (Friedrich Stowasser) (1928 - 2000). Известный австрийский художник, архитектор, дизайнер. Лишь три месяца учился Хундертвассер в Академии изящных искусств в Вене, испытал влияние художников-экспрессионистов Уолтера Кампманна и Эгона Шиле, много путешествовал, лишь день проучился в школе изящных искусств в Париже. Основал универсальную академию всех творческих сфер «Пинторариум».

В любви был несчастлив, дважды вступал в браки длительностью год и пять лет. Долгие годы возмущал общественность экстравагантными выходками. Например, Хундертвассер всегда носил разные носки. Сочинил манифест «Право на третью кожу», который обнаженным прочитал в 1967 году в Мюнхене изумленной публике. А после семидесяти лет художник стал всюду появляться в сопровождении юных девушек.

Дом Хундертвассера в Вене — первый дом, полностью оформленный этим самобытным архитектором. В 1986 году по идее и рисункам Хундертвассера появился дом, призванный стать образцом своеобразия и качества жизни в муниципальных постройках. Эксцентричное здание быстро стало городской достопримечательностью. Здание отличается «холмистой» этажностью, крыша покрыта землей и травой. Внутри некоторых комнат высажены деревья. Хундертвассер, именем которого назван дом, после завершения строительства не принял гонорара за проект, заявив, что счастлив, что на этом месте не было построено что-нибудь уродливое. В доме имеется 52 квартиры, 4 офиса, 16 частных и 3 общие террасы, а также в общей сложности 250 деревьев и кустарников.

Беспорядочное расположение окон на фасаде дома сразу бросается в глаза. Хундертвассер считал главным в доме окно, по его словам «все говорят, что здания состоят из стен. Я говорю, что здание состоит из окон, оно скомпоновано из них. Если окна правильные, то правильно все здание». Всего он использовал восемь типов окон. Мастер даже вывел «теорию диктатуры окон и их права на самоопределение», что каждое окно имеет право «на свою личную жизнь». Если в доме все окна одинаковые, то это похоже на «концентрационный лагерь». В новых городах в школах, больницах, государственных учреждениях выравнивание окон недопустимо.

В манифесте «Право на третью кожу» он писал, что «человек окружен тремя слоями: кожа, одежда и стены дома». И одежда, и стены зданий за последнее время претерпели множество изменений и больше не соответствуют естественным потребностям человека. Окна — это мост между внутренним и внешним пространством. Как первая кожа пронизана порами, так и третья — окнами. Окна — эквивалент глаз. Так же как выражение глаз важно для лица, также и окна важны для фасада дома. По словам Хундертвассера, «рай может быть сделан только нашими собственными руками, с помощью нашего творческого потенциала в гармонии с творческим потенциалом природы».

Все люди непохожи друг на друга, всеми силами они пытаются отличаться один от другого. Человек, живущий в квартире, должен иметь возможность выглянуть из окна и в пределах досягаемости руки «соскоблить» кладку. Или, взяв в руки кисть с длинной ручкой и в пределах ее досягаемости покрасить стены своего дом снаружи яркими цветами, чтобы было видно с улицы: здесь живет человек, отличный от других, отличный от своих «стандартизированных» соседей.

Сам дом достаточно пестрый — каждая квартира имеет свой цвет на фасаде дома: они обозначены красным, синим, желтым и белым цветами, в то время как помещения общего пользования — серым цветом. Во внутренней отделке стен и полов квартир заметны природные мотивы. Кроме того, на все плоские части здания была насыпана земля и высажены деревья и трава. Это, по выражению Мастера, «деревья-жильцы»: растения возвращаются в город, помогают очищать воздух.

Художник считал, что природы нет прямых линий и углов, что прямая линия «безбожна», поэтому все выложенные плитками полы в доме неровные, чем-то напоминающие лесные дорожки и горные тропы. А неровно отштукатуренные и также неровно покрашенные стены похожи на занавески и даже напоминают морские волны. Все углы: подоконники, дверные косяки, оконные проемы — закруглены.

Хундертвассер широко использовал битую керамическую плитку: делал из неё мозаику, расцвечивающую до этого ровную и тоскливую поверхность. Он также насаживал на дома золотые или голубые купола-маковки, нарушающие монотонность прямой крыши, и оборудовал в стенах ниши для деревьев.

Сувенирные магазинчики вокруг оказались очень интересными. Тут множество репродукций работ Хундертвассера, в том числе и его картин. Несколько репродукций в виде открыток я приобрела и впоследствии, уже дома, в Питере, мы сделали такой небольшой коллаж на стене, придумали рамочки, а некоторые открытки даже перевернули под 90, а то и 180 градусов (думаю, Хундертвассер бы не обиделся на нас за такую творческую вольность):

Кроме того, я, конечно, не преминула приобрести пару закладок с мотивами Хундертвассера.

Но больше всего мне понравились чашки с его дизайном. Жаль только, что стоили они в районе 30 ЕВРО, так что от идеи их покупки, увы, пришлось отказаться.

С Хундертвассером мы еще встретимся в Магдебурге.

Понравилась статья?

У вас есть возможность поддержать развитие нашего проекта любой доступной вам суммой :)



2 комментария к заметке

  1. Ирина пишет:

    Добрый день! Я сейчас собираюсь в Вену, когда ездила в Испанию оч. помогли Ваши заметки, как жаль, что про Вену у Вас их всего две, может, напишете еще побольше, неужели там больше ничего не впечатлило.

  2. Foxy пишет:

    Добрый день, Ирина! Спасибо большое. Про Вену, конечно, материала много, да всё руки не доходят… Столько поездок и столько интересного :) ! Когда-нибудь появится время, надеюсь… Но, увы, наверное, уже не в этом месяце. Удачной Вам поездки!