Фридрихштадт. Отзыв о самостоятельной поездке

Рубрики: Германия, осень 2008,Наши путешествия, Теги: ,
Foxy @ 25 октября 2008, в 15:15

В день, когда я побывала в Бюзуме (25 октября), я успела по региональному билету побывать еще в одном городке, о котором мне в свое время рассказала соседка по поезду, с которой мы возвращались с Зюльта.

Идиллический городок Фридрихштадт, расположенный в районе Северная Фризия, так называемый голландский город в Германии, с начала XVII века дает приют представителям самых разнообразных религиозных течений. Благодаря многочисленным каналам, мостикам и шлюзам (очередная «северная Венеция»: город стоит на речках Treene и Eider) немецкий Фридрихштадт чем-то напоминает идиллические голландские деревушки. Однако мало кто знает, что этот небольшой городок, население которого не превышает 3 тысяч человек, на протяжении последних столетий считается местом религиозной терпимости. В нем мирно уживаются лютеране, ремонстранты, меннониты, католики и иудеи.

Город Фридрихштадт был основан голландскими ремонстрантами в 1621 году, в самый разгар Тридцатилетней войны. В Шлезвиг-Гольштейн они прибыли по приглашению Голштинского герцога и короля Дании Фридриха III, предложившего им убежище от гонений на родине. Изначально представители протестантской церкви, ремонстранты навлекли на себя гнев со стороны кальвинистов за то, что пересмотрели традиционную кальвинистскую доктрину о предопределении к спасению только избранных Богом.

При строительстве города ремонстранты особенно следили за тем, чтобы в его структуре проявлялась религиозная терпимость. Так, чтобы не демонстрировать превосходство ни одной из религий, на центральной площади Фридрихштадта не была воздвигнута церковь. Сегодня в немецком городе располагается единственная за пределами Нидерландов община ремонстрантов. В нее входят 180 человек.

Арминиане, или ремонстранты (лат. remonstro — отказываюсь) — это последователи голландского реформатора Я. Арминия (1560-1609), отвергающие учение Кальвина о предопределении, искуплении и спасении. Они учат, что человек наделен свободой воли и может достичь спасения сам, личной верою, преодолев своею волей первородный грех.

Ремонстрантская церковь XVII века (сегодняшнее здание было выстроено в 1852-54 гг., так как старая церковь была разрушена в 1850-м, во время немецко-датской войны):

В 1700 году во Фридрихштадте проживало около 400 представителей меннонитов. Это религиозное ответвление, среди ключевых положений которого - принцип сознательного крещения по вере, возникло в Голландии в XVI веке из течения анабаптистов. Меннониты считались трудолюбивыми людьми, именно поэтому им и было разрешено поселиться в городе. Сегодня меннонитская община, состоящая из 30 прихожан, проводит богослужение раз в месяц. Меннониты — одна из протестантских деноминаций, получившая название от своего основателя, Симониса Меннона (1496—1561), голландца по происхождению.

Городок это действительно премилый. Что примечательно, здесь встречаются надписи не только на голландском, но и на датском (оно и понятно, ведь исторически город находится на границе между нижненемецким, датским и фризским языковым пространством; но говорят в городе сегодня всё же в основном на стандартном литературном немецком языке; относительно распространен также нижненемецкий и датский; можно заметить отдельные реликты голландского языка: например, в местное словоупотребление прочно вошли несколько голландских выражений).

В магазине, где я покупала сувениры, одна женщина жаловалась, как всё дорого в Дании, и как хорошо здесь. Продавец с ней охотно согласился. Потом, когда я стала расплачиваться, он, услышав мой славянский акцент, стал строить догадки относительно моего происхождения. Первое, что пришло ему в голову, — это Киев. Когда же я призналась, что родом из Питера, его первой реакцией/ассоциацией было назвать футбол (!). У вас мол, хорошая команда, и особенно классный игрок Аршавин, и знаю ли я этого футболиста... Невиданное прежде дело: Питер обычно — это либо культурная, либо криминальная, но уж никак не футбольная столица.

Город очень маленький и тихий. Я была там всего с полтора часа: где-то с половины пятого до шести. В это время на улицах уже почти никого не было, городок как будто вымер. Только однажды встретилась небольшая группа туристов, а вообще как-то даже странно было гулять по почти пустым улицам. Дома сплошь старинные-старинные. Вот, например, так называемый Doppelgiebelhaus (то есть Дом с двойным фронтоном) на Prinzenstraße:

А это Paludanushaus, тоже на Prinzenstraße. Построен он был в 1637 году купцом и ремонстрантским священником по имени Годефридус Палуданус. Обращает на себя внимание роскошная дверь в стиле рококо. Сегодня это собственность датской общины.

Прекрасна, разумеется, Рыночная площадь, неоднократно воспроизведенная на фотографиях и рекламных проспектах. Девять кирпичных зданий со ступенчатыми фронтонами относятся в периоду основания города.

А вот и Ратуша (насколько я поняла, раньше здание принадлежало общине меннонитов) (в сером здании слева от Ратуши сегодня располагается кафе):

На площади также находится такой вот полуготический фонтан с минеральным источником. Он был построен в 1879 году. По бокам расположены 4 стихотворных надписи на нижненемецком наречии, посвященные теме воды.

Еще мне очень понравился этот дом. Здание относится к периоду основания города. С XIX века здесь проживала купеческая семья меннонитов.

До XVIII века город привлекал множество влиятельных голландских торговцев. Например, знак на этом доме, построенном в 1790 году, изображает герб Амстердама. Дом принадлежал брату тогдашнего бурогомистра.

Еще интересные домики:

Евангелически-лютеранская церковь св. Христофора (Sankt-Christophorus-Kirche) (иногда здесь также проводятся католические службы):

Церковь была построена по голландскому образцу в 1643–1649 гг., башня несколько позднее. Интерьер отчетливо напомнил мне датские церкви, как уже было в тот же день утром, в Бюзуме. Свое теперешнее название церковь приобрела лишь в 1989 году: община рассудила, что здесь бывает множество туристов, а в Святой Христофор является покровителем путешественников.

Алтарная картина была создана в 1675 году Юргеном Овенсом (он был придворным художником Фридриха III и, согласно легенде, учеником Рембрандта) и, соответственно, носит называние Jürgen-Ovens-Altarbild. Изображает она Оплакивание Христа. Себя художник изобразил в образе некоего мужчины (слева вверху). Здесь же в церкви Овенс и был похоронен в 1678 году.

Церковная кафедра была изготовлена в мастерской фленсбургского мастера – резчика по дереву Генриха Рингеринка (Heinrich Ringerink), в 1600 году.

Связь с морем символизирует висящий под потолком небольшой макет корабля 1738 года. Кроме того, здесь довольно необычные современные витражи:

Рядом с церковью находится несколько захоронений. Например, здесь похоронены писатель XIX века Johann Christoph Biernatzky и его жена.

Понравилась статья?

У вас есть возможность поддержать развитие нашего проекта любой доступной вам суммой :)