Поездка в Люнебург: церкви и другие достопримечательности

Рубрики: Германия, осень 2008,Наши путешествия, Теги: ,
Foxy @ 6 октября 2008, в 10:55

Мы бы, наверное, и так поехали в Люнебург, но на выбор времени поездки повлияло то, что в эти дни (а именно с 3 по 5 октября) в городе проходил средневековый праздник Lüneburger Sülfmeistertage (дни соляных копей: в средние века Люнебург разбогател именно на добыче соли; соль из Люнебурга доставлялась по так называемому соляному пути в любекскую гавань, а оттуда экспортировалась в Скандинавию и другие регионы; здесь даже есть Музей соли). В свое время это был важнейший, самый грандиозный праздник Люнебурга.

Люнебург — старинный торговый город. Cоляные рудники здесь разрабатывались с 936 г. После того как был разрушен соседний город Бардовик, Люнебург захватил в этом районе монополию на торговлю солью, что принесло ему баснословные прибыли. О прежнем расцвете города свидетельствует большое число готических кирпичных домов и величественная ратуша (1300-1706). Вдоль реки Ильменау (Ilmenau, приток Эльбы) все еще стоят старые склады, дробилки и сооружения гавани, напоминающие о той славной эпохе, когда Люнебург и Любек были соляными королями.

Одна из первых достопримечательностей, которые мы увидели при входе в город, — это неоготическая водонапорная башня, построенная в 1906-1907 гг. Сегодня башня используется для проведения свадеб и других торжественных и культурных, а также экологических мероприятий. Свои первоначальные функции она выполняла до 1985 года, затем была закрыта и с тех пор находится под охраной государства как исторический памятник.

На главной пешеходной улице, несмотря на неважную погоду, проходили всевозможные кулинарно-увеселительные мероприятия по поводу вышеупомянутого праздника. Разнообразные товары, старинные средневековые наряды и музыкальные инструменты, средневековая музыка…

Еще одно из примечательных зданий Люнебурга — сегодняшняя Торгово-промышленная палата (Industrie- und Handelskammer), находящаяся напротив церкви Cв. Иоганна. Это ренессансное здание 1548-49 года с двойным фронтоном за свою более чем 400-летнюю историю выполняло различные функции. Оно служило и пивоварней (для этой цели оно, собственно, и было изначально построено и продержалось в этом качестве более века), и трактиром, и лавкой, и даже госбанком. А после Второй мировой войны стало использоваться в своем нынешнем качестве.

Здание ТПП, кстати сказать, находится на площади Am Sande (такое «песчаное» название связано с тем, что в средние века это место не было вымощено камнем и было просто засыпано песком). Здесь купцы могли «припарковать» свои повозки и тележки и принять участие в торговле; на площади множество старинных фронтонных зданий. Am Sande являлась важнейшей торговой площадью Люнебурга, его экономическим центром.

Великолепная (прежде всего, с точки зрения интерьера) церковь Св. Иоанна (St. Johannis-Kirche) заметна со многих точек; ее 108-метровая башня является одной из доминант города.

Особенно мне понравилась церковь изнутри (снаружи это уже привычная для нас северонемецкая кирпичная готика, так хорошо знакомая по Любеку). Тем более когда знаешь, что это такое важное место в истории музыки! Ведь именно здесь, под руководством известного органиста Георга Бёма, работавшего здесь кантором до самой свое смерти в период 1698-1733 гг., юный Бах учился игре на органе и искусству композиции.

Церковь Св. Иоанна — одна из старейших в Нижней Саксонии (она существовала в качестве баптистерия (Taufkirche) еще в 1297 году). Это пятинефная «зальная церковь» (с нефами одинаковой высоты) и почти квадратная в плане некогда насчитывала 39 алтарей. St. Johannis-Kirche послужила образцом для многих других зальных церквей Германии, например, в Бранденбурге и Ганновере.

Сегодня здесь стоит посмотреть знаменитый Главный алтарь, а также пышный барочный орган.

Отдельные (и первоначально, очевидно, разрозненные) фигуры Главного алтаря относятся к 1430-1485 гг. Так, 14 картин на тему Страстей Христовых принадлежат, по всей видимости, люнебургскому художнику Клавесу Кловенстену (Claves Klovesten) (1430); 16 женских фигур нижнего ряда (1469) — его сыну Фольксмару Кловенстену (Volkmar Klovesten); пророки на приделе (это такое возвышение для литургической утвари на задней стороне алтаря) и фигуры апостолов верхнем ряду (1485), вероятно, происходят из мастерской Северина Тиле (Severin Tile). По композиции алтарь четко поделен на несколько секторов: выступающая вперед центральная часть изображает сцену Распятия, слева и справа представлены сцены из цикла и Воскресения. Этот цикл обрамляется сверху фигурами десяти апостолов, а снизу — изображениями шестнадцати святых (фото с сайта www.st-johanniskirche.de).

Орган, на котором последние 35 лет своей жизни играл Георг Бём, был построен в 1551-53 гг. мастерской Хендрика Нихоффа (Hendrik Niehoff) и в 1652 году отремонтирован и расширен любекским мастером Фридрихом Штеллвагеном (Friedrich Stellwagen).

Побывали мы и в церкви Св. Михаила (St. Michaelis-Kirche). В 1700-1702 гг. здесь, в певческой школе при церкви Св. Михаила, учился Иоганн Себастьян Бах. Тут же находится площадь, которая сегодня носит его имя (Johann-Sebastian-Bach-Platz).

Церковь Св. Михаила и монастырь на этом месте были построены в 1376-1418 гг. Но, к сожалению, со временем главное церковное здание начало сильно оседать: даже такому невнимательному человеку, как я, бросилось в глаза, что многие колонны в церкви покосились (что даже придает ей некоторое своеобразие и очарование).

Еще одна церковь, которую тоже стоит посетить, носит имя Св. Николая (St. Nicolai-Kirche). Это трехнефная базилика, строительство которой было начато в 1407 году. Церковь находится недалеко от порта и в свое время была основной приходской церковью для моряков (об этом говорит и своеобразный матросский венок у самой вершины колокольни).

Центральный неф (который, кстати, в два раза выше боковых) как бы стянут 8-зубчатыми звездчатыми сводами: это совершенно не характерно для Германии, и больше в немецких церквах нигде не встречается. Из-за значительных реставрационных работ церковь несет заметный отпечаток XIX века. Но только снаружи. Что касается интерьера, то средневековое убранство сохранилось практически в нетронутом виде.

Первая колокольня была построена в 1587 году, но в 1831 году, из-за ветхости, ее пришлось снести. Новая колокольня имеет 98 метров в высоту и была построена в неоготическом стиле в 1895 году.

Церковь Cв. Николая — наименее древняя и самая маленькая из трех готических церквей Люнебурга. Мне очень понравилась здесь живопись.

На улочках Люнебурга вообще часто попадаются симпатичные домики, от которых веет стариной. Иногда довольно необычные, как, например, этот, отчасти напомнивший мне стиль построек в городке Штаде:

Очень мне понравилась также люнебургская ратуша. Ее история насчитывает 800 лет. Старейшие части здания были построены ок. 1230 года. В последующие века ратушу расширяли и достраивали, в итоге ее внутреннее оформление представляет на сегодняшний день смешение различных стилей. Фасад, возвышающийся над Рыночной площадью, относится к эпохе барокко и был построен по проекте архитектора Георга Шульца (Georg Schulz).

В конце нашей прогулки мы вышли к необычной, не столько художественной, сколько технической достопримечательности Люнебурга (и здесь снова можно вспомнить Штаде), старинному крану. Предшественник этого деревянного, крытого медью крана упоминается уже в документах 1346 года. Нынешний был построен в 1797 году. Одним из последних грузов, поднятых с его помощью, стал в XIX веке локомотив для железной дороги Брауншвейг-Виненбург, прибывший в Люнебург по воде из Англии.

Рядом находится площадь Stintmarkt (название происходит от того, что здесь торговали корюшкой, по-немецки Stint, особенно популярной в средние века рыбкой). В этом районе масса ресторанчиков и забегаловок. Здесь можно пить пиво, сидя прямо на берегу речушки Ильменау. Летом, говорят, тут царит почти южно-курортная атмосфера.

Отсюда можно полюбоваться умиротворяющим пейзажем с рекой, деревьями и красивыми домами. Особенно романтическое ощущение оставляет вид на мельницу Lüner Mühle в Старой гавани (эта мельница молола зерно для монастыря Lüne). Рядом с ней находится еще одна мельница, Abtsmühle, переданная монастырем св. Михаила одной. Обе мельницы XVI века и обе исправно выполняли свои обязанности вплоть до века XX-го.

Одна из старейших в Германии водонапорных башен Abtswasserkunst была построена в 1530 году: она подводила в город воду и уже тогда использовалась для водоснабжения отдельных богатых семей. До середины XX века она снабжала водой из Ильменау люнебургские пивоварни. Сегодня во всех трех зданиях (Abtswasserkunst, Abtsmühle и Lüner Mühle) находится отель.

Башня Abtswasserkunst (фото с сайта www.luene-info.de):

Понравилась статья?

У вас есть возможность поддержать развитие нашего проекта любой доступной вам суммой :)



2 комментария к заметке

  1. анастасия пишет:

    Спасибо за такой превосходный рассказ о том городе, где я живу. Я очень много узнала нового. Просто супер.

  2. Ирина пишет:

    Провели в Люнебурге рождественские каникулы и новый год встретили. Городок, если так можно сказать, потрясает по своей красоте. У вас очень интересный пост. Узнала много нового, из того что пропустила в городе в этот заезд. Теперь буду знать что еще посмотреть когда снова туда поедем.
    Я, стати тоже готовлю пост о нашей поездке. Планирую опубликовать на выходных)))