Утром, 29 августа, мы в очередной раз прибыли в Барселону из городка Бланес, где проводили свой отпуск на Средиземном море (Бланес расположен севернее Барселоны, в курортной зоне Коста Брава (Costa Brava), это самое северное побережье Каталонии). Поскольку с основными достопримечательностями Барселоны мы успели познакомиться за две предыдущих вылазки в каталонскую столицу, этот день решено было посвятить осмотру предместий и более удаленных от центра (и, возможно, относительно малоизвестных) достопримечательностей: в программу этого дня, помимо Каса Висенс, вошли такие уникальные объекты, как парк Гуэль и павильоны усадьбы Гуэля. В общем, можно сказать, весь день мы провели в компании Антонио Гауди (ну, и других архитекторов той эпохи).
Утром мы доехали до метро Fontana (линия L3) и потом пешком пошли до особняка Каса Висенс, там до него уже рукой подать. День был пасмурный, но тёплый, накрапывал дождик. Неплохая погода для прогулки по Барселоне. Выйдя из метро, зашагали по улице Каррер-Гран-де-Грасиа (Carrer Gran de Gràcia) и вскоре свернули налево, на Carrer de les Carolines, где и находится эта первая значительная постройка Гауди в Барселоне (адрес Каса Висенс: Carrer de les Carolines, 18-24).
Дом очень красочный, настоящий образец неомавританского стиля в исполнении юного Гауди.
Каса Висенс — очень интересное здание с точки зрения архитектуры и дизайна. Мы только пожалели, что в садик проникнуть не удалось. На это рассчитывать, действительно, не стоит: частная собственность... То же касается и осмотра великолепных интерьеров. Как было сказано в нашем путеводителе, единственная возможность попасть внутрь особняка — подружиться с хозяевами. Так что пришлось ограничиться осмотром здания снаружи, со стороны улицы Каррер-де-лес-Каролинес.
Но и снаружи есть на что посмотреть: причудливые геометрические детали, пестрые башенки, красивые фонари, узорчатые решетки балконов и окон, кованая железная ограда в виде пальмовых листьев... А сам дом изысканно отделан керамической плиткой, в том числе и с узором из бархатцев (надо сказать, что архитектор построил это жилище для фабриканта керамической плитки Мануэля Висенса, поэтому обильное использование керамики стало заодно и удачным рекламным ходом).
Подробное описание истории строительства, а также архитектуры и интерьеров этого замечательного особняка и, конечно, множество фотографий можно найти в отдельной записи на нашем сайте: «Достопримечательности Барселоны: постройки Гауди. Дом Висенса (Каса Висенс) и стиль мудехар. История, архитектура, интерьер».
После знакомства с первым значимым творением Гауди мы вернулись на Carrer Gran de Gràcia — главную улицу квартала Грасиа, не особенно широкую, но со множеством достойных зданий начала XX века. Кроме того, на этой улице много магазинов и, в частности, обувных. Мы шли на север, попутно заходя в магазины и любуясь строениями. Особенно интересным по архитектуре и дизайну показалось разноцветное терракотово-зелёное здание с балкончиками, растительными мотивами сграффито и извилистой линией стен на углу Carrer Gran de Gràcia, 262-264, и Carrer de Nil Fabra, 1 (на нижнем этаже здания находится кондитерская Farga, фото с сайта poblesdecatalunya.cat).
Этот комплекс в стиле модерн был построен в 1888-1910 гг. для дона Антонио Пара (и именуется Cases Antoni Par). Автор проекта — архитектор Херони Ферран Гранель-и-Манреса (Jeroni Ferran Granell i Manresa) (1867-1931), происходивший из крупной династии архитекторов и строителей. Херони Гранель — один из тех, кто активно участвовал в формировании облика современной Барселоны на рубежей веков. Особенно много его творений находится в кварталах Грасиа и Эщампле. Работы Гранеля отличаются довольно простыми и элегантными формами; кроме того, он искусно работал с мозаикой и витражами. Между прочим, именно он является автором самых известных и самых красивых витражей всего каталонского модернизма — витражей во Дворце каталонской музыки.
Полюбуйтесь еще чудесными интерьерами этого здания (источник фото: flickr.com/photos/arnimschulz):
Так по Каррер-Гран-де-Грасиа мы дошли до площади Лессепса (Plaça de Lesseps). На обширной, оживленной и в целом малопривлекательной Пласа-де-Лессепс наше внимание привлек великолепный дом в стиле модерн — Касас Рамос (Casas Ramos/Cases Ramos). Это симметричное желтоватое здание, точнее, три объединенных вместе здания, было построено в 1906 г. (1905-1908 гг.) по проекту архитектора Хауме Торреса-и-Грау (Jaume Torres i Grau (1879-1945)) и по праву считается одним из лучших образцов каталонского модернизма в Барселоне (адрес: Plaça Lesseps, 30-32). Дом был построен по заказу дона Рикардо Рамоса (Ricard Ramos). Его архитектор, Хауме Торрес, также является автором проекта здания Почты и телеграфа (Correos y Telégrafos) на Vía Layetana.
Появление Casas Ramos положило начало строительству крупных многосемейных домов в этом районе Барслеоны — урбанистическому развитию, превратившему квартал Грасиа в настоящий город (в состав Барселоны квартал вошел в 1897 году). Сегодня здание входит в так называемый «Путь модернизма» (Ruta del Modernismo de Barcelona) — специально разработанный маршрут прогулок по архитектурным достопримечательностям Барселоны эпохи модерна. У нас фотографии не получились, так что выкладываю несколько снимков Касас Рамос с ресурса en.wikipedia.org:
Как видите, наиболее примечательными чертами архитектуры этого дома являются выступающая вперед каменная «трибуна» (балкон) — объемный элемент, который подчеркивает центральную ось здания — и центральное навершие в виде ступенчатого фронтона. Хороши балконы, скульптурный декор и узоры с геометрически правильными растительными мотивами в технике сграффито (по-испански esgrafiado). Обратите внимание на кованые решетки центрального балкона: они выполнены в форме пчелок или бабочек. Несколько деталей фасада (фото с сайта www.ihes.com):
Интересный факт: этот дом фигурирует в фильме Педро Альмодовара «Всё о моей матери» (Todo sobre mi madre), здесь было снято несколько сцен (по сценарию, в этом доме живут родители сестры Росы, во время прихода Мануэлы и сестры Росы к ее матери показывают вестибюль и лестницу с богатым модернистским орнаментом). Парочка фотографий интерьера: стены украшены сграффито, на потолке — барельефы с цветочными мотивами (источник en.wikipedia.org):
А мы от площади Лессепса повернули направо и пошли по широкой улице Travessera de Dalt. Вскоре слева от нас симпатичный сад с буйной растительностью и множеством каких-то протестных плакатов против каких-то планов муниципальных властей квартала Грасиа. В крайней части сада, на углу Travessera de Dalt и Avinguda del Santuari de Sant Josep de la Muntanya, нам приглянулась старинная дача с солнечными часами (rellotge de sol) на фасаде (адрес: Travessera de Dalt, 61). Выяснилось, что это загородный дом Can Tusquets, построенный в стиле барокко в XVIII в. (если верить дате, обозначенной на солнечных часах в стиле сграффито, — датой строительства является 1793 год). Фото этой старинной дачи (источники: madresdedesamparados.org и poblesdecatalunya.cat):
Раньше, когда этот район Барселоны был попросту аграрным предместьем, это действительно был загородный домик, окруженный пашнями. Впоследствии дача превратилась в обычный жилой дом, а в 30-х годах XX в. его приобрели монахини Sant Josep de la Muntanya для использования в качестве детского приюта. В 1992 года были отреставрированы росписи сграффито на стенах и солнечные часы, а стены — выкрашены в первоначальный голубовато-зелёный цвет. Что до часов, то они, судя по отзывам, невероятно точны.
Заинтригованные увиденным вдали еще более интересным зданием, мы свернули налево и пошли вверх по улочке Авингуда-дель-Сантуари (тем более что и наша цель — парк Гуэль — находился именно в той стороне). Мы вышли к комплексу, который оказался святилищем, точнее, Королевским cанктуарием Св.-Иосифа-на-горе (Real Santuari Sant Josep De La Muntanya/Santuario-de-San-José-de-la-Montaña) (собственно сады, которые мы видели чуть раньше, за решеткой вдоль Travessera de Dalt, как потом выяснилось, тоже принадлежат этому богоугодному заведению). В отличие от соседнего парка Гуэль, на территории санктуария царит тишина и покой. Мы находимся в районе La Salut квартала Грасиа, у подножия холма, на котором разбит парк Гуэль. На этой же улице, напротив санктуария, находится довольно известная барселонская больница Hospital de la Esperanza (адрес: Sant Josep de la Muntanya, 12).
Главный фасад санктуария увенчан фигурой святого Иосифа с младенцем Иисусом:
Построенное в неоромантическом стиле с ренессансными и модернистскими элементами здание санктуария было официально открыто в 1902 году. С того самого времени здесь находится монастырь, входящий в религиозное сообщество, именуемое Конгрегацией матерей-попечительниц всех беззащитных (Congregació de Mares de Desemparats/Congregación de las Madres de los Desamparados) (в настоящее время здесь содержится около 150 детей-сирот и детей из трудных семей). Любопытно, что для постройки здания использовался камень из того же карьера, что и при строительстве парка Гуэль. Тогдашний муниципальный архитектор квартала Грасиа Мигель Паскуаль (Miguel Pascual i Tintorer) поручил руководство работами своему ассистенту, знаменитому ученику Гауди Франциску Беренгеру (Francesc Berenguer i Mestres) (1866-1914). Беренгер позаботился также о внутреннем убранстве комплекса (алтари, кафедры, исповедальни и т.п.).
Здание состоит из трех частей: церковь (по центру), дортуары воспитанников (слева) и монастырь (справа). Всё выстроено в довольно простом, строгом стиле (таково было желание основательницы, матери Петры). Церковь, правда, украшена витражами и вообще отличается роскошным внутренним убранством (фото с сайта dora-engueramurla.blogspot.com):
На нижнем этаже находится часовня Святого Причастия (capella del Santíssim Sagrament). При входе мы увидели монахинь в белых одеждах и стенд с фотографиями протезов для рук и ног. Между прочим, в 1905 году папа Пий X навсегда даровал этому месту поклонения право предоставлять полное отпущение грехов всем паломникам, которые посещают его хотя бы раз в год. Это добавило санктуарию популярности. Также среди местных жителей стало традицией писать письма к покровителю святилища, святому Иосифу, с просьбами о заступничестве (фото с сайта madresdedesamparados.org). Затем, раз в месяц, все эти письма собирались вместе и сжигались: с одной стороны, это как бы защищало личность писавших, а с другой, восходило к каталонской традиции записывать свои прегрешения на листе бумаги и сжигать его в общем костре ночью, в праздник летнего солнцестояния.
На ступенях у главного входа (надписи Domus Dei и Porta Coeli означают, соответственно, Дом Господен и Небесные Врата):
Обратите внимание на атрибуты св. Иосифа: некий столярный инструмент вроде пилы и расцветший лилиями жезл.
В 1961-1972 годах недалеко от основного здания cанктуария, на широкой эспланаде, была отдельно построена новая часовня Св. Иосифа (capella de Sant Josep), небольшой здание в неоренессансном стиле (фото с сайта www.madresdedesamparados.org):
В часовне очень интересный алтарь с мозаикой, небольшие витражные окошки и чудотворная статуя святого Иосифа — тот самый образ, каменная копия которого венчает основное здание комплекса:
Аналогичный образ находится непосредственно в здании главной церкви комплекса (фото с сайта catholicbarcelona.blogspot.com):
Популярность этого образа была столь велика, что в 1921 году состоялась торжественная церемония «канонической коронации» (Coronación Canónica). Иначе говоря, Папа Римский издал соответствующую буллу, присваивающую особый статус образу особо почитаемого в данном регионе святого, признающую его особое значение. Для этого необходимо, чтобы образ был действительно древним и почитаемым, чтобы он издавна служил для людей прибежищем веры и надежды. Католический обычай короновать образы святых (и в особенности образы Девы Марии) — очень древняя традиция, восходящая к XVII веку. В обряде часто участвует лично Папа Римский.
Побывав в санктуарии, мы продолжили подниматься в гору, ко входу в парк Гуэль. Пошли по улице Carrer de Larrard, поднимаясь в гору к парку. Тут уже место туристически раскрученное, и на каждом шагу попадались посвященные работам Гауди стилизованные постеры:
и многочисленные магазинчики с разнообразными сувенирами, также выполненными в стилистике творений Гауди и парка Гуэль в особенности:
Парк Гуэль (парк Гуэля, Park Güell) — самый необычный общественный парк Барселоны и одна из основных достопримечательностей каталонской столицы. Создан он был по заказу богатого промышленника дона Эусебио Гуэля, который мечтал устроить здесь жилой район для состоятельных граждан, этакий частный город-сад английского типа (отсюда и название park вместо каталонского parc), правда, идею не удалось толком воплотить в жизнь: участки скупали неохотно, и в итоге парк решили сделать открытым для публики.
Спроектировал это чудо ландшафтного искусства легендарный Антонио Гауди вместе со своим учеником Хухолем (по-каталански его имя звучит как Жузеп-Мария Жужоль — Josep Maria Jujol i Gibert). Парк расположен на возвышенности. Главный вход с улицы Улот (Carrer d'Olot) вы узнáете по примечательным кованым воротам с уже знакомым нам пальмовым узором (кованые ворота появились тут лишь в 1965 году: это подлинные секции тех самых ворот Каса Висенс, растерявшего к тому времени значительную часть своих садов).
По сторонам от главных ворот Гауди выстроил два фантастических домика (первый павильон предназначался для привратника, второй, служебный, — для конторы парка). В одном из них сейчас находится сувенирная лавка, в другом — кафе. Особенно интересны крыши этих волшебных домиков-пряников: они выложены мозаикой из разноцветных осколков керамической плитки.
Дом привратника (сторожка) (справа от входа в парк Гуэль, фото сделано еще до входа в парк):
Башенка в форме гриба мухомора и мозаичная кровля на крыше дома привратника:
Служебный павильон с высокой башней, увенчанной крестом (слева от входа):
Деталь окна и решетки служебного павильона:
Фрагмент ограды парка Гуэль:
Прогулка по парку доставляет непередаваемое удовольствие из-за обилия удивительных дизайнерских выдумок. Как входишь в парк, сразу за воротами начинается двойная парадная лестница, между пандусами которой расположен каскад с фонтанчиком в виде змеи с воротником цветов каталонского флага.
Чуть выше по каскаду знаменитый мозаичный дракон (или ящерица, игуана, это тоже фонтан).
Лестница ведет на вершину холма, к огромной террасе — центральной площади, по периметру которой тянется извилистая змеевидная скамья. Интересна история о том, как создавалась эта «бесконечная» скамья: оказывается, Гауди приказывал рабочим полностью раздеться и сесть как можно удобнее на слой еще не застывшего раствора. Это позволяло получить идеальную форму сиденья. Не менее интересно и то, откуда брался мозаичный материал для украшения скамьи и других в парке Гуэль: если верить легенде, экономный Гауди приказал всем своим рабочим по дороге на работу подбирать на улице разбитую черепицу, плитки, бутылки, старую посуду... Всё эти находки затем измельчались и потом уже в качестве черепков, склеенных в технике коллажа, использовались для декоративного покрытия. С террасы открывается замечательный вид на парк и панораму Барселоны.
Вид на террасу:
Еще несколько фрагментов змеевидной скамьи (в парке как раз проходила какая-то фотосессия с участием девушки в бирюзовой юбке):
Большая терраса (Гауди называл ее Греческим театром) с украшенной разноцветными керамическими черепками скамьей служит крышей для так называемого Зала ста колонн. Своды этого уникального «Колонного зала» или «Дорического храма» без стен (который изначально планировалось задействовать под рынок) поддерживают 86 (а не сто!) дорических колонн.
А украшают эти своды разноцветные медальоны, которые сделаны в той же мозаичной технике, что и витая парковая скамья. Преобладает в медальонов насыщенный голубой оттенок: таким было стекло в бутылках из-под розовой воды. Этот цвет особенно нравился Антонио Гауди. Некоторые из колонн установлены нарочито криво.
Мозаичные медальоны из разноцветных черепков и осколков бутылочного стекла на потолке Зала ста колонн (Дорического храма):
По кромке верхней части центральной площади тянется так называемая Пальмовая галерея (Passeig de les Palmeres/l’avinguda de les Palmeres) (источник этого и следующего фото: pbase.com):
Каменные пальмы с «птичьими гнёздами» выступают прямо из склонов холма и кажутся сросшимися с ним. Некоторые колонны, составленные из грубо обтесанных камней, венчаются «чашами цветов», что дополнительно усиливает сходство сооружения с природными объектами.
Многочисленные извилистые дорожки и тропинки (Гауди, как известно, ненавидел прямые линии) связывают между собой различные части парка Гуэль (общая длина дорожек составляет 3 км). Главная пешеходная тропа парка зовется Дорогой чёток (Camino del Rosario): она отмечена каменными шарами, сдвоенными, как бусины четок. Эта тропинка шириной в 10 м является частью центральной террасы парка и пересекает его поперек. Именно на ней расположен Дом-музей Гауди.
Что же касается разновысотных уровней парка, то они сообщаются между собой с помощью системы прогулочных галерей — виадуков, оформленных оригинальными каменными аркадами. Всего в парке три виадука: нижний, средний и верхний. Каждый из них выполнен в своем стиле: нижний (Музейный, Viaducto del Museo) — в готическом, средний (виадук Дерева, Viaducto del Algarrobo/Viaducte del Mig, Viaducte del Garrofer) — в стиле барокко, а верхний (угловатый виадук Вазонов или виадук Влюбленных, Viaducto de las Jardineras/Viaducte de Dalt/Viaducte dels Enamorats) — в романском (хотя всё это довольно условно: везде преобладает грубоватая руиноподобная каменная отделка). В среднем виадуке до сих пор растет рожковое дерево, которое Гауди решил сохранить.
Конструкции Гауди вторят природным формам: наклоненные под невероятными углами колонны напоминают стволы деревьев, они кажутся вырастающими из самого холма. Получается настоящий лес колонн. Даже трудно поверить, что это рукотворная красота — настолько гармонично Гауди, любивший учиться у природы, вписал свои творения в окружающий ландшафт (единство с природой усиливается еще и тем, что всё это построено из местного камня).
Особенно известна так называемая галерея/портик Прачки (Camino y pórtico de la lavandera/Camí de la Bugadera), находящаяся слева от центральной площади, позади дома Гуэля (дом существовал еще до создания парка, сейчас там располагается школа) и названная так по каменной колонне, выполненной в виде скульптуры прачки с бельевой корзиной на голове (остальные колонны созданы наподобие пальм).
Сооружение напоминает крытую галерею с двойным рядом колонн. Нижний уровень портика образован прямыми наклонными колонными, а верхний ярус представляет собой спиралевидную пешеходную рампу (пандус) с витыми колоннами. Вход в галерею оформлен оригинальными железными воротами в форме «говяжьей печени» (по меткому выражению Сальвадора Дали).
Галерея Прачки:
Прямые и витые колонны портика Прачки:
Фотография ближайшего к центральной террасе нижнего виадука (источник: sites.google.com/site/barcelonamodernistaisingular). Эта каменная прогулочная галерея оформлена колоннами в форме сосен с так называемыми «птичьими гнёздами» (Nidos de pájaros/Nius d'ocells). Вход в нижний виадук расположен со стороны Дома-музея Гауди (там тоже небольшая железная калитка).
В туннелях, которые похожи на естественные пещеры, расположены многочисленные скамьи для посетителей. Вообще — что касается скамеек и даже удобных деревянных столиков, за которыми приятно расположиться с вином, хамоном и батоном, то с этим в парке Гуэля полный порядок. Всё, как говорится, для людей!
К нашей трапезе активно подключались птицы. Интересно, что, помимо обычных воробьев и почти ручных голубей, в парке Гуэль обитают еще и ярко-зелёные попугаи-монахи. Их пронзительные крики слышны уже на подходе к парку.
Туалет в парке Гуэль сделан тоже, что называется, в стиле (он устроен в одном из гротов):
Подробнее об истории, архитектуре, устройстве и загадочной символике парка Гуэль можно прочитать в отдельной записи на нашем сайте (пока раздел в разработке).
Часы работы парка (информация обновлена по состоянию по 2010 год): с мая по сентябрь парк Гуэль открыт с 10 до 21 часа, в остальные месяцы закрывается раньше (в общем, работает до захода солнца). Вход бесплатный.
План-схема парка Гуэль на русском языке (на основе sites.google.com; на карте обозначены следующие объекты: стена и ворота главного входа, павильоны, парадная лестница, зал ста колонн, центральная терраса, Дом-музей Гауди, тропинки, аллеи и виадуки, распятия на вершине холма, дом Гуэля, дом адвоката Триаса):
Маршрут нашей прогулки по кварталу Грасиа на карте Барселоны:
Продолжение прогулки по Барселоне (первый и пока единственный в Барселоне памятник Антони Гауди, павильоны виллы Гуэля) см. на следующей странице.
29 ноября 2012 в 14:24
Спасибо за интересную статью!
По-моему, на схеме 2а) — это служебный павильон, а 2b)- домик привратника.
29 ноября 2012 в 14:30
Илья, спасибо за отзыв и поправку! Действительно, домиком привратника является более крупный павильон — тот, что находится справа от главного входа, если смотреть в сторону парка. Схему уже исправила :) .
23 марта 2013 в 19:58
Отличная статья! Просто огромное Вам спасибо!))) Планируем поехать в Испанию и хотели бы походить самостоятельно по Барселоне, наткнулись на ваш сайт и были приятно удивлены! Всё очень подробно описано, очень порадовало то, что и станции метро, и названия улиц — есть всё!
23 марта 2013 в 20:00
Очень приятно, что наш материал по Барселоне Вам понравился! Пользуйтесь на здоровье:).
16 августа 2013 в 15:44
В Барсе бываем часто, всё это видели. Но статью прочла с большим удовольствием, даже извлекла для себя что-то новое. Очень толково, информативно. Спасибо большое!
16 августа 2013 в 15:45
Спасибо за приятный отзыв, Евгения :) !
20 января 2014 в 0:42
Добрый вечер!
Написано просто классно. Сколько же надо время потратить, чтобы так во всём разобраться и доходчиво изложить!? А чего-то похожего по Латинской Америке и Юго-Восточной Азии нет?
Вам всяческих успехов.
20 января 2014 в 10:19
Спасибо за приятные слова:)).
PS К сожалению, география наших путешествий пока ограничивается Европой)).
24 ноября 2015 в 18:35
Большое спасибо за подробные и интересные рассказы! Представляю, сколько времени и сил нужно потратить, чтобы так все описать. И фотографии потрясающие. Нам уже очень помогли Ваши путеводители по Белоруссии и Венгрии. Теперь планируем посмотреть Барселону. Спасибо за помощь в планировании поездки.
24 ноября 2015 в 18:42
Спасибо за Ваши приятные слова, Ольга!:)
17 ноября 2016 в 18:59
Огромное спасибо за Ваши статьи — большая помощь тем, кто впервые поедет в Барселону!