Город Шлезвиг. Достопримечательности. Часть III. Собор Св. Петра

Рубрики: Германия, осень 2008,Наши путешествия, Теги:
Foxy @ 26 октября 2008, в 22:42

Так потихоньку я дошла (см. предыдущую запись) до главного собора города Шлезвига — готического кафедрального собора Св. Петра (St. Petri):

Башня собора видна издалека и является своего рода доминантой. Однако ей всего только 100 лет. Говорят, отсюда очень хороший вид (чтобы подняться, нужно преодолеть 241 ступень; смотровая площадка находится на высоте 65 м; иногда пускают выше, туда, где находятся церковные колокола). Я на башню не поднималась, да всё равно в такой дождливо-туманный день вряд ли что увидишь.

Главная достопримечательность собора — Бордесхольмский алтарь.

Древнее скульптурное изображение какого-то зверя у наружной стены ризницы — Сакристии каноников (Kanonikersakristei). Зверь действительно старый: относится к романской эпохе:

Сооружение трехнефной базилики в романском стиле началось на этом месте в 1134 году, но строительство было завершено лишь к 1200 году.

После разрушения двух башен и некоторых частей базилики началось строительство в стиле ранней готики, продолжавшееся до 1300 года. Позднеготическая часть церкви строилась в период с 1200 по 1408 гг. и была полностью закончена в XVI а. А 1894 году собор обрел свой окончательный внешний облик. В 1888 году, когда город Шлезвиг стал столицей региона, по указанию императора Вильгельма II началось строительство неоготической западной башни, которое было закончено в 1894 году. Башня получилась слишком высокой (ее высота 112 метров) в сравнении с пропорциями собора.


Шлезвигский собор — одно из самых значительных культовых сооружений северной Германии. Главная достопримечательность собора — позднеготический Бордесхольмский алтарь, созданный Гансом Брюггеманом (Bordesholmer Altar, Hans Brüggemann, 1514-1521). Этот шедевр резьбы по дереву почти 13-метровой высоты насчитывает 392 фигуры.

Изначально алтарь был создан для церкви августинского аббатства в городе Бордесхольме (Chorherrnstift Bordesholm), но сегодня находится в шлезвигском соборе (в ходе Реформации аббатство было закрыто, а алтарь перенесен сюда в 1666 г. по приказу герцога шлезвиг-гольштейнскогого Христиана Альбрехта, тем более что к тому времени главный покровитель алтаря и всего бордесхольмского аббатства герцог Фредерик, впоследствии он же датский король Фредерик I, был похоронен именно в шлезвигском соборе (ведь именно в Шлезвиге он стал королем, и отсюда правил), а не в Бордесохольме, где покоилась его первая супруга Анна Бранденбургская).

Дубовый резной алтарь изображает библейскую историю с момента взятия Христа под стражу до Воскресения и был создан по образцу цикла гравюр «Малые страсти Христовы» А.Дюрера.

В центральной части алтаря представлены «Несение креста» и «Распятие», сверху по бокам — «Сошествие Святого Духа» и «Воскресение». Рядом с центральной частью, справа и слева, изображены Адам и Ева. Над всей композицией возвышается Иисус-Вседержитель.

Общий вид Бордесхольмского алтаря:

Дева Мария с младенцем (по бокам Адам и Ева):

«Возложение тернового венца», «Ecce Homo (Се Человек)», «Пилат, умывающий руки»:

Еще деталь (нижняя часть алтаря), ветхозаветный сюжет «Авраам и Мельхиседек» (от царя Мельхиседека Авраам получил жреческое благословение и дар хлеба и вина, отдав ему как прототипу ветхозаветного священства десятую часть того, что имел; хлеб и вино, подаренные Мельхиседеком, для христианской традиции — прообраз причастия, недаром правее изображена Тайнаа Вечеря (и Омовение ног) (на фото виден только фрагмент)):

Четырехметровый деревянный св. Христофор переносит через реку младенца Иисуса (автор скульптуры также Ганс Брюггеман; ок. 1510-1515 ):

Бронзовая крестильня работы Герта Клинге (Ghert Klinghe, 1480):

Кафедра 1560 года:

В соборе вообще сохранилось довольно много произведений средневекового искусства. Впечатляет, например, яркая скульптурная группа с выразительными фигурами волхвов в полный рост (Dreikönigsgruppe), относящаяся к последней четверти XIII века (даже трудно поверить):

Скульптурная группа «Несение креста» (Kreuztragungsgruppe), созданная в период между 1420 и 1450 гг.:

Орган шлезвигского собора (1963):

Необарочный орган, построенный датской компанией Marcussen в 1963 г., имеет три мануала и 51 регистр. Проспект главного верка относится к самому началу XVIII в. (1701), а некоторые его части — даже к XVII веку (в 1610 году была произведена крупная реконструкция органа, поставленного здесь в 1555 году, и с этого времени можно, в принципе, отсчитывать историю нынешнего инструмента — в том, что касается его основной конструкции). Сохранились даже некоторые трубы с XVII в. (стоят на нынешнем рюкпозитиве). В начале XVIII в. проходила еще одна крупная реставрация соборного органа. Тогда орган имел два мануала и педаль и 29 регистров, из которых только 7 относились к главному верку и педали, а остальные — к рюкпозитиву. Но уже в 20-х годах XVIII в. число голосов хауптверка увеличилось на 4, а педали — на пять.

В 1839 году фирма Marcussen & Reuter построила из старых труб новый орган (47 регистров и три мануала). Перед Первой мировой войной планировалось произвести новые работы, но фирма не успела их закончить. В итоге очередная реконструкция была завершена только в 1920 году фирмой Sauer (при этом, к сожалению, было использовано много не самых качественных материалов). В 1950 году фирма Walcker провела обширные работы. Трактура была переведена с пневматики на электричество. Но вскоре орган потребовал серьезного ремонта. Было ясно, что такой ремонт обойдется дороже строительства нового органа, и поэтому в июле 1958 года был проведен конкурс среди нескольких органостроительных фирм. В итоге после долгих размышлений была выбрана фирма Marcussen. Торжественное богослужение с освящением нового органа состоялось 22 декабря 1963 года. Трубы теперь снова стоят в старинном проспекте, правда, несколько уже, чем прежде (т.к. добавились новые регистры). Игровая трактура теперь снова механическая.

Так называемый леттнер, то есть алтарная преграда, и ажурная решетка с элементами поздней готики (отлита в 1569-1570 гг.):

Почти мавританское что-то в этом видится:

Триумфальный крест на леттнере принадлежит анонимному скульптору начала XVI века:

Еще парочка видов внутреннего убранства собора:

Возможно, в соборе похоронен датский король Нильс, но точно никто не знает. В 1134 году он был убит членами местной купеческой гильдии.

Жители Шлезвига восстали против короля и мечтали о мести, поскольку Нильс (если говорить точнее, то его сын Магнус, справедливо опасавшийся соперничества на датский трон) организовал убийство своего племянника, правителя Шлезвига, Кнуда Лаварда (кстати сказать, женатого на Ингеборге, дочери великого князя киевского Мстислава — еще одно пересечение с российской историей!). Священники предупреждали Нильса об опасности, предлагая скрыться в соборе, но престарелый Нильс по легенде ответил: «К чему бояться мне лудильщиков и портных» и с небольшим отрядом вошел в город, пешком по главной улице Шлезвига. В районе королевского дворца на него напали вооруженные горожане. Все воины, защищавшие короля Нильса, были перебиты, после чего был зарублен и сам Нильс. Его обезглавленное тело было потом обнаружено в море местными рыбаками и погребено в Соборе. Монахи, которые присматривали за телом, слишали какие-то странные звуки и решили, что это душа короля Нильса бродит по собору. После этого тело короля было перевезено в Готторп и погребено где-то на болоте. Кто-то даже проткнул его грудь колом, чтобы тот никуда не сбежал. Легенда гласит, что дух короля по-прежнему посещает собор и охотится со своими гончими в лесах и полях Шлезвига.

В соборе также похоронен датский король Фредерик I Миролюбивый (1471-1533), герцог Шлезвиг-Гольштейна, правивший и умерший в замке Готторп (именно по его распоряжению был создан Бордесхольмский алтарь). Вот его захоронение, изготовленное в 1552 году в стиле нидерландского ренессанса (автор — фламандский скульптор и архитектор, один из создателей антверпенской ратуши Корнелис Флорис (Cornelis Floris) (1514–1575)). Саркофаг несут вместо привычных семи Добродетелей только шесть (собственно, саркофаг пуст, и где именно в шлезвигском соборе покоится Фредерик I, сегодня никто не знает; где-то в катакомбах, в княжеской усыпальнице, куда не пускают простых смертных, покоится и его вторая супруга, София Померанская, а также многие другие готторпские герцоги XVI-XIX вв.).

Как и во многих других немецких соборах, не обходится здесь и без современного искусства. Например, мне очень понравился алтарь Девы Марии (Marienaltar-Triptychon), расписанный немецким художником и графиком-экспрессионистом из шлезвиг-гольштейнского городка, пригорода Гамбурга Глюкштадта (Glückstadt) (досл. Город счастья или Город удачи) Максом Кальке (Max Kahlke) (1892-1928) в 1927 году.

Благовещение, левая часть алтаря:

Это, видимо, поклонение волхвов (правая часть алтаря):

Мадонна с младенцем, центральная часть алтаря:

Пьета (правая часть):

Понравился еще «Поцелуй Иуды» (того же художника или нет, точно не знаю):

О других достопримечательностях города Шлезвиг и прогулке по Старому городу читайте на нашем сайте здесь и здесь.
Мой отчет о посещении музеев замка Готторп выложен, соответственно, здесь и здесь.

Понравилась статья?

У вас есть возможность поддержать развитие нашего проекта любой доступной вам суммой :)