В Милане масса
интересных музеев. Ниже коротко рассказывается о важнейших из них.
Во-первых,
картинная галерея Брера (
Pinacoteca di Brera). Это одно из крупнейших в Италии собраний произведений искусства — главным образом, тут представлены картины итальянских художников (Пьеро делла Франческа, Мантенья, Джованни Беллини, Рафаэль, Лоренцо Лотто, Караваджо, Тинторетто и др). Бесподобное собрание североитальянской живописи эпохи Ренессанса. Из более поздних произведений наиболее ивестна картина «Поцелуй» итальянского художника Франческо Хайеса (1859 год).
В одном здании с пинакотекой (барочном дворце Palazzo Brera) размещается Академия художеств Брера. Официальный сайт галереи Брера в Милане:
http://www.brera.beniculturali.it/. Входной билет стоит 6 евро.
Фотографировать в галерее Брера запрещено.
Еще одна значимая картинная галерея Милана —
Амброзианская пинакотека (
Pinacoteca Ambrosiana), расположенная в красивом здании исторической Амброзианской библиотеки Милана, в одном квартале от Дуомо (хотя говорят, что найти не галерею так-то просто). Здесь можно увидеть картины многих итальянских художников, в том числе превосходный натюрморт «Корзина с фруктами» (
Canestra di frutta) Караваджо, «Поклонение волхвов» Тициана, «Святое семейство» Бернардино Луини, огромный картон Рафаэля к фреске «Афинская школа». Кроме того, представлены некоторые фламандские и немецкие мастера.
В зале
Aula Leonardi демонстрируется «Портрет музыканта» работы Леонардо да Винчи, а также работы его учеников (художников группы «леонардески», особенно Бернардино Луини). Есть тут и копия «Тайной вечери».
Особая гордость Амброзианской пинакотеки — «Атлантический кодекс» (
Atlantic Codex) — манускрипт Леонардо да Винчи с записями на различные темы. Фрагменты этого кодекса можно увидеть не в пинакотеке, а в одном из соседних залов самой Амброзианской библиотеки — старинном монументальном зале кардинала Федерико Борромео,
Sala Federiciana. (Страницы из кодекса будут в течение ближайших лет меняться каждые 3 месяца – одновременно демонстрируется 44 листа, по 22 в библиотеке и в сакристии Браманте).
Залы галереи отличаются, как пишут, отличным освещением по новейшим технологиям (безо всяких бликов, с прекрасной цветопередачей). Подробнее о музее см. на сайте
http://www.ambrosiana.eu/cms/pinacoteca-241.html. Схема двух десятков залов пинакотеки:
http://www.ambrosiana.eu/cms/pinricerca.html. Виртуальная экскурсия по залам:
http://www.ambrosiana.eu/cms/visita_virtuale-417.html. Один минус у Амброзианской пинакотеки —
входные билеты стоят 15 евро, но радует, что предусмотрены некоторые скидки для пассажиров итальянских железных дорог (если у вас сохранился билет в Милан на скоростной поезд типа
Frecciarossa или
Frecciabiancache, тогда вы платите 10 евро). Как правило, посетителей здесь немного, заранее бронировать билет не требуется (если только вы не хотите заказать экскурсию с гидом). В отличие от галереи Брера, тут не бывает очередей. Персонал по-английски не говорит.
Фотографировать в галерее Амброзианской библиотеки запрещено!
До 30 июня 2013 года в Амброзианской пинакотеке проходит выставка:
http://www.mishanita.ru/2013/04/11/19198/Сакристию Браманте (
Sacrestia del Bramante) в церкви и монастыре
Санта-Мария-делле-Грацие (
Santa Maria delle Grazie) можно посетить отдельно (билет без скидок стоит 10 евро, со скидкой – 8 евро), но там демонстрируются лишь листы из «Атлантического кодекса» — к тому же, плохо освещенные. Кстати, в трапезной этого же монастыря, превращенной в музей, находится
«Тайная вечеря» Леонардо да Винчи (
Cenacolo di Leonardo). Вот туда обязательно требуется предварительная бронь, причем лучше сделать это сильно заранее, за несколько месяцев (это можно сделать на сайте
http://www.vivaticket.it/ – на этом же сайте можно забронировать билеты в пинакотеку Брера, но за это предусмотрена надбавка).
В
замке Сфорца (
Castello Sforzesco) можно посетить сразу несколько музеев: декоративно-прикладного искусства, старинной скульптуры, музыкальных инструментов, первобытного и египетского искусства, картинная галерея. Музеи относительно небольшие, но тут имеются подлинные шедевры: например, «Пьета Ронданини» (
Pietà Rondanini) Микеланджело, мавзолей с конной статуей Бернабо Висконти (
Monumento equestre a Bernabò Visconti), фреска Леонардо в зале Ассе (Sala delle Asse), «гобелены Тривульцио» (
Arazzi Trivulzio). В картинной галерее (пинакотеке) замка Сфорца представлены картины таких художников, как Антонелло да Мессина, Филиппе Липпи, Мантенья, Джованни Беллини, Корреджо и Тициан.
Фотографировать в замке Сфорца разрешается.
Стоит также отметить весьма качественный
музей Польди-Пеццоли (
Museo Poldi Pezzoli). Это одна из крупнейших в мире частных коллекций произведений искусства. Здесь можно увидеть картины итальянских и других художников, скульптуры, гобелены, стекло (в том числе муранское), витражи, оружие, часы... Из итальянских мастеров живописи представлены Мантенья, Пьеро делла Франческа, Джованни Беллини и многие другие. Особого внимания заслуживает «Пьета» Боттичелли (
http://en.wikipedia.org/wiki/Lamentatio ... ticelli%29 ). Еще одна «визитная карточка» музея — «Женский портрет» Пьеро дель Поллайоло (
http://it.wikipedia.org/wiki/Ritratto_di_giovane_dama).
Также демонстрируются картины живописцев Северной Европы. В частности, тут находятся известные портреты Мартина Лютера и его жены кисти Лукаса Кранаха. Сами интерьеры особняка тоже довольно интересные.
Фотографировать в музее Польди-Пеццоли можно, но только без вспышки!
Входной билет стоит 9 евро. Сайт музея:
http://www.museopoldipezzoli.it/ . Там же есть фотографии залов.
В миланской
Галерее современного искусства (
Galleria d'Arte Moderna), разместившейся в королевской вилле, собраны Ренуар, Мане, Сезанн, Ваг Гог, Матисс, а также Брак, Пикассо, Модильяни, Мондриан, Кандинский, итальянские футуристы и метафизики (де Кирико, Моранди). Сайт галереи:
http://www.gam-milano.com/le-collezioni/. Музей составлен из нескольких частных коллекций, так что выстроен несколько хаотично с точки зрения хронологии и стилей.
Музей Багатти-Вальсекки (
Museo Bagatti Valsecchi) располагается в элегантно обставленном частном доме в неоренессансном стиле. Музей интересен в первую очередь
интерьерами, воссоздающими атмосферу аристократического дома эпохи чинквеченто. В комнатах этого дворца выставлена керамика, гобелены, оружие, а также ряд крупных произведений живописи, включая картину «Святая Иустина» (
Santa Giustina) Джованни Беллини. Также стоит взглянуть на библиотеку с ценными пергаментами и старинными фарфоровыми вазами. В бывшей спальне владельца стоит богато украшенная резьбой кровать XVI века. Зал
Sala della Stufa Valtellinese украшен чудесными деревянными панелями XVI века и старинной мебелью. В зале
Camera Rossa хранится очаровательная коллекция детской мебели XV-XVII вв. Сайт музея:
http://www.museobagattivalsecchi.org/defaultall.htm. Там же можно посмотреть фотографии интерьеров. Отзывы об этом музее можно почитать тут:
http://www.tripadvisor.co.uk/Attraction ... bardy.html.
Фотографировать, судя по всему, в музее Багатти-Вальсекки можно. Стоимость входного билета 8 евро, по средам — 4 евро.
Свой
музей есть и при
миланском кафедральном соборе, Дуомо (
Museo del Duomo). Тут хранятся витражи, скульптуры, замечательные гобелены, макеты. Но сейчас музей закрыт на реставрацию.
Часы работы всех этих музеев можно посмотреть на их официальных сайтах. Почти все вышеперечисленные музеи закрыты в понедельник.