В пятницу, 7 ноября, я стала свидетельницей праздника фонариков Laternenumzug (Martinsumzug), приуроченного к приближающемуся Дню св. Мартина, который обычно празднуется 11 ноября, и вообще к ноябрю, так как время это темное, неуютное, так что разгуливать веселой толпой и освещать эту тьму светом разрисованных фонариков стало во многих странах, и прежде всего в Германии, Франции и Австрии, доброй традицией.
Раньше дети сами мастерили фонарики в виде луны и звезд и ходили с ними по улицам в рано наступающих сумерках, распевая песенку:
«Laterne, Laterne!
Sonne, Mond und Sterne»
(Фонарики, фонарики!
Солнце, луна и звезды).
Сейчас большинство фонариков, конечно, покупается в магазинах, но праздник не потерял своего очарования. И является преимущественно детским праздником: я даже не ожидала, сколько малышни и детишек в колясках будет участвовать в шествии!
Св. Мартин, епископ Турский (IV век) родился в семье римского легионера. В ранней юности он, по воле отца, тоже стал легионером и служил в провинции Галлии, на территории нынешней Франции. Однажды холодным зимним днем юный Мартин в красном солдатском плаще, опоясанный мечом, въезжал в ворота города Амьена. Вдруг его окликнул жалкий замерзший нищий и попросил милостыню. У Мартина не оказалось денег и он, не долго думая и не обращая внимания на насмешки товарищей, разрубил мечом свой красный плащ и отдал половину нищему. Этот благородный поступок определил всю дальнейшую жизнь юноши: согласно легенде, под личиной нищего скрывался сам Иисус, той же ночью явившийся Мартину во сне. Мартин оставил военную службу, принял христианство, прославился добрыми делами и за свое благочестие был избран епископом города Тура. Дата его погребения – 11 ноября – и отмечается как день Св. Мартина, покровителя воинов, ткачей, нищенствующих.
Притча о солдате и нищем вдохновляла великих художников Средневековья и Возрождения, а остатки знаменитого плаща почитались как священная реликвия и хранились при дворе французских королей в особой часовне, которую называли капеллой (от латинского cappa – плащ). Так, благодаря плащу Св. Мартина, появились в европейских языках слова: капелла, капеллан, капельмейстер.
Здесь в Гамбурге шествия, посвященные Дню св. Мартина, проводились всю предыдущую неделю в разных районах города и будут проводиться вплоть до 11 ноября (в Риссене такое шествие было даже 1 ноября – фрау Саберски говорит, что это не столько празднование Дня св. Мартина, сколько просто осенний ноябрьский праздник; 7 ноября, когда я шла к S-бану вечером, чтобы ехать на Альтону, мне к моему изумлению тоже встретилась группа детишек и взрослых с фонариками). Иногда среди участников разыгрываются сценки: кто-то изображает св. Мартина в плаще, с мечом, на коне (это может быть и настоящий пони, и деревянная лошадка, и самоделка из папье-маше), другой – нищего. Часто шествия устраиваются под музыку, как было и в этом случае на Альтоне (признаться, я участвовала в шествии всего лишь минут 15; вообще же оно длилось около часа; жаль, фонарика у меня не было: зайдя в тот день в магазин игрушек, где еще относительно недавно продавались фонарики (а также разные ужасти к Хеллоуину), я обнаружила, что, хотя 11 ноября еще не наступило, все полки уже завалены исключительно рождественскими украшениями и подарками; я вообще наблюдаю здесь рождественскую торговлю уже довольно давно, числа с 10 октября (!)):
Веселые музыканты шли во главе. А за ними – дети и их родители и вообще праздные зеваки типа меня, все сопровождаемые полицией. Очевидно, об акции заранее сообщили властям, так что охрана была обеспечена на должном уровне. Даже некоторые из музыкантов были одеты поверх своих синих костюмов в какую-то ярко-зеленую униформу. А когда нашему шествию нужно было перейти улицу, а перехода там не было, то полицейские даже на какое-то время перекрыли там движение!
Я заметила, что внутрь фонариков вставляется свечка (а то всё гадала: электрические они, что ли): интересно устроено: свет яркий, очень красиво, плюс еще, видимо, и безопасно. И электроэнергия не расходуется.
Как же родился этот обычай: выходить с фонариками и устраивать шествие? Впервые дети с фонариками вышли на улицы в Эрфурте, и зажжены эти фонарики были в память о Мартине Лютере, причем не 11 ноября, а 10-го, в день рождения реформатора. В протестантских общинах Тюрингии Martinstag приобрел дополнительное содержание как день памяти Лютера. Вскоре красивый обычай зажигать фонарики распространился не только на протестантские, но и на католические области Германии. А устраивать карнавал Martinsumzug на западе Германии стали и вовсе недавно: эту столь полюбившуюся всем традицию принесли сюда после Второй мировой войны немецкие беженцы из Силезии.