Прогулка по Кронштадту: самостоятельная экскурсия по достопримечательностям (часть 3)

В третьей части нашей прогулки по Кронштадту мы познакомимся с достопримечательностями центрального района города на острове Котлин. Предыдущая часть нашей самостоятельной экскурсии привела нас на Петровскую улицу.

Дом купца Васильева, Кронштадт, Россия

На углу Петровской и Красной улицы находится красочное здание с угловыми балконами — построенный в середине XIX века жилой дом купца Васильева (адрес: Петровская ул., 13/Красная ул., 6) (см. карту Кронштадта).

Дом находится не в лучшем состоянии, но благодаря яркому фасаду и увитому цветами балкону смотрится очень даже нарядно. Балконы опираются на фигурные металлические кронштейны, напоминающие драконов.

Дом купца Васильева, Кронштадт, РоссияДом купца Васильева, Кронштадт, Россия

Сразу за этим купеческим домом по Петровской улице начинается Летний сад Кронштадта — место историческое, но на редкость запущенное.

Летний сад, Кронштадт, Россия

Грот в парке превращен в самый настоящий общественный туалет, а в тенистых закоулках выпивает люмпенское население. Большинство дорожек Летнего сада выглядят заброшенными и неприветливыми, и основная его часть напоминает скорее не культурный парк, а заросший лес. Ни цветников, ни ухоженных лужаек не наблюдается.

Летний сад, Кронштадт, Россия

Полный контраст с Петровским парком, а между тем именно Летний сад является самым старым общественным парком Кронштадта. Когда-то здесь даже росли абрикосы, сливы и пальмы. В настоящее время у администрации города имеются планы по реставрации Летнего сада и воссозданию домика Петра I.

Летний сад, Кронштадт, РоссияЛетний сад, Кронштадт, Россия

На Петровскую улицу выходят главные ворота кронштадтского Летнего сада и несколько второстепенных ворот. Украшенная якорями чугунная ограда была выполнена в 1872-1873 по проекту архитектора В. В. Виндельбандта. За главными воротами начинается так называемая главная аллея Летнего сада — всё, что осталось от Петровской першпективы (1711). На этой аллее некогда располагался домик Петра I (окруженный специально выписанными из Амстердама липами) и дома царских сподвижников. В 1828 году эти дома были выкуплены у наследников и снесены, и в саду начались работы по перепланировке под руководством архитектора И.И. Шарлеманя.

Главные ворота Летнего сада, Кронштадт, РоссияВорота Летнего сада, Кронштадт, Россия

В Летнем саду Кронштадта находятся два памятника. Первый посвящен клиперу «Опричник», пропавшему без вести в 1861 году при возвращении из экспедиции с Дальнего Востока. Второй памятник расположен справа от главной аллеи и рассказывает о подвиге мичмана А.А. Домашенко, совершенном им незадолго до Наваринского сражения 1827 года, во время перехода корабля «Азов» в Средиземное море.

Памятник мичману А.А. Домашенко, Кронштадт, Россия

Девятнадцатилетний мичман Александр Домашенко бросился с кормы линкора «Азов» в разбушевавшиеся волны близ острова Сицилия, чтобы спасти матроса, однако к моменту, когда была спущена спасательная шлюпка, офицер и матрос уже утонули. На закругленной чугунной стеле выведена надпись: «В память человеколюбивого поступка А. Домашенка. 9 сентября 1827 года при берегах Сицилии». Ниже помещено изображение кормы линейного корабля «Азов», а вверху стела украшена позолоченным лавровым венком. На обратной стороне: «Офицеры корабля Азова любезному сослуживцу, бросившемуся с кормы корабля для спасения погибающего в волнах матроса и заплатившему жизнью за столь человеколюбивый поступок».

Памятник был создан по инициативе командира «Азова» адмирала М.П. Лазарева и будущего адмирала П.С. Нахимова, который служил на этом корабле лейтенантом и был свидетелем подвига своего товарища. Монумент был установлен в 1828 году на средства, собранные моряками линкора «Азов». Памятник мичману Домашенко является старейшим из сохранившихся в Кронштадте памятников.

Памятник мичману А.А. Домашенко, Кронштадт, Россия

Из Летнего сада наш путь лежит в самый центр Кронштадта, к Якорной площади. Для этого нужно пересечь Макаровский мост через Петровский овраг (часть Петровского дока) (см. карту Кронштадта). Это одно из самых красивых мест Кронштадта, тихое, утопающее в зелени. Сам мост необыкновенно живописен и изящен.

Макаровский мост, Кронштадт, РоссияПетровский овраг, Кронштадт, Россия

Макаровский мост был построен рабочими Морского завода Кронштадта в 1912 году. Рабочим пришлось спешно взяться за дело: они должны были поспеть до открытия Морского собора. Дело в том, что за три месяца до первой службы в новом храме местные власти спохватились, что Николаю II, возможно, захочется посетить эту службу, и тогда императору потребуется каким-то образом добираться от Петровской пристани до Якорной площади, но не станет же он спускаться в овраг! Решено было спешно построить переправу. Однако когда царь подошел к новому мосту, у него возникли сомнения в прочности конструкции. Тогда один молодой офицер уверенно прошагал от одного конца моста до другого, лично доказав, что это вполне безопасно. Монаршее семейство повеселело и спокойно перешло на ту сторону, а храбрый офицер получил из рук Николая II орден.

Макаровский мост, Кронштадт, Россия

На самом деле конструкция моста поначалу была не слишком надежной: настил из дерева быстро изнашивался и требовал ремонта. В 1940 году провели капитальный ремонт Макаровского моста, однако и после этого воинским подразделениям здесь было запрещено ходить строем, так что солдатам приходилось спускаться в овраг. Велосипедистам ездить по мосту также не разрешалось. Наконец, в 1970 году мост был модернизирован: металлические заклепки заменили сваркой, а деревянный настил — асфальтовым покрытием. Внешний вид моста в ходе этих переделок, по счастью, не изменился. Как и прежде, Макаровский мост остается исключительно пешеходным.

Макаровский мост, Кронштадт, РоссияМакаровский мост, Кронштадт, Россия

Макаровский мост приводит нас в сердце Кронштадта — на Якорную площадь (см. карту Кронштадта). Якорная площадь имеет форму треугольника, ограниченного, соответственно, Морским собором, оврагом Петровского дока и стеной Адмиралтейства (ныне военного городка). Якорная площадь — средоточие самых известных достопримечательностей Кронштадта. Здесь, в частности, можно увидеть одну из знаменитых «фишек» Кронштадта — уникальную чугунную мостовую, которая, правда, находится на реконструкции до 2013 года. Эта дорога была в свое время проложена к воротам Адмиралтейства. Впрочем, эта чугунная мостовая не подлинная. Настоящая мостовая из чугуна сохранилась на Пеньковом мосту, и мы скоро ее увидим. Вдоль Якорной площади тянется стена Адмиралтейства, на которой установлены мемориальные доски с перечислением кораблей, подводных лодок, соединений и частей, участвовавших в обороне города.

Якорная площадь, Кронштадт, Россия

Якорная площадь появилась в Кронштадте еще в середине XVIII века и получила такое название потому, что ее использовали для хранения корабельных якорей и якорных цепей. В начале XX века, после возведения Морского собора и открытия памятника адмиралу С.О. Макарову, площадь приобрела нынешний облик. Якорная площадь играла большую роль в истории города: это был центр общественной жизни и общегородских собраний. С митинга на Якорной площади в 1921 году началось антибольшевистское Кронштадтское восстание.

Сегодня на Якорной площади находится братская могила борцов за дело революции. Здесь же горит Вечный огонь в память о погибших в борьбе за победу советской власти крондштадтцах: о жертвах первой русской революции и участниках подавления контрреволюционного мятежа на форту Красная горка в июне 1919 года, а также участниках большевистского штурма в ходе подавления восстания 1921 года. Всего здесь покоятся более четырехсот человек.

Якорная площадь, Кронштадт, Россия

Двумя другими важнейшими объектами площади являются громада Морского собора и памятник адмиралу С.О. Макарову. Морской Никольский собор (Морской собор Святителя Николая Чудотворца) служит высотной доминантой Кронштадта (его высота превышает 70 метров) и в ясную погоду хорошо просматривается с любой точки Невского фарватера. Адрес Морского Никольского собора в Кронштадте: Санкт-Петербург, г. Кронштадт, Якорная площадь (см. карту Кронштадта).

Морской собор, Кронштадт, Россия

Морской Никольский (Николаевский) собор в Кронштадте был построен в 1901-1913 гг. по инициативе вице-адмирала Н. И. Казнаковa и по проекту архитектора Василия Косякова (1862–1921).

Морской собор, Кронштадт, Россия

Интерьер собора имел огромную художественную ценность. Проектированием интерьеров вместе с Василием Косяковым занимались его братья Георгий и Владимир.

Морской собор, Кронштадт, РоссияИмператорская семья на освящении собора в 1913 г., Кронштадт, Россия

Роспись сводов и стен была выполнена под руководством художника М.М. Васильева большим коллективом живописцев и имитировала частично мозаику, частично фрески. Потрясающее впечатление производил беломраморный иконостас тонкой ажурной резьбы работы скульптора Н.А. Попова по проекту В.А. Косякова. Мозаики были созданы по эскизам Ф.А. Райляна. Собор поражал огромными размерами и великолепной отделкой.

Морской собор, Кронштадт, Россия

Грандиозный храм строился не просто как религиозное сооружение, но еще и как ориентир для мореплавателей и, в первую очередь, — как памятник всем морякам, всем когда-либо погибшим чинам российского флота. Неслучайно в храме собирались реликвии, связанные с историей флота, а также хранились черные мемориальные доски с именами всех флотских офицеров (без различия вероисповедания), погибших в сражениях, при кораблекрушениях и при исполнении служебного долга с 1695 по 1910 год, а также гражданских и медицинских чинов, служивших на военных кораблях. На отдельных белых мраморных досках были записаны имена погибших в море флотских священнослужителей. После закрытия собора в 1929 году доски были уничтожены и пущены на хозяйственные нужды. На основе архивных материалов текст и внешний вид памятных досок недавно удалось воссоздать, и сегодня они размещены в интерьере возрожденного собора.

Морской собор, Кронштадт, Россия

Поскольку собор мыслился как памятник русской морской славы, то в его наружном и внутреннем оформлении в изобилии использовалась морская символика. Например, огромный медный купол украсили позолоченным рельефным орнаментом из якорей и спасательных кругов, а на тяжелых входных дверях были помещены рельефные изображения рыб (фото с сайта fund-morskoysobor.ru).

Морской собор, Кронштадт, Россия

В интерьере храма также присутствовали морские мотивы: образы рыб, кораблей, якорей, морских животных и растений фигурировали на мозаичном полу, в росписях стен и дизайне церковной утвари. Многие сюжеты мозаик и росписей в храме были посвящены жизни св. Николая Чудотворца — покровителя моряков и путешественников.

Морской собор, Кронштадт, Россия

Храм строился десять лет. Освящение собора состоялось в июне 1913 года в присутствии императорской семьи (в рамках торжеств по случаю 300-летнего юбилея династии Романовых), а уже в 1929 году собор был закрыт и разорен, а затем переделан под кинотеатр. В годы Великой Отечественной войны на куполе Морского собора был оборудован наблюдательный пост корабельной и береговой артиллерии Кронштадта. В 1956 году в бывшем храме был устроен клуб и концертный зал, а в 1974 году открылся филиал Центрального военно-морского музея. Храм пришел в полное запустение. Восстановление Морского собора началось в 2002 году. Через десять лет, 9 апреля 2012 года, был совершен чин малого освящения собора, что ознаменовало завершение основных реставрационных работ в храме. Однако посетить Кронштадтский собор сейчас нельзя: реставрация пока что продолжается и окончится не раньше весны – лета 2013 года (планируется приурочить открытие собора к столетию со дня его первого освящения в 1913 году).

Морской собор, Кронштадт, Россия

На данный момент собор обнесен синим забором и для туристов закрыт, хотя тут уже и начали проводиться периодические богослужения. Снаружи сооружение полностью отреставрировано и сияет даже, пожалуй, чересчур ярко. Прежде храм с его зелеными куполами выглядел более спокойно и благородно, чем нынешний, непривычно «пряничный» вариант (фото купола до реставрациис сайта vokrugsveta.ru).

Морской собор, Кронштадт, Россия

С другой стороны, известно, что первоначально центральный купол собора имел именно такой блестящий серебристый цвет. По некоторым сведениям, медь была покрыта алюминием, а впоследствии, когда слой алюминия был содран, медь начала окисляться и приобретать характерный зеленовато-бирюзовый оттенок, знакомый всем, кто бывал в Кронштадте до реставрации храма. Теперь, видимо, придется привыкать к обновленному облику собора. То же касается и поверхности фасадов, которые сейчас кажутся излишне выбеленными и плоскими, тогда как мы привыкли их видеть более темными и осязаемо рельефными. Но, наверное, по этому поводу не стоит сокрушаться: есть надежда на то, что петербургская погода сделает свое дело.

Морской собор, Кронштадт, Россия

Несколько слов об архитектуре и убранстве Морского собора в Кронштадте. Фасад собора облицован кирпичом с орнаментами из терракоты, а также декоративными деталями из майолики и мозаики.

Морской собор, Кронштадт, Россия

Мозаичные иконы для фасадов храма выполнила знаменитая мастерская В.А. Фролова. Так, над главным западным порталом, выполненным в «византийско-романской» стилистике, находится мозаичное изображение Спаса Нерукотворного, а по обеим сторонам от входа — две сцены из жизни Николая Чудотворца.

Морской собор, Кронштадт, РоссияМорской собор, Кронштадт, Россия

Над боковыми порталами центрального фасада помещены мозаичные иконы свв. апостолов Петра и Павла (слева) и св. Николая Чудотворца и св. Иоанна Рыльского (справа).

Морской собор, Кронштадт, РоссияМорской собор, Кронштадт, Россия

По обеим сторонам внушительного портала располагаются башенки-звонницы с позолоченными куполами.

Морской собор, Кронштадт, РоссияМорской собор, Кронштадт, Россия

Северный и южный фасады выделяются высокими арками и огромными круглыми окнами-«иллюминаторами» с витражами. Над системой больших и малых полукуполов на восточном и западном фасадах и над башенками звонниц господствует центральный купол собора диаметром около 27 м, обвитый золоченым рельефным орнаментом в виде якорей и спасательных кругов.

Морской собор, Кронштадт, Россия

Морской собор в Кронштадте строился по плану храма Святой Софии в Константинополе, но это не просто монументальный храм в византийском стиле: многие элементы декора несут отчетливую печать эстетики модерна — взять хотя бы большие круглые окна на северном и южном боковом фасаде. По архитектурному облику Морской собор относят к «русско-византийскому» стилю, возникшему в конце XIX – начале XX века как раз в русле культуры модерна, как воплощение национально-романтического движения.

Морской собор, Кронштадт, Россия

Те же модернистские веяния проявились и в оформлении интерьера, который, к сожалению, был практически полностью уничтожен в советское время. Например, влияние стиля модерн (югендштиль) обнаруживается в игре складок и очертаниях стилизованных фигур херувимов, а также в орнаментальных мотивах росписей. Источник иллюстраций: kr2012.ru.

Морской собор, Кронштадт, РоссияМорской собор, Кронштадт, Россия

В настоящее время интерьер собора восстановлен. При этом специалисты изучили все имеющиеся документальные материалы об исторической росписи собора, выполненной под руководством художника М.М. Васильева в 1913 году, а также эскизы первоначального (неосуществленного) проекта росписи В.А. Косякова.

Проект интерьера Морского собора, Кронштадт, Россия

Известно, что к моменту первого освящения храма в 1913 году роспись покрывала не всё внутреннее пространство Морского собора. Например, главный купол и паруса были лишь ровно окрашены: декоративная живопись в этих частях интерьера отсутствовала. Возможно, это было связано со спешной подготовкой к освящению храма. Так или иначе, современные реставраторы решили украсить главный купол храма росписями с образом Христа Вседержителя (Пантократора) в духе византийской традиции, а в центральных парусах появились изображения четырех евангелистов с соответствующими символами. В 2011-2012 гг. в петербургской мастерской Алексея Яковлева были восстановлены гигантские круглые витражи, которые являлись самыми крупными в дореволюционной России. Фото интерьера Морского собора в Кронштадте после реставрации (источник: remidios-fine.livejournal.com):

Морской собор, Кронштадт, РоссияМорской собор, Кронштадт, Россия

В южной части Якорной площади возвышается памятник адмиралу С.О. Макарову. Этот замечательный монумент был открыт в Кронштадте одновременно с освящением Морского собора, в 1913 году, в присутствии Николая II. Памятник посвящен выдающемуся русскому флотоводцу, кораблестроителю, полярному исследователю и океанографу вице-адмиралу Степану Осиповичу Макарову (1849–1904). Этот человек вошел в историю военного дела как крупный изобретатель, автор множества рационализаторских предложений (он, в частности, разработал русскую семафорную азбуку и изобрел бронебойные колпачки на снаряды), а также герой Русско-японской войны, в ходе которой он, вплоть до своей гибели, командовал русским тихоокеанским флотом. С 1899 года адмирал С.О. Макаров был главным командиром Кронштадтского порта и губернатором Кронштадта.

Памятник адмиралу С.О. Макарову, Кронштадт, Россия

Памятник адмиралу С.О. Макарову в Кронштадте создан по проекту скульптора Л.В. Шервуда. Четырехметровая фигура флотоводца и изобретателя возвышается на пьедестале, которым служит часть гранитной скалы, известной как Камень-гранит. Речь идет о добытой в Выборге скале, которая некогда предназначалась для памятника Павлу I, но затонула. В 1909 году, когда понадобился материал для постамента памятника С.О. Макарову, скалу решили поднять с морского дна, но при транспортировке она раскололась. В итоге основная часть камня была использована скульптором Шервудом, а на малом осколке был закреплен мемориал в честь героев Цусимского сражения на Морской аллее Петровского парка. Неровная форма скалы навела скульптора на мысль изобразить адмирала Макарова не на мостике корабля, как предполагалось вначале, а среди бушующих волн.

Адмирал С.О. Макаров

Композиция памятника в результате такой находки получилась очень динамичной и полной экспрессии. Адмирал Макаров изображен в полный рост, в развевающемся от ветра походном плаще. Левая рука его вытянула вперед, у ног вздымается бронзовая волна, а ветер треплет бороду и полы пальто. Есть мнение, что захлестывающие ноги адмирала волны очертаниями напоминают японского дракона, который увлекает защитника Порт-Артура в морскую пучину (символ гибели С. О. Макарова на броненосце «Петропавловск» при обороне Порт-Артура в 1904 году).

Памятник адмиралу С.О. Макарову, Кронштадт, Россия

На лицевой стороне пьедестала можно прочитать выведенный крупными буквами известный призыв адмирала Макарова: «Помни войну!» Также тут помещены бронзовые доски с надписями, рассказывающими об истории создания памятника. Ограду памятника составляют якорные цепи и якоря со складов Кронштадского военного порта.

Памятник адмиралу С.О. Макарову, Кронштадт, РоссияПамятник адмиралу С.О. Макарову, Кронштадт, Россия

В нижней части постамента находятся бронзовые барельефы, посвященные наиболее значительным эпизодам из жизни и боевой деятельности адмирала Макарова. Барельеф с задней стороны памятника изображает арктическое плавание ледокола «Ермак» («"Ермак" в полярных льдах»). Этот корабль был построен под непосредственным руководством адмирала Макарова, и впоследствии на нем проводились океанографические исследования Северного Ледовитого океана под его командованием. В Кронштадте существует традиция: следует обязательно потереть нос белого медведя, изображенного над ледоколом «Ермак», и загадать желание. (А еще для любителей подобных ритуалов в Кронштадте недавно появилось Дерево желаний).

Памятник адмиралу С.О. Макарову, Кронштадт, Россия

Барельеф с левой стороны памятника изображает подвиг Макарова во время Русско-турецкой войны 1877–1878 гг. Эта композиция под названием «Торпедная атака» рассказывает о том, как 14 января 1878 года С.О. Макаров осуществил первую в истории минного оружия атаку торпедными катерами кораблей турецкой эскадры на внешнем Батумском рейде. В результате был взорван турецкий корабль «Интибах», а уже через несколько месяцев был подписан мир, провозглашавший независимость Болгарии, Румынии, Сербии, Черногории.

Памятник адмиралу С.О. Макарову, Кронштадт, Россия

Наконец, третий барельеф именуется «Гибель "Петропавловска"» и изображает момент трагической гибели адмирала: 31 марта 1904 года, при обороне Порт-Артура, броненосец «Петропавловск» подорвался на японской мине и затонул. Спасти удалось немногих. Адмирал Макаров погиб вместе с 10 штабными офицерами и известным художником-баталистом Василием Верещагиным. На месте гибели корабля обнаружили только походное пальто адмирала. Именно в этом плаще позировал скульптору Шервуду для памятника С.О. Макарову адмирал А.Г. Бутаков, имевший схожую с погибшим комплекцию и бороду. Во время Февральской революции А.Г. Бутаков был расстрелян на центральной площади Кронштадта.

Памятник адмиралу С.О. Макарову, Кронштадт, Россия

После гибели броненосца «Петропавловск» флот потерял не только один из кораблей, но и адмирала С.О. Макарова — руководителя обороны Порт-Артура и любимца моряков. До конца войны так и не удалось найти достойную замену этому флотоводцу. В нижней части барельефа на бронзе выбиты стихи поэта Дмитриева: «Спи, северный витязь, спи, честный боец, безвременно взятый кончиной...»

Памятник адмиралу С.О. Макарову и Морской собор, Кронштадт, Россия

На выходе с Якорной площади, у Обводного канала, стоит еще обратить внимание на кормовые якоря линкора «Октябрьская революция» (в 1911–1925 гг. — «Гангут»). Этот корабль был выведен из состава флота в 1956 году. Якоря установлены напротив краснокирпичного здания 1-го провиантского магазина кронштадтского Адмиралтейства.

Якоря линкора «Октябрьская революция», Кронштадт, РоссияЯкоря линкора «Октябрьская революция», Кронштадт, Россия

А непосредственно на берегу канала можно увидеть орудие Ивана Тамбасова — артиллерийскую установку с того же корабля «Октябрьская революция». Во время Великой Отечественной войны, 16 апреля 1943 года, командир орудия старшина 1-й статьи Иван Тамбасов ценою жизни спас линкор от взрыва. Иван Тамбасов был посмертно награжден за подвиг орденом Боевого Красного Знамени, а артиллерийской установке, которой командовал старшина, было присвоено его имя. После утилизации судна орудие стало памятником моряку.

Орудие Ивана Тамбасова, Кронштадт, Россия

Первоначально это мемориальное орудие находилось в Летнем саду Кронштадта, но позднее было перенесено сюда, на Якорную площадь.

♦♦♦♦♦♦♦

Начало прогулки по Кронштадту см. тут:

- Прогулка по Кронштадту: самостоятельная экскурсия по достопримечательностям (часть 1)

- Прогулка по Кронштадту: самостоятельная экскурсия по достопримечательностям (часть 2)

Продолжение прогулки по Кронштадту см. тут:

- Прогулка по Кронштадту: самостоятельная экскурсия по достопримечательностям (часть 4)

♦♦♦♦♦♦♦

Рекомендуемые сайты о Кронштадте

- Кронштадт — город воинской славы; настоящее и прошлое города

- Кронштадт: виртуальная экскурсия по городу

- Кронштадт православный

- Кронштадт: история, музеи, форты и другие достопримечательности

- Памятники архитектуры Кронштадта

- Старинные фотографии Кронштадта

- Муниципальное Образование город Кронштадт; прогулка по городу

Карта Кронштадта с достопримечательностями

На нашем сайте вы можете бесплатно скачать карту Кронштадта. На этой подробной туристической карте обозначены названия всех улиц центральной части города, а также основные памятники, музеи, соборы, скверы и парки, памятники архитектуры и прочие достопримечательности, расположенные в историческом центре Кронштадта.

Гостиный двор, Кронштадт, Россия

Кроме того, на карте обозначено местоположение остановки, на которую приходят и с которой отправляются автобусы и маршрутки от/до Санкт-Петербурга. План составлен авторами сайта на основе карты OpenStreetMap.

Что посмотреть в Кронштадте

В Кронштадте много интересных достопримечательностей, старинных построек, религиозных сооружений, исторических и современных памятников. Большинство из них обозначены на туристической карте Кронштадта.

- Морской Никольский собор

- Владимирский собор

- Итальянский дворец

- «Губернские» дома

- Комплекс кронштадтского Адмиралтейства

- Гостиный двор и Поющий фонтан рядом с ним

- Андреевский сквер и часовня Тихвинской иконы Божией Матери

- Центральная городская библиотека

- Петровский док

- Кронштадтский футшток

- Макаровский мост через Петровский овраг

- Синий мост через Обводный канал

- Летний сад

- Петровский парк

- Екатерининский парк вдоль Обводного канала

- Часовня Богоявления Господня «Спас-на-Водах»

- Музей истории Кронштадта в здании бывшей водонапорной башни

- Памятники Кронштадта, в том числе памятник П. К. Пахтусову, памятник И.К. Айвазовскому, памятник Ф. Ф. Беллинсгаузену и памятник С. О. Макарову

- Дерево желаний

- Настоящая чугунная мостовая на Пеньковом мосту

♦♦♦♦♦♦♦

Понравилась статья?

У вас есть возможность поддержать развитие нашего проекта любой доступной вам суммой :)



19 комментариев к заметке

  1. натальч пишет:

    Спасибо! Ваши заметки здорово помогли мне сориентироваться!

  2. Альбина пишет:

    Большое спасибо за исчерпывающую информацию! Собираюсь в августе в Питер с обязательным посещением Кронштадта! Раньше была в Кронштадте, но, как водится, ходила по городу самостоятельно почти вслепую. Обязательно воспользуюсь Вашей экскурсией. Спасибо от всех «самостоятельных» туристов за бескорыстную помощь.

  3. Foxy пишет:

    Пожалуйста! Пользуйтесь нашим «путеводителем» на здоровье:)

  4. Левон пишет:

    Большое спасибо за помощь! Недавно был в Питере с семьей, заезжали в Кронштадт, воспользовались вашим путеводителем. Очень подробные заметки, благодаря вам обошли город более осмысленно. Рекомендую всем!

  5. Наталья пишет:

    Спасибо за экскурс по Кронштадту! Поясните, пожалуйста, откуда у вас сведения про Морской собор, что его купол был изначально покрыт алюминием поверх меди. Даты его строительства вам известны, а алюминий в нашей стране промышленно начал производиться только в 1930-е годы. Думаю, что такое количество, которое было нужно для купола, не могло быть получено лабораторно!
    Наталья

  6. Foxy пишет:

    Наталья, спасибо за комментарий!

    Везде пишут, что серебристый цвет у купола был изначально (см., например, http://www.stk-spb.ru/projects/217/). Но был ли это алюминий — вопрос.

    Например, тут http://www.nash-kronshtadt.ru/news/1/308.html сказано: «При строительстве этого Храма Василий Косяков применил немало новейших для того времени технологий: использование подъемных кранов, сварочные работы, оригинальные методы монтажа металлических конструкций, алюминиевое покрытие металла купола».

    Алюминий действительно был в те времена крайне дорог. Так что не исключаю, что это информация не точная. К сожалению, сейчас, просматривая использованные источники, не могу найти тот, откуда я взяла эту информацию. Предполагаю, что купол мог быть и просто медным.

    Upd!: Нашла свой источник, но, увы, без ссылки (нынче уже себе такого не позволяю:)).
    Так или иначе, цитирую: «Собор имел медный купол, покрытый сусальным алюминием, то есть купол имел блестящий металлический цвет. Во время Великой Отечественной Войны купол был покрыт маскирующей шаровой краской. Когда после войны краску снимали, вместе с ней был содран и тонкий слой алюминия, покрывавший медь. В результате она начала окисляться и зеленеть. Таким образом характерный бирюзовый цвет, который имел купол до реставрации, в действительности, является результатом коррозии».

    Кстати, покрытие сусальным алюминием было использовано и при покрытии куполов другого храма Василия Косякова — Успенского храма монастыря Оптина пустынь (см. http://www.echomsk.spb.ru/programmes/voz ... va.html?print=Y). Если верить http://kronvestnik.ru/kmv/2036, то Успенский храм — первый случай в России, когда купола храма покрыли алюминием. Строился он в 1895—1900 годах. Вот еще: «Впервые в Санкт-Петербурге при строительстве церкви гладкие части куполов были облицованы листами алюминия» (http://www.citywalls.ru/house256.html). Так что всё возможно.

  7. Наталья пишет:

    Спасибо за ответ! Морской собор помню где-то с 1954 г. Уже тогда его купол был бирюзового цвета. Как специалист, имеющий определенные знания химии, могу сказать, что окисленная медь никогда не дала бы такой равномерной окраски, которую имел купол собора. К тому же, декоративные резные детали водостоков собора также имели аналогичную окраску. Вероятнее всего, это было какое-то покрытие (краска, эмаль и т.д.).
    Я не знаю, как вам можно послать фотографию. Но у меня есть цветное фото с открытки 1913 г., может и вы её видели, на которой купол собора имеет бирюзовую окраску. Эта открытка представлена в книге «Кронштадт в произведениях искусства и фотодокументах» (Выпуск 2010 г. Музей истории Кронштадта).
    В момент последней реставрации собора слушала комментарии, в которых было сказано, что документация на строительство собора не сохранилась, а посему на рассмотрение попечительского совета было представлено несколько вариантов его внешнего вида и внутреннего убранства. Мне это показалось маловероятным… Собору ведь всего 100 лет.
    Буду благодарна, если вы найдёте какую-то достоверную информацию о куполе собора при его строительстве и последующих восстановительных работах, а также о судьбе документации. Также буду благодарна, если вы сообщите информацию, если она у вас имеется, почему не были восстановлены белые мраморные доски с именами священнослужителей. В отреставрированном соборе я их не увидела.
    Большое спасибо!!!

  8. Terminus пишет:

    Здравствуйте, Наталья!
    Фотографии можно скинуть нам на почту: [email protected] :)
    Foxy сейчас в отпуске, так что сможет ответить вам, вероятно, через неделю.

  9. Наталья пишет:

    Фото Морского собора с открытки 1913 г. я послала по почте!

  10. Foxy пишет:

    Спасибо большое, Наталья! Выкладываю эту открытку здесь, чтобы все читатели могли ее посмотреть: http://www.mishanita.ru/data/images/Kron ... nstadt-card.jpg
    Как видите, купол действительно бирюзового цвета.

    Наталья рассказала нам, что разговаривала с научным сотрудником Музея истории Кронштадта. Он не сообщил мне ничего нового про купол собора. Посмотрев на эту открытку в своих документах, он сказал, что купол вовсе не бирюзовый, а цвет его такой из-за голубизны отражённого неба…

    По возможности буду дальше исследовать загадку купола. Если удастся найти какие-то убедительные сведения, обязательно отпишусь.

  11. Foxy пишет:

    Хотела бы вернуться к разговору о Морском соборе. Порадовать особыми результатами, впрочем, не могу.

    К сожалению, вопрос купола остался невыясненным. Я на прошлой неделе взяла в библиотеке 2 книжки о соборе («Морской город — морскому святому» Р. Левшина и «Морской собор в Кронштадте» Е. Исаковой), плюс просмотрела в Доме книге огромный фолиант «Кронштадтский Морской собор во имя святителя Николая Чудотворца» (http://www.ozon.ru/context/detail/id/25612439/). Ни в одной из этих книг я не обнаружила конкретных упоминаний, касающихся первоначального покрытия и, соответственно, цвета купола.

    В третьей книге есть дореволюционные фотографии и на них, как и на открытке (http://www.mishanita.ru/data/images/Kron ... nstadt-card.jpg), купол кажется бирюзовым, но уверенным быть нельзя.

    В этой же книге есть такая информация:
    «15 ноября 1912 году Главное морское хозяйственное управление Морского ведомства предоставило товарищу морского министра смету на содержание нового собора в Кронштадте. При рассмотрении сметы возникли сомнения по пунктам 1, 2, 3 и 4. В предоставленном разъяснении указывалось, что окраска крыш, переплетов и решеток планировалась один раз в три года, потому что «все эти части окрашены в светлые тона, отвечающие фасаду собора (в частности, крыши должны быть белыми), между тем собор, расположенный на обширной открытой площади, особенно сильно страдает от копоти из заводских и домовых труб, почему и необходимо возобновлять окраску наружных частей чаще принятого в положениях по Морскому ведомству, установленных для обычных зданий».

    Увы, больше мне ничего узнать не удалось.

    Наталья также интересовалась белыми мраморными досками с именами погибших флотских священнослужителей. Тут тоже остаётся вопрос. В книге Исаковой указывается, что изначально белых досок было заказано 20, но в итоге установлено только 2, по обеим сторонам Горнего места. В описи 1929 года значатся 130 досок черного мрамора и 20 досок белого. Все доски были утрачены в советское время. Воссоздание началось в 1990-х. Был, как утверждается, воссоздан внешний вид досок, а также тексты. Это всё, что сказано: к сожалению, не отмечено, какое именно количество досок было воссоздано. Но похоже, что белые доски всё-таки были воссозданы. По крайней мере проект такой существует: http://kr2012.ru/wp-content/uploads/2011/02/kad2-1big.jpg (http://kr2012.ru/?p=1928). Но вот видно ли это место обычным верующим, я не знаю. Сомневаюсь. Вот еще фото нынешнего вида Горнего места: http://img-fotki.yandex.ru/get/6107/3694 ... 74e_3aaf3a28_XL (но тут ничего не разглядеть).

    Upd: Да, похоже, белые доски воссозданы! Вот фотография Горнего места: http://www.kron-pravoslavie.ru/img/uploa ... /12/MG_5092.jpg

  12. Foxy пишет:

    Интересные статьи:

    — Как реставрировали Морской Собор в Кронштадте: http://www.rospissten.pro/articles/kak-r ... ronshtadte.html

    — Реставрация и реконструкция Морского собора в Кронштадте: http://www.rospissten.pro/chto-my-mozhem ... ronshtadte.html

  13. Foxy пишет:

    Продолжаем наши обсуждения на тему первоначального покрытия и цвета купола собора в Кронштадте.

    Наталья поделилась с нами свежими результатами:

    В книге «История возрождения Кронштадтского Морского собора» (Кронштадт, 2013 год) в разделе «Купола и наружный декор» читаем следующее:

    В работе по реставрации куполов специалисты столкнулись с рядом проблем. В годы Великой Отечественной войны они были покрыты защитной краской, чтобы замаскировать собор, являющийся высотной доминантой Кронштадта. За более чем полувековой срок покрытие въелось в медь куполов и удалить его было необычайно сложно. Специально для удаления этой особо прочной краски, а также для удаления патины и остатков консервационного покрытия реставраторам совместно с Институтом ядерной физики пришлось разрабатывать особые щадящие смывки лакокрасочных материалов. К радости реставраторов, после расчистки были обнаружены сохранившиеся фрагменты дореволюционной позолоты и сусального алюминия.

    ВЫВОД Натальи:
    Вероятнее всего, изначально медная кровля собора (это достоверный факт) была покрыта сусальным алюминием (хотя смущает та раскрашенная открытка 1913 г. с бирюзовым куполом), а в годы войны её покрасили защитной (думаю, «шаровой») краской, которая была в избытке в морском городе — Кронштадте. Прочитав выписку из словаря, что такое «шаровая» краска, можно сделать предположение, что именно из-за её цвета (а не из-за коррозии меди!!!), купол собора и имел такой бирюзовый цвет, который я помню с 1950-х годов.

    ША́РОВАЯ КРА́СКА (церк.-слав. шаръ из тюркск. šară — «краска»; см. красители, краски) — в Древней Руси «шаровый» означало «пестрый, пятнистый, разукрашенный» (словен. šar — «пестрый, пятнистый»). Ша́рить — красить, расписывать (сравн. живопись), шаро́вный — окрашенный; шари́ло — синяк либо румяна; ша́рница — палитра, смесь красок; шаро́вное письмо — стенопись, фреска.
    Позднее, в XVIII—XIX вв. появилось другое значение: шара — «дикая», т. е. серая краска, мел с сажей, иногда ее использовали в качестве грунта.

    Шаровая масляная краска — серо-голубая, по-немецки «кугельблау» (нем. Kugelblau). Такая краска состоит из белил, мела и «голландской сажи», ее также называют «военной», поскольку в XIX в. использовали для окраски военных кораблей — такой цвет позволял им сливаться с серым небом и морскими волнами. В России XVII—XVIII вв. «дикая» краска — зелено-голубая, цвета морской волны или «небесно-синяя».

  14. Элина пишет:

    Подскажите,пожалуйста, на сколько дней рассчитана экскурсия всех 4-х частей?

  15. Foxy пишет:

    Здравствуйте! В наших заметках описана прогулка одного дня)). То есть экскурсия рассчитана примерно на 4-5 часов. Исторический центр Кронштадта достаточно компактен, и обойти его можно за несколько часов (это просто когда описываешь, получается объемно :) ).

    Как вариант — можно приезжать в Кронштадт из Питера дважды и гулять по паре-тройке часов, скажем, с утра до полудня.

    Удачи!

  16. Элина пишет:

    Замечательно! У нас как раз один день на Кронштадт и хочется как можно больше посмотреть не теряя время.Обязательно воспользуемся этим маршрутом, Спасибо Вам большое!!!))

  17. Foxy пишет:

    Пожалуйста, пользуйтесь на здоровье))!

  18. Владимир пишет:

    Спасибо за информацию и карты.
    Собираюсь скоро в Питер и к Вам.
    Очень хочу поклониться Пётру Кузьмичу Пахтусову.

  19. Foxy пишет:

    Пожалуйста! Удачной поездки в Кронштадт!