VIII Международный фестиваль песчаных скульптур в Санкт-Петербурге

Рубрики: в России,Культурные события, Теги: ,
Foxy @ 26 июля 2009, в 14:38

Время: с 12 июля по 31 августа 2009 года

Место: Санкт-Петербург, Россия; пляж Петропавловской крепости

Событие: Международный фестиваль песчаных скульптур-2009 «Древнегреческий олимпийский огонь».


Подвиги, запечатленные в... песке

На пляже Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге каждое лето традиционно проходит Международный фестиваль песчаных скульптур. В этом году темой фестиваля стал древнегреческий олимпийский огонь и всё, что с ним связано. Участники фестиваля из более десятка стран сумели проявить изобретательность и богатую фантазию, создав довольно неожиданные композиции на эту тему — помимо, разумеется, работ в поистине классическом стиле (что как нельзя лучше подходит к теме фестиваля, ведь что считать классикой как не греческое искусство).

Итак, начнем с работы, которая заняла на фестивале первое место. Это скульптура «Прометей» московских мастеров Павла Заданюка и Баграта Степаняна. Композиция прославляет подвиг Прометея, похитившего с Олимпа огонь и передавшего его людям. Когда кара за кражу спасительного огня у Богов настигла его (именно в момент свершения кары и запечатлели Прометея московские скульпторы), он безропотно принял ее, зная, что огонь осветит людские сердца и даст жизнь и процветание на земле.

Прикованный к скале и обреченный на нескончаемые мучения (только Гераклу через несколько тысяч лет удалось убить терзавшего его орла и освободить Прометея), Прометей всё равно выглядит несгибаемым, мощным титаном. Вздутые вены,  могучий торс — и трогательная щепотка пальцев, сжимающих спасительный огонь, особенно искусно изображенная скульпторами, как будто вырастающая из-под земли.

Второе место на фестивале завоевала богатая достоинствами работа скульпторов из Екатеринбурга Сергея Заплатина и Григория Пономарёва «Легенда олимпийского огня». Изображена, как несложно догадаться, фигура Икара. Авторы придумали следующую легенду: Чтобы зажечь первый олимпийский огонь, Икар долетел до самого Солнца и зажег от него свой факел. Потом он спустился на землю к людям и зажег огонь в священной чаше. Оттуда эстафета олимпийского огня понеслась сначала по Древней Греции, а затем по всему миру, через века и страны.

Неплохая получилась легенда, хотя, если помните, оригинальный древнегреческий миф повествует о том, что Икар вместе со своим отцом Дедалом спасался от критского царя Миноса, но приблизился слишком близко к Солнцу и погиб, так как солнечные лучи растопили воск. скреплявший изготовленные Дедалом крылья. Собственно, изначально олимпийский огонь служит напоминанием именно о подвиге Прометея и с Икаром, конечно, связан не был.

Третье место на фестивале было присуждено работе Валерия Петренко и Дмитрия Клименко (Украина, Россия) «И пусть победит сильнейший». Человек движется к своей цели, не страшась горящих глаз мифического трехглавого чудовища. Как и тысячелетия назад, сыны Олимпии готовы выявить сильнейшего в честной борьбе.

Трехглавое чудовище, напоминающее китайскую собаку, понравилось особенно (если смотреть по древнегреческим мифам, это может быть чудовищный трехглавый пёс Цербер, охраняющий врата Царства мёртвых (правда, у того был змеиный хвост, да и вообще этот выглядит куда более безобидным и даже симпатичным)):

На фестивале было представлено и много других интересных работ, пусть не получивших призы, но завоевавших зрительские симпатии. Прежде всего хочется отметить остроумную композицию российских мастеров из Хабаровска и Комсомольска-на-Амуре «Болельщик». Своей скульптурой они хотели выразить неотъемлемую связь спорта, олимпиады и тех, кто безраздельно, всей душой переживает моменты спортивных побед и поражений вместе с непосредственными участниками соревнований. Герой этой великолепной композиции — Болельщик!

Еще одна примечательная работа посвящена горячей мужской дружбе и так и называется — «Огненная дружба» (можно подумать, что речь идет о водке, объединяющей людей). Авторы — скульпторы из Бельгии и Нидерландов. Их скульптура представляет собой боксеров в яростной схватке, при рассмотрении которых можно заметить, что они застыли в дружеском объятии. Так авторы хотели выразить идею равных возможностей и совместных усилий в соревнованиях.

Довольно простая, но изящная символическая композиция под названием «Танец олимпийского огня» создана российскими мастерами из Петрозаводска. Глядя на этот пляшущий божественный огонь, напоминающий о подвиге Прометея, земляне объединяются в единый танец мира и дружбы. В наши дни огонь зажигают в Олимпии направленным пуском солнечных лучей, образованных вогнутым зеркалом. Вокруг Солнца, этого большого факела, тоже «кружатся в вальсе» планеты и другие космические тела. Наконец, у многих народов в древности существовал ритуал «огненных танцев», объединяющих людей, придающих им силы и вселяющих оптимизм.

Работа «Эхо древних игр»российских скульпторов из города Чебоксары изображет исторический момент, когда Александр Македонский тоже участвовал в Олимпийских играх. Дело в том, что рабы и варвары, т.е. лица негреческого происхождения, участвовать в Олимпийских играх не могли. Геродот сообщает, что когда Александр Македонский пожелал принять участие в состязаниях и для этого прибыл в Олимпию, то эллины, участники состязаний, требовали его исключения. Эти состязания, говорили они, для эллинов, а не для варваров. Александр же доказал, что он аргосец, и судьи признали его эллинское происхождение. Он принял участие в беговом состязании и пришел к цели одновременно с победителем.

Композиция «Олимпийский сон» мастеров из России и Сирии выражает идею о том, что человечество постоянно находится в состоянии войны не не сможет отказаться от нее даже на время Олимпиад, которые призваны объединять и примирять. Об этом остается только мечтать, видеть сны о мире и понимании. Дракон, извергающий огонь, и нежная хрупкая девушка: насколько они не похожи, но всё же об они живые существа, которые могут родиться из одного яйца и могут любить друг друга, не замечая различий. Под силой их любви даже вода и огонь примиряются, смешиваясь и не уничтожая друг друга. Это призыв к людям осуществить такой небывалый союз в реальности и жить в мире, хотя бы во время Олимпиад... Вот такое широкое философское обобщение.

Работа «Герой вчерашнего дня» скульпторов из России и Нидерландов напоминает нам о том, что спорт — это не только победа, но и поражение. Победитель всегда один. Бремя славы коротко и быстротечно. Сегодня ты — герой, а на следующий день всего лишь герой вчерашнего дня. Композиция представляет собой символическую гору Олимп с абстрактнйо фигурой богини Ники на вершине. Она благоволит только победителям, а проигравших безжалостно сбрасывает с Олимпа. В композиции использованы сюжеты эрмитажных древнегреческих ваз, помогающие связать античность и сегодняшний день.

Композиция «Финишная прямая» мастеров из Португалии и Нидерландов изображает атлета, упавшего на колени после того, как он показал всё, на что способен, в беговых соревнованиях. Скульпторы выражают идею о то, какую духовную силу и напряжение вкладывают спортсмены в Олимпийские игры.

Одна из самых необычных работ — композиция «Где?», нефигуративная, абстрактная, но весьма искусно сделанная (вообще надо отметить, что прошедший за ночь сильный дождь почти не повредил скульптуры, хотя никаким тентом они защищены не были). Ее авторы — московские скульпторы — призывают задуматься о своем месте в жизни и вспомнить о том, что всё непостоянно: первые станут последними, а последние — первыми.

Работа скульпторов из Санкт-Петербурга «Пантеон» посвящена победе гармонии разума, силы, доблести и благородства и стремлению к совершенству.

P.S. Наш репортаж о фестивале песчаных скульптур-2010 см. в разделе IX Международный фестиваль песчаных скульптур в Санкт-Петербурге, «Мировое кино».

Понравилась статья?

У вас есть возможность поддержать развитие нашего проекта любой доступной вам суммой :)