И снова — по морям, по волнам: Бюзум (Büsum).

Рубрики: Германия, осень 2008,Наши путешествия, Теги: ,
Foxy @ 28 октября 2008, в 18:35

В эту субботу (25 октября) я опять махнула на море. И опять мне несказанно повезло с погодой: с утра, надо сказать, трудно было понять, что сулит грядущий день, так как выехала я довольно рано. Долго держался густой туман, что, в принципе, указывало на возможность солнечной погоды, но я была не уверена. В итоге день выдался на славу, во всех отношениях. И солнце и свежий ветер — не последние по важности компоненты.

В поезде я смотрела в окно, любовалась сонными пейзажами, застланными туманом полями, бесконечными овцами и прочими сельхозживотными. Вообще овца символ здешних мест (то есть не только Люнебургских пустошей, что относятся к Нижней Саксонии, но и части Шлезвиг-Гольштейна). Кстати, насчет Шлезвиг-Гольштейна: в этот раз мне пришлось ехать по региональному билету одной, но, учитывая, что я делала много пересадок и даже успела (неожиданно для себе самой) под вечер побывать еще в одном городе, то можно сказать, как здесь выражаются, что es lohnte sich, то есть это того стоило, это было оправдано. Да, еще одна характерная черта здешнего пейзажа — это, конечно же, ветряки: что в районе Куксхафена (в принципе, недалеко от Бюзума и тоже на Северном море), что здесь дуют сильные ветры, особенно на побережье (а про открытое море я вообще молчу; правда, как мне известно из планов немецкого правительства и обзора текущей ситуации, развитие оффшорной ветроэнергетики — дело ближайших десятилетий, так что пока это еще весьма отдаленная перспектива).

Бюзум, как и Куксхафен, — город портовый. Рыбная ловля и торговля рыбой — один из важнейших источников доходов. Тут продается и свежая, и копченая, и какая хотите рыба. Также в ходу (опять же, как и в Куксхафене) те самые Krabben, то есть североморские креветки вида Crangon crangon (песчаные креветки). На этот раз мне удалось заснять процесс продажи этих креветок в развес по кулькам на улице:

Ловля креветок, если верить историческим источникам, началась здесь уже в 1624 году. В то время этим занимались преимущественно женщины, которые во время отлива бродили с сетями по ваттам и вылавливали из вымоин креветок. В конце XIX века приобрело популярность рыболовство в открытом море, отчего возникла повышенная потребность в строительстве рыболовецких судов.

Уже с 1818 года Бюзум функционирует как спа-курорт, куда приезжают, чтобы побродить по ваттам (как выяснилось, не только морская вода, но и сами эти, скажем так, грязи имеют лечебный эффект). В 1837 году он получил статус Nordseebad (что-то типа североморской здравницы). Во время правления нацистов здесь проводились курортные мероприятия по специальной программе «Радость — путь к силе» для членов NSDAP. В 1949 году Бюзум получил официальное звание Nordseeheilbad (оздоровительного центра).

Сначала я побывала в местном аквариуме под названием «Мир моря», находящемся недалеко от гавани. Хотя некоторые представители здешней морской фауны мне были знакомы еще по Зюльту, большинство «экспонатов» были мне ранее неизвестны.

Вот, например, прикольная рыба под названием аротрон звездчатый (пятнистая рыба-шар):

Обалденно красивая рыба крылатка полосатая или рыба-зебра:

Забавные небольшие рыбешки ярко-желтого цвета, очень подвижные, зебрасома парусная желтая (рыбы-хирурги; эти тепловодные рыбы примечательны тем, что у основания хвостового плавника сбоку у средней линии несут яркие и острые костяные выросты. Это могут быть один-два костных щитка, снабженных заостренным килем, простая колючка или мощный ножевидный шип, который прижимается к телу, убираясь в специальную выемку, и выпрямляется, направляя острие вбок и вперед ):

Уже знакомый нам (съедобный) морской еж Echinus esculentus:

Уже знакомые малоприятные креветки:

Морская звезда Asterias rubens:

Милые, почти неподвижные, здорово приспособившиеся к цвету водорослей морские коньки Hippocampus hippocampus (обыкновенный морской конек) (достигают 12 см в длину):

Разнообразные рачки-отшельники (в Черном море я привыкла их видеть, но только не таких крупных):

Омар:

Очень странные создания, такие узкие, продолговатые, тоненькие зеленые ниточки; это игла-аллигатор, тоже типа морских коньков, только таких игольчатых:

Тут же рядом примерно такие же на вид рыбешки, только черного цвета, кривохвостка обыкновенная (морская уточка или рыба-бритва или рыба-нож) (обитает в Красном море).

Неприятный Birgus latro, пальмовый вор, удивительный десятиногий рак (кокосовый краб, или краб-воришка), который сначала живет в море, в раковине моллюска, как "нормальный" рак-отшельник, а позднее бесчинствует в кокосовых рощах. Это — самое большое членистоногое в мире (к ним, напомним, относятся также ракообразные, насекомые, пауки). Обитает на тропических островах Индийского и западной части Тихого океана. Ранее считалось, что пальмовый вор питается свежими кокосовыми орехами (отсюда и название). Однако оказалось, что, несмотря на свои размеры, этот рак неспособен расколоть скорлупу. Не подтвердились и сведения о том, что он влезает высоко на пальму, чтобы сбросить орех с дерева. На самом деле он питается другими ракообразными, плодами растений рода Pandanus, содержимым расколотых орехов и органическим веществом грунта. Самки с развивающимися яйцами мигрируют к морю и сбрасывают яйца в воду, где из них вылупляются личинки. Осевшие на дно молодые рачки похожи на раков-отшельников, мягкое брюшко прячут в пустые раковины морских, а после выхода на сушу — наземных моллюсков. Пальмовый вор выкапывает в почве неглубокие норы, которые выстилает волокнами кокосовых орехов. Иногда его называют краб пальмовый вор или кокосовый краб, но это неверно, он сухопутный рак-отшельник. Крабом же его называют из-за внешнего сходства с близкими родственниками. Мясо пальмового вора употребляют в пищу.

Аллигатор прекрасно уживается с черепашками:

Скат, точнее морская лисица (колючий скат Raja clavata):

Ярко-синие рыбки хирург королевский (как и у всех хирургов, перед хвостом есть острый костяной нарост, способный сильно поранить противника; распространение: Индо – Тихоокеанский регион):

Очень красивые, лиловато-бархатный черный скат, точнее морской кот или пелагический хвостокол (обитает в Средиземном море, на южноафриканском побережье):

Очень странное создание эта вот каменная рыба (рыба-камень, бородавчатка ужасная; обитает на дне возле коралловых рифов и камуфлируется под камень; считается самой ядовитой рыбой в мире; распространена главным образом в районе южного тропика):

Вот эта необычная рыба всё время как-то странно, очень активно дышала, раздувая бока (это морской петух или желтая тригла):

 

Желтая тригла (морской петух)

 

А вот скат с непривычного ракурса. Напоминает какое-то белесое привидение:

Скат

 

После аквариума я отправилась прогуляться по набережной и заодно купила билеты на 12 часов на прогулку на кораблике: решила попробовать еще раз, может быть, здесь тюлени еще не все сбежали…

В гавани Бюзума стоит маяк, являющийся одним из символов города. Построен он был в 1912-13 гг. из 55 тонн чугунных пластин. В 1976 году был автоматизирован.

Надо сказать, цены на различные экскурсии и даже дальние поездки из порта Бюзума вполне гуманные. Отсюда достаточно выгодно можно скататься на Хельголанд или даже в Данию.

Спонтанно решив в этот день побывать еще в одном городке, я решила не посещать местный пиратский аквапарк Meerwasserwellenbad Piratenmeer, хотя у меня всё было (купальник и даже полотенце!). Помимо аквапарка, тут есть морской музей, а также недавно построенный за большие деньги и активно рекламируемый центр Blanker Hans, посвященный истории наводнения 1962 года. В так называемой Музейной гавани стоит множество судов разного назначения: спасательных, рыболовецких…., даже одно таможенное судно.

Вскоре пришло время садиться на корабль. По опыту прошлой морской прогулки (тоже, кстати сказать, 2,5-часовой) я знала, как нужно одеваться, чтобы тебя по возможности продуло как можно меньше, так что в этот день тщательно экипировалась.

Наш кораблик назывался MS "OL Büsum“ (компании Reederei Rahder). Весь сезон (то есть до конца октября) он совершает поездки к одному из крупнейших тюленьих лежбищ Северного моря, находящемуся в 20 километрах от Бюзума.

Reederei Rahder является официальным партнером Национального парка Wattenmeer и потому имеет право совершать такие рейсы. Правда, руководство компании взяло на себя обязательство не злоупотреблять этим правом и уважать природу: во время этих экскурсий они стараются не потревожить покой ни единого животного, будь то тюлень или кто другой (у них на сайте и в проспекте написано, что со временем тюлени привыкли к тихому и медленному приближению судна и зачастую даже не поднимают головы, когда мимо проходит корабль; это так и есть, тем более что близко мы действительно не подходили, а шли очень тихим ходом на некотором расстоянии).

Судоходная компания Reederei Rahder, как я узнала из бортового журнала, предлагает множество самых разных услуг: от свадебных церемоний до захоронений в море (к слову сказать, на следующий день я побывала в Шлезвиге, где видела рекламу какой-то похоронной конторы; мол, предлагаем захоронения на любой вкус: огонь, земля или вода (я, правда, подумала, что вариант с водой, то есть морем, всё-таки не обходится без предварительной огневой обработки); станешь тут циником...).

В течение первого часа я сидела на открытой палубе с народом и любовалась на расходящиеся от корабля брызги. Завораживающее зрелище, как горный хрусталь. После того, как мы посмотрели тюленей и повернули назад, я уже почти не выходила на улицу, а решила погреться в салоне: как ни утепляйся, северный ветер всё равно дает себя знать. У меня с собой, тем более был перекус. Хотя, конечно, на борту работает кафе (а также сувенирный магазин, где выдают напрокат бинокли за 1,50 ЕВРО и продают сувениры, из которых, правда, мне ничего не приглянулось; пока что лучшим сувениром с Северного моря для меня остается приобретенный на Зюльте (здесь в городе Бюзуме таких, впрочем, тоже продают) мохнатый белый тюлененок).

На этот раз шуточек капитан не отпускал и вообще говорил мало. Зато обещания свои выполнил! Сбылась мечта… я увидела тюленей, пусть и не так близко, как хотелось бы. Единственное, о чем рассказывал капитан, когда мы уже были близки к цели, так это об образе жизни тюленей и задачах Национального парка.

Оказывается, эти животные могут в воде делать всё что угодно: даже спать. А также делать детенышей. Такие вот лежбища, песчаные полосы, которые встречаются в Северном море, очень удобны для них с точки зрения выращивания и воспитания потомства.

В Национальном парке Wattenmeer, в той его части, которая относится к региону Шлезвиг-Гольштейн, обитает около 10 тысяч тюленей. Питаются они преимущественно рыбой: селедкой, корюшкой, камбалой, треской. Это настоящие охотники. Благодаря обтекаемой форме тела и превращенным в плавники передним и задним конечностям они могут участвовать в подводной погоне за добычей и развивать скорость до 35 км/час.

На лежбище, которое у нас была возможность осмотреть, обитают примерно сто тюленей. Особенно забавно было наблюдать, как они двигаются и вылезают из воды. Народ повскакивал, стал фотографировать… Я даже на видео кое-что сняла, уж больно они милые (хотя я слышала, что могут быть и агрессивными):

Тюлени на Северном море

Тюлени на Северном море

Поскольку от аквапарка я решила отказаться, то вскоре после прибытия на твердую землю поспешила на вокзал. Но прежде осмотрела еще некоторые достопримечательности.

Во-первых, это позднеготическая церковь св. Клемента (St.Clemens Kirche). И внутри, и снаружи здесь доминирует вовсе не привычный нам кирпично-готический стиль, а скорее что-то такое датское (именно такое оформление, обилие дерева, тихую, почти сельскую атмосферу я наблюдала в некоторых церквях в Копенгагене). Построенная в 1434-1442 гг. церковь названа в честь папы Клемента I, святого покровителя рыбаков.

Алтарь и кафедра относятся к началу XVIII века. Интересно, что, поскольку Бюзум раньше был пиратским гнездом, многие здешние сокровища представляют собой награбленное с острова Пельворм (Pellworm), частично пожертвованое церкви пиратом по имени Корд Виддерих (Cord Widderich).

Отдельно стоит небольшое здание Зала славы (Ehrenhalle) в память о погибших во Второй мировой войне. Типа такой часовенки, вход в которую охраняют два ангела:

Рядом находится старинный ресторан Zur alten Post (У старой почты) и одноименный отель, главный в городе.

Тут же и непритязательная Ратуша:

Далее — поездка в городок Фридрихштадт.

Понравилась статья?

У вас есть возможность поддержать развитие нашего проекта любой доступной вам суммой :)