Путешествовать по Финляндии на поезде весьма удобно: вагоны современные, просторные, вполне комфортабельные и чистые, поезда ходят довольно часто (во всяком случаем между основными городами), виды за окном живописные (особенно в богатой озерами Восточной Финляндии). К тому же, в некоторых экспресс-поездах есть разного рода дополнительные удобства: розетки, места для курения, детские вагоны, вагоны-рестораны, иногда даже Wi-Fi (хотя и по-фински неспешный). Для путешествующих первым классом (
Extra Class) предусмотрены более просторные сидения, газеты, а иногда и закуски. Если же вы хотите сэкономить, то лучше всё-таки выбирать второй класс, тем более что железнодорожные билеты в Финляндии и без того не слишком дешевые.
Пассажирские поезда в Финляндии управляются компанией
VR Group (
Финские железные дороги, сайт:
http://www.vr.fi/en/index.html), которая располагает довольно обширной железнодорожной сетью, связывающей все крупные финские города и многие загородные районы. Большинство пассажирских поездов прибывает или отправляется с Центрального железнодорожного вокзала
Хельсинки (
Rautatieasema). Именно в этом городе удобнее всего начинать путешествие, если вы хотите посетить такие города, как
Тампере, Турку или
Лахти. Поезда до этих городов отходят из Хельсинки как минимум раз в час. Они доставят вас до места назначения быстрее, чем автобус, хотя железнодорожные билеты обычно стоят несколько дороже автобусных.
Сеть финских железных дорог:
Впрочем, если заблаговременно позаботиться о
приобретении железнодорожных билетов по Финляндии через Интернет на сайте финских железных дорог http://www.vr.fi/en/index.html, то можно неплохо
сэкономить.
Выгоднее всего покупать билеты
Advance tickets, продажа которых начинается
за 2 месяца до даты поездки (последний шанс приобрести билет по этому тарифу - за 7 дней до поездки; даже в этом случае будет небольшая экономия).
Раньше чем за 2 месяца (60 дней) искать на сайте эти билеты смысла не имеет, поскольку к тому моменту билеты эконом-тарифа еще не поступают в продажу.
Ниже приводятся
примеры стоимости ж/д билетов по стандартному тарифу (
Normal price) и эконом-тарифу
Advance, при условии покупки билетов за 60 дней и за 7 дней до дня поездки. Как видите, если вовремя подсуетиться, то можно съездить на поезде
из Хельсинки до Турку за 16 евро,
из Турку до Тампере за 15 евро,
из Хельсинки до Тампере за 16 евро и т.д. - то есть стоимость билетов будет примерно в 2 раза ниже, чем по стандартному тарифу.
Тариф
Advance tickets — наиболее выгодный, но за эту экономию вы «платите» тем, что — например, в отличие от тарифа
Basic ticket — не имеете возможности ни аннулировать бронь, ни изменить дату и время поездки, то есть вы «привязаны» к конкретному поезду. (Другие тарифы хотя и позволяют отменить или изменить заказ, но это, как правило, не бесплатно — вы получаете назад лишь часть суммы; лишь самый дорогой тариф
Flexible ticket дает право бесплатного изменения даты и времени (с доплатой, если новый билет дороже), а за отмену брони вы платите по 10 евро за каждый билет, как и в случае с тарифом
Basic ticket).
Удобство заблаговременного
приобретения билета через Интернет также и в том, что после оформления покупки готовые
билеты в электронном виде приходят на E-mail, и вам нужно только их распечатать: не требуется обращаться в кассу или в билетный автомат, всё необходимое уже у вас на руках.
Сразу оговоримся, что билеты на более скоростные и комфортабельные экспресс-поезда типа InterCity, как правило, дороже, чем билеты на относительно неторопливые региональные поезда.
Онлайн-покупка билетов на сайте финских железных дорог может проходить как на английском, так и на финском и шведском языке (хотя даже при бронировании на английском замечаешь, что некоторые элементы интерфейса не переведены, но это не вызывает особых трудностей). Надеемся, что наша
инструкция по онлайн-бронированию железнодорожных билетов по Финляндии поможет даже тем, кто не владеет этими языками, поскольку процедура эта достаточно простая — пожалуй, даже проще, чем при бронировании билетов на поезда по другим странам Европы (в частности, здесь от вас даже не требуется указывать личные данные пассажиров).
Мы постарались составить максимально четкую
пошаговую инструкцию о том, как купить электронные билеты на сайте финских железных дорог.
1. Заходим на сайт
http://www.vr.fi/en/index.html. В левой части экрана видим окошко, куда необходимо ввести основные параметры поездки: откуда (
From), куда (
To), а также указать дату (
Date) и приблизительное время (
Time), количество пассажиров (
Passengers). На этом же этапе указываем, нужна ли вам поездка только в одну сторону (
One way/Outbound journey) или туда и обратно (
Return). Во втором случае потребуется также выбрать дату и время обратной поездки (
Inbound journey).
Допустим, мы хотим добраться из
Хельсинки до Турку и обратно. Тогда в полях отправления и прибытия указываем, соответственно,
Helsinki и
Turku, выбираем тип поездки «туда и обратно», указываем количество и категорию пассажиров (взрослые, дети, пенсионеры и т.п.), дату и время. После того как мы заполнили все поля, нажимаем зелёную кнопку «
Search» («Искать»).
2. Теперь нам выдаются конкретные варианты поездов с расписанием и ценами билетов. В верхней части страницы приводятся варианты для поездки туда, ниже — для поездки обратно. Выбираем наиболее удобный по времени и наиболее привлекательный по цене вариант. Самые выгодные предложения приведены в колонке «
Advance» (как говорилось выше, это наиболее
экономичный тариф, но он «привязывает» вас к конкретному поезду, не давая права возврата или обмена билетов; к тому же, для этого тарифа
не предусмотрены скидки для пенсионеров и других льготных категорий).
По тарифу
Advance путешествие на поезде
из Хельсинки в Турку стоит 16 евро в одну сторону на человека (32 евро на двоих; так что туда и обратно путешествие будет стоит 64 евро).
Количество пересадок указано в колонке «
Transfers», продолжительность поездки — в колонке «
Travel time», время отправления и прибытия — соответственно, в колонках «
Departure» и «
Arrival». При желании на этом этапе можно скорректировать время отправления или прибытия, сдвинув его на более ранний («
Previous departures») или более поздний («
Next departures») срок. Можно поменять и дату, сдвинув ее на необходимое количество дней в ту или иную сторону («
Previous day» — предыдущий день; «
Next day» — следующий день).
Определившись с выбором, выделяем соответствующую строчку в таблице с предлагаемыми вариантами. Общую сумму к оплате мы видим уже на этом этапе, в правой части экрана в разделе «
My selections» («Мой выбор»). Там же указаны маршрут, выбранная дата и время поездки и число пассажиров, а ниже приводится
важная информация о выбранном типе тарифа (возможность отмены или изменения брони и наличие «штрафа» в случае ее отмены или изменения).
Если мы уверены, что сделали правильный выбор, и осведомлены об особенностях выбранного тарифа, то можно приступать непосредственно к процессу покупки билетов. Для этого нажимаем на зелёную кнопку «
Continue» («Продолжить») или синюю кнопку «
Pay now» («Сразу перейти к оплате»). Разница только в том, что в первом случае у вас будет возможность указать предпочтения по месту в вагоне, а во втором случае места для вас автоматически подберет система.
3. Если вы нажали на «
Continue» («Продолжить»), то перед вами появится экран «
Seats and services» («Места и услуги») с возможностью указать предпочтения по расположению места в вагоне (
Seat preference). Можно либо оставить это поле без изменений («
No special requests» — «Особых пожеланий нет»), либо выбрать, скажем, семейный вагон, вагон для работы, места друг напротив друга, рядом с игровой комнатой, места для страдающих аллергией пассажиров, путешествие с домашним животным — в общем, вариантов масса. На этом же этапе указывается, хотите ли вы провозить с собой
велосипеды, и если да, то сколько (за провоз каждого велосипеда к билету дополнительно начисляется 9 евро).
Указав свои предпочтения, нажимаем на зелёную кнопку «
Continue» («Продолжить»).
4. Теперь перед нами появляется длинная страница с заголовком «
Payment» («Оплата»). Здесь нас призывают проверить все параметры поездки, чтобы потом не кусать локти. А именно: нам предлагается проверить количество пассажиров, время и дату поездки, общую сумму брони. Здесь же мы видим, какие номера мест и в каком вагоне получил каждый пассажир.
Ниже на этой же странице видим раздел «
Select delivery method» («Выбор способа доставки»). Наиболее простой способ — выбрать
доставку билетов на электронную почту, чтобы вы могли
распечатать их самостоятельно. Также существует возможность отправки билетов на один или несколько мобильных телефонов (если у вас телефон с подключением к Интернету, это тоже возможно). Второй вариант получения билетов — «
Pick up from VR ticket machines or VR station ticket offices» («Забрать билет в автомате VR или в кассе VR на вокзале»;
для этого требуется знать номер брони).
Если вы предпочитаете доставку на электронную почту, то следует выбрать первый пункт («
Email, which I will print myself or receive in my e-mail or mobile phone» — «Отправка на электронную почту или мобильный телефон») и подпункт «
Send all tickets to one mobile phone number or e-mail address» («Отправить все билеты на один номер мобильного телефона или адрес электронной почты»), после чего в соответствующее поле ввести свой адрес электронной почты. Еще ниже имеется поле «
Identifier» («Идентификатор») — это код, который необходим в случае, если вы выбрали вариант получения билетов в автомате. По сути, это произвольный пароль, который вы сами придумали и запомнили.
Наконец, третий раздел этой же страницы — «
Select method of payment» («Выбор способа оплаты»). Здесь первым делом нужно отметить галочкой пункт «
I have read Terms and conditions and accept them» («Я ознакомлен с правилами и условиями»).
После этого переходим собственно к выбору способа оплаты («
Select payment method»). Если вы
оплачиваете билеты банковской картой (неважно, кредитной или дебетовой), то выбирайте пункт «
Credit card payment». Из перечисленных ниже видов банковских карт (на сайте финских железных дорог принимаются карты
Visa, Visa Electron,
Master Card и
American Express) выбираете нужный.
5. На следующем этапе оформления заказа требуется ввести данные банковской карты, которой вы оплачиваете билеты. Интерфейс здесь уже исключительно на финском, но разобраться несложно.
Требуется указать номер карты (
Maksukortin numero), срок ее действия (
Voimassaoloaika), проверочный код (
Maksukortin tarkistusluku) (во всяком случае он требуется для карт
Visa). Имя и фамилию владельца карты вводить не требуется. Чтобы продолжить оплату, нажимаем на зелёную кнопку «
Hyväksy» («Подтвердить»). Если же мы хотим отменить операцию, нажимаем серую кнопку «
Peruuta» («Отменить»).
6. Если всё прошло успешно, то через несколько секунд на экране появится сообщение о том, что оплата завершена.
Затем мы увидите экран «
Confirmation» («Подтверждение») со всеми параметрами поездки, включая пункты отправления и прибытия, дату и время, стоимость каждого билета, номера вагонов и мест, а также способ доставки и
номер брони (
Order number) (
если вы бронируете билеты не по эконом-тарифу
Advance, а по более дорогим тарифам
Basic или
Flexible, то этот номер потребуется вам, если вы вдруг захотите отменить или изменить бронь).
Распечатать билет в формате
pdf можно непосредственно с этой страницы, нажав зелёную кнопку «
Print E-ticket» («Распечатать электронный билет»). Это позволит вам сохранить все билеты в виде одного файла. Но, в принципе, это не обязательно, поскольку в эту же минуту
билет придет вам на электронную почту. Билет приходит в готовом виде, опять-таки в формате
pdf (на каждого пассажира приходит отдельный билет туда и отдельный обратно). Всё, что от вас требуется, — это его распечатать, взять с собой и предъявить контролеру. Компостировать такой билет, разумеется, не требуется.