Церковь Сан-Франческо-а-Рипа (San Francesco d'Assisi a Ripa Grande in Trastevere), расположенная в южной части заречного римского района Трастевере, достаточно скромна и не относится к числу главных архитектурных памятников, однако заслуживает посещения — хотя бы ради капеллы Роспильози-Паллавичини, а также знаменитой скульптуры Бернини «Экстаз Блаженной Людовики Альбертони» (источник фото: [18]).
Имеются тут и другие произведения искусства — в основном эпохи барокко, хотя сама церковь возникла еще в средние века. Также храм известен тем, что здесь находится келья святого Франциска, а в одной из капелл похоронен художник Джорджо де Кирико. А еще церковь упоминается Стендалем в новелле «Сан-Франческо-а-Рипа», герой которой становится свидетелем собственных похорон. Сегодня мы расскажем об истории, архитектуре и внутреннем убранстве римской церкви Сан-Франческо-а-Рипа. Часы работы храма и прочую полезную практическую информацию вы найдете в конце заметки.
История римской церкви Сан-Франческо-а-Рипа
Примерно в XII веке на этом месте появился комплекс San Biagio de Curtibus — небольшая церковь и приют для неимущих, странников и паломников, построенный близлежащим бенедиктинским монастырем Сан-Козимато (San Cosimato in Trastevere) ([1];[24]).
Рядом располагалась набережная Тибра, куда приставали корабли с паломниками, и эта гавань была известна как Porto di Ripa Grande [6]. Набережная именовалась Ripa Romea (дословно ripa переводится как «крутой берег реки»), в отличие от Ripa Greca на противоположном берегу реки, который в средние века использовался торговыми судами [1].
Святой Франциск Ассизский, которому посвящена нынешняя церковь, бывал в Риме несколько раз, в период с 1209 до 1226 года (его кончины). Известно, что на определенном этапе деятельности он и его последователи сделали данный приют своей «базой». Вскоре после смерти святого, в 1229 году, комплекс был передан францисканцам, которые начали реконструкцию церкви и строительство монастыря на средства графа Ангвиллара (Pandolfo II Anguillara) ([1];[3];[8];[25]). Это был первый францисканский монастырь в Риме [4].
В конце XIII века известный художник Пьетро Каваллини (Pietro Cavallini) выполнил для нового трехнефного храма крупный цикл фресок со сценами из Ветхого и Нового Завета и жития святого Франциска, а также изображением упомянутого графа, преподносящего новую церковь в дар святому [25]. К сожалению, все эти фрески были утрачены при кардинальной перестройке церкви, в XVII веке [8]. Предполагают, что именно они послужили прототипом для знаменитого цикла фресок Джотто в верхней церкви Сан-Франческо в Ассизи ([2];[21]).
В 1579 году монастырь перешел к францисканским монахам-обсервантам (ратовавшим за особо строгое соблюдения правил), которые немедленно приступили к перестройке комплекса. Тогда же появился клуатр, расположенный справа от церкви. Впоследствии монастырь продолжал расширяться.
Нынешней облик храма — результат барочной реконструкции. Работами во второй половине XVII века руководил архитектор Маттиа де Росси (Mattia de Rossi), полностью переделавший фасад. Церковь также постоянно пополнялась погребальными капеллами аристократических семейств, что привело к утрате части средневековых элементов. Освящение обновленного храма состоялось в 1701 году [1]. Как уже было сказано, при этой перестройке были уничтожены фрески Каваллини. Однако удалось спасти келью святого Франциска.
В 1873 году монастырский комплекс перешел в собственность правительства и был превращен в казармы, а в наши дни используется в качестве офисов несколькими государственными органами (впрочем, часть монастыря возвращена францисканцам). Церковь с 1906 года является приходской.
Архитектура церкви Сан-Франческо-а-Рипа в Трастевере: описание и фотографии
Внешний облик церкви не слишком примечателен. Он относится ко времени перестройки 1675- 1689 годов. Из расчлененного пилястрами фасада в пять осей лишь центральные три оси являются частью собственно церкви, а две боковые секции относятся к монастырским зданиям.
Фасад центрального нефа завершается лучковым фронтоном, а фасады боковых нефов имеют причудливое навершие в виде половинок разорванного фронтона.
Интерьер церкви Сан-Франческо-а-Рипа. Описание и фотографии внутреннего убранства
Церковь Сан-Франческо-а-Рипа имеет план базилики. Помимо трех нефов, имеется трансепт и прямоугольная в плане алтарная часть, по ширине совпадающая с центральным нефом. Нефы разделены арками на прямоугольных столбах, а над средокрестием поставлен ложный купол.
План церкви Сан-Франческо-а-Рипа с основными достопримечательностями (на основе [11]):
Как ни странно для церкви эпохи барокко, ее внутреннее убранство не отличается особой пышностью: в основной части храма нет ни лепнины, ни фресок. Предположительно это объяснятся не дефицитом средств, а сознательным желанием францисканцев выразить приверженность бедности ([1];[24]).
Доминирующий цвет в интерьере — кремовый.
Главный алтарь
Алтарная часть отгорожена необарочной балюстрадой (1931). Барочный алтарь работы францисканца Секондо да Рома (Secondo da Roma) датируется 1746 годом и заметно контрастирует со скромным оформлением нефа. Центральная ниша обрамлена колоннами из разноцветного мрамора и яшмы и венчается двумя фигурами ангелов, поклоняющимися голубю Святого Духа. Еще выше — путти с крестом, от которого исходят лучи.
Помещенная в центральную нишу деревянная статуя святого Франциска в экстазе старше остального алтаря и датируется XVII веком ([6];[8]). Это работа скульптора-францисканца Диего да Карери (Diego da Careri).
Аллегорические статуи над ведущими в хор дверьми по сторонам алтаря изображают Веру и Любовь (1751, работа Секондо да Рома).
В хоре сохранились подлинные резные сидения из орехового дерева, выполненные в начале XVII века самими монахами. Сам хор в его нынешнем виде создан в 1608 году по проекту архитектора Онорио Лонги (Onorio Longhi) (как правило, увидеть эту часть церкви нельзя, она заходится за алтарем; там же установлен орган). Из хора можно попасть в сакристию и дальше к коридору и лестнице, ведущей в келью святого Франциска (по запросу).
Правый боковой неф
Первая капелла с правой стороны — капелла Распятия — оформлена по проекту известного итальянского архитектора Карло Фонтана (Carlo Fontana). Колонны высечены из серого и красного мрамора, а капители имеют непривычный желтый, а не белый цвет (для них использовался желтый сиенский мрамор).
Деревянное распятие XVII века создал монах по имени Анджело да Пьетрафитта (Angelo da Pietrafitta). На боковых стенах — эпитафии математика и кардинала Микеланджело Риччи (Michelangelo Ricci) (1697) и Стефано Бранди (Stefano Brandi) (1794). Бюст Риччи предположительно выполнен известным скульптором Доменико Гвиди (Domenico Guidi) ([1];[4]) (источник фото: [22]).
Между этой и следующей капеллой — эпитафия Микеле Маффеи (Michele Angelo Maffei) работы известного скульптора эпохи барокко Джузеппе Маццуоли (Giuseppe Mazzuoli), чьи более впечатляющие произведения мы еще увидим в капелле Петра Алькантрийского. Данный же памятник изображает усопшего в пышном парике по моде того времени. Ниже помещен любопытный череп с крыльями. Портрет очень динамичен: покойный словно выглядывает из овала, отчего создаётся впечатление, что остальное тело скрыто за стеной.
Проект следующей капеллы, посвященной святому Иоанну Капистрану, также подготовил Карло Фонтана. Здесь для колонн использован черный и розовый мрамор, а также, возможно, красная яшма. Алтарная композиция изображает осаду Белграда в 1456 году (османские войска тогда удалось победить благодаря помощи католической церкви и особенно францисканца Капистрана, проповедовавшего крестовый поход против турок). Фрески, выполненные Доменико Муратори (Domenico Muratori) (1725), посвящены эпизодам из жизни Иоанна Капистрана ([2];[11]).
Стены соседней капеллы Святого Семейства украшены фресками Пассери (Giuseppe Passeri) «Сон св. Иосифа» и «Бегство в Египет», а алтарь кисти Стефано Леньяни (Stefano Legnani) изображает Святое Семейство с Богом Отцом (1685). Под алтарем — стеклянная рака с мощами святой Леонтии (Santa Leonzia) (восковая фигура).
Особенно красива капелла Петра Алькантрийского, она же капелла Роспильози-Паллавичини (Cappella Rospigliosi-Pallavicini), расположенная в правом рукаве трансепта. Это настоящее буйство барочного декора: разноцветного мрамора, лепнины и позолоты. Как ни парадоксально, посвящена она монаху-францисканцу, инициировавшему в ордене аскетическую реформу. Петр Алькантрийский ратовал за абсолютную бедность и строжайшее соблюдение устава (известно, что его монахи ходили босиком). Так что святой, вероятно, был бы шокирован, увидев эту капеллу.
Архитекторами капеллы выступили Людовико Сасси (Ludovico Rusconi Sassi) и Никола Микетти (Nicola Michetti), которого мы хорошо знаем по работам в Петергофе (источник фото: [9]).
Алтарное полотно кисти Джузеппе Кьяри (Giuseppe Chiari) «Св. Петр Алькантрийский и Паскуаль Байлон» обрамлено коринфскими колоннами из зеленого мрамора с позолоченными бронзовыми капителями. Выше располагается разорванный фронтон и фигуры ангелов, парящих среди облаков (источник фото: [12]).
Купол капеллы богато украшен лепниной и позолотой. На парусах Джузеппе Кьяри изобразил аллегории четырех добродетелей (источник фото: [10]).
Полюбуемся теперь выразительными барочными надгробиями на боковых стенах капеллы. Оба монумента являются работой известного скульптора Джузеппе Маццуоли.
Каждый памятник состоит из черного мраморного саркофага на постаменте с эпитафией. Саркофаг обрамляют беломраморные аллегорические фигуры, а наверху в овалах помещены бюсты усопших, которые охраняет бронзовый скелет с позолоченными крыльями.
Надгробие с левой стороны создано в 1714 году для братьев Ладзаро и Стефано Паллавичини (Lazzaro e Stefano Pallavicini). Скульптуры изображают Мужество и Справедливость. Надгробие на правой стене датируется 1713 годом и выполнено для Джованни Баттиста Роспильози и его жены Марии Камиллы (дочери Стефано Паллавичини) (Maria Camilla e Giovanni Battista Rospigliosi) [6]. Женские фигуры в данном случае олицетворяют Любовь и Благоразумие.
Бюсты выполнены самим Джузеппе Маццуоли, а скелеты — Микеле Гарофолино (Michele Garofolino) [1].
Левый боковой неф. «Экстаз Блаженной Людовики Альбертони» Бернини
Симметрично капелле Роспильози-Паллавичини, в левом рукаве трансепта, расположена другая примечательная капелла — капелла Палуцци-Альбертони (Cappella Paluzzi-Albertoni), или капелла Альтьери (Cappella Altieri), посвященная святой Анне. Именно здесь можно увидеть главную достопримечательность церкви Сан-Франческо-а-Рипа — позднее творение великого мастера Бернини «Экстаз блаженной Людовики Альбертони» (Estasi della beata Ludovica Albertoni) (1674).
Римская аристократка Людовика Альбертони (Ludovica Albertoni) (1473/1474-1533) жила в районе Трастевере, недалеко от этой церкви, и часто приходила сюда молиться ([5];[15]). Овдовев в возрасте 32 лет, она отказалась от своего огромного состояния и стала терциарием францисканского ордена (то есть приняла обеты, хотя и оставалась мирянкой). Людовика много заботилась о бедных, а также прославилась религиозными экстазами и чудесами.
В 1671 году благочестивую римлянку официально признали блаженной, а еще через три года ее образ увековечил 76-летний Джованни Лоренцо Бернини. Это его последняя полностью самостоятельная работа ([8];[24]).
Скульптура была создана в правление папы Климента X (Эмилио Альтьери), который, собственно, и провозгласил Людовику блаженной. Ее потомок, (приемный) папский кардинал-племянник Палуццо Палуцци Альтьери дельи Альбертони (Paluzzo Paluzzi Altieri degli Albertoni), поручил Бернини обновить семейную капеллу, где была захоронена Людовика.
Беломраморная скульптура изображает блаженную Людовику Альбертони в состоянии религиозного экстаза (по другой версии — в момент смерти, чему, однако, не соответствуют ее юные черты; впрочем, здесь не исключена идеализация) ([1];[5];[14];[15]). Она возлежит на ложе в спутанных одеждах, голова отброшена на вышитую подушку. Покрывало саркофага, выполненное из красноватого мрамора с белыми прожилками, вздымается волнами. Скульптору нравилось демонстрировать свой мощный талант, создавая из мрамора такие сложные, трепещущие драпировки. Статуя является вариацией более известного шедевра Бернини — «Экстаз святой Терезы», который хранится в римской церкви Санта-Мария-делла-Виттория.
Театральность образа подчеркивается умелым освещением (свет льется из невидимых зрителю боковых окон) и эффектным расположением фигуры в узкой нише над красным яшмовым алтарем. Фрески на стенах изображают святую Клару и блаженную Людовику Альбертони (портрет создан ок. 1540 года). Алтарное полотно «Богоматерь с младенцем и святой Анной» написал известный художник эпохи барокко Бачиччио (Giovan Battista Gaulli detto il Baciccio) (1675). Композицию окружают белые головки путти и позолоченная лепнина (обратите внимание на плоды граната — символ воскресения и бессмертия, а также милосердия и сострадательной любви).
Рядом, в левом боковом нефе, находится капелла Архангела Михаила, она же капелла Маттеи (cappella Mattei), с копией известной работы Гвидо Рени «Архангел Михаил, побивающий сатану», оригинал которой можно увидеть в римской церкви Санта-Мария-делла-Кончеционе. На стенах — эпитафии с бюстами кардинала Орацио Маттеи (Orazio Mattei) (1687) и Лауры Франжипани (Laura Frangipani) (1637). Под алтарем помещены мощи популярного в Риме францисканского святого Карло да Сецце, жившего как раз в районе Трастевере. Чудесам Карло да Сецце посвящены фрески в люнетах, созданные в XIX веке. Один из сюжетов повествует о том, как во время мессы святой был ранен в сердце лучом, исходившим от Святых Даров ([8];[24]). Эта глубокая рана осталась, как утверждается, до конца дней [25]. Стоит упомянуть, что при церкви сейчас работает небольшой музей Карло да Сецце.
Светлый купол украшен лепными орнаментами в виде завитков (источник фото: [18]).
В соседней капелле Благовещения можно увидеть алтарное полотно кисти известного маньериста Франческо Сальвиати (Francesco Salviati) (1532).
Фрески купола созданы представителем позднего маньеризма Джованни Баттиста Риччи (Giovanni Battista Ricci detto il Navarro). Центральная композиция изображает Бога Отца, в парусах представлены четыре евангелиста, а в люнетах — сивиллы.
Последняя (она же ближайшая ко входу) капелла с левой стороны посвящена Непорочному Зачатию Девы Марии (Immacolata Concezione). Обрамленное зелеными коринфскими колоннами алтарное полотно написал знаменитый фламандский художник XVI века Мартин де Вос (Marten De Vos) (1555).
На левой стене — картина «Рождество Девы Марии» кисти известного французского живописца Симона Вуэ (Simon Vouet) (1620).
В парусах свода помещены изображения четырех добродетелей.
Надгробия западной стены
На западной стене, по бокам от входа, находятся надгробные памятники Томмазо Раджи (Tommaso Raggi) (1628) и его жене (1672), приписываемые скульптору эпохи барокко Джироламо Лученти (Girolamo Lucenti).
Мемориальная капелла Кирико
В капелле Непорочного Зачатия имеются две небольшие двери по сторонам от алтаря, ведущие в мемориальную капеллу с могилой знаменитого итальянского художника, основателя метафизической школы живописи Джорджо де Кирико (Giorgio de Chirico) (1888-1978).
Останки художника были перенесены сюда с кладбища Кампо Верано в 1992 году. Похоронить Кирико именно в этой церкви решила его вдова Изабелла Паксвер, большая почитательница святого Франциска [8].
На скромной эпитафии — надпись: Giorgio De Chirico, Pictor Optimus. Здесь же выставлены три произведения Кирико, подаренные его вдовой: «Автопортрет», «Портрет жены» и «Христос, падающий под тяжестью креста». На последней картине обратите внимание на изображение святого Франциска в правом нижнем углу. Эта крупноформатная работа считается наиболее значительным произведением Кирико на религиозную тематику [24].
Заметим, что итальянцы произносят фамилию Кирико с ударением на первый слог.
Посетить капеллу Кирико можно только с гидом.
Келья святого Франциска
Одной из святынь церкви Сан-Франческо-а-Рипа является расположенная на втором этаже келья святого Франциска Ассизского (Santuario di San Francesco/Stanza di San Francesco/Cella di San Francesco), которую можно посетить по запросу.
Надпись над входом в келью повествует о том, как святой Франциск явился во сне кардиналу Монтальто (Alessandro Damasceni Peretti, cardinal di Montalto) с просьбой спасти его последнее римское убежище от разрушения (дело было в XVII веке, во время реконструкции, первый проект которой предполагал уничтожение кельи) ([1];[8];[24]). (Келью удалось спасти, но, к сожалению, святой не вступился за фрески Пьетро Каваллини, и их реконструкция не пощадила).
В 1603 году первоначальная келья, где жил святой, была расширена, а в конце XVII века ее оформили в стиле барокко ореховыми панелями работы францисканца Бернардино да Ези (Bernardino da Jesi). Над алтарем находится изображение святого — созданная в XII-XIV веке копия реального портрета, написанного при жизни Франциска Ассизского или вскоре после его смерти художником Маргаритоне д’Ареццо (Margaritone d’Arezzo) ([1];[24]). Оригинал хранится в Пинакотеке Ватикана (источник фото: [23]).
В 1708 году деревянные панели вокруг алтаря были превращены в реликварий, в котором содержатся сотни мощей различных францисканских святых. Хитроумный механизм открывает боковые дверцы, обнаруживая серебряные раки (источник фото: [23]).
На правой стене можно заметить закрытую решеткой нишу, в которой находится самый любопытный объект кельи — камень, который, как говорят, служил святому Франциску подушкой («SASSO DOVE POSAVA IL CAPO IL SERAFICO PADRE SAN FRANCESCO») ([1];[6]). Судя по отзывам, посетителям даже позволяют к ней прикоснуться [21] (источник фото: [16]).
В последнее время, после избрания нового папы римского, названного в честь святого Франциска, поток паломников сюда увеличился. На реставрацию келью францисканцам удалось собрать средства через сайт Kickstarter.
Практическая информация о посещении римской церкви Сан-Франческо-а-Рипа: адрес, часы работы и т.п.
Церковь Сан-Франческо-а-Рипа (San Francesco a Ripa, San Francesco d'Assisi a Ripa Grande) находится в южной части римского района Трастевере. Адрес церкви: площадь Piazza San Francisco d'Assisi, 88. Посмотреть расположение церкви на карте Рима можно тут (источник фото: [16]).
Часы работы: церковь Сан-Франческо-а-Рипа открыта для посещения ежедневно с 8:00 (по другим данным — с 7:00) до 13:00 и с 14:30 до 19:00 (по другим данным — до 19:30). Келью святого Франциска и мемориальную капеллу Кирико можно посетить с 15:00 до 19:00 (по запросу; капелла Кирико посещается только с гидом).
Официальный сайт церкви: sanfrancescoaripa.com.
Вход бесплатный. Фотографировать в церкви обычно разрешают (но шедевр Бернини снимать, судя по последним отзывам, запрещено).
Расписание богослужений: в будние дни и субботу — в 7:30 и 18:30, в воскресенье и праздники — в 8:00, 11:00 и 18:30.
С фотографиями и отзывами туристов о посещении церкви Сан-Франческо-а-Рипа в Трастевере можно ознакомиться тут.
♦♦♦♦♦♦♦
Использованные источники:
1. Церковь Сан-Франческо-а-Рипа: подробное описание на сайте romanchurches
2. Церковь Сан-Франческо-а-Рипа: статья в Википедии
3. Церковь Сан-Франческо-а-Рипа: официальный сайт
5. Daniele Pinton. BERNINI, sculptor and architect. ATS Italia Editrice, 2009
6. История и описание церкви Сан-Франческо-а-Рипа на сайте romasegreta
7. Интерьер церкви Сан-Франческо-а-Рипа: фотогалерея
8. Chiesa San Francesco a Ripa Grande in Trastevere - Roma. Описание истории и интерьера церкви
9. Фотография капеллы Роспильози-Паллавичини в римской церкви Сан-Франческо-а-Рипа
10. Фотографии надгробий и других элементов внутреннего убранства в римской церкви Сан-Франческо-а-Рипа
11. План церкви Сан-Франческо-а-Рипа на сайте romartguide
12. Фотографии интерьера церкви Сан-Франческо-а-Рипа в Риме, chronopsis
13. Фотография капеллы Роспильози-Паллавичини в римской церкви Сан-Франческо-а-Рипа, labelleitalie
14. Блаженная Людовика Альбертони: статья в английской Википедии
15. Блаженная Людовика Альбертони: статья в итальянской Википедии
16. Проект реставрации кельи святого Франциска в Риме на сайте kickstarter
17. Церковь Сан-Франческо-а-Рипа: краткое описание на сайте tesoridiroma
19. Le cose meravigliose dell'alma città di Roma, 1588
20. О келье святого Франциска в Риме и ее реставрации
23. О сборе средств францисканцами на реставрацию кельи святого Франциска в Риме
24. M. Silvia Di Battista. Roma: guida alle curiosità. Trastevere 2, 2016 (Путеводитель по Трастевере)
25. Le case dei Santi. Un percorso nella Roma cristiana dal '500 al '700 (Дома святых в Риме)