Интересные римские церкви. Сан-Франческо-а-Рипа в Трастевере (San Francesco a Ripa)

Рубрики: Италия (Рим), январь 2016,Наши путешествия, Теги: ,
Foxy @ 23 декабря 2016, в 15:44

Церковь Сан-Франческо-а-Рипа (San Francesco d'Assisi a Ripa Grande in Trastevere), расположенная в южной части заречного римского района Трастевере, достаточно скромна и не относится к числу главных архитектурных памятников, однако заслуживает посещения — хотя бы ради капеллы Роспильози-Паллавичини, а также знаменитой скульптуры Бернини «Экстаз Блаженной Людовики Альбертони» (источник фото: [18]).

Церковь Сан-Франческо-а-Рипа (Святого Франциска), Рим, Италия

Имеются тут и другие произведения искусства — в основном эпохи барокко, хотя сама церковь возникла еще в средние века. Также храм известен тем, что здесь находится келья святого Франциска, а в одной из капелл похоронен художник Джорджо де Кирико. А еще церковь упоминается Стендалем в новелле «Сан-Франческо-а-Рипа», герой которой становится свидетелем собственных похорон. Сегодня мы расскажем об истории, архитектуре и внутреннем убранстве римской церкви Сан-Франческо-а-Рипа. Часы работы храма и прочую полезную практическую информацию вы найдете в конце заметки.

История римской церкви Сан-Франческо-а-Рипа

Примерно в XII веке на этом месте появился комплекс San Biagio de Curtibus — небольшая церковь и приют для неимущих, странников и паломников, построенный близлежащим бенедиктинским монастырем Сан-Козимато (San Cosimato in Trastevere) ([1];[24]).

Рядом располагалась набережная Тибра, куда приставали корабли с паломниками, и эта гавань была известна как Porto di Ripa Grande [6]. Набережная именовалась Ripa Romea (дословно ripa переводится как «крутой берег реки»), в отличие от Ripa Greca на противоположном берегу реки, который в средние века использовался торговыми судами [1].

Святой Франциск Ассизский, которому посвящена нынешняя церковь, бывал в Риме несколько раз, в период с 1209 до 1226 года (его кончины). Известно, что на определенном этапе  деятельности он и его последователи сделали данный приют своей «базой». Вскоре после смерти святого, в 1229 году, комплекс был передан францисканцам, которые начали реконструкцию церкви и строительство монастыря на средства графа Ангвиллара (Pandolfo II Anguillara) ([1];[3];[8];[25]). Это был первый францисканский монастырь в Риме [4].

В конце XIII века известный художник Пьетро Каваллини (Pietro Cavallini) выполнил для нового трехнефного храма крупный цикл фресок со сценами из Ветхого и Нового Завета и жития святого Франциска, а также изображением упомянутого графа, преподносящего новую церковь в дар святому [25]. К сожалению, все эти фрески были утрачены при кардинальной перестройке церкви, в XVII веке [8]. Предполагают, что именно они послужили прототипом для знаменитого цикла фресок Джотто в верхней церкви Сан-Франческо в Ассизи ([2];[21]).

В 1579 году монастырь перешел к францисканским монахам-обсервантам (ратовавшим за особо строгое соблюдения правил), которые немедленно приступили к перестройке комплекса. Тогда же появился клуатр, расположенный справа от церкви. Впоследствии монастырь продолжал расширяться.

Церковь Сан-Франческо-а-Рипа на гравюре XVI века

Нынешней облик храма — результат барочной реконструкции. Работами во второй половине XVII века руководил архитектор Маттиа де Росси (Mattia de Rossi), полностью переделавший фасад. Церковь также постоянно пополнялась погребальными капеллами аристократических семейств, что привело к утрате части средневековых элементов. Освящение обновленного храма состоялось в 1701 году [1]. Как уже было сказано, при этой перестройке были уничтожены фрески Каваллини. Однако удалось спасти келью святого Франциска.

В 1873 году монастырский комплекс перешел в собственность правительства и был превращен в казармы, а в наши дни используется в качестве офисов несколькими государственными органами (впрочем, часть монастыря возвращена францисканцам). Церковь с 1906 года является приходской.

Архитектура церкви Сан-Франческо-а-Рипа в Трастевере: описание и фотографии

Внешний облик церкви не слишком примечателен. Он относится ко времени перестройки 1675- 1689 годов. Из расчлененного пилястрами фасада в пять осей лишь центральные три оси являются частью собственно церкви, а две боковые секции относятся к монастырским зданиям.

Церковь Сан-Франческо-а-Рипа (Святого Франциска), Рим, Италия

Фасад центрального нефа завершается лучковым фронтоном, а фасады боковых нефов имеют причудливое навершие в виде половинок разорванного фронтона.

Интерьер церкви Сан-Франческо-а-Рипа. Описание и фотографии внутреннего убранства

Церковь Сан-Франческо-а-Рипа имеет план базилики. Помимо трех нефов, имеется трансепт и прямоугольная в плане алтарная часть, по ширине совпадающая с центральным нефом. Нефы разделены арками на прямоугольных столбах, а над средокрестием поставлен ложный купол.

План церкви Сан-Франческо-а-Рипа с основными достопримечательностями (на основе [11]):

Церковь Сан-Франческо-а-Рипа (Святого Франциска), Рим, Италия

Как ни странно для церкви эпохи барокко, ее внутреннее убранство не отличается особой пышностью: в основной части храма нет ни лепнины, ни фресок. Предположительно это объяснятся не дефицитом средств, а сознательным желанием францисканцев выразить приверженность бедности ([1];[24]).

Церковь Сан-Франческо-а-Рипа (Святого Франциска), Рим, Италия

Доминирующий цвет в интерьере — кремовый.

Главный алтарь

Алтарная часть отгорожена необарочной балюстрадой (1931). Барочный алтарь работы францисканца Секондо да Рома (Secondo da Roma) датируется 1746 годом и заметно контрастирует со скромным оформлением нефа. Центральная ниша обрамлена колоннами из разноцветного мрамора и яшмы и венчается двумя фигурами ангелов, поклоняющимися голубю Святого Духа. Еще выше — путти с крестом, от которого исходят лучи.

Церковь Сан-Франческо-а-Рипа (Святого Франциска), Рим, Италия

Помещенная в центральную нишу деревянная статуя святого Франциска в экстазе старше остального алтаря и датируется XVII веком ([6];[8]). Это работа скульптора-францисканца Диего да Карери (Diego da Careri).

Аллегорические статуи над ведущими в хор дверьми по сторонам алтаря изображают Веру и Любовь (1751, работа Секондо да Рома).

В хоре сохранились подлинные резные сидения из орехового дерева, выполненные в начале XVII века самими монахами. Сам хор в его нынешнем виде создан в 1608 году по проекту архитектора Онорио Лонги (Onorio Longhi) (как правило, увидеть эту часть церкви нельзя, она заходится за алтарем; там же установлен орган). Из хора можно попасть в сакристию и дальше к коридору и лестнице, ведущей в келью святого Франциска (по запросу).

Правый боковой неф

Первая капелла с правой стороны — капелла Распятия — оформлена по проекту известного итальянского архитектора Карло Фонтана (Carlo Fontana). Колонны высечены из серого и красного мрамора, а капители имеют непривычный желтый, а не белый цвет (для них использовался желтый сиенский мрамор).

Церковь Сан-Франческо-а-Рипа (Святого Франциска), Рим, Италия

Деревянное распятие XVII века создал монах по имени Анджело да Пьетрафитта (Angelo da Pietrafitta). На боковых стенах — эпитафии математика и кардинала Микеланджело Риччи (Michelangelo Ricci) (1697) и Стефано Бранди (Stefano Brandi) (1794). Бюст Риччи предположительно выполнен известным скульптором Доменико Гвиди (Domenico Guidi) ([1];[4]) (источник фото: [22]).

Церковь Сан-Франческо-а-Рипа (Святого Франциска), Рим, Италия

Между этой и следующей капеллой — эпитафия Микеле Маффеи (Michele Angelo Maffei) работы известного скульптора эпохи барокко Джузеппе Маццуоли (Giuseppe Mazzuoli), чьи более впечатляющие произведения мы еще увидим в капелле Петра Алькантрийского. Данный же памятник изображает усопшего в пышном парике по моде того времени. Ниже помещен любопытный череп с крыльями. Портрет очень динамичен: покойный словно выглядывает из овала, отчего создаётся впечатление, что остальное тело скрыто за стеной.

Церковь Сан-Франческо-а-Рипа (Святого Франциска), Рим, Италия

Проект следующей капеллы, посвященной святому Иоанну Капистрану, также подготовил Карло Фонтана. Здесь для колонн использован черный и розовый мрамор, а также, возможно, красная яшма. Алтарная композиция изображает осаду Белграда в 1456 году (османские войска тогда удалось победить благодаря помощи католической церкви и особенно францисканца Капистрана, проповедовавшего крестовый поход против турок). Фрески, выполненные Доменико Муратори (Domenico Muratori) (1725), посвящены эпизодам из жизни Иоанна Капистрана ([2];[11]).

Стены соседней капеллы  Святого Семейства украшены фресками Пассери (Giuseppe Passeri) «Сон св. Иосифа» и «Бегство в Египет», а алтарь кисти Стефано Леньяни (Stefano Legnani) изображает Святое Семейство с Богом Отцом (1685). Под алтарем — стеклянная рака с мощами святой Леонтии (Santa Leonzia) (восковая фигура).

Церковь Сан-Франческо-а-Рипа (Святого Франциска), Рим, Италия

Особенно красива капелла Петра Алькантрийского, она же капелла Роспильози-Паллавичини (Cappella Rospigliosi-Pallavicini), расположенная в правом рукаве трансепта. Это настоящее буйство барочного декора: разноцветного мрамора, лепнины и позолоты. Как ни парадоксально, посвящена она монаху-францисканцу, инициировавшему в ордене аскетическую реформу. Петр Алькантрийский ратовал за абсолютную бедность и строжайшее соблюдение устава (известно, что его монахи ходили босиком). Так что святой, вероятно, был бы шокирован, увидев эту капеллу.

Церковь Сан-Франческо-а-Рипа (Святого Франциска), Рим, Италия

Архитекторами капеллы выступили Людовико Сасси (Ludovico Rusconi Sassi) и Никола Микетти (Nicola Michetti), которого мы хорошо знаем по работам в Петергофе (источник фото: [9]).

Церковь Сан-Франческо-а-Рипа (Святого Франциска), Рим, Италия

Алтарное полотно кисти Джузеппе Кьяри (Giuseppe Chiari) «Св. Петр Алькантрийский и Паскуаль Байлон» обрамлено коринфскими колоннами из зеленого мрамора с позолоченными бронзовыми капителями. Выше располагается разорванный фронтон и фигуры ангелов, парящих среди облаков (источник фото: [12]).

Церковь Сан-Франческо-а-Рипа (Святого Франциска), Рим, Италия

Купол капеллы богато украшен лепниной и позолотой. На парусах Джузеппе Кьяри изобразил аллегории четырех добродетелей (источник фото: [10]).

Церковь Сан-Франческо-а-Рипа (Святого Франциска), Рим, Италия

Полюбуемся теперь выразительными барочными надгробиями на боковых стенах капеллы. Оба монумента являются работой известного скульптора Джузеппе Маццуоли.

Церковь Сан-Франческо-а-Рипа (Святого Франциска), Рим, Италия

Каждый памятник состоит из черного мраморного саркофага на постаменте с эпитафией. Саркофаг обрамляют беломраморные аллегорические фигуры, а наверху в овалах помещены бюсты усопших, которые охраняет бронзовый скелет с позолоченными крыльями.

Церковь Сан-Франческо-а-Рипа (Святого Франциска), Рим, ИталияЦерковь Сан-Франческо-а-Рипа (Святого Франциска), Рим, Италия

Надгробие с левой стороны создано в 1714 году для братьев Ладзаро и Стефано Паллавичини (Lazzaro e Stefano Pallavicini). Скульптуры изображают Мужество и Справедливость. Надгробие на правой стене датируется 1713 годом и выполнено для Джованни Баттиста Роспильози и его жены Марии Камиллы (дочери Стефано Паллавичини) (Maria Camilla e Giovanni Battista Rospigliosi) [6]. Женские фигуры в данном случае олицетворяют Любовь и Благоразумие.

Церковь Сан-Франческо-а-Рипа (Святого Франциска), Рим, Италия

Бюсты выполнены самим Джузеппе Маццуоли, а скелеты — Микеле Гарофолино (Michele Garofolino) [1].

Левый боковой неф. «Экстаз Блаженной Людовики Альбертони» Бернини

Симметрично капелле Роспильози-Паллавичини, в левом рукаве трансепта, расположена другая примечательная капелла — капелла Палуцци-Альбертони (Cappella Paluzzi-Albertoni), или капелла Альтьери (Cappella Altieri), посвященная святой Анне. Именно здесь можно увидеть главную достопримечательность церкви Сан-Франческо-а-Рипа — позднее творение великого мастера Бернини «Экстаз блаженной Людовики Альбертони» (Estasi della beata Ludovica Albertoni) (1674).

Церковь Сан-Франческо-а-Рипа (Святого Франциска), Рим, Италия

Римская аристократка Людовика Альбертони (Ludovica Albertoni) (1473/1474-1533) жила в районе Трастевере, недалеко от этой церкви, и часто приходила сюда молиться ([5];[15]). Овдовев в возрасте 32 лет, она отказалась от своего огромного состояния и стала терциарием францисканского ордена (то есть приняла обеты, хотя и оставалась мирянкой). Людовика много заботилась о бедных, а также прославилась религиозными экстазами и чудесами.

В 1671 году благочестивую римлянку официально признали блаженной, а еще через три года ее образ увековечил 76-летний Джованни Лоренцо Бернини. Это его последняя полностью самостоятельная работа ([8];[24]).

Скульптура была создана в правление папы Климента X (Эмилио Альтьери), который, собственно, и провозгласил Людовику блаженной. Ее потомок, (приемный) папский кардинал-племянник Палуццо Палуцци Альтьери дельи Альбертони (Paluzzo Paluzzi Altieri degli Albertoni), поручил Бернини обновить семейную капеллу, где была захоронена Людовика.

Беломраморная скульптура изображает блаженную Людовику Альбертони в состоянии религиозного экстаза (по другой версии — в момент смерти, чему, однако, не соответствуют ее юные черты; впрочем, здесь не исключена идеализация) ([1];[5];[14];[15]). Она возлежит на ложе в спутанных одеждах, голова отброшена на вышитую подушку. Покрывало саркофага, выполненное из красноватого мрамора с белыми прожилками, вздымается волнами. Скульптору нравилось демонстрировать свой мощный талант, создавая из мрамора такие сложные, трепещущие драпировки. Статуя является вариацией более известного шедевра Бернини — «Экстаз святой Терезы», который хранится в римской церкви Санта-Мария-делла-Виттория.

Церковь Сан-Франческо-а-Рипа (Святого Франциска), Рим, Италия

Театральность образа подчеркивается умелым освещением (свет льется из невидимых зрителю боковых окон) и эффектным расположением фигуры в узкой нише над красным яшмовым алтарем. Фрески на стенах изображают святую Клару и блаженную Людовику Альбертони (портрет создан ок. 1540 года). Алтарное полотно «Богоматерь с младенцем и святой Анной» написал известный художник эпохи барокко Бачиччио (Giovan Battista Gaulli detto il Baciccio) (1675). Композицию окружают белые головки путти  и позолоченная лепнина (обратите внимание на плоды граната — символ воскресения и бессмертия, а также милосердия и сострадательной любви).

Церковь Сан-Франческо-а-Рипа (Святого Франциска), Рим, Италия

Рядом, в левом боковом нефе, находится капелла Архангела Михаила, она же капелла Маттеи (cappella Mattei), с копией известной работы Гвидо Рени «Архангел Михаил, побивающий сатану», оригинал которой можно увидеть в римской церкви Санта-Мария-делла-Кончеционе. На стенах — эпитафии с бюстами кардинала Орацио Маттеи (Orazio Mattei) (1687) и Лауры Франжипани (Laura Frangipani) (1637). Под алтарем помещены мощи популярного в Риме францисканского святого Карло да Сецце, жившего как раз в районе Трастевере. Чудесам Карло да Сецце посвящены фрески в люнетах, созданные в XIX веке. Один из сюжетов повествует о том, как во время мессы святой был ранен в сердце лучом, исходившим от Святых Даров ([8];[24]). Эта глубокая рана осталась, как утверждается, до конца дней [25]. Стоит упомянуть, что при церкви сейчас работает небольшой музей Карло да Сецце.

Церковь Сан-Франческо-а-Рипа (Святого Франциска), Рим, Италия

Светлый купол украшен лепными орнаментами в виде завитков (источник фото: [18]).

Церковь Сан-Франческо-а-Рипа (Святого Франциска), Рим, Италия

В соседней капелле Благовещения можно увидеть алтарное полотно кисти известного маньериста Франческо Сальвиати (Francesco Salviati) (1532).

Церковь Сан-Франческо-а-Рипа (Святого Франциска), Рим, Италия

Фрески купола созданы представителем позднего маньеризма Джованни Баттиста Риччи (Giovanni Battista Ricci detto il Navarro). Центральная композиция изображает Бога Отца, в парусах представлены четыре евангелиста, а в люнетах — сивиллы.

Церковь Сан-Франческо-а-Рипа (Святого Франциска), Рим, ИталияЦерковь Сан-Франческо-а-Рипа (Святого Франциска), Рим, Италия

Последняя (она же ближайшая ко входу) капелла с левой стороны посвящена Непорочному Зачатию Девы Марии (Immacolata Concezione). Обрамленное зелеными коринфскими колоннами алтарное полотно написал знаменитый фламандский художник XVI века Мартин де Вос (Marten De Vos) (1555).

Церковь Сан-Франческо-а-Рипа (Святого Франциска), Рим, Италия

На левой стене — картина «Рождество Девы Марии» кисти известного французского живописца Симона Вуэ (Simon Vouet) (1620).

Церковь Сан-Франческо-а-Рипа (Святого Франциска), Рим, Италия

В парусах свода помещены изображения четырех добродетелей.

Надгробия западной стены

На западной стене, по бокам от входа, находятся надгробные памятники Томмазо Раджи (Tommaso Raggi) (1628) и его жене (1672), приписываемые скульптору эпохи барокко Джироламо Лученти (Girolamo Lucenti).

Церковь Сан-Франческо-а-Рипа (Святого Франциска), Рим, Италия

Мемориальная капелла Кирико

В капелле Непорочного Зачатия имеются две небольшие двери по сторонам от алтаря, ведущие в мемориальную капеллу с могилой знаменитого итальянского художника, основателя метафизической школы живописи Джорджо де Кирико (Giorgio de Chirico) (1888-1978).

Останки художника были перенесены сюда с кладбища Кампо Верано в 1992 году. Похоронить Кирико именно в этой церкви решила его вдова Изабелла Паксвер, большая почитательница святого Франциска [8].

Церковь Сан-Франческо-а-Рипа (Святого Франциска), Рим, Италия

На скромной эпитафии — надпись: Giorgio De Chirico, Pictor Optimus. Здесь же выставлены три произведения Кирико, подаренные его вдовой: «Автопортрет», «Портрет жены» и «Христос, падающий под тяжестью креста». На последней картине обратите внимание на изображение святого Франциска в правом нижнем углу. Эта крупноформатная работа считается наиболее значительным произведением Кирико на религиозную тематику [24].

Джорджо де Кирико. «Христос, падающий под тяжестью креста»

Заметим, что итальянцы произносят фамилию Кирико с ударением на первый слог.

Посетить капеллу Кирико можно только с гидом.

Келья святого Франциска

Одной из святынь церкви Сан-Франческо-а-Рипа является расположенная на втором этаже келья святого Франциска Ассизского (Santuario di San Francesco/Stanza di San Francesco/Cella di San Francesco), которую можно посетить по запросу.

Надпись над входом в келью повествует о том, как святой Франциск явился во сне кардиналу Монтальто (Alessandro Damasceni Peretti, cardinal di Montalto) с просьбой спасти его последнее римское убежище от разрушения (дело было в XVII веке, во время реконструкции, первый проект которой предполагал уничтожение кельи) ([1];[8];[24]). (Келью удалось спасти, но, к сожалению, святой не вступился за фрески Пьетро Каваллини, и их реконструкция не пощадила).

Церковь Сан-Франческо-а-Рипа (Святого Франциска), Рим, Италия

В 1603 году первоначальная келья, где жил святой, была расширена, а в конце XVII века ее оформили в стиле барокко ореховыми панелями работы францисканца Бернардино да Ези (Bernardino da Jesi). Над алтарем находится изображение святого — созданная в XII-XIV веке копия реального портрета, написанного при жизни Франциска Ассизского или вскоре после его смерти художником Маргаритоне д’Ареццо (Margaritone d’Arezzo) ([1];[24]). Оригинал хранится в Пинакотеке Ватикана (источник фото: [23]).

Церковь Сан-Франческо-а-Рипа (Святого Франциска), Рим, Италия

В 1708 году деревянные панели вокруг алтаря были превращены в реликварий, в котором содержатся сотни мощей различных францисканских святых. Хитроумный механизм открывает боковые дверцы, обнаруживая серебряные раки (источник фото: [23]).

Церковь Сан-Франческо-а-Рипа (Святого Франциска), Рим, Италия

На правой стене можно заметить закрытую решеткой нишу, в которой находится самый любопытный объект кельи — камень, который, как говорят, служил святому Франциску подушкой («SASSO DOVE POSAVA IL CAPO IL SERAFICO PADRE SAN FRANCESCO») ([1];[6]). Судя по отзывам, посетителям даже позволяют к ней прикоснуться [21] (источник фото: [16]).

Церковь Сан-Франческо-а-Рипа (Святого Франциска), Рим, Италия

В последнее время, после избрания нового папы римского, названного в честь святого Франциска, поток паломников сюда увеличился. На реставрацию келью францисканцам удалось собрать средства через сайт Kickstarter.

Практическая информация о посещении римской церкви Сан-Франческо-а-Рипа: адрес, часы работы и т.п.

Церковь Сан-Франческо-а-Рипа (San Francesco a Ripa, San Francesco d'Assisi a Ripa Grande) находится в южной части римского района Трастевере. Адрес церкви: площадь Piazza San Francisco d'Assisi, 88. Посмотреть расположение церкви на карте Рима можно тут (источник фото: [16]).

Церковь Сан-Франческо-а-Рипа (Святого Франциска), Рим, Италия

Часы работы: церковь Сан-Франческо-а-Рипа открыта для посещения ежедневно с 8:00 (по другим данным — с 7:00) до 13:00 и с 14:30 до 19:00 (по другим данным — до 19:30). Келью святого Франциска и мемориальную капеллу Кирико можно посетить с 15:00 до 19:00 (по запросу; капелла Кирико посещается только с гидом).

Церковь Сан-Франческо-а-Рипа (Святого Франциска), Рим, Италия

Официальный сайт церкви: sanfrancescoaripa.com.

Вход бесплатный. Фотографировать в церкви обычно разрешают (но шедевр Бернини снимать, судя по последним отзывам, запрещено).

Расписание богослужений: в будние дни и субботу — в 7:30 и 18:30, в воскресенье и праздники — в 8:00, 11:00 и 18:30.

С фотографиями и отзывами туристов о посещении церкви Сан-Франческо-а-Рипа в Трастевере можно ознакомиться тут.

♦♦♦♦♦♦♦

Использованные источники:

1. Церковь Сан-Франческо-а-Рипа: подробное описание на сайте romanchurches

2. Церковь Сан-Франческо-а-Рипа: статья в Википедии

3. Церковь Сан-Франческо-а-Рипа: официальный сайт

4. История и описание церкви Сан-Франческо-а-Рипа на сайте romeartlover. Исторические иллюстрации и современные фотографии

5. Daniele Pinton. BERNINI, sculptor and architect. ATS Italia Editrice, 2009

6. История и описание церкви Сан-Франческо-а-Рипа на сайте romasegreta

7. Интерьер церкви Сан-Франческо-а-Рипа: фотогалерея

8. Chiesa San Francesco a Ripa Grande in Trastevere - Roma. Описание истории и интерьера церкви

9. Фотография капеллы Роспильози-Паллавичини в римской церкви Сан-Франческо-а-Рипа

10. Фотографии надгробий и других элементов внутреннего убранства в римской церкви Сан-Франческо-а-Рипа

11. План церкви Сан-Франческо-а-Рипа на сайте romartguide

12. Фотографии интерьера церкви Сан-Франческо-а-Рипа в Риме, chronopsis

13. Фотография капеллы Роспильози-Паллавичини в римской церкви Сан-Франческо-а-Рипа, labelleitalie

14. Блаженная Людовика Альбертони: статья в английской Википедии

15. Блаженная Людовика Альбертони: статья в итальянской Википедии

16. Проект реставрации кельи святого Франциска в Риме на сайте kickstarter

17. Церковь Сан-Франческо-а-Рипа: краткое описание на сайте tesoridiroma

18. Качественные фотографии скульптуры Бернини и других элементов внутреннего убранства храма Сан-Франческо-а-Рипа

19. Le cose meravigliose dell'alma città di Roma, 1588

20. О келье святого Франциска в Риме и ее реставрации

21. Известные памятные места, связанные со святым Франциском, в Риме, Ассизи и других итальянских городах

22. Фототека фонда Zeri

23. О сборе средств францисканцами на реставрацию кельи святого Франциска в Риме

24. M. Silvia Di Battista. Roma: guida alle curiosità. Trastevere 2, 2016 (Путеводитель по Трастевере)

25. Le case dei Santi. Un percorso nella Roma cristiana dal '500 al '700 (Дома святых в Риме)

Понравилась статья?

У вас есть возможность поддержать развитие нашего проекта любой доступной вам суммой :)