Интересные римские церкви. Базилика Сан-Кризогоно (Святого Хрисогона) в Трастевере (Basilica di San Crisogono in Trastevere)

Рубрики: Италия (Рим), январь 2016,Наши путешествия, Теги: ,
Foxy @ 14 декабря 2016, в 12:27

Мы продолжаем знакомство с интересными историческими церквями замечательного римского района Трастевере. Сегодня наш рассказ — о базилике Святого Хрисогона (Сан-Кризогоно), которая расположена в начале проспекта Трастевере (Viale di Trastevere/Viale del Re), на углу со старинной улицей Лунгаретта (Via della Lungaretta). Постройка интересна тем, что состоит из двух храмов: нынешнего, с чертами стиля барокко, и подземного, раннехристианского.

Церковь Сан-Кризогоно (Святого Хрисогона), Рим, Италия

В этой заметке мы поговорим об истории, архитектуре и внутреннем убранстве храма Святого Хрисогона, рассмотрим артефакты разных эпох, а в завершение экскурсии заглянем в подземную зону, где сохранились остатки базилики IV века. Часы работы церкви и прочая полезная практическая информация приводится в конце статьи.

История римской базилики Сан-Кризогоно (Святого Хрисогона)

Античная эпоха

Базилика Святого Хрисогона (Сан-Кризогоно) — одна из древнейших римских церквей. Первое упоминание о ней относится к 499 году ([1];[6];[10];[11]). Церковь именовалась Titulus Chrysogoni и была, видимо, посвящена раннехристианскому мученику Хрисогону Аквилейскому. Не исключено, впрочем, что название связано с тем, что церковь основал некий благотворитель по имени Хрисогон, а с его святым тезкой храм связали позднее, когда здесь появились соответствующие мощи [1]. Так или иначе, святой Хрисогон приобрел в Риме заметную популярность и по сей день упоминается в римском каноне (первой евхаристической молитве).

Церковь Сан-Кризогоно (Святого Хрисогона), Рим, Италия

Первоначальная церковь, расположенная на глубине более 5 метров ниже нынешней базилики, была обнаружена лишь во время раскопок начала XX века ([1];[7];[11];[16]). Предположительно эти остатки датируются IV веком. В те древние времена этот район Рима был густо заселен. Здесь проходила важная улица Via Aurelia (нынешняя Via della Lungaretta). Вероятно, на этом месте располагался некий частный дом (domus) II-III века, преобразованный в церковь (titulus) в начале IV века (возможно, при папе Сильвестре I) ([1];[7];[16]).

Церковь Сан-Кризогоно (Святого Хрисогона), Рим, Италия

Как видно на схеме, этот домус занимает примерно две трети раннехристианской церкви, расположенной сегодня под землей.

Средневековье. Новая церковь

В последующие века церковь неоднократно обновляли и украшали. В VIII веке при папе Григории III храм получил новую крышу, фрески апсиды и крипту для доступа паломников к мощам (confessio) ([1];[10]). Тогда же с южной стороны был основан монастырь византийского обряда, на протяжении своей истории переходивший от одного религиозного ордена к другому. Примерно в X веке монастырь стал бенедиктинским. Именно тогда на правой стене церкви возник цикл фресок, посвященный, в частности, житию святого Бенедикта.

В 1123 году титулярный кардинал базилики Джованни да Крема (Giovanni da Crema) по неизвестным причинам (возможно, это было связано с наводнениями) засыпал старую церковь и построил поверх нее новую, уже не с одним, а тремя нефами — примерно на том же участке, но с небольшим смещением к северу (это хорошо видно на схеме, совмещающей планы обеих базилик) [1]. В 1129 году появилась романская колокольня.

Церковь Сан-Кризогоно (Святого Хрисогона) на гравюре XVI века

Монашеская жизнь к тому времени пришла в упадок. Бенедиктинцы погрязли в коррупции и утратили контроль над многими храмами. Сан-Кризогоно теперь управлялась белым духовенством (священниками, не принимавшими монашеских обетов). Они, вероятно, тоже справлялись со своими обязанностями не идеально, потому что в 1480 году их сменили латеранские каноники, а еще через 9 лет комплекс перешел к кармелитам [1].

Новое время

В ближайшие два века для прихода наступили времена процветания. В 1620 году церковь пережила кардинальную реконструкцию в стиле барокко. Архитектором выступил Джованни Баттиста Сория (Giovanni Battista Soria), а финансировал работы кардинал Сципион Боргезе (Шипионе Боргезе) (Scipione Borghese) — неутомимый коллекционер и меценат, активно занимавшийся строительством и реставрацией храмов. Свидетельствами этой барочной перестройки служат богато декорированный потолок, переделанный пол в стиле косматеско и бесчисленные геральдические крылатые драконы и орлы Боргезе [2].

Кардинал Шипионе Боргезе

Комплекс принадлежал кармелитам до середины XIX века, а потом был отдан ордену тринитариев. При них были проведены новые реставрационные работы (отсюда их эмблема в виде красно-синего креста, которую можно видеть в нескольких местах храма), а также выстроен новый монастырь.

Церковь Сан-Кризогоно (Святого Хрисогона) в XVIII веке на рисунке Джузеппе Вази

В 1880 году, когда был прорублен бесцеремонный проспект Трастевере, базилика лишилась живописной площади перед фасадом и располагавшейся напротив большой барочной часовни (она видна слева на вышеприведенном рисунке Джузеппе Вази).

Символ ордена тринитариев

Базилика остаётся действующим храмом. Туристы могут посетить его в определенные часы, когда нет богослужений. Подробнее см. в разделе «Практическая информация».

Архитектура церкви Сан-Кризогоно (Святого Хрисогона) в Трастевере: описание и фотографии

Фасад

Нынешний барочный фасад церкви относится к 1620-м годам. Собственно базилике предшествует нартекс (портик) с четырьмя дорическими колоннами из красного мрамора и боковыми секциями, обрамленными пилястрами. Выше располагается фриз с надписью, посвященной реставрации, осуществленной кардиналом Сципионом Боргезе, и годом (1626). Венчает нартекс невысокая стена с вазами и геральдическими орлами Боргезе.

Церковь Сан-Кризогоно (Святого Хрисогона), Рим, ИталияЦерковь Сан-Кризогоно (Святого Хрисогона), Рим, Италия

Фасад самой базилики лучше рассматривать с противоположной стороны проспекта. Он имеет четыре ионических пилястры с гирляндами и треугольный фронтон, украшенный рогами изобилия и крестом, символом ордена тринитариев (источник фото: [17]).

Церковь Сан-Кризогоно (Святого Хрисогона), Рим, Италия

На кованых решетках боковых порталов можно заметить крест тринитариев и цепи — напоминание о том, что данный религиозный орден был основан с целью выкупа из мусульманского плена пленных христиан.

Церковь Сан-Кризогоно (Святого Хрисогона), Рим, Италия

Колокольня

К правому боковому нефу примыкает кирпичная романская колокольня, сохранившаяся с XII века. Ее архитектура характерна для римских церквей того периода, хотя и отличается меньшим количеством декора [1].

Церковь Сан-Кризогоно (Святого Хрисогона), Рим, Италия

Колокольня состоит из шести ярусов, украшенных полукруглыми нишами и открытыми арочными проемами, и завершается пирамидальным шпилем, добавленным в эпоху барокко [17].

Интерьер церкви Сан-Кризогоно (Святого Хрисогона). Описание и фотографии внутреннего убранства

Планировка базилики

Церковь Сан-Кризогоно имеет план классической базилики, с центральным и двумя боковыми нефами. Также имеется трансепт с пресвитерием и апсида с парой капелл по бокам. Церковь ориентирована с востока на запад (то есть алтарь находится не на востоке, а на западе). См. план церкви.

Центральный неф

Нынешний облик интерьера является результатом реконструкции 1620-х годов. Центральный неф отделен от боковых гранитными колоннами, некогда являвшимися частью престижных античных построек. Серый и розовый гранит для колонн добывался в Египте и доставлялся в Рим, что было невероятно дорогостоящим мероприятием. Капители для этих античных колонн были созданы уже в XVII веке (искусственный мрамор).

Церковь Сан-Кризогоно (Святого Хрисогона), Рим, ИталияЦерковь Сан-Кризогоно (Святого Хрисогона), Рим, Италия

Колонны несут на себе не арки, а горизонтальный антаблемент. Подобная конструктивная система считалась архаичной даже в эпоху античности [1]. Видимо, строители XII века обратились к ней из практических соображений, «подстраивая» церковь под имевшиеся колонны.

Церковь Сан-Кризогоно (Святого Хрисогона), Рим, Италия

Триумфальную арку, отделяющую центральный неф от трансепта, удерживают две великолепные монолитные колонны из порфира, также добывавшегося в римских карьерах в Египте.

Церковь Сан-Кризогоно (Святого Хрисогона), Рим, Италия

Они считаются крупнейшими полностью сохранившимися порфировыми колоннами в Риме [1].

Пол в стиле косматеско

Стоит также обратить внимание на пол XIII века, выполненный в стиле косматеско (cosmatesco) ([1];[2];[7];[10]).

Церковь Сан-Кризогоно (Святого Хрисогона), Рим, ИталияЦерковь Сан-Кризогоно (Святого Хрисогона), Рим, Италия

Это один из лучших образцов подобного мозаичного пола в Риме.

Церковь Сан-Кризогоно (Святого Хрисогона), Рим, ИталияЦерковь Сан-Кризогоно (Святого Хрисогона), Рим, Италия

Во время реставрации XVII века пол был отремонтирован, и некоторые порфировые диски близ алтарной части были заменены геральдическими символами Боргезе (мозаичные крылатые драконы и орлы не самой тонкой работы).

Церковь Сан-Кризогоно (Святого Хрисогона), Рим, Италия

Так кардинальское тщеславие привело к утрате ценных фрагментов средневекового пола.

Церковь Сан-Кризогоно (Святого Хрисогона), Рим, Италия

Резной потолок

Одной из достопримечательностей римской базилики Сан-Кризогоно является великолепный кессонированный потолок, богато украшенный резьбой и позолотой.

Церковь Сан-Кризогоно (Святого Хрисогона), Рим, Италия

Есть версия, что, создавая этот роскошный потолок, Сципион Боргезе хотел превзойти своего соперника Пьетро Альдобрандини (Aldobrandini) (кардинала-племянника предыдущего папы), который незадолго до этого потратил огромную сумму на похожий потолок в близлежащей церкви Санта-Мария-ин-Трастевере [1].

Церковь Сан-Кризогоно (Святого Хрисогона), Рим, Италия

Потолок выполнен по проекту архитектора Джованни Баттиста Сория [10].

Центральная композиция, «Апофеоз святого Хрисогона» («Святой Хрисогон во славе»), была изначально выполнена известным живописцем эпохи барокко Гверчино (Guercino), однако оригинал волею судеб оказался в Лондоне, и в римской церкви его теперь заменяет копия.

Церковь Сан-Кризогоно (Святого Хрисогона), Рим, Италия

Две композиции по бокам изображают герб семьи Боргезе.

Алтарная часть и мозаика

Алтарная часть перед апсидой имеет собственный потолок, сходный по стилю с потолком центрального нефа.

Церковь Сан-Кризогоно (Святого Хрисогона), Рим, Италия

Центральная живописная композиция этого потолка принадлежит кисти известного художника-маньериста Кавалера д’Арпино (Cavalier d'Arpino) и изображает спящего младенца Иисуса на руках Богоматери.

Церковь Сан-Кризогоно (Святого Хрисогона), Рим, Италия

В престол XII века встроен современный реликварий с мощами святого Хрисогона.

Церковь Сан-Кризогоно (Святого Хрисогона), Рим, Италия

Над престолом поставлен балдахин, или киворий, в форме небольшого храма с куполом, созданный в XVII веке по проекту архитектора Джованни Баттиста Сория. Четыре колонны из желтого алебастра — античные; остальные детали балдахина, в том числе пышные капители и фигурки резвящихся путти, — барочные.

Церковь Сан-Кризогоно (Святого Хрисогона), Рим, Италия

За алтарем, на стене апсиды, сохранилась средневековая мозаика школы Пьетро Каваллини (Pietro Cavallini) «Мадонна с младенцем и святыми Хрисогоном и Иаковом».

Церковь Сан-Кризогоно (Святого Хрисогона), Рим, Италия

Мозаика была заказана для храма в конце XIII века ([1];[7]). Кто именно ее выполнил, сам Каваллини или его ученики, — вопрос открытый. Напомним, что именно этот мастер является автором знаменитых фресок в базилике Санта-Чечилия-ин-Трастевере и большого цикл мозаик в базилике Санта-Мария-ин-Трастевере. Возможно, в Сан-Кризогоно тоже раньше было больше мозаик этого периода.

Красивые деревянные скамьи, украшенные тонкой резьбой, были созданы во время реставрации 1860-х годов.

Церковь Сан-Кризогоно (Святого Хрисогона), Рим, Италия

Конху (полукупол) апсиды покрывают три барочных позолоченных барельефа на белом фоне, изображающие сцены из жизни святого Хрисогона.

Церковь Сан-Кризогоно (Святого Хрисогона), Рим, Италия

В левом рукаве трансепта, около двери в сакристию, можно заметить изящное обрамление настенного табернакля (дарохранительницы) с декором в стиле косматеско.

Церковь Сан-Кризогоно (Святого Хрисогона), Рим, Италия

Правый боковой неф

В нише правого бокового нефа находится купель с деревянной крышкой, расписанной в XIX веке. Кроме того, в этом нефе можно увидеть ряд картин XVII века и эпитафии.

Церковь Сан-Кризогоно (Святого Хрисогона), Рим, Италия

Капелла Поли (Poli) в конце правого нефа украшена бюстами членов семьи Поли школы Бернини. Алтарное полотно XVIII века изображает Коронование Богоматери.

Левый боковой неф

В левом боковом нефе находится неовизантийская Мадонна (Madonna del Buon Rimedio) кисти Джованни Баттиста Конти (Giovanni Battista Conti) (1944), созданная в знак благодарности за то, что разрушения Второй мировой войны обошли Рим стороной. Эта современная икона является объектом поклонения прихожан.

В капелле Иисуса из Назарета в конце левого нефа можно увидеть скульптуру связанного плененного Христа. Убранство в необарочном стиле относится к середине XIX века. Сцены в люнетах изображают освобождение пленных христиан святыми ордена тринитариев, а фреска купола — Христа в окружении святых этого же ордена.

Капелла блаженной Анны Марии Таиджи

К левому боковому нефу (около трансепта) примыкает капелла с небольшим куполом, где находится рака с мощами блаженной Анны Марии Таиджи (Anna Maria Taigi) (1769-1837).

Церковь Сан-Кризогоно (Святого Хрисогона), Рим, Италия

Анна Мария родилась в Сиене, затем жила в Риме, в районе Трастевере. Своему мужу, грубому и вспыльчивому человеку, она родила семерых детей. Эта скромная женщина, мать семейства отличалась особой нравственной чистотой и любовью к ближнему, обладала мистическим даром всеведения, часто впадала в экстаз и слышала внутренний голос. За духовным советом к ней приходили даже высшие церковные иерархи. Поскольку Анна Мария Таиджи была терциарием — членом Третьего ордена тринитариев (то есть приняла на себя обеты, хотя и оставалась мирянкой), ее похоронили в соответствующем облачении. Быть похороненной именно в этой церкви было ее собственным желанием [9]. Таиджи была причислена к лику блаженных в 1920 году [1].

Церковь Сан-Кризогоно (Святого Хрисогона), Рим, Италия

То, что мы видим в большой стеклянной раке под алтарем, представляет собой восковую фигуру, внутри которой содержатся мощи блаженной.

Алтарная композиция капеллы, «Мадонна с младенцем», создана в XIX веке.

Церковь Сан-Кризогоно (Святого Хрисогона), Рим, Италия

На куполе — фрески того же времени (одна из них была позднее заменена и изображает блаженную Анну Марию Таиджи, которую приветствуют на Небесах Троица и Богоматерь) (источник фото: [12]).

Церковь Сан-Кризогоно (Святого Хрисогона), Рим, Италия

Остатки раннехристианской базилики Сан-Кризогоно (крипта)

Через сакристию, расположенную в левой части трансепта, можно попасть в нижнюю базилику (I sotterranei di San Crisogono). Чтобы туда пройти, нужно обратиться к ризничему. За вход в подземную зону взимается небольшая плата, хотя официальных билетов не предусмотрено. Подробнее см. в разделе «Практическая информация».

Церковь Сан-Кризогоно (Святого Хрисогона), Рим, Италия

Мы спускаемся в подземную археологическую зону по современной металлической лестнице из южного конца сакристии. Уже сверху хорошо просматриваются очертания сегмента апсиды.

Церковь Сан-Кризогоно (Святого Хрисогона), Рим, Италия

На первый взгляд эта темное подземелье с руинами выглядит довольно сумбурно, но в действительности древняя церковь имела очень простую планировку и состояла из единственного нефа.

Церковь Сан-Кризогоно (Святого Хрисогона), Рим, ИталияЦерковь Сан-Кризогоно (Святого Хрисогона), Рим, Италия

Спускаясь по лестнице, оказываемся в пространстве, которое некогда являлось правой стороной большой полукруглой апсиды. По бокам апсиды расположены небольшие помещения. Археологи раскопали левую стены нефа примерно на две трети длины, а также правую стену на всю ее длину. Также раскопан нартекс. Нераскопанная область в центре нефа и современные кирпичные арки призваны предотвратить обрушение расположенного над этой частью крипты монастырского комплекса.

Как видно на следующей схеме, остатки раннехристианской базилики располагаются немного южнее нынешней церкви. Планы зданий лишь частично перекрываются; основная территория древней базилики лежит под современным монастырским комплексом.

Церковь Сан-Кризогоно (Святого Хрисогона), Рим, Италия

По длине нижняя церковь лишь ненамного короче верхней, но ширина ее меньше за счет отсутствия боковых нефов.

Апсида

Апсида и боковые стены в дальнем конце церкви имеют кладку в «поясной» технике opus vittatum, в которой чередуются слои кирпича и блоков туфа. На стенах центрального прохода апсиды, служившего для доступа паломников к мощам, просматриваются разрушенные остатки фресок VIII века с изображением трех святых, включая святого Хрисогона (источник фото: [16]). См. также прорисовку фрески.

Церковь Сан-Кризогоно (Святого Хрисогона), Рим, Италия

На стене апсиды едва различимы фрагменты фресок с орнаментами.

Церковь Сан-Кризогоно (Святого Хрисогона), Рим, Италия

Ниже приводится план подземной базилики (источник: [13]).

Церковь Сан-Кризогоно (Святого Хрисогона), Рим, Италия

Между упомянутым центральным проходом и коридором, огибающим апсиду, находятся два отдельных полукруглых сегмента кладки. Один из них мы как раз и видим сразу после спуска в крипту.

Левая (южная) стена

Левая стена нефа находится от нас с правой стороны (если смотреть со стороны апсиды, от лестницы). Мы попадаем сюда через коридор апсиды.

Церковь Сан-Кризогоно (Святого Хрисогона), Рим, Италия

Здесь можно разглядеть остатки фресок разных эпох. Наиболее ранняя композиция датируется VI или VII веком и изображает свисающий занавес с крестом ([1];[18]). Другие фрески возникли в VIII веке и изображают портреты трех святых в медальонах.

Церковь Сан-Кризогоно (Святого Хрисогона), Рим, Италия

Также в этой зоне можно увидеть ряд языческих саркофагов и других древних артефактов.

Церковь Сан-Кризогоно (Святого Хрисогона), Рим, ИталияЦерковь Сан-Кризогоно (Святого Хрисогона), Рим, Италия

Один из саркофагов украшен барельефами с изображением фигур муз и грифонов. Другой имеет волнообразный декор и украшен круглым портретом усопшего.

Церковь Сан-Кризогоно (Святого Хрисогона), Рим, Италия

Свисающая под вентиляционным отверстием растительность напоминает о неудовлетворительном состоянии археологического комплекса, но одновременно добавляет этому месту своеобразия.

Церковь Сан-Кризогоно (Святого Хрисогона), Рим, Италия

Здесь отчасти сохранились подлинные плиты пола, в том числе надгробная плита некоего Виктора (начало VI века).

Церковь Сан-Кризогоно (Святого Хрисогона), Рим, Италия

На стенах размещены надписи и фрагменты надгробных плит, в том числе нижняя часть скульптуры эпохи раннего Средневековья и фрагмент с греческим текстом.

Церковь Сан-Кризогоно (Святого Хрисогона), Рим, Италия

Одна из самых известных плит изображает череп с огромными ушами (источник фото: [4]).

Церковь Сан-Кризогоно (Святого Хрисогона), Рим, Италия

Диаконник

Справа от апсиды находится небольшой диаконник (ризница) (secretarium/diaconikon), где сохранились фрагменты мозаичного пола в технике opus sectile, датируемые VI или VII веком [1]. Пол выложен из кусочков белого мрамора и зеленого серпентина.

Здесь привлекает внимание резной саркофаг II века с тритонами, нереидами и бюстом усопшего в раковине ([1];[7];[11]).

Церковь Сан-Кризогоно (Святого Хрисогона), Рим, Италия

Правая (северная) стена и нартекс

Пойдя вдоль правой стены нижней церкви, мы оказываемся в своеобразном коридоре, вторая сторона которого образована фундаментом верхней церкви (см. схему).

Церковь Сан-Кризогоно (Святого Хрисогона), Рим, Италия

Здесь, на правой стене нефа древней церкви, сохранились наиболее интересные фрагменты средневековых фресок.

Церковь Сан-Кризогоно (Святого Хрисогона), Рим, ИталияЦерковь Сан-Кризогоно (Святого Хрисогона), Рим, Италия

Датируются эти фрески, по всей видимости, X веком, хотя иногда указывается VIII век ([1];[2]).

Церковь Сан-Кризогоно (Святого Хрисогона), Рим, Италия

Здесь можно различить следующие сюжеты: «Папа Сильвестр усмиряет дракона», «Святой Пантелеимон исцеляет слепого», «Святой Бенедикт исцеляет прокаженного» и «Спасение святого Плакиды».

Церковь Сан-Кризогоно (Святого Хрисогона), Рим, ИталияЦерковь Сан-Кризогоно (Святого Хрисогона), Рим, Италия

В дальнем конце расположена зона, служившая нартексом древней базилики.

Церковь Сан-Кризогоно (Святого Хрисогона), Рим, ИталияЦерковь Сан-Кризогоно (Святого Хрисогона), Рим, Италия

Здесь находится саркофаг с волнистыми орнаментами и пустым квадратом, предназначавшимся под портрет покойного.

Церковь Сан-Кризогоно (Святого Хрисогона), Рим, Италия

Внутри саркофага — человеческие кости.

Церковь Сан-Кризогоно (Святого Хрисогона), Рим, ИталияЦерковь Сан-Кризогоно (Святого Хрисогона), Рим, Италия

В нартексе также сохранились остатки напольной мозаики и некоторые другие артефакты.

Церковь Сан-Кризогоно (Святого Хрисогона), Рим, Италия

Баптистерий (жертвенник)

Симметрично диаконнику, слева от апсиды, располагается большой пастофорий (вспомогательное богослужебное помещение) (см. план нижней церкви). В современных храмах византийского обряда расположенные подобным образом помещения называют жертвенниками (prothesis).

Впрочем, есть версия, что тут в V веке располагался баптистерий. В ходе раскопок в этой зоне было обнаружено несколько купелей или ванн (источник фото: [14]).

Церковь Сан-Кризогоно (Святого Хрисогона), Рим, Италия

В связи с этим ученые не исключают, что помещение имело хозяйственные функции и использовалось как прачечная (фуллоника) ([1];[2];[7];[11];[16]). Возможно также и то, что античная прачечная со временем была преобразована в баптистерий. Сейчас тут хранятся археологические находки. Для посещения эта зона открыта не всегда.

Практическая информация о посещении римской базилики Сан-Кризогоно (Святого Хрисогона): адрес, часы работы и т.п.

Базилика Сан-Кризогоно (Святого Хрисогона) (Basilica di San Crisogono) находится в районе Трастевере, на пересечении Viale di Trastevere и Via della Lungaretta. Адрес базилики: площадь Piazza Sidney Sonnino. Посмотреть расположение церкви на карте Рима можно тут.

Часы работы: церковь Сан-Кризогоно открыта для посещения в будние дни и субботу с 7:00 до 12:00 (по другим сведениям, до 11:30) и с 16:00 (по другим сведениям, с 17:15) до 19:30; в воскресенье — с 8:00 (по другим сведениям, с 8:30) до 13:00 и с 16:00 (по другим сведениям, с 17:15) до 19:30.

Вход бесплатный. Фотографировать в церкви можно (разумеется, не во время богослужений).

Посещение крипты (подземной зоны с остатками раннехристианской базилики) — за небольшую плату: по 3 евро с человека. Чтобы попасть в крипту, нужно обратиться в сакристию (оттуда же осуществляется вход). Запуск в крипту заканчивается за полчаса до закрытия церкви.

Церковь Сан-Кризогоно (Святого Хрисогона), Рим, Италия

Расписание богослужений: в будние дни и субботу — в 7:30, 9:00, 10:00 и 18:00, в воскресенье и праздники — в 8:30, 10:00 (10:30), 11:00, 12:30 и 18:00.

С фотографиями и отзывами туристов о посещении церкви Сан-Кризогоно (Святого Хрисогона) в Трастевере можно ознакомиться тут.

♦♦♦♦♦♦♦

Использованные источники:

1. Базилика Сан-Кризогоно: подробное описание на сайте romanchurches

2. Базилика Сан-Кризогоно: статья в Википедии

3. Часы работы базилики Сан-Кризогоно

4. Базилика Сан-Кризогоно: фотографии интерьера нижней раннехристианской базилики

5. Гравюры с изображением римских церквей в XVI веке (Stationi Delle Chiese Di Roma (1588))

6. Святой Хрисогон и посвященная ему базилика

7. Claudio Bottini. LA BASILICA DI S. CRISOGONO IN TRASTEVERE E I SUOI SOTTERRANEI (Базилика Сан-Кризогоно и ее подземная зона)

8.  George L. Williams. Papal Genealogy: The Families and Descendants of the Popes

9. Блаженная Анна Мария Таиджи: статья в Википедии

10. Базилика Сан-Кризогоно: краткое описание на сайте tesoridiroma

11. Базилика Сан-Кризогоно на сайте «Подземный Рим»

12. Фотографии церкви Сан-Кризогоно

13. План подземной базилики Сан-Кризогоно

14. Фото баптистерия подземной базилики Сан-Кризогоно

15. Римский район Трастевере и церковь Сан-Кризогоно

16. Остатки фрески с изображением трех святых в подземной базилике Сан-Кризогоно

17. История и описание церкви Сан-Кризогоно на сайте romeartlover. Исторические иллюстрации и современные фотографии

18. Культурное наследие: базилика Сан-Кризогоно в районе Трастевере, Рим

Понравилась статья?

У вас есть возможность поддержать развитие нашего проекта любой доступной вам суммой :)