Музей-усадьба Виттреск (Hvitträsk): чудо финского национального романтизма. Часть II: Интерьеры

Шедевр финского национального романтизма, загородная вилла (усадьба) Виттреск является знаковым произведением финского искусства начала XX века, одной из вершин «северного модерна» в финской архитектуре. В первой части заметки мы познакомились с историей этого интереснейшего комплекса — дома-студии Сааринена, Гезеллиуса и Линдгрена — и совершили прогулку по территории усадьбы, оценив гармоничную связь построек и окружающей природы.

Музей-усадьба Виттреск, Киркконумми, Финляндия

Приглашаем вас теперь заглянуть внутрь этого самобытного дома, служившего одновременно жилищем и архитектурной мастерской, и полюбоваться замечательными интерьерами. В здании сохранилась значительная часть подлинного декора и обстановки, в том числе мебель по дизайну Сааринена, уникальные изразцовые печи и ковры, образцы художественного металла. Невероятно светлые и уютные комнаты, сказочные виды на озеро, любовно оформленные и до деталей продуманные интерьеры — такая атмосфера не просто радует глаз, но, думается, еще и исключительно благотворно влияет на психику.

Практическая информация о посещении музея-усадьбы Виттреск (как добраться, часы работы, цена билетов и проч.) приводится в конце заметки.

Интерьеры виллы Виттреск: дом Сааринена

Музей открыт в бережно отреставрированном южном крыле главного усадебного строения — в комнатах, где проживала семья Элиэля Сааринена (см. план усадьбы). Здесь сохранился превосходный ансамбль интерьеров в стиле финского «северного модерна» и эклектики, причем для посещения открыто свыше десятка комнат.

Конечно, не все они равнозначны по художественной отделке, но каждое помещение имеет свою изюминку, свои пропорции и стилистику. В доме царит дух творчества, уюта, покоя и, хочется сказать, счастья.

Музей-усадьба Виттреск, Киркконумми, Финляндия

Даже тот, кто не разбирается в архитектуре и дизайне, обязательно почувствует, как грамотно здесь всё спланировано и оформлено — живи и радуйся. Оно и неудивительно: архитекторы строили этот дом для себя и своих близких. А то, что из некоторых комнат и с открытого балкона открывается потрясающий вид на озеро, делает это место и вовсе исключительным.

Музей-усадьба Виттреск, Киркконумми, ФинляндияМузей-усадьба Виттреск, Киркконумми, Финляндия

Пространство, удобное для жизни

Сначала несколько слов о том, как устроено внутреннее пространство виллы и чем оно интересно.

Как уже говорилось, каждый из трех архитекторов отвечал за свою часть усадьбы. Соответственно, южное крыло является творением Элиэля Сааринена, причем зодчий не только придумал оригинальную планировку дома, но и активно участвовал в оформлении интерьеров. В отличие от спроектированного Линдгреном северного крыла, в южном преобладают просторные помещения с высокими потолками [18], да и само это крыло больше (см. план усадьбы).

Можно сказать, что Сааринены занимали самую «престижную» часть архитектурного ансамбля. В их распоряжении было свыше десяти комнат; имелись также комнаты для прислуги и гостей. Именно Лоя (Лойя) Сааринен выполняла функции хозяйки дома и принимала многочисленных гостей, и именно квартира Сааринена — в первую очередь знаменитая Большая гостиная — являлась «светским ядром» усадьбы, ее «салоном» ([28];[29]). Под руководством Сааринена над украшением виллы трудились лучшие финские художники и ремесленники того времени.

Музей-усадьба Виттреск, Киркконумми, Финляндия

Практически всё внутреннее оформление виллы сделано по авторским эскизам: мебель, текстиль, печи и изразцы, витражи, расписные потолки, текстиль и чеканка. Элиэль Сааринен с самого начала лично определял облик и детали убранства дома, самостоятельно разрабатывал дизайн значительной части мебели, печей и других предметов [5]. Часть обстановки в доме создана его женой Лоей, которая в молодости училась на скульптора, а также прекрасно шила и была талантливым дизайнером тканей (как мы уже рассказывали, после переезда в США она создала собственную мастерскую авторского текстиля) ([5];[23];[28];[29]). По некоторым данным, Лоя Сааринен разрабатывала дизайн текстиля для усадьбы Виттреск в сотрудничестве с Ассоциацией друзей финского ремесленного производства — группой, сыгравшей значительную роль в возрождении традиционного текстильного искусства [23].

Музей-усадьба Виттреск, Киркконумми, Финляндия

Побывав внутри дома, мы сможем убедиться, что в оформлении интерьеров усадьбы Виттреск заметно влияние крестьянской архитектуры и средневековых каменных церквей, что характерно для финского национального романтизма. При этом последний прекрасно уживается с элементами бельгийского ар-нуво, венского сецессиона, английской и шотландской версий модерна, а также Движения искусств и ремёсел (Arts & Crafts). Как известно, Сааринен и двое его друзей-архитекторов живо интересовались современным европейским искусством и, в частности, не забывали читать популярный английский журнал «Студио» (The Studio), где публиковались проекты усадебных построек Ричарда Нормана Шоу (Richard Norman Shaw), Филипа Спикмена Уэбба (Philip Speakman Webb), Чарльза Френсиса Войси (Charles Francis Voysey), М. Х. Бейлли Скотта (Mackay Hugh Baillie Scott) и других британских архитекторов, близких к Движению искусств и ремёсел ([3];[4];[6];[24];[28]). Например, Бейлли Скотт считал, что в «идеальном доме художника» всё до мельчайшей детали — от дверной и оконной фурнитуры до каминных решеток и мебели — должно быть авторским, разработанным по индивидуальному дизайну, а не подбираться из каталога стандартных образцов [32].

Музей-усадьба Виттреск, Киркконумми, Финляндия

Знакомство с этими идеями помогло финским зодчим расширить кругозор и создать красивый и одновременно функционально организованный интерьер, удобный для жизни и работы.

Как и уничтоженная усадьба Суур-Мерийоки, дом-студия Виттреск соответствует принципам органической эстетики и «тотального дизайна», синтеза всех видов искусств и ремёсел. Он является единым целым и продуман до последних мелочей. Все функциональные и декоративные детали согласованы друг с другом, каждая занимает свое продуманное место и имеет свое назначение. Комплекс органично сливается с природным ландшафтом, причем архитекторы радикально ломают границы между интерьером и экстерьером, в частности, за счет обильного использования лоджий и угловых балконов, что дополнительно способствует слиянию естественной и рукотворной среды.

Музей-усадьба Виттреск, Киркконумми, ФинляндияМузей-усадьба Виттреск, Киркконумми, Финляндия

Подобная целостность ансамбля, единство внутреннего и внешнего пространства (включая прилегающий к дому сад) и эстетика, основанная на принципах простоты, гармонии и удобства, — всё это также восходит к идеалам Движения искусств и ремёсел ([18];[40]). Наладив тесные рабочие отношения между архитекторами, строителями и ремесленниками, Сааринену и его товарищам удалось создать красивую и гармоничную среду, о которой мечтали Уильям Моррис и другие лидеры Движения [24].

Музей-усадьба Виттреск, Киркконумми, Финляндия

Хотя в архитектуре и дизайне интерьеров виллы Виттреск нашли отражение самые разные влияния, новаторская планировка с наличием перетекающих друг в друга интерьерных пространств может считаться исключительно оригинальным авторским достижением Сааринена и его коллег, предваряющим поиски Фрэнка Ллойда Райта и Алвара Аалто [5]. Именно эта свободная, лабиринтообразная организация интерьера является одной из главных особенностей сооружения. План дома представлен ниже:

Музей-усадьба Виттреск, Киркконумми, Финляндия

Помещения разнообразны по форме и высоте, что, вкупе с отсутствием дверей во многих комнатах, дополнительно усиливает эффект «перетекания» объемов [18]. Большие пространства открытой планировки перемежаются с укромными уголками и узкими коридорами. Размеры и форма дверей, арок и окон постоянно меняются, равно как и высота стен и тип используемых материалов [32].

Музей-усадьба Виттреск, Киркконумми, Финляндия

Разноуровневая планировка предполагает наличие лестниц в самых разных местах, из-за чего начинает казаться, что этажей большей, чем на самом деле.

Музей-усадьба Виттреск, Киркконумми, Финляндия

При всей своей гармоничности интерьеры дома-студии удивительны разнообразны. Отказ от стандартного в пользу уникального означал, что архитекторы могли свободно проявлять фантазию и не сдерживать себя рамками одного стиля. Поэтому в одних комнатах доминирует «деревенский стиль», в других — вариации модерна, но чаще всего эти стили причудливо сочетаются.

Самостоятельная экскурсия по дому-студии Сааринена

Войдя в дом, оставляем одежду на вешалках и надеваем прочные бахилы. Заодно успеваем полюбоваться вестибюлем (холлом) со стильной лампой, кожаным диваном и потолком, украшенным декоративной росписью. Восьмиугольный кофейный столик является реконструкцией 1970-1971 годов [42].

Музей-усадьба Виттреск, Киркконумми, ФинляндияМузей-усадьба Виттреск, Киркконумми, Финляндия

Здесь же, на цокольном этаже, в помещении бывшей кухни находится касса (о стоимости билетов читайте ниже) и небольшой сувенирный магазин с открытками, путеводителями и разными вещицами в стиле «северного модерна». Юным девушкам наверняка придутся по вкусу наборы для вышивания с готовым узором в виде стилизованных роз, повторяющим рисунок, который украшает текстиль во многих комнатах виллы.

Музей-усадьба Виттреск, Киркконумми, ФинляндияМузей-усадьба Виттреск, Киркконумми, Финляндия

Еще тут есть сумки, кружки, блокноты, записные книжки, плакаты, закладки... Любители сувенирных магнитов тоже найдут чем пополнить свою коллекцию.

Большая гостиная

Купив билет, мы можем наконец пройти в самое красивое (и самое известное) помещение усадьбы Виттреск, главную комнату дома — Большую гостиную (см. поэтажный план дома). Первое, что поражает в этом огромном зале, — его невероятные размеры, а также неожиданная планировка: оказывается, это единое цельное пространство, а не несколько отдельных комнат, как может показаться по некоторым фрагментарным фотографиям.

Музей-усадьба Виттреск, Киркконумми, Финляндия

Сам Сааринен именовал эту комнату tupa («изба»): этим словом иногда называли главные помещения в традиционных сельских домах Финляндии, где собиралась вся семья [29]. Аналогичную функцию центральной зоны отдыха и общения выполнял и этот зал. К тому же — за счет обилия дерева во внутренней отделке — комната действительно рождает ассоциации с бревенчатым деревенским домом. В то же время пропорции комнаты не имеют ничего общего с обычным размером центральных помещений в сельских домах Финляндии.

Музей-усадьба Виттреск, Киркконумми, Финляндия

Оформление выдержано в «национальном духе», с использованием открытых балочных конструкций. Деревянный потолок удерживает массивная центральная балка и ряд балок поменьше.

Музей-усадьба Виттреск, Киркконумми, Финляндия

Доминантой гостиной служит выставленный на самом видном месте, «как трофей», знаменитый ковер «Пламя» (Liekki-ryijy) по рисунку Аксели Галлена-Каллелы. Этот традиционный финский ковер ручной работы — ryijy (рюйю) — является подарком художника Сааринену. В своих декоративно-прикладных произведениях Галлен-Каллела часто обращался к мотивам огня или декору, напоминающему языки пламени. Данный дизайн ковра он разработал для комнаты керамического завода Iris, показанной на Всемирной выставке 1900 года в Париже в знаменитом Финском павильоне, построенном по проекту Сааринена, Гезеллиуса и Линдгрена [29]. Не будет преувеличением назвать этот рюйю самым известным ковром в Финляндии. (В музее демонстрируется копия).

Музей-усадьба Виттреск, Киркконумми, Финляндия

Обычно традиционные народные рюйю украшают лишь стены финского жилища, почему их и называют «одеждой для стен» [18]. Здесь же ковер хитроумным каскадом спускается со стены через диван на пол, соединяя все три плоскости. Такая задумка была не только оригинальна, но и практична, поскольку помогала сидящим на диване людям согреваться: ковром можно было не только укрыть ноги, но и укутаться почти по пояс [17].

Ковры рюйю традиционно представляли важный декоративный элемент сельского финского дома и позволяли максимально сохранять тепло в холодном климате. Но Галлен-Каллела, в отличие от мастеров из Ассоциации друзей финского ремесленного производства, не позволял себе просто копировать исторические образцы карельского текстиля, а шел по пути стилизации, создавая живой узор, лишенный четкой геометрии и симметрии [32]. Более темная нижняя часть ковра олицетворяет горячее пламя, которое, поднимаясь вверх, тает, превращаясь в струи белого дыма. Такое свободное движение соответствует не только природе самой стихии, но и свободному творческому подходу Галлена-Каллелы.

Музей-усадьба Виттреск, Киркконумми, Финляндия

Важно также отметить, что в данном случае к декоративной функции ковра добавляется еще и символическая: в начале XX века рюйю стали настоящим культурно-политическим символом финского «северного модерна», олицетворяя поиски национальной идентичности ([23];[32]).

Музей-усадьба Виттреск, Киркконумми, Финляндия

В углу гостиной стоит массивная изразцовая печь (камин) с круглыми рыжими «башнями», рождающими ассоциации со средневековой крепостью.

Музей-усадьба Виттреск, Киркконумми, Финляндия

Всего в интерьерах виллы Виттреск можно увидеть 12 уникальных печей, яркость и разнообразие которых не оставят равнодушным ни одного посетителя.

Музей-усадьба Виттреск, Киркконумми, Финляндия

С камином Большой гостиной связан любопытный обычай, о котором нам известно из воспоминаний Яна Сибелиуса. Возможно, это всего лишь байка, но бывавший в доме композитор утверждает, что на вечеринках архитекторов было принято поить каждого новоприбывшего до потери сознания, причем кольца на опоре камина якобы использовались для проверки трезвости: «Мало кто мог сравниться с хозяевами, которые после двух бутылок водки проверяли степень своей трезвости, стоя на одной ноге и держась за чугунное кольцо, вмонтированное в камин» [12].

Музей-усадьба Виттреск, Киркконумми, Финляндия

Воспоминания гостившего в усадьбе немецкого искусствоведа и издателя Юлиуса Мейер-Грефе (Julius Meier-Graefe) рисуют картину менее бурного времяпрепровождения: «В большом круглом зале, где легко могла бы уместиться половина моей парижской квартиры, зажгли камин. В очаге пылали огромные, чуть не в человеческий рост стволы. Огонь озарял поблескивающие бурым изразцы камина с металлическими кольцами, и их дрожащее мерцание расходилось по большим углам и разновысотным сводам» [29].

Музей-усадьба Виттреск, Киркконумми, Финляндия

Медный колпак для камина и некоторые другие металлические детали для интерьеров Виттреска выполнил Эрик Эрстрём (Eric Otto Woldemar Ehrström) ([5];[17];[19];[32]) — ученик Галлена-Каллелы, разносторонний художник, график и дизайнер, автор интересных работ по металлу, эмали и стеклу, длительное время гостивший в усадьбе с женой, также талантливой художницей, чей витраж мы вскоре увидим.

Напротив камина — светлый обеденный уголок с рядом прямоугольных окон, длинным диваном и столом [32].

Музей-усадьба Виттреск, Киркконумми, Финляндия

Кажется, здесь всё еще живет дух ушедшей эпохи. Легко себе представить, как хозяева сидят вечером за столом, увлеченные беседой, а вокруг резвятся дети. Подвешенная на цепях лампа — подлинная, как и почти всё в этом помещении [42].

Музей-усадьба Виттреск, Киркконумми, Финляндия

В оформлении этой зоны чувствуется влияние британского архитектора М. Х. Бейлли Скотта — приверженца концепции «тотального дизайна» [29]. Следуя заветам Уильяма Морриса, Скотт призывал строить дома, в которых есть теплота, индивидуальность и уют, сочетающиеся с экономичностью и комфортом [32]. Этот принцип он иллюстрировал в своих проектах интерьеров с укромными местечками у камина, обеденными уголками, балочными потолками и облицованными плиткой каминами ([32];[39]) (см., например, иллюстрацию 1 и иллюстрацию 2). Нетрудно заметить, что интерьеры виллы Виттреск воплощают те же принципы. Кроме того, в оформлении каминов и других изделий прикладного искусства, наполняющих интерьеры виллы, просматривается влияние югендстиля — вариации стиля модерн, которая получила развитие в Австрии и Германии [3].

Музей-усадьба Виттреск, Киркконумми, Финляндия

Среди стоящих на подоконнике предметов есть элегантные подсвечники, а также медная и латунная посуда в стиле ар-нуво, созданная на рубеже XIX-XX века в Германии, на Вюртембергской фабрике металлоизделий (Württembergische Metallwarenfabrik, WMF) ([19];[42]).

Музей-усадьба Виттреск, Киркконумми, Финляндия

Убранство интерьера удачно дополняет оригинальная по формам мебель, выполненная по эскизам самого Элиэля Сааринена.

Музей-усадьба Виттреск, Киркконумми, ФинляндияМузей-усадьба Виттреск, Киркконумми, Финляндия

Дубовый гарнитур, включающий стол, диван, кресла, а также книжный шкаф, напольные часы, глобус и карточный столик, был изготовлен в 1905-1906 годах в столярной мастерской Бомана (Nikolai Boman) в Турку ([14];[17];[33]). Часть предметов украшена интарсиями.

Музей-усадьба Виттреск, Киркконумми, ФинляндияМузей-усадьба Виттреск, Киркконумми, Финляндия

Большая деревянная люстра, напоминающая то ли корону, то ли колесо телеги, создана по проекту жены архитектора — Лои Сааринен, в 1903 году ([17];[29];[42]). Люстра имеет 24 свечи, по одной на каждый час суток. В 1950-х годах люстра была переведена на электричество.

Музей-усадьба Виттреск, Киркконумми, Финляндия

Широкая открытая лестница с гладкими деревянными «колоннами» из бревен ведет на следующий этаж, куда мы поднимемся чуть позже.

Музей-усадьба Виттреск, Киркконумми, Финляндия

Малая гостиная и столовая

К Большой гостиной примыкает столовая, состоящая из двух частей — обеденной зоны и зоны отдыха, или Малой гостиной (см. поэтажный план дома).

Музей-усадьба Виттреск, Киркконумми, Финляндия

Малая гостиная — камерное полутемное помещение, значительно более интимное, чем Большая гостиная.

Музей-усадьба Виттреск, Киркконумми, Финляндия

Если в интерьере Большой гостиной прослеживается влияние крестьянской архитектуры, то Малая гостиная несет отпечаток церковного зодчества.

Музей-усадьба Виттреск, Киркконумми, ФинляндияМузей-усадьба Виттреск, Киркконумми, Финляндия

Словно небольшая средневековая церковь, комната перекрыта сводами со стилизованной декоративной росписью. Линии сводов подчеркнуты причудливыми разноцветными узорами в виде фантастических растений. Отреставрированные в 2000 году стрельчатые оконные проемы со скругленными углами помогают создать «готическую» атмосферу. Пространство над камином также покрыто затейливыми узорами. Автор художественных росписей в интерьере виллы Виттреск точно не известен. Возможно, это был художник Вайно Бломстедт (Väinö Alfred Blomstedt), хотя иногда называют имя Галлена-Каллелы [32].

Музей-усадьба Виттреск, Киркконумми, Финляндия

Невероятно красива «богатырская» печь с переливчатыми сине-зелёными изразцами. Вопреки распространенной точке зрения ([5];[18];[32]), разноцветные изразцы для чудесных печей виллы Виттреск были произведены не на заводе Iris в Порвоо, а на кафельной и фаянсовой фабрике Вильгельма Андстена (Wilhelm Andsténs fabrik) в Хельсинки ([17];[19];[22];[33]).

Музей-усадьба Виттреск, Киркконумми, ФинляндияМузей-усадьба Виттреск, Киркконумми, Финляндия

На печи демонстрируются эскизы навсегда утраченных интерьеров другой известной усадьбы — Суур-Мерийоки.

Музей-усадьба Виттреск, Киркконумми, Финляндия

Как и в Большой гостиной, диван застелен традиционным финским ковром рюйю, уютно продолжающимся на полу. В отличие от культового ковра «Пламя», который мы видели в Большой гостиной, этот «сказочный» ковер или ковер «Сказка» (Satu-ryijy) выполнен по рисункам самого Элиэля Сааринена ([27];[29]) (вероятно, при участии Лои, которая, как мы помним, была дизайнером тканей). Ковер был создан во время очередного обновления интерьеров виллы, в 1914 году. В музее демонстрируется копия (1990).

Музей-усадьба Виттреск, Киркконумми, Финляндия

На тканых квадратах представлены стилизованные изображения сцен из жизни усадьбы Виттреск, в том числе фигурки женщины и двух детей: это жена архитектора Лоя, изображенная в виде лесной феи среди цветов, дочь Пипсан в образе сказочной принцессы и сын Ээро в окружении волшебных зверей ([12];[17]). Также присутствует изображение башни, инициалы «ES» и год создания ковра. Башня встречается также на других предметах обстановки. Это эмблема Сааринена и его жилища, изначально придуманная архитектором в качестве фирменного знака для почтовой бумаги и потом неоднократно использованная им в творчестве, в частности, в витражах [29].

Музей-усадьба Виттреск, Киркконумми, Финляндия

Сохранился акварельный эскиз Сааринена, показывающий, каким образом с помощью сложной разметки ковра достигается заполнение трехмерного объема угловой гостиной [23].

Элиэль Сааринен. Эскиз Сказочного ковра для виллы Виттреск

Комнату также украшает бронзовая скульптура Лои Сааринен «Четыре грации» — точнее, изготовленная в 1970-х годах копия оригинала, созданного для усадьбы Суур-Мерийоки в 1903-1904 годах ([19];[29];[42]).

Музей-усадьба Виттреск, Киркконумми, Финляндия

Напомним, что жена архитектора была профессиональным скульптором: она училась в Париже, в Академии Коларосси [29].

Музей-усадьба Виттреск, Киркконумми, Финляндия

На потолке — необычный шестигранный светильник, созданный в 1970-1971 годах по мотивам оригинала начала века [42].

Музей-усадьба Виттреск, Киркконумми, Финляндия

В свое время помещение выполняло еще и функцию музыкальной комнаты, и здесь стояло фортепиано [17]. Сводчатые потолки обеспечивали чудесную акустику, а угловой диван превосходно подходил для наслаждения звуками музыки. Как мы уже рассказывали, в числе гостивших в доме композиторов были Ян Сибелиус, Роберт Каянус и Густав Малер.

Музей-усадьба Виттреск, Киркконумми, Финляндия

Во второй части комнаты, столовой, потолок сплошь покрыт орнаментальными росписями, которые напоминают настоящий тканый ковер, создавая впечатление, будто потолок обтянут материей.

Музей-усадьба Виттреск, Киркконумми, Финляндия

В столовой также находится обеденный стол со стульями и интереснейший витраж.

Музей-усадьба Виттреск, Киркконумми, Финляндия

Украшенный резьбой дубовый гарнитур датируется 1918 годом.

Музей-усадьба Виттреск, Киркконумми, Финляндия

На стульях видим уже знакомую эмблему Виттрестка — башню.

Музей-усадьба Виттреск, Киркконумми, ФинляндияМузей-усадьба Виттреск, Киркконумми, Финляндия

Почетное место в центре стола занимает сине-зеленая стеклянная чаша с волнообразными краями, созданная по дизайну талантливого художника Альфреда Финча (Alfred William Finch), который с конца XIX века работал керамистом на знаменитом заводе Iris в Порвоо [42].

Музей-усадьба Виттреск, Киркконумми, Финляндия

Что касается витража в столовой, то он создан по проекту Ольги Гуммерус-Эрстрём (Olga Gummerus-Ehrström) — жены вышеупомянутого художника и дизайнера Эрика Эрстрёма. Талантливая чета несколько лет гостила в усадьбе Виттреск. Эрик обожал свою жену, придумывал для нее разные наряды и даже сам их шил, так что Ольга, или Олли, была самой красиво одетой женщиной в Хельсинки [34]. В 1927 году в результате несчастного случая Эрстрём потерял правую руку, после чего жена помогала мужу в работе.

Музей-усадьба Виттреск, Киркконумми, Финляндия

Данный витраж на тему любовного треугольника был создан Ольгой Гуммерус-Эрстрём в 1904-1905 годах и называется «Соперники» или «Соперничество женихов» (Kilpakosijat) ([17];[19]; [41]). Он посвящен непростым личным отношениям обитателей дома: как мы помним из первой части заметки, брак Элиэля и Матильды Сааринен продолжался недолго, и вскоре после развода в 1904 году Элиэль женился на сестре Германа Гезеллиуса Лое, а Матильда в тот же день вышла замуж за Гезеллиуса. Именно эту историю рассказывает нам витраж, хотя его персонажи одеты в костюмы совершенно иной эпохи.

Музей-усадьба Виттреск, Киркконумми, Финляндия

Если присмотреться, на заднем плане виден характерный силуэт здания на холме — нетрудно распознать в нем усадьбу Виттреск. Изображенный слева менестрель с гитарой — это сам Сааринен, а музыкант с флейтой с правой стороны — Герман Гезеллиус. В центре, в образе инфанты Маргариты с полотен Веласкеса, изображена Матильда Сааринен (во втором браке ставшая Матильдой Гезеллиус) ([17;][21];[41]).

Бра на пять свечей являются повторением оригинала 1915 года [42].

Музей-усадьба Виттреск, Киркконумми, Финляндия

Обратите внимание на выполненный из эмали рельеф в виде башни в окружении сердец — снова эмблема Сааринена.

Цветочная комната

Поднимемся из Большой гостиной по деревянной лестнице-галерее на второй этаж, отведенный под личные комнаты хозяев и оформленный более светлых тонах и с меньшим уклоном в сторону финской версии модерна.

Музей-усадьба Виттреск, Киркконумми, Финляндия

Первым делом попадаем в так называемую Цветочную комнату, также именуемую комнатой орхидей или просто оранжереей (см. поэтажный план дома).

Музей-усадьба Виттреск, Киркконумми, Финляндия

Эта «дамская» комната, занимающая остекленный эркер с восточной стороны виллы, вся пронизана солнечным светом, а обилие гармоничной белоснежной мебели делает ее еще светлее.

Музей-усадьба Виттреск, Киркконумми, Финляндия

Комната напоминает о страсти, которую Лоя Сааринен питала к садоводческому искусству. Мы уже рассказывали, что жена архитектора с удовольствием ухаживала за усадебным садом, а после льъезда в США часто писала сюда обстоятельные письма с наставлениями по поводу ведения хозяйства.

Музей-усадьба Виттреск, Киркконумми, Финляндия

Свое увлечение Лоя не оставила и в Америке. Известно, например, что она участвовала в разработке проекта ландшафтных парков и садов образовательного комплекса Кренбрук.

Музей-усадьба Виттреск, Киркконумми, Финляндия

Пока Сааринены жили в усадьбе Виттреск, Лоя Сааринен — помимо посадки прозаических хозяйственных растений — с удовольствием выращивала экзотические цветы, в том числе орхидеи, киноварные кливии, декоративную спаржу.

Музей-усадьба Виттреск, Киркконумми, Финляндия

Прекрасные цветы, которые стараниями музейных смотрителей украшают комнату сегодня, вполне соответствуют предпочтениям хозяйки.

Музей-усадьба Виттреск, Киркконумми, Финляндия

Длительное время вся обстановка комнаты ограничивалась лишь парой плетеных стульев да подставками для цветов.

Музей-усадьба Виттреск, Киркконумми, ФинляндияМузей-усадьба Виттреск, Киркконумми, Финляндия

Позднее появился белый гарнитур (диван, стол и стулья), который Элиэль Сааринен создал в том же стиле, что и мебель в соседней комнате — спальне, оформленной в 1910-х годах.

Музей-усадьба Виттреск, Киркконумми, Финляндия

С тех пор светлая цветочная комната полюбилась обитателям виллы как место для уютных семейных завтраков в лучах яркого утреннего солнца [17].

Спальня Элиэля и Лои Сааринен

С цветочной комнатой соседствует хозяйская спальня (см. поэтажный план дома).

Музей-усадьба Виттреск, Киркконумми, Финляндия

Часть интерьера этой комнаты (туалетный столик с зеркалом, стулья и, возможно, прикроватные тумбочки) относится к 1902-1903 годам [17].

Музей-усадьба Виттреск, Киркконумми, ФинляндияМузей-усадьба Виттреск, Киркконумми, Финляндия

Как и в остальных случаях, эти предметы мебели были созданы по проекту самого Сааринена.

Белая супружеская кровать и белый шкаф с закругленными плавными контурами появились во время обновления обстановки в 1910-х годах (изготовлены в столярной мастерской Бомана в Турку [42]). Одновременно с этим остальная мебель, изначально просто покрытая лаком, была перекрашена в белый цвет ([17];[21]).

Музей-усадьба Виттреск, Киркконумми, Финляндия

Из характерных элементов модерна можно отметить резной декор мебели.

Музей-усадьба Виттреск, Киркконумми, Финляндия

Так, туалетный столик украшают стилизованные изображения цветов и растений, тогда как на передней спинке кровати виднеется орнамент в виде башни в венке из бутонов роз (башня, как мы помним, была эмблемой усадьбы Виттреск и самого Сааринена).

Музей-усадьба Виттреск, Киркконумми, Финляндия

Похожие стилизованные розы повторяются на вышивке, украшающей занавески и наволочки (аналогичный мотив вышивки мы уже видели на подушках и скатерти Цветочной комнаты).

Музей-усадьба Виттреск, Киркконумми, Финляндия

В спальне также можно увидеть прекрасную изразцовую печь. Декоративные мотивы медных дверец разработаны Эриком Эрстрёмом, много работавшим в области дизайна по металлу [42].

Музей-усадьба Виттреск, Киркконумми, Финляндия

Стены спальни ранее были оклеены обоями в мелкий сиреневато-розовый цветочек на зелёном фоне. В настоящее время здесь можно увидеть лишь небольшой фрагмент этих обоев, но в будущем планируется полностью воссоздать покрытие стен по историческому образцу.

Музей-усадьба Виттреск, Киркконумми, Финляндия

Ванная комната

За спальней находится ванная — довольно аскетичная, но стильная, просторная и функциональная (см. поэтажный план дома).

Музей-усадьба Виттреск, Киркконумми, ФинляндияМузей-усадьба Виттреск, Киркконумми, Финляндия

Спокойные бело-зеленые тона, ощущение чистоты и гигиены и дневной свет, поступающий из небольших окон над умывальниками, создают комфортную домашнюю атмосферу.

Музей-усадьба Виттреск, Киркконумми, Финляндия

Хотя ванная воспринимается как гармоничная часть виллы, обстановка в этой комнате лишь отчасти подлинная. Так, нынешняя ванна и некоторые другие предметы датируются началом 1950-х годов [17]. В то же время раковины, вешалки для полотенец и высокие узкие застекленные шкафчики по обеим сторонам от зеркала появились еще при Саариненах.

Музей-усадьба Виттреск, Киркконумми, Финляндия

В те времена в ванной стоял водонагреватель. Вода подавалась в стоявший в подвале резервуар прямо из озера Виттреск с помощью дизельного насоса.

Детская спальня

В западном крыле дома, обращенном в сторону озера, находятся две комнаты, предназначенные для детей (см. поэтажный план дома). Первая из них — детская спальня. Несмотря на почти полное отсутствие меблировки (которая сводится к паре детских кроваток, стульчиков и изразцовой печи), комната очаровывает аурой гармонии и восхитительным видом на озеро.

Музей-усадьба Виттреск, Киркконумми, Финляндия

Вся упомянутая обстановка, пусть и минимальная, является подлинной.

Музей-усадьба Виттреск, Киркконумми, ФинляндияМузей-усадьба Виттреск, Киркконумми, Финляндия

В этой комнате жили дети Саариненов: дочь Эва-Лиза (Пипсан) (1905-1979) (Eva-Liisa/Pipsan), ставшая дизайнером, и сын Ээро (Eero Saarinen) (1910-1961), впоследствии выдающийся американский архитектор. В начале 1910-х годов Пипсан переехала в отдельную «Розовую» комнату, которую мы вскоре увидим.

Элиэль и Лоя Сааринен с детьми (Пипсан и Ээро)

На стенах — фотографии из семейного архива Саариненов.

Музей-усадьба Виттреск, Киркконумми, Финляндия

Известно, что в ходе крупной реставрации 1950-х годов окно детской спальни было расширено. Тогда же появилась стена между спальней и примыкающей игровой комнатой, и одновременно была устранена стена между спальней и соседним залом (холлом).

Игровая комната

Последнее помещение на втором этаже, которое мы осмотрим, — игровая, или комната для игр (см. поэтажный план дома).

Музей-усадьба Виттреск, Киркконумми, Финляндия

Элиэль Сааринен обустроил ее для своих детей в 1908-1909 годах — собственно, изначально это была комната для одной только Пипсан, а после 1910 года, когда родился Ээро, здесь играли они оба.

Музей-усадьба Виттреск, Киркконумми, Финляндия

Уютная игровая оформлена в солнечных желто-белых тонах и соответствует всем требованиям, которые предъявлялись к детским в начале XX века: обилие пространства и света, приспособленная для детей миниатюрная мебель, легкие для мытья поверхности и отсутствие острых углов ([17];[18]).

Музей-усадьба Виттреск, Киркконумми, Финляндия

В убранстве интерьера заметны явные отголоски дизайна знаменитого шотландца Чарльза Ренни Макинтоша — представителя английской версии модерна (ар-нуво) ([3];[5];[17]). Мы уже говорили о том, что Сааринен и его товарищи с интересом читали английский журнал «Студио» (The Studio). Были они, разумеется, знакомы и с подробной статьей, посвященной творчеству шотландской «Четвёрки» (Чарльза Ренни Макинтоша, Джеймса Герберта Макнейра и их жен, сестёр-художниц Фрэнсис и Маргарет Макдональд), которая была опубликована в упомянутом журнале в 1897 году [29].

Музей-усадьба Виттреск, Киркконумми, ФинляндияМузей-усадьба Виттреск, Киркконумми, Финляндия

В комнате есть несколько примечательных элементов декоративно-прикладного искусства. Как всегда, внимание привлекает изразцовая печь, которая в данном случае еще и украшена росписью.

Музей-усадьба Виттреск, Киркконумми, Финляндия

Печь, которую мы видим сегодня, является реконструкцией (не слишком точной) 1970-х годов (первоначальным автором фрески «Начало жизни» предположительно был художник Вайно Бломстедт) [42].

Музей-усадьба Виттреск, Киркконумми, Финляндия

Еще одно украшение игровой — спускающийся со стены на пол традиционный финский ковер ручной работы, рюйю. Он был соткан по эскизам самого Сааринена. Над ним — эскиз уже знакомого нам витража Ольги Гуммерус-Эрстрём из столовой.

Музей-усадьба Виттреск, Киркконумми, Финляндия

Тележка и маленькая складная ширма служили малышам для игр.

Музей-усадьба Виттреск, Киркконумми, Финляндия

Полки для игрушек, шкафчики, столы и стулья — вся эта мебель не подлинная, а воссозданная по оригинальным проектам Сааринена.

Балкон

Вернувшись в детскую, можно выйти на открытый балкон-галерею, чтобы полюбоваться чудесным видом на озеро и окрестности и подышать свежим воздухом.

Музей-усадьба Виттреск, Киркконумми, ФинляндияМузей-усадьба Виттреск, Киркконумми, Финляндия

Мы могли видеть эту террасу снаружи, когда осматривали виллу со стороны озера.

Розовая комната

Поднимемся теперь еще выше: на третьем (мансардном) этаже нас встречает девичья Розовая комната (см. поэтажный план дома).

Музей-усадьба Виттреск, Киркконумми, Финляндия

В 1910-х годах, когда дочь Элиэля и Лои Пипсан немного подросла, ей выделили отдельную спальню. Как нетрудно догадаться, название комнаты связано с цветочным орнаментом обоев.

Музей-усадьба Виттреск, Киркконумми, Финляндия

Над кроватью можно увидеть пастельный портрет 15-летней Пипсан. Его написал в 1920 году друг семьи, венгерский скульптор Геза Мароти (Géza Maróti) (1875-1941), который часто гостил в усадьбе Виттреск. Он решил изобразить девушку в венгерском национальном костюме [42].

Музей-усадьба Виттреск, Киркконумми, Финляндия

Пестроту стен оттеняет лаконичная печь с белым кафелем, белый потолок и белая деревянная мебель: стол, диван, четыре стула, комод, овальное настенное зеркало в белой раме.

Музей-усадьба Виттреск, Киркконумми, Финляндия

Весь этот гарнитур создан по дизайну Сааринена в столярной мастерской Бомана в Турку [42]. Большой комод для умывания со временем был утерян, но его восстановили по историческим фотографиям [17].

Музей-усадьба Виттреск, Киркконумми, Финляндия

Женственный мотив розы повторяется в декоре умывальника, ведерка и кувшина (вся керамика подлинная, это изделия финской марки Aluminia) [42].

Музей-усадьба Виттреск, Киркконумми, Финляндия

Светильник, вероятно, создан по эскизам Лои Сааринен [43].

Спальня дедушки (комната для чтения)

По соседству с Розовой комнатой находится бывшая спальня дедушки — пастора Юхо Сааринена (Juho Saarinen) (1846-1920), отца Элиэля Сааринена. Интересно, что в 1910-х годах Юхо Сааринен служил пастором петербургской Финской церкви Св. Марии на Б. Конюшенной улице [45].

Музей-усадьба Виттреск, Киркконумми, Финляндия

Эта просторное и светлое помещение, оформленное в мягких желтоватых тонах, сегодня обставлено как комната для чтения и отдыха.

Музей-усадьба Виттреск, Киркконумми, ФинляндияМузей-усадьба Виттреск, Киркконумми, Финляндия

Обстановку составляет стильная мебель (диван, тумбочка, шкаф, большой «взрослый» и маленький «детский» стол), напольный канделябр-семисвечник и непременная изразцовая печь.

Музей-усадьба Виттреск, Киркконумми, Финляндия

Комната интересна еще и тем, что тут можно увидеть архивные фотографии, изображающие обитателей усадьбы Виттреск.

Армас Линдгрен с женой Ирен и двумя дочерьмиЭлиэль, Лоя, Ээро, Пипсан и Юхо Сааринен

На одном снимке мы видим Армаса Линдгрена с женой Ирен и двумя дочерьми; на другом — семейство Сааринен (Элиэль и Лоя, Ээро и Пипсан, а также дедушка Юхо); на третьем — Германа Гезеллиуса и элегантную Матильду (первую жену Сааринена).

Герман Гезеллиус с женой Матильдой

Мансардная комната

Последняя комната на этом этаже — мансардная (см. поэтажный план дома).

Музей-усадьба Виттреск, Киркконумми, ФинляндияМузей-усадьба Виттреск, Киркконумми, Финляндия

Оформление интерьера предельно аскетично (альков со спальным местом, спартанская кровать, скромная печь и рабочий стол со стульями), но вид на озеро и лес бесподобен.

Музей-усадьба Виттреск, Киркконумми, Финляндия

Вероятно, это помещение предназначалось для работников архитектурного бюро Сааринена, Гезеллиуса и Линдгрена.

Музей-усадьба Виттреск, Киркконумми, Финляндия

Кладовая (буфетная)

Спустившись обратно на первый этаж, оказываемся в небольшой каморке, служившей кладовой.

Музей-усадьба Виттреск, Киркконумми, Финляндия

Это хозяйственное помещение примыкает к бывшей кухне (нынешнему сувенирному магазину и кассе) (см. поэтажный план дома).

Музей-усадьба Виттреск, Киркконумми, ФинляндияМузей-усадьба Виттреск, Киркконумми, Финляндия

Сегодня тут можно увидеть несколько изящных металлических предметов в стиле модерн, в том числе оригинальный фонарь, металлическую посуду (например, кофейник и ведерко для льда, изготовленные в начале XX века в Германии, на Вюртембергской фабрике металлоизделий ([19];[42])), а также небольшой комод-холодильник, с хитроумной конструкцией которого можно ознакомиться тут.

Музей-усадьба Виттреск, Киркконумми, Финляндия

Отсюда наш путь ведет в библиотеку и архитектурную студию, занимающие не жилую, а рабочую часть виллы Виттреск — одноэтажный корпус между южным и северным крылом.

Архитектурная студия (ателье)

Обширное помещение студии напоминает нам, что Виттреск был не просто дачей, но еще и местом плодотворной работы архитекторов, где были созданы проекты многих ключевых построек эпохи финского национального романтизма (см. поэтажный план дома).

Музей-усадьба Виттреск, Киркконумми, Финляндия

Как мы уже рассказывали, поначалу Элиэль Сааринен делил студию с Германом Гезеллиусом и Армасом Линдгреном, а после отъезда последнего в Хельсинки продолжал некоторое время сотрудничать с Гезеллиусом.

Музей-усадьба Виттреск, Киркконумми, Финляндия

В студии находится большой подлинный камин и несколько крупных исторических фотографий, снятых на территории усадьбы.

Музей-усадьба Виттреск, Киркконумми, ФинляндияМузей-усадьба Виттреск, Киркконумми, Финляндия

Кроме того, интересно взглянуть на представленные здесь архитектурные проекты Элиэля Сааринена, в том числе разработанный им вскоре после прекращения партнерства с Гезеллиусом проект дачи доктора Винтера (Villa Winter) (1908), построенной на берегу Ладожского озера в Сортавале (дача, известная тем, что там часто бывал Рерих, по счастью, сохранилась, отреставрирована и сегодня превращена в отель).

Элиэль Сааринен. Проект дачи доктора Винтера

Тут же можно увидеть проект небоскреба Chicago Tribune в Чикаго (1922), с которым 49-летний «ветеран» принял участие в конкурсе. Проект занял второе место и, хотя не был реализован, произвел впечатление на коллег как поистине новаторский и повлиял на будущие работы многих американских зодчих [44].

Элиэль Сааринен. Проект офиса Chicago Tribune

Стоящий возле камина гипсовый барельеф с изображением андрогинного ангела («Ангел воскресения») создал венгерский скульптор Геза Мароти, часто гостивший в усадьбе (барельеф выполнен после 1916 года).

Музей-усадьба Виттреск, Киркконумми, Финляндия

Автор посвятил эту работу «обожаемой матери своей дочери» (FILIAE SUAE MATRI DILETTISSIMAE HOC OPUS DEDICAVIT GÉZA MARÓTI).

Музей-усадьба Виттреск, Киркконумми, Финляндия

На полках демонстрируется разработанный Саариненом дизайн финских банкнот разных периодов.

Музей-усадьба Виттреск, Киркконумми, ФинляндияМузей-усадьба Виттреск, Киркконумми, Финляндия

Ведущую во двор дверь украшает барельеф, нижняя часть которого выполнена в виде трех стилизованных сердец, а верхняя напоминает закрученное спиралью стилизованное растение.

Музей-усадьба Виттреск, Киркконумми, Финляндия

Как и многие другие металлические изделия в интерьере виллы, эта плакетка в технике металлопластики создана по дизайну Эрика Эрстрёма.

Библиотека и кабинет Сааринена

К студии примыкает более темная и укромная библиотека с рабочим кабинетом (см. поэтажный план дома).

Музей-усадьба Виттреск, Киркконумми, Финляндия

Изначально здесь находилось пространство для отдыха и стоял бильярдный стол, но 1908 году эту зону отделили перегородкой от основного пространства студии и устроили личные кабинеты Сааринена и Гезеллиуса [17].

После смерти последнего (1916) кабинет перешел в полное распоряжение Сааринена, и он организовал библиотеку, переместив сюда массивный письменный стол и стул из гостиной и соорудив вдоль трех стен книжные полки. Вся мебель в комнате подлинная. На двери между книжными полками — уже знакомый нам по предыдущей комнате барельеф Эрика Эрстрёма.

Музей-усадьба Виттреск, Киркконумми, ФинляндияМузей-усадьба Виттреск, Киркконумми, Финляндия

Украшенный интарсиями стол, равно как и стул с вращающимся восьмиугольным сиденьем и оригинальной спинкой, изготовлен по дизайну Сааринена в 1907 году в мастерской Бомана в Турку.

Музей-усадьба Виттреск, Киркконумми, Финляндия

Что касается представленных в библиотеке книг, то лишь около 20% из них относятся к началу XX века. Тем не менее, они дают представление о круге чтения хозяев.

Музей-усадьба Виттреск, Киркконумми, Финляндия

Как и следовала ожидать, преобладает литература по искусству, причем многие книги и журналы — иностранные.

Музей-усадьба Виттреск, Киркконумми, Финляндия

Как мы помним, Сааринен и его коллеги с интересом читали английский журнал «Студио». Кроме того, они выписывали немецкие журналы: «Декоративное искусство» (Dekorative Kunst) и «Немецкое искусство и дизайн» (Deutsche Kunst und Dekoration), в которых публиковались работы немецких, бельгийских, французских и других художников. Читали они и другие журналы по искусству, так что жизнь «в глуши» не мешала архитекторам всегда быть в курсе новейших течений [29].

Музей-усадьба Виттреск. Эскиз зала ожидания вокзала в Выборге

На шкафах — разнообразные эскизы: усадьба Суур-Мерийоки (Сааринен, Гезеллиус и Линдгрен, 1901-1903), зал ожидания вокзала в Выборге (Сааринен, 1908-1913), царский зал ожидания вокзала в Хельсинки (Сааринен и Гезеллиус, 1906-1909), выставочный зал Arkadium в Хельсинки (Сааринен , 1908) (не реализован).

Музей-усадьба Виттреск, Киркконумми, ФинляндияМузей-усадьба Виттреск, Киркконумми, Финляндия

Особую прелесть библиотеке придает интимно огороженный уголок с диванами, камином и обилием подсвечников. Здесь не только проходили деловые встречи и совещания архитекторов, но и любили отдыхать с бокалом вина коллеги и ассистенты Сааринена. У камина часто собиралась и семья [17].

Музей-усадьба Виттреск, Киркконумми, Финляндия

Сегодня здесь можно увидеть картину «Элиэль и Ээро Сааринен», написанную художником Вилхо Шёстрёмом (Wilho Sjöström) (масло, холст; 1919).

Практическая информация о посещении музея-усадьбы Виттреск: часы работы, стоимость билетов. Как добраться до музея-усадьбы Виттреск

Музей-усадьба Виттреск (Hvitträsk) находится в Киркконумми (Kirkkonummi), примерно в 30 км от Хельсинки. Посмотреть расположение комплекса на карте можно тут.

Часы работы музея. Музей-усадьба Виттреск открыта с 1 марта по 18 декабря со среды по воскресенье с 11:00 до 17:00. Во второй половине декабря, а также в январе и феврале музей закрыт. Музей также закрыт в некоторые праздничные дни. Советуем заранее уточнять режим работы на официальном сайте.

Часы работы кафе и ресторана Hvitträsk обычно совпадают с графиком работы музея. При желании можно уточнить их на сайте ресторана.

Цена билетов. Стоимость входного билета в музей-усадьбу Виттреск составляет 9 евро для взрослых и 6 евро для студентов и пенсионеров. Билет для детей от 7 до 17 лет стоит 3 евро; для детей младше 7 лет посещение бесплатно. Существует также семейный билет стоимостью 20 евро (для 2 взрослых и 1-4 детей).

Гулять по территории усадьбы Виттреск можно бесплатно. Платным является только посещение музейного здания — главного усадебного дома (квартиры и студии Сааринена) (см. план усадьбы).

Фотографировать внутри виллы Виттреск разрешено. Отдельная плата за это не взимается.

Отзывы других туристов о посещении музея-усадьбы Виттреск можно прочитать тут.

Как самостоятельно добраться до музея-усадьбы Виттреск?

Как уже было сказано, дача-студия Виттреск находится в Киркконумми. Официальный адрес комплекса: Hvitträskintie 166, Luoma (Kirkkonummi). Если у вас автомобиль, то приехать сюда не составит труда, тем более что на территории имеется бесплатная парковка (см. план усадьбы). Если же вы путешествуете без машины, то добраться до музея-усадьбы Виттреск тоже можно, хотя это и не так просто. Возможные варианты маршрутов с использованием общественного транспорта описываются ниже.

Имейте в виду, что поскольку в системе общественного транспорта Хельсинки HSL Киркконумми относится к 3 зоне (Three-zone extended regional ticket), заплатить за поездку придется 8 евро в одну сторону. Такой билет действителен в течение 100 минут, то есть вы можете свободно совершать пересадки. Срок действия отпечатан на самом билете. Приобрести билет можно в автомате или у водителя, цена в данном случае будет одинаковой. Единственное, срок действия билета, приобретенного в автомате, будет на 10 минут больше.

Общее время в пути на транспорте — около 1 часа. Плюс примерно полчаса пешком.

Для поиска расписания и подбора удобного маршрута рекомендуем пользоваться сервисом планирования маршрутов. В качестве пункта назначения следует указывать Luoma, Kirkkonummi. Это название ближайшей к музею автобусной остановки.

Музей-усадьба Виттреск, Киркконумми, Финляндия

1. АВТОБУСНЫЙ ВАРИАНТ ДЛЯ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ. Ниже описан пример поездки для субботы (в воскресенье нужно будет делать пересадки на других остановках — сверьтесь с планировщиком маршрутов!).

В центре Хельсинки (удобнее всего на Камппи) необходимо сесть на автобус № 173 (направление — Upinniemi) и ехать примерно 30 минут до остановки Jorvaksenkuja (или другой — зависит от времени поездки; см. планировщик маршрутов). Там перейти дорогу (!) и пересесть на автобус № 911 (направление — Kauklahti). На этом автобусе нужно проехать примерно 10 минут до остановки Luoma. Теперь остаётся пройти пешком до музея-усадьбы Виттреск чуть меньше 2 км.

Дорога к музею-усадьбе Виттреск, Киркконумми, ФинляндияДорога к музею-усадьбе Виттреск, Киркконумми, Финляндия

Маршрут достаточно очевиден, тем более что по пути встречаются указатели. Посмотреть пешеходную часть маршрута на карте можно тут.

Музей-усадьба Виттреск, Киркконумми, Финляндия

ВНИМАНИЕ: для подготовки к поездке пользуйтесь вкладкой «Transfer maps» (Карты пересадок). Вы увидите подобные карты пересадок. В данном случае, например, хорошо видно, что для пересадки на второй автобус нужно будет перейти дорогу. Это важно, поскольку в данном случае мы, по сути, частично возвращаемся. Но в выходной день маршрут иначе не построить.

Музей-усадьба Виттреск, Киркконумми, Финляндия

Обратно уехать удобнее всего так: сначала вернуться пешком на остановку Luoma, затем сесть на автобус № 911 и ехать до остановки Ingvalsby, после чего пересесть на автобус № 173 и ехать до центра Хельсинки (напомним, что это маршрут для субботнего дня; маршруты для других дней уточняйте с помощью планировщика маршрутов).

Заметим, что вышеописанный вариант дороги (туда и обратно) опробован нами лично. Всё получается ровно так, как описано. Транспорт ходит четко по расписанию. Чтобы не проехать свою остановку, следите по навигатору (если он у вас есть) или обратитесь за помощью к водителю. К сожалению, остановки не слишком заметны (столбик с небольшим синим флажком), а без требования водитель на них не останавливается. Планируйте маршрут заранее, внимательно смотрите расписание, чтобы не потерять драгоценное время! В выходные дни транспорт ходит редко!

Музей-усадьба Виттреск, Киркконумми, Финляндия

ПРИМЕЧАНИЕ. Вместо автобуса № 173 подойдет автобус № 165N, хотя он ходит не слишком часто. От Камппи (направление — Espoonkartano) на нем нужно будет доехать до остановки Puikkari (или Hansakallio; это зависит от того, в какое время вы едете, — сверьтесь с планировщиком маршрутов!), а затем пересесть на автобус № 911 (направление — Kirkkonummi, то есть в данном случае дорогу переходить не надо, мы продолжаем движение в том же направлении) и ехать до остановки Luoma.

2. АВТОБУСНЫЙ ВАРИАНТ ДЛЯ БУДНИХ ДНЕЙ. В будние дни рекомендуем воспользоваться автобусом № 171 ВМЕСТО автобуса № 173 (171-й он ходит чаще, да и маршрут получается более логичным).

Музей-усадьба Виттреск, Киркконумми, Финляндия

Сначала нужно будет доехать от Камппи на автобусе № 171 (направление — Kirkkonummi) до остановки Masalan kirjasto, затем пересесть на автобус № 911 (остановка называется Masala) (направление — Kauklahti) и ехать до остановки Luoma. Теперь остаётся пройти пешком до музея-усадьбы Виттреск чуть меньше 2 км.

Музей-усадьба Виттреск, Киркконумми, Финляндия

3. ВАРИАНТ С ЭЛЕКТРИЧКОЙ И АВТОБУСОМ (возможен в любой день, кроме воскресенья). От главного вокзала Хельсинки можно доехать на электричке до станции Kauklahden asema, а там пересесть на автобус № 911 (остановка называется Hansakallio) (направление Kirkkonummi) и ехать до остановки Luoma.

Музей-усадьба Виттреск, Киркконумми, Финляндия

♦♦♦♦♦♦♦

Использованные источники:

1. Официальный сайт музея

2. Статья в Википедии о вилле Виттреск

3. Курбатов, Ю. И. Хельсинки: образы города. - Санкт-Петербург: Коло, 2013

4. Кириллов, В. В. Архитектура «северного модерна». - Москва: Эдиториал УРСС, 2001

5. Malcolm Quantrill. Finnish Architecture and the Modernist Tradition

6. Gennaro Postiglione. One Hundred Houses for One Hundred European Architects of the Twentieth Century

7. Выставка «Гости Виттреска»

8. Уютное вдохновение: вилла Э. Сааринена Виттреск

9. Фото студии в Виттреске в 1910-е гг.

10. О вырубке деревьев вокруг Виттреска

11. Музей-усадьба Виттреск (Финляндия, Эспоо), отзывы

12. Анастасия Углик, Ральф Айбл. Родовая усадьба Ээро Сааринена

13. Erik Tawaststjerna. Sibelius

14. Henry-Louis de La Grange. Gustav Mahler: Volume 3. Vienna: Triumph and Disillusion (1904-1907)

15. Отзыв об усадьбе Виттреск на блоге о путешествиях

16. Фотографии интерьера виллы Виттреск, архивные фотографии семьи Сааринен

17. Подробная история и описание усадьбы Виттреск на блоге Варвары Кольцовой 4m-history.blogspot.ru

18. Екатерина Дубровская. Виттреск: дом, как произведение искусства// Исторический журнал. - 2012. - № 6

19. Проект Partage Plus

20. Сайт ресторана Hvitträsk

21. Старинные и современные фотографии усадьбы Виттреск и ее обитателей

22. Усадьба-студия Виттреск: изразцовые печи

23. Julieanna Preston. Occupations of Interior Surface

24. Быстрова, Т. Ю. От национального романтизма к технической рациональности: Элиэль Готтлиб Сааринен (1873-1950) // Академический вестник УралНИИпроект РААСН. - 2012. - № 2. - С. 50-57

25. Биография Элиэля Сааринена

26. Арка в Сент-Луисе, проект Ээро Сааринена

27. Усадьба Виттреск: работа и любовь

28. Fabienne Chevallier. L'œuvre d'Eliel Saarinen en Finlande et la question de l'architecture nationale de 1898 à 1909

29. Лоя Сааринен в усадьбе Виттреск

30. Joanna Banham. Encyclopedia of Interior Design

31. Лоя и Элин Сааринен

32. Jeremy Howard. Art Nouveau: International and National Styles in Europe

33. Краткое описание усадьбы Виттреск

34. Художник и дизайнер Эрик Эрстрём

35. Изображение виллы Виттреск работы Эрика Эрстрёма

36. Ээро Сааринен и Хельсинки

37. Национальный романтизм в архитектуре Финляндии

38. Виттреск (Hvitträsk), фотоотчет в журнале v-murza

39. Проекты М. Х. Бейлли Скотта

40. Ильин А. В. Концепция «Идеального дома» в архитектуре английского «Движения искусств и ремесел» // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств, выпуск № 6 (62) / 2014

41. Об однодневной экскурсии «Киркконумми - Виттрэск»

42. Каталог предметов обстановки виллы Виттреск с фотографиями и краткой информацией

43. Дом Сааринена: вилла Виттреск

44. Проект Элиэля Сааринена для офиса Tribune Tower

45. Кириков, Б. М. Архитектура петербургского модерна. Особняки и доходные дома. - СПб. : Коло, 2006

Понравилась статья?

У вас есть возможность поддержать развитие нашего проекта любой доступной вам суммой :)



2 комментария к заметке

  1. Марина пишет:

    Шикарно конечно. Даже не верится, что во всем множестве комнат обитала всего лишь одна семья.

  2. Foxy пишет:

    Это точно!