Экскурсия в дом Бажанова (Марата, 72), часть 2. Интерьеры

В прошлый раз мы рассказали об истории и архитектуре дома Бажанова — выдающегося памятника архитектуры «северного» модерна. Но, помимо архитектурных достоинств, это здание интересно еще и уникальным по изяществу и степени сохранности ансамблем интерьеров петербургского модерна — парадных комнат квартиры Бажанова, в которых теперь располагается Детская библиотека истории и культуры Петербурга.

Дом Бажанова. Камин по эскизам Врубеля

Сегодня мы совершим экскурсию по замечательным интерьерам дома Бажанова и полюбуемся знаменитым богатырским камином по эскизам Врубеля. Но на этом чудеса не заканчиваются. Проходя по библиотечным залам (а ранее жилым комнатам), мы увидим массу интереснейших деталей отделки и обстановки. Всё сделано с большим художественным вкусом, тщательностью, с уважением к цвету и материалам. Причем особенно ценно, что почти всё здесь подлинное — от каминов и паркета до дверей и оконной фурнитуры.

Авторы сайта выражают благодарность заведующей Детской библиотекой истории и культуры Петербурга Мире Львовне Васюковой, авторская экскурсия которой использовалась при составлении данного материала, а также сотрудникам читального зала, которые оказали огромную помощь при подборе литературы. Полный список источников — в конце статьи.

В конце заметки также приводится информация о часах работы Детской библиотеки истории и культуры Петербурга на Марата, 72 и графике проведения экскурсий по дому Бажанова.

Интерьеры дома Бажанова: ансамбль интерьеров петербургского модерна

Квартира директора-распорядителя Торгово-промышленного товарищества Ф. Г. Бажанова и А. П. Чувалдиной Филадельфа Геннадиевича Бажанова представляла собой практически «встроенный особняк» [2] внутри многофункционального комплекса. Это была главная квартира дома. Она единственная имела вход с лицевого фасада. Неудивительно, что архитектор Павел Алёшин уделил художественной отделке ее интерьеров особое внимание [19]. Он до мелочей проработал проект оформления помещений. В архивах сохранились многочисленные наброски, свидетельствующие о заботе зодчего даже о второстепенных, казалось бы, деталях [19].

Для живописного убранства интерьеров дома Бажанова архитектор привлекал известные петербургские фабрики того времени. Так, основные предметы мебели и деревянные панели изготовила по рисункам Алёшина фирма «Ф. Мельцер и Ко» [2].

Дом Бажанова. Вид из Гербового зала

Теперь парадные помещения хозяйской квартиры занимает Детская библиотека истории и культуры Петербурга. На самом деле хоромы Бажанова были, конечно, обширнее: площадь квартиры составляла чуть более 1200 кв. м [19]. Основная часть апартаментов (без комнат прислуги, уборных и прочих вспомогательных помещений) состояла из 26 комнат. Всего же комнат насчитывалось около 40 [16].

Дом Бажанова. Вид из Белого зала

Но такое количество покоев не было следствием каприза или прихоти заказчика: у Филадельфа Геннадиевича и Екатерины Владимировны было 11 детей, к тому же в одной квартире с ними жила состоявшая из семи человек семья М. Ф. Кириллова — его близкого друга и одного из пайщиков Товарищества ([16];[19]). Жилые и парадные комнаты располагались в основном на втором этаже главного корпуса и двух примыкающих к нему боковых флигелей (по периметру первого двора). Другие помещения «особняка» предназначались для правления Товарищества (зал заседаний и др.) ([2];[19];[21]).

Дом Бажанова. Парадная лестница

Для нас особенно ценно, что парадные помещения квартиры Бажанова в значительной степени сохранили подлинное убранство с момента постройки, так что теперь — во время экскурсии или простого посещения библиотеки — мы можем полюбоваться работой мастеров начала XX века. И камины подлинные, и двери настоящие, и фонари, и паркеты, и фурнитура, и многое-многое другое. Никаких новоделов. Минимальные утраченные детали были бережно воссозданы квалифицированными реставраторами. Даже радиаторные решетки на 99% оригинальные (латунный пруток особого сечения) [1]. Разве что только мебель до нас не дошла, и мы можем судить о ней лишь по сохранившимся фотографиям [19]. Не хватает и знаменитого «Богатырского фриза» Н. К. Рериха, о котором речь еще пойдет ниже.

Дом Бажанова. Инкрустация на дверях фойе

Искусно исполненные интерьеры дома Бажанова, гармоничные и благородные — настоящая отрада для любителей декоративно-прикладного искусства. Каждая комната имеет свой индивидуальный стиль и отличается при этом поразительным разнообразием материалов и приемов оформления. Майолика соседствует с лепниной, скульптурой, живописью; использован мрамор, металл, натуральная кожа, а также множество сортов дерева: «дуб светлый, дуб мореный, американский орех, груша, красное дерево, просто разное дерево» [19].

Дом Бажанова. Окна кабинета

Мы посмотрим интерьеры следующих помещений: два тамбура и вестибюль, приёмная, кабинет, холл с парадной лестницей, фойе, Грушевая гостиная, Гербовый зал (Малая столовая), Большая столовая и Белый зал. Именно эти помещения роскошных апартаментов Ф. Г. Бажанова дошли до наших дней.

Начало знакомства

Чтобы начать нашу экскурсию по интерьерам дома Бажанова, вернемся к массивной бронзовой двери парадного входа и зайдем внутрь.

Дом Бажанова. Входная дверь

За дверью будет каменный тамбур, а за ним — тамбур деревянный, с резными дубовыми филёнками и дубовыми дверями.

Дом Бажанова. Двери тамбураДом Бажанова. Тамбур

Внутренние двери:

Дом Бажанова. Тамбур

Двери застеклены венецианскими стеклами и украшены резьбой.

Дом Бажанова. ТамбурДом Бажанова. Тамбур

К моменту въезда в здание нынешней библиотеки (1984) было утрачено лишь три (по другим сведениям, две) дубовые филёнки ([1];[8]). Они были воссозданы во время реставрации замечательным художником-резчиком, так что теперь даже невозможно отличить оригинальные детали от воссозданных.

Дом Бажанова. Тамбур

Это была настоящая научная реставрация. Всё делалось под очень серьезным контролем.

Вестибюль

Из дубового тамбура попадаем в вестибюль.

Дом Бажанова. ВестибюльДом Бажанова. Вестибюль

Нижняя часть стен вестибюля окрашена в сливово-брусничный цвет, выявленный в ходе реставрационных работ [8].

Дом Бажанова. Вестибюль

Это один из немногочисленных подлинных цветов в интерьерах дома Бажанова. В основном цветовая гамма подбиралась специалистами ГИОПа. Оригинальных выкрасок было не так много [1].

Дом Бажанова. Вестибюль

Широкая беломраморная лестница с низкими парапетами, переходящими во встроенные скамейки, приведет нас к третьей дубовой двери.

Дом Бажанова. ВестибюльДом Бажанова. Вестибюль

Эта дверь, как и две предыдущие, застеклена венецианскими стеклами. Сотрудники библиотеки рассказывают, что если заглядывает солнце (что изредка случается и в Петербурге), то заметно, как стеклышки играют всеми цветами радуги.

Дом Бажанова. Вестибюль

Почти вся расстекловка — подлинная. Лишь несколько маленьких стеклянных панелей и две больших были заменены в ходе реставрации [1].

Дом Бажанова. ВестибюльДом Бажанова. Вестибюль

Историческое фото вестибюля (источник [15]):

Дом Бажанова. Вестибюль на старой фотографии

Парадная лестница

За дверью начинается самое интересное — парадные интерьеры квартиры Бажанова.

Туда, на второй этаж, прямо в апартаменты семьи купца, ведет парадная беломраморная лестница, изготовленная из каррарского мрамора в мастерской М. А. Кузнецова ([1];[2]).

Дом Бажанова. Парадная лестница

Лестница на исторической фотографии (источник [44]):

Дом Бажанова. Архивное фото парадной лестницы

Ограждения, украшенные нитями бронзовых бус, высечены (как и марши) из каррарского мрамора, создавая единый ансамбль.

Дом Бажанова. Парадная лестницаДом Бажанова. Парадная лестница

Стоит отметить потрясающую сохранность мраморных ступеней и всей лестницы.

Дом Бажанова. Парадная лестница

Бронзовые фонари лестницы патинированы, как и бусы, практически до черного цвета.

Дом Бажанова. Парадная лестница

Все фонари — подлинные.

Дом Бажанова. Фонари парадной лестницы

Обратите внимание на украшающие их бараньи головки: с этим мотивом мы еще встретимся в других помещениях дома.

Дом Бажанова. Фонари парадной лестницы

Ажурные вставки на балюстраде лестницы изготовлены, как было установлено в ходе реставрации, из гипса, покрытого тонким слоем металла с помощью метода гальванопластики.

Дом Бажанова. Элементы парадной лестницы

Другими словами, они легкие, несмотря на полную иллюзию камня или бронзового литья.

Дом Бажанова. Парадная лестница

Оказавшись на верхней площадке парадной лестницы, можно заметить, что тут очень уютно, хотя и несколько темновато.

Дом Бажанова. Верхняя площадка парадной лестницыДом Бажанова. Верхняя площадка парадной лестницы

Как освещалось это пространство раньше?

Дом Бажанова. Верхняя площадка парадной лестницы

Взгляните на ныне закрашенный потолок: это стекло с бронзовыми переплетами. Когда-то там был устроен световой фонарь, и лестница освещалась естественным дневным светом.

Дом Бажанова. Верхняя площадка парадной лестницы. Закрашенный световой фонарь

Любопытно, что устройство светового фонаря парадной лестницы насквозь проходит через расположенную выше квартиру, доходя до самой кровли ([1];[8]). В верхней части фонарь сохранился, но в средней части (видимо, в послевоенное время) были сделаны перекрытия, поэтому та квартира, что находится над библиотекой, имеет внизу странное «вместилище» с рядом стекол. В верхней части фонаря сейчас расположены мастерские художников, которые занимают половину периметра первого двора. Туда, как и задумано, поступает дневной свет, а вот на нижних этажах конструкцию светового фонаря воссоздать не удалось [1].

С этим световым фонарем, перекрывающим парадную лестницу, связана следующая легенда дома Бажанова: якобы в него был вмонтирован аквариум ([4];[19]). Утверждается, что в этом гигантском аквариуме обитали живые рыбы и водоросли [32], упоминается даже некий фантастически огромный сом [8]. Архивными источниками эта информация не подтверждается, однако теоретически размещение аквариума в световом фонаре было возможно [8]. Если это действительно было так, то лестница должна была напоминать подводное царство, что создавало бы явную параллель с историей Садко, образ которого был воплощен Рерихом на фризе в Большой столовой [19].

Дом Бажанова. Инициалы владельцев

Под световым фонарем можно заметить две монограммы-вензеля с инициалами «ФБ» и «ЕБ», принадлежавшими, соответственно, хозяину и хозяйке квартиры: купцу Филадельфу Геннадиевичу Бажанову и его супруге Екатерине Владимировне.

Дом Бажанова. Инициалы владельцев

О купце Филадельфе Бажанове

Несколько слов о купце Бажанове и Торгово-промышленном товариществе Ф. Г. Бажанова и А. П. Чувалдиной, которое выступило заказчиком строительства этого выдающегося здания. Данный торговый дом, в разное время носивший разные названия, был учрежден Владимиром Ивановичем Чувалдиным в 1860-х годах [19]. После смерти основателя, в 1888 году, дело перешло к его вдове Анне Петровне, а в 1892 году, когда фирма была преобразована, ее возглавила сама Чувалдина и ее зять — Ф. Г. Бажанов. В 1904 году предприятие было оформлено как торгово-промышленное товарищество [19]. В том же году «для ближайшего заведывания» делами товарищества» правление избрало особого директора-распорядителя в лице Филадельфа Геннадьевича Бажанова сроком на пять лет. Он-то и стал инициатором строительства нового здания на Николаевской улице (ныне Марата).

Ф. Г. Бажанов (источник фото [22])

Ф. Г. Бажанов был мещанином по происхождению, выходцем из провинциального города Любима Ярославской губернии [19]. Приехав в Петербург, Бажанов поступил к В. И. Чувалдину на должность приказчика, а вскоре после смерти хозяина женился на его дочери Екатерине Владимировне и постепенно взял управление фирмой в свои руки [19]. В купечестве Бажанов состоял с 1893 года (с 1898 года — по первой гильдии). В 1900 году ему было присвоено звание Потомственного почетного гражданина [16].

Этот богатейший человек активно занимался благотворительностью и общественной деятельностью, имел целый ряд наград [19]. Бажанов был глубоко религиозен. Известно, что в ознаменование 20 лет жизни со своей супругой в 1909 году он подарил иконе Тихвинской Божией Матери в Тихвине ее убранство. Ступени и колонны убранства выполнены в том же красном гангутском граните, что и фасад «палаццо» Бажанова в Петербурге. Памятную надпись о пожертвовании Бажанова до сих пор можно прочитать под иконой [8] («Сия гранитная лестница с площадкою устроены усердием С.-Петербургского Потомственного Почетного Гражданина Филадельфа Геннадиевича Бажанова в память 20-летия бракосочетания его с Екатериною Владимировною, урожденною Чувалдиной»). Всё это сохранялось даже во время, когда на месте иконы находился ее список, а не оригинальная икона, которая теперь вернулась на место.

Личность Бажанова во многом определила характер дома, в том числе, естественно, стилистику оформления интерьеров квартиры директора-распорядителя. Павел Алёшин писал: «Квартира... отделана в современном английском стиле с отражением, конечно, известных вкусов и характера русского человека» [19].

На стене напротив лестничной площадки находится затемненное арочное окно, которое можно назвать ложным. Затемнено оно и на исторических фотографиях, но было ли оно окрашено в нынешний черный цвет, неясно. Во всяком случае к моменту въезда в здание библиотеки (1984) окно было именно таким.

Дом Бажанова. Дом Бажанова. Ложные окна парадной лестницы

На окне и всюду в интерьере библиотеки стоят куклы работы современных петербургских художников, в том числе коллекция фарфоровых кукол Арины Даур — персонажей венецианского карнавала. Ранее в этом пространстве тоже стояли небольшие скульптурные работы, правда, в русском стиле [1].

Дом Бажанова. Вид на холл с парадной лестницы

Справа (если стоять лицом к ложному окну) видны изящные арочные проемы, соединяющие верхнюю площадку парадной лестницы с холлом.

Дом Бажанова. Вид на холл с парадной лестницы

В 1984 году, когда сюда въехала библиотека, на этом месте была глухая стена, и только торчащие внизу из стены «балкончики» подсказали реставраторам, что нужно исследовать архивные материалы. После изучения исторических фотографий стало ясно, что для воссоздания первоначального вида интерьеров необходимо открыть заложенные арочные проемы.

Дом Бажанова. Вид из холла на парадную лестницу (источник фото [19])

Это фактически единственная серьезная перестройка, которая была сделана в доме Бажанова в наше время [1].

Приемная. Врубелевский камин и другие чудеса

Прямо с верхней площадки парадной лестницы можно пройти в приемную. Это была первая комната, в которую попадали гости купца.

Дом Бажанова. Верхняя площадка парадной лестницы и вход в приемную

Сейчас в бывшей приемной хранится часть петербурговедческого фонда библиотеки: как мы помним, специализацией библиотеки является история и культура Петербурга.

Дом Бажанова. Ввход в приемную

Работая над оформлением и отделкой интерьеров дома Бажанова, архитектор Павел Алёшин стремился к тому, чтобы в обстановке не было «ничего кричащего, но всё, рассчитанное на оценку не одного поколения людей» [19]. Так в квартире появились работы признанных мастеров того времени: Н. К. Рериха и М. А. Врубеля. Эти шедевры определили неповторимость убранства жилища и его акцент на национально-романтической, героической тематике. Выбор таких патриотических мотивов неудивителен, учитывая, что Филадельф Бажанов был близок к народной культуре, воспитан в традициях православия и придерживался патриархальных монархических убеждений.

Если украшавший стены большой столовой «Богатырский фриз» Н. К. Рериха давно покинул дом, то камин, созданный по эскизам М. А. Врубеля на былинный сюжет встречи Микулы Селяниновича и Вольги Святославича, к счастью, на месте. Как отмечает А. И. Долгова, «общее звучание сохранившихся интерьеров (за некоторым исключением) можно определить как мужественно-героическое, со славянским акцентом» [23].

Этот камин — пожалуй, главная достопримечательность дома Бажанова. Впрочем, как мы еще увидим в других комнатах, это далеко не единственный камин в доме, хотя, безусловно, самый яркий и знаменитый.

Дом Бажанова. Камин по эскизам Врубеля

Камины и некоторые другие керамические декоративные работы в интерьерах были выполнены художественно-керамической фабрикой П. К. Ваулина и О. О. Гельдвейна, которая, как мы помним, поставляла также майолику для отделки дворовых фасадов и металлическую черепицу для кровли. Камины, облицованные глазурованными изразцами, стали одними из лучших украшений квартиры Бажанова.

Судя по сохранившейся переписке, в интерьерах дома Бажанова было установлено в общей сложности около десяти майоликовых каминов, выполненных заводом «Гельдвейн — Ваулин» [19]. Поскольку в доме имелась система центрального отопления, камины играли в основном декоративную роль [21]. Особое внимание удалялось тому, чтобы камины соответствовали индивидуальному стилю каждой комнаты. В письмах Гельдвейна сообщается, например, об отправке архитектору Алёшину палитр и образцов для подбора нужного тона, сопровождаемые рекомендацией «проверить тон при денном и электрическом освещении» [19].

Прежде чем переходить к описанию самого замечательного из этих каминов, врубелевского, стоит сказать несколько слов о человеке, без которого создать такой шедевр было бы просто невозможно. Речь идет о Петре Ваулине — одном из наиболее известных и талантливых мастеров керамического дела в России (композитор Андрей Петров был его внуком).

Пётр Кузьмич Ваулин (1870-1943) — ключевая фигура в возрождении русской майолики. Еще будучи молодым художником-керамистом, Ваулин возглавил знаменитые мастерские в селе Абрамцево под Москвой, в имении Саввы Мамонтова, и собрал вокруг себя превосходных художников, среди которых были М. А. Врубель, В. А. Серов, К. А. Коровин, В. М. Васнецов, А. Я. Головин и И. Е. Репин [25]. В этот период в мастерских было создано множество шедевров архитектурной керамики Москвы. Из всех художников, сотрудничавших с Ваулиным, особый интерес к керамике проявлял Врубель. Михаил Александрович подолгу жил в Абрамцеве, лепил головы и фигуры, набрасывал проекты печей [25]. Тесно общавшийся с ним Ваулин, за счет своих химических и технических знаний, помогал художнику добиться желаемых тонов и осуществить «фантастические мечтания». Фотопортрет Ваулина (источник [31]):

Пётр Кузьмич Ваулин

С 1903 года Ваулин руководил мастерскими на Украине, в Миргороде, а в 1906 году основал собственную художественно-керамическую мастерскую близ станции Кикерино под Петербургом (с 1920 года — завод «Горн»). Руководить делом в одиночку было трудно, и вскоре Ваулин организовал совместное художественно-керамическое предприятие с Осипом Гельдвейном, который занимался финансовой стороной производства ([31];[36]). В этот плодотворный период на предприятии П. К. Ваулина и О.О. Гельдвейна создаётся майоликовое убранство для таких петербургских зданий, как соборная мечеть, доходный дом Бадаева, Морской собор в Кронштадте, доходный дом страхового общества «Россия» (по эскизам Н. К. Рериха), а также портал Русского павильона на гигиенической выставке в Дрездене (ныне украшает вход в библиотеку ИЭМ).

Фирменный бланк керамического производства Ваулина и Гельдвейна (источник [32])

После революции Петр Ваулин стал комиссаром Государственного фарфорового завода, затем в качестве технического директора завода «Горн» руководил производством электрофарфора. В 1936 году он был арестован и сослан в Куйбышев. Перед началом войны ему разрешили переехать в Луганск к сыну. Затем Ваулин был обвинен в пособничестве фашистам и скончался в тюрьме в 1943 году [31]. Фарфорово-керамический завод «Горн» перестал существовать в 2002 году по причине нерентабельности, закрывшись в год своего 100-летия [38].

Установленный в приемной дома Бажанова майоликовый камин на былинный сюжет «Микула Селянинович и Вольга́» («Встреча Вольги с Микулой Селяниновичем») является одним из повторений известной работы М. А. Врубеля, первый вариант которой был выполнен им совместно с Ваулиным в 1899-1900 годах в Абрамцевских мастерских под Москвой.

Михаил Александрович Врубель

Тот первый, полулегендарный экземпляр камина был продемонстрирован на Парижской всемирной выставке 1900 года ([25];[36]). «Кустарные изделия и рукоделия» из России произвели на этой выставке настоящий фурор. Пресса захлебывалась от восторга, описывая огромный, полный чудес Русский павильон [36]. Более всего критики и посетители восхищались изумительной керамикой Абрамцевского завода. За облицованный изразцами керамический камин «Вольга и Микула Селянинович» Михаил Врубель получил золотую медаль, а Пётр Ваулин как химик-колорист был удостоен почетного диплома [25]. После выставки камин был продан [10] и, вероятно, остался во Франции [4]. Следы его теряются.

Камин в павильоне России на Всемирной выставке в Париже 1900 года (источник [10])

К счастью, в дальнейшем Ваулин несколько раз повторял эту композицию [21]. На сегодняшний день известно четыре варианта разборных панно с этим сюжетом. Они находятся в Третьяковской галерее, в Русском музее (хранится в разобранном виде), в Музее декоративно-прикладного искусства в Москве и в музее «Коломенское» (все они несколько различаются по колористическому решению, орнаментам и рисунку деталей) [24]. Но всё это — лишь разборные майоликовые панно, и только камин в доме Бажанова является в полном смысле слова камином, имея все необходимые детали для использования по прямому назначению ([3]; [24]) (правда, им сейчас не пользуются из соображений пожарной безопасности [8]). Остальные четыре варианта, вероятно, создавались просто как выставочные образцы [4].

Выполненный Михаилом Врубелем эскиз камина (источник [37]):

Камин «Вольга и Микула Селянинович». Эскиз Врубеля

Если первый вариант камина, исполненный к Парижской выставке, создавался еще молодым керамистом, то бажановский — почти десять лет спустя, когда Ваулин был уже зрелым мастером и работал в собственной мастерской — на совместном предприятии «Гельдвейн — Ваулин» в Кикерино под Санкт-Петербургом. Камин был доставлен на Николаевскую улицу (Марата) к моменту окончания строительства дома.

8 июня 1909 года О. О. Гельдвейн отправил Бажанову письмо: «Милостивый Государь! На днях закончен в наших мастерских монументальный камин по рисунку художника Врубеля, поэтому позволяем себе прислать Вам рисунки этого камина... и после обсуждения с уважаемым Павлом Федотовичем Алёшиным может быть приобретете таковой для одной из многочисленных зал Вашей квартиры» [19]. Камин, удачно перекликавшийся по тематике с «Богатырским фризом» Большой столовой, был приобретен и установлен в приемной. Вот как выглядела обстановка приемной до революции (источник фото [15]):

Дом Бажанова. Интерьер приемной с камином по эскизам Врубеля, старое фото (источник [15])

Камину и всем нам повезло, что он оказался недвижимым имуществом, и вот уже более века стоит на этом самом месте. Даже реставрация коснулась камина очень бережно и осторожно, он потрясающе хорошо сохранился [1].

Выполненный по рисункам Михаила Врубеля камин на сюжет былины «Вольга и Микула» — шедевр русского модерна, блестящий образец «неорусского стиля» [2].

Дом Бажанова. Камин по эскизам Врубеля

При первом взгляде на камин это сияющее чудо вас ослепляет и ошеломляет всей своей пластичной массой, и лишь через некоторое время в ярких пятнах стилизованного рисунка начинаются проступать понятные силуэты, и вы начинаете различать фигуры двух главных героев композиции: пахаря-силача Микулу в голубой рубахе и богатыря Вольгу в доспехах. Микула держит в руках плуг, а рядом стоит, повернувшись мордой к зрителю, его крепкий конь. За пашней — оранжевое закатное небо, и сияющее солнце, уходящее за горизонт [10]. Вольга, облаченный в шлем, рельефную коричневатую кольчугу и расшитый узорами плащ, восседает на могучем белогривом коне.

Дом Бажанова. Камин по эскизам Врубеля

По сюжету былины, простой пахарь Микула оказался сильнее всей дружины богатыря Вольги (дружинники вместе не смогли вытащить из пашни его соху, тогда как сам он её выдернул одной рукой), а его кобылка — выносливей и быстрее богатырского коня. Таким образом, основной идеей былины (и камина) является преимущество Микулы перед Вольгой. Этим и можно объяснить, что образ крестьянина выполнен более красочно, броско и словно освещен солнцем. Хотя пахарь стоит к нам спиной, его фигура является более яркой и активной в общей композиции, она первой бросается в глаза [10].

Дом Бажанова. Камин по эскизам Врубеля

Сюжетная часть камина — фигуры двух былинных героев — помещена в двойную арку. Над топкой имеется еще одна двойная арка, на которой извиваются сказочные драконы или змеи с хвостами-стрелками и огненными языками.

Дом Бажанова. Камин по эскизам Врубеля

Абрис арки украшен ромбами и треугольниками. Отверстие топки сделано в виде арочки с традиционной «гирькой» (в данном случае в форме шишки).

Дом Бажанова. Камин по эскизам Врубеля

Венчают композицию фигуры сказочных птиц «сирин» с девичьими головами (в чертах их лиц усматривают сходство с Надеждой Забелой-Врубель [1]) и завитые виноградные «усы», а по бокам скачут сказочные лошадки с оленьими рогами. Камин стоит на невысоких столбиках-опорах, которые имеют сверху небольшую квадратную капитель.

Дом Бажанова. Камин по эскизам ВрубеляДом Бажанова. Камин по эскизам Врубеля

Своим небывалым размахом камин производит поистине богатырское, монументальное впечатление. Мотивы древнерусского узорочья органично переданы здесь в стилистике модерна. Щедрая цветовая гамма созвучна сказочному былинному духу. За счет технологии восстановительного обжига, открытой Петром Ваулиным совместно с Михаилом Врубелем и позволяющей превращать глазури в металлизированные покрытия [36], достигается трепетная вибрация поверхности, переливчатость и мерцание цвета. Кажется, что майоликовое солнце по-настоящему горит, и весь камин играет светом, сияет и переливается.

Дом Бажанова. Камин по эскизам Врубеля

Интересно выполнены стыки изразцов: они то совпадают с рисунком, подчеркивая его, то рассекают цветовые плоскости. Иногда в изразцах прочерчены пунктирные бороздки, выявляющие контур [2]. Эта древняя техника «ложной мозаики» была воссоздана М. А. Врубелем и П. К. Ваулиным в период их совместной деятельности в Абрамцеве [31]. Все изображения, орнаменты и фон «сплавлены» в единую слитную массу. Недаром композицию называют образцом синтетизма [2].

Майоликовым камином можно любоваться бесконечно, но в приемной Бажанова есть и другие заслуживающие внимания объекты. Правда, они в основном появились уже после установки камина, поскольку последний стал безусловной доминантой интерьера, из-за чего архитектору Павлу Алёшину пришлось составить подробный проект, чтобы завершить оформление комнаты в соответствии с темой и художественным решением камина [19].

Взглянем, например, на потолок.

Дом Бажанова. Приемная

Плафон приемной разделен декоративными деревянными балками из темного дуба, обрамленными резным «канатом», перекликающимся с оформлением колонок камина.

Дом Бажанова. ПриемнаяДом Бажанова. Приемная

Мотив виноградных «усов» также отсылает к оформлению камина.

Дом Бажанова. Приемная

Светильник в приемной раньше был другой (это хорошо видно на исторических фотографиях). Та первоначальная люстра не сохранилась, а нынешняя была приобретена предшествующей библиотекой им. А. П. Чехова (об этой и нынешней библиотеке, а также о других обитателях дома после революции читайте тут).

Дом Бажанова. Приемная

Эта люстра тоже представляет собой произведение искусства, причем она старше дома примерно на сто лет [1]. Теперь она уже приписана к зданию и стала неотъемлемой частью интерьера.

Нижняя часть стен приемной отделана панелями (ширмами) орехового дерева.

Дом Бажанова. Приемная

Выступающие части этих панелей украшены майоликовыми вставками со стилизованными цветками чертополоха (василька) и еловыми шишками под еловыми лампами. Подпирают панели майоликовые колонки, такие же, как под камином.

Дом Бажанова. ПриемнаяДом Бажанова. Приемная

В простенках окон — известные изразцы по эскизам Врубеля с рисунком «Павлин». Существует еще несколько экземпляров этого изразца: два в самом полном собрании майолики художника, в музее «Абрамцево», и один — в частном собрании в Москве [24]. Все они раскрашены по-разному и имеют отличающиеся детали.

Дом Бажанова. Приемная

Павлин в доме Бажанова — синий со светло-коричневым, такого же цвета плоды; листья светло-зеленые, а фон — бледно-серый. Ваза на подоконнике — ровесница дома.

Дом Бажанова. Приемная

Раз уж мы подошли к окну, стоит обратить внимание на подоконники и фурнитуру. Как и в остальных комнатах дома Бажанова, подоконники здесь — мраморные, причем в каждой комнате они разные по цвету, в соответствии с индивидуальным стилем помещения. Подоконники выполняют сразу несколько функций. В частности, они играют роль в обеспечении прогрева оконных конструкций, препятствуя образованию конденсата и наледи на стеклах [28].

Дом Бажанова. ПриемнаяДом Бажанова. Приемная

Необыкновенные огромные окна — особая ценность здания (как мы помним, одним из требований заказчика было «не иметь темных помещений»). Дело не только в изяществе оконных конструкций, но и в их уникальной сохранности: за всю историю дома Бажанова эти механизмы не подвергались никаким переделкам и не реставрировались. Вся оконная фурнитура (равно как и дверная) — подлинная, и она до сих пор находится в отличном состоянии, обеспечивая идеальную герметичность ([1]; [8];[28]). Поэтому в доме не бывает сквозняков. Единственная сложность в том, что в конструкциях не предусмотрено форточек, поэтому для проветривания приходится полностью открывать окна. Раньше такой проблемы не существовало, так как в доме работала принудительная вентиляция: в каждом зале воздух заменялся многократно в течение дня на подогретый и увлажненный до нужных параметров. Но до нашего времени эта система не сохранилась.

Дом Бажанова. Приемная

Долговечность оконных конструкций дома Бажанова во многом обусловлена тем, что они изготовлены из правильно высушенного дуба [28]. Немаловажно было и поддержание правильного микроклимата в помещениях.

Дом Бажанова. Приемная

Отделка дверей приемной, как и остальных помещений в доме Бажанова, соответствует оформлению всей комнаты. В данном случае использованы двери, украшенные резьбой с цветочными мотивами.

Кабинет

Парадные помещения квартиры Бажанова располагаются двумя анфиладами, что хорошо видно на плане второго этажа (источник [19]):

П. Алёшин. План второго этажа дома Бажанова (источник [19])

Вдоль фасада, ближе к улице, идет анфилада «приемная — кабинет — Грушевая гостиная — Белый зал». Вторая анфилада, внутренняя, окнами во двор, включает холл, фойе и две столовые. Эти комнаты мы тоже посмотрим.

Из приемной мы через вышеописанные двери с резьбой переходим в удивительно уютное помещение — кабинет Бажанова, который теперь является читальным залом истории и культуры Петербурга.

Дом Бажанова. Кабинет

Кабинет на старой фотографии (источник [19]):

Дом Бажанова. Кабинет. Историческое фото

Кабинет декорирован красным деревом. Двери, как и стенные панели, оформлены вертикальными деревянными тягами.

Дом Бажанова. Кабинет

Верхняя часть стен кабинета раньше была затянута тисненой кожей темно-зелёного цвета. Это покрытие не сохранилось, но его фрагменты можно увидеть в оконных проемах.

Дом Бажанова. Кабинет

Оформление оконных проемов выполнено очень интересно. Как и в остальных комнатах дома, оно соответствует индивидуальному стилю всего помещения.

Дом Бажанова. Кабинет

Подоконники, опять-таки, мраморные (в данном случае почти черные), а вся оконная фурнитура в рабочем состоянии.

Дом Бажанова. КабинетДом Бажанова. Кабинет

Плафон решен следующим образом: продольные балки и поперечные тяги образуют кессоны, в которых размещена орнаментальная лепнина.

Дом Бажанова. Кабинет

Историческая люстра пока не воссоздана. Временно используется новая, немного стилизованная люстра. Для воссоздания оригинальных светильников имеется вся сметная документация и даже некоторые подлинные детали [1].

Дом Бажанова. Кабинет

Мы уже говорили, что дом Бажанова — настоящее царство каминов. Камины до сих пор можно увидеть почти в каждой комнате. Всего сохранилось пять каминов. Автором эскизов всех каминов, кроме врубелевского, был сам архитектор Алёшин.

Дом Бажанова. Кабинет

Маленький угловой камин в кабинете — пожалуй, самый незаметный и скромный, но при этом очень стильный и уютный.

Дом Бажанова. Кабинет

Как и прочие, данный камин выполнен в мастерских Ваулина и Гельдвейна. Сохранились все необходимые атрибуты: кочерга, решетка, ящичек для углей. Справа имеется бронзовая ручка, при повороте которой открываются заслонки, приводящие камин в рабочее состояние [8]. Очень красива глазурь редких оттенков, покрывающая керамическую основу.

Дом Бажанова. Кабинет

Обратите внимание, что и здесь не обошлось без былинных мотивов: надтопочное пространство сделано в форме шлема. Нечто подобное мы позднее увидим еще в одной комнате.

Холл

Выйдя из кабинета, направляемся в холл, сообщающийся с верхней площадкой парадной лестницы тремя арками, опирающимися на мощные пилоны квадратного сечения.

Дом Бажанова. Вид на холл с парадной лестницы

В настоящее время здесь находится справочно-информационный отдел библиотеки.

Дом Бажанова. Холл

Как и другие парадные помещения, эта комната имеет свое неповторимое лицо. Особое своеобразие ей придают необычный камин «в замковом стиле» и лепной фриз.

Дом Бажанова. Холл

Фриз изображает детские забавы (лепка снежной бабы, игра в городки, запуск бумажного змея) и сцены крестьянской жизни (различные виды сельских работ: весенний сев, косьба, сбор яблок и груш, молотьба, уход на заработки, жатва; бурлаки).

Дом Бажанова. Фриз холла

Согласно семейному преданию, на фризе представлены сцены, которые Бажановы наблюдали во время летнего отдыха в деревне [39]. Фриз проходит по всему периметру зала, на пилонах и в нише над камином.

Дом Бажанова. Фриз холлаДом Бажанова. Фриз холла

В общей сложности в этом относительно небольшом пространстве умещается более 50 фигур взрослых и детей, а также все времена года.

Дом Бажанова. Фриз холла

Размещенная над камином заглавная часть фриза носит название «Престольный праздник» (люди идут в церковь), а на протяженном фрагменте слева изображено 11 детей («Детские игры»).

Дом Бажанова. Фриз холла

Известно, что как раз такое количество детей Бажановых проживало в этом доме (всего же в этом браке родилось 14 детей [16]). Фрагменты фриза заходят в оконный проем. Этот прием, видимо, особенно нравился Алёшину; его можно заметить и в других комнатах.

Дом Бажанова. Фриз холла

Камин, изготовленный всё в тех же кикеринских мастерских, необычен тем, что, помимо редкостного оттенка голубовато-зелёной майолики, в его оформлении использована чеканка по меди с изображением драккара (корабля викингов).

Дом Бажанова. Камин холла

Камин украшают две бараньи головки, выполненные в технике металлизированной керамики [19]. Этот мотив нам уже встречался и встретится еще.

Дом Бажанова. Камин холла

Лепной фриз стен продолжает лепнина плафона. Потолок выполнен в технике намазной лепки, здесь нет повторяющихся элементов. Это была самая трудная часть реставрации, так как потолок был очень сильно испорчен протечками. К счастью, его удалось восстановить. Реставрацию выполнил высококвалифицированный мастер, которого только искали 2,5 года [1].

Дом Бажанова. Холл

И снова обратите внимание на две бараньи головки, на этот раз на плафоне.

Дом Бажанова. Холл

Люстра воссоздана по исторической фотографии.

Дом Бажанова. Холл

Из окон этой комнаты хорошо виден первый двор с фасадами, облицованными белым «кабанчиком» и майоликовой плиткой разных оттенков.

Дом Бажанова. Холл

Фойе с камином

Двери, имеющие стеклянные вставки, ведут из холла в фойе с камином (фойе перед гостиной).

Дом Бажанова. Фойе

Стекла в дверях — частично с трещинками, но подлинные. Они не заменялись при реставрации новоделом, потому что крайне важно было максимально сохранить оригинальные детали.

Дом Бажанова. Фойе

Фойе — совсем небольшая, но прелестно оформленная проходная комната.

Дом Бажанова. Фойе

Главным предмет обстановки здесь, как вы уже, наверное, догадались, служит камин. Рама камина выполнена из дуба.

Дом Бажанова. Фойе

Центральной темой в оформлении фойе является цветочная. Розы из наборного дерева повторяются на всех дверных полотнах (эти инкрустации хорошо видны, если закрыть двери со всех сторон).

Дом Бажанова. ФойеДом Бажанова. Фойе

Стилизованные розы располагаются и на зеленоватых изразцовых плитках камина.

Дом Бажанова. Фойе

Паркет весь подлинный, за исключением фрагмента посередине (отсюда по решению ГИОПа брали дубовые плитки для реставрации других парадных залов; в то время было невозможно изготовить паркет нужной толщины и нужного качества) [1]. Когда в здание въехала нынешняя библиотека (1984), все комнаты были закрыты линолеумом. Под ним оказался прекрасный паркет.

Дом Бажанова. Фойе

В отделке полов Алёшин применил дубовый паркет, выложенный ёлочкой по бетонному основанию при помощи горячего асфальта [19]. Верхнего покрытия лаком или мастикой не было, что позволяло использовать живую фактуру дерева в качестве средства выразительности.

В связи с высокой сохранностью полов всех посетителей библиотеки просят надевать сменную обувь или бахилы.

Фойе с камином — это еще и комната, где живет эхо. Тут голос звучит иначе. Дело в том, что потолок тут сводчатый, низкий. Если во всех парадных залах высота потолка составляет около 6 метров [1], то здесь сверху имеется закрытое внутреннее пространство (его пока не вскрывали; видимо, там располагались коммуникации).

Дом Бажанова. Фойе

На потолке — изящный кованый фонарь, воссозданный по архивным материалам [4].

Грушевая гостиная

Из фойе с камином пройдем в камерную, очень теплую по атмосфере «дамскую» комнату, именуемую Грушевой гостиной.

Дом Бажанова. Грушевая гостинаяДом Бажанова. Грушевая гостиная

В настоящее время здесь находится абонемент для дошкольников и учащихся первых классов, а также проводятся выставки.

Грушевая гостиная на дореволюционном снимке (источник [44]):

Дом Бажанова. Грушевая гостиная. Историческое фото

Еще одно архивное фото (источник [19]):

Дом Бажанова. Грушевая гостиная. Историческое фото

Как несложно догадаться по названию, в отделке этого зала использовано грушевое дерево, что можно встретить не так часто, поскольку эта порода древесины весьма дорога. Текстура у грушевого дерева очень мягкая, теплая, нежная.

Дом Бажанова. Грушевая гостиная

Над панелями грушевого дерева помещен фриз в технике намазной лепки, на котором изображен роскошный крымский парк с пирамидальными кипарисами и платанами, террасами, беседками, мостиками и фонтанами [19]. Возможно, это изображения любимых мест семьи Бажановых в Крыму [8].

Дом Бажанова. Грушевая гостиная

Фриз выполнен в низком рельефе и лишь слегка выделяется на фоне стены. Он отлично сохранился. Долгие годы во время ремонта лепнину просто красили белой краской, а при реставрации краску аккуратно сняли, и сам фриз оказался в целостности [1].

Автор рельефов в этой комнате, как и в холле, неизвестен. Есть предположение, что они были созданы скульптором Л. А. Дитрихом (1877-1954). Среди документов Алёшина сохранилась составленная Дитрихом смета на исполнение лепных украшений в зале квартиры Бажанова [21].

Дом Бажанова. Грушевая гостиная

Фриз, в соответствии с уже известным нам приемом, заходит в оконный проем. По периметру всего зала фриз опоясан тонкими деревянными тягами контрастного цвета.

Дом Бажанова. Грушевая гостинаяДом Бажанова. Грушевая гостиная

Под овалами нижнего фриза расположено 33 бараньих головы. Всего в пространстве дома Бажанова — более 50 бараньих голов, в том числе на фонарях парадной лестницы, а также на камине и плафоне холла. Для дома купца это не удивительно, поскольку баран часто считался символом богатства, благополучия, упорства, а также атрибутом бога торговли (например, такой же мотив мы встречаем в особняке Брусницыных). Под бронзовыми бараньими головками на стенах раньше была натянута ткань.

Дом Бажанова. Грушевая гостиная

Плафон украшает подлинная люстра (бронза, хрусталь).

Дом Бажанова. Грушевая гостиная

На каждой двери помещены барельефы с изображением мужского и женского профилей, символизирующих три возраста: детство, юность и зрелость (техника гальвонопластики) [8].

Дом Бажанова. Грушевая гостинаяДом Бажанова. Грушевая гостиная

Не исключено, что лица имеют портретное сходство с представителями семьи Бажановых [39]. Овалы на дверях просто немного тонированы. Так было, судя по старым фотографиям, изначально.

Дом Бажанова. Грушевая гостиная

В гостиной — необычные дверные ручки. Если во всех остальных комнатах дома Бажанова ручки просты и лаконичны, то здесь они выполнены в виде стилизованных роз.

Дом Бажанова. Грушевая гостинаяДом Бажанова. Грушевая гостиная

Подоконники снова мраморные. Если в кабинете они были черными, а в Белом зале мы увидим белые, то здесь подоконники серые.

Дом Бажанова. Грушевая гостиная

Оконная фурнитура:

Дом Бажанова. Грушевая гостинаяДом Бажанова. Грушевая гостиная

Перед уходом из гостиной отметим еще одну важную деталь: мебель. Как мы знаем, оригинальные предметы мебели не сохранились, но, чтобы не вносить диссонанс в оформление исторических интерьеров, при подборе современной мебели сотрудники библиотеки старались делать так, чтобы она отвечала исходным формам и цветовой гамме [1]. Например, здесь, под круглую люстру, был сделан круглый стол, в Большой столовой — овальный стол (под овальную люстру). Так же тщательно подбирались и оттенки дерева. Готовую мебель тонировали непосредственно в тех комнатах, где она должна стоять, чтобы максимально точно воспроизвести оттенок декоративных панелей стен [8].

Это мелочи, которые, вроде бы, и не видны, но они так и задуманы, чтобы не бросаться в глаза и поддерживать исходный стиль.

Малая столовая (Гербовый зал)

Малая столовая располагается на одной оси с фойе и холлом, во второй («внутренней») анфиладе парадных помещений.

Дом Бажанова. Малая столовая (Гербовый зал)

Сейчас в бывшей столовой проходят интересные выставки. Также здесь вывешивается информация о ближайших мероприятиях библиотеки: концертах, лекциях, детских программах, экскурсиях.

Дом Бажанова. Малая столовая (Гербовый зал)Дом Бажанова. Малая столовая (Гербовый зал)

Как видно на архивных фотографиях, раньше в комнате стоял огромный стол, который занимал почти всё свободное пространство. Имелся также небольшой встроенный буфет (теперь на его месте дверь). Старое фото Малой столовой (источник [19]):

Дом Бажанова. Малая столовая (Гербовый зал) на старом снимке

Стены в Малой столовой отделаны дубовыми панелями [8].

Дом Бажанова. Малая столовая (Гербовый зал)Дом Бажанова. Малая столовая (Гербовый зал)

Как и в других комнатах, декоративные элементы ограждения радиаторов изготовлены из древесины той же породы, что и другие элементы интерьера помещения [28].

Дом Бажанова. Малая столовая (Гербовый зал)Дом Бажанова. Малая столовая (Гербовый зал)

Второе название помещения — Гербовый зал — связано с тем, что над каждой дверью расположен десюдепорт с гербами: Санкт-Петербурга, Москвы, Ярославской и Олонецкой губерний.

Дом Бажанова. Малая столовая (Гербовый зал). Герб Олонецкой губернии

Петербург и Москва представлены, видимо, как символ деловых отношений между двумя столицами [19].

Дом Бажанова. Малая столовая (Гербовый зал). Герб Москвы

Ярославская губерния — место рождения хозяина квартиры (он родился в городе Любиме), а в Олонецкой губернии Товарищество приобретало земли, к тому же оттуда родом был М. Ф. Кириллов, семья которого тоже жила в этой квартире. М. Ф. Кириллов был близким другом и деловым партнером Филадельфа Геннадиевича. Контакты библиотеки с потомками обитателей дома идут по двум линиям — Кирилловых и Бажановых.

Дом Бажанова. Малая столовая (Гербовый зал)

В этой комнате стоит также обратить внимание на тончайшую лепнину на потолке.

Дом Бажанова. Малая столовая (Гербовый зал)Дом Бажанова. Малая столовая (Гербовый зал)

Маленькие светильники воссозданы по историческим фотографиям. Люстра пока еще ждет своей очереди.

Прежняя люстра представляла собой чашу, поддерживаемую тремя мужскими полуфигурами [19], что видно на старом снимке (источник [2]):

Дом Бажанова. Малая столовая (Гербовый зал) на старом снимке

Оконная фурнитура и паркет:

Дом Бажанова. Малая столовая (Гербовый зал)Дом Бажанова. Малая столовая (Гербовый зал)

Большая столовая

Большая столовая замыкает вторую, идущую со стороны двора, анфиладу парадных помещений дома Бажанова.

Дом Бажанова. Большая столовая

Когда в квартире жили Бажановы и их друзья Кирилловы, в столовой за одним столом ежедневно собиралось не менее 30 человек. Поскольку обе семьи были верующими и добропорядочными и соблюдали все каноны, то во время строгих постов на столе не было ничего, кроме воды и черных сухарей [16].

Дом Бажанова. Большая столовая

В настоящее время здесь находится абонемент для учащихся средних и старших классов.

Другое название этого вытянутого прямоугольного помещения — «Столовая с хорами» — связано с тем, что в юго-восточной части зала ранее находились огороженные балюстрадой антресоли, что хорошо видно на исторических фотографиях (источник [19]):

Дом Бажанова. Большая столовая на старом снимке

Стены отделаны деревянными панелями из дуба сероватого оттенка. С ними гармонирует красивейший камин, выполненный в сочетании дерева и зеленовато-синих изразцов. По оформлению он отчасти напоминает маленький камин в кабинете и тоже создан по рисункам Алёшина в мастерских Ваулина и Гельдвейна [21].

Дом Бажанова. Большая столовая

Особую прелесть камина составляет глазурь, сваренная по рецептам Петра Ваулина и переливающаяся множеством оттенков.

Дом Бажанова. Большая столовая

Камин украшен чудесными инкрустациями в виде ирисов — типичных для модерна цветочных мотивов. Такие же ирисы, как видно на старинных фотографиях, повторялись на всей мебели в Большой столовой.

Дом Бажанова. Большая столовая

Необычная массивная люстра в Большой столовой — подлинная и насчитывает около 60 светоточек [1]. Выполнена она из бронзы и стекла. Менять лампочки в такой люстре — дело хлопотное (это делается через боковые стекла, в которых есть особые дверцы [8]), поэтому люстру включают только во время экскурсий.

Дом Бажанова. Большая столовая

Что касается стекол в люстре, то все они, за одним исключением, новые [1]. В ходе реставрации особую сложность представляла задача воспроизвести эффект «морозного узора» (для этого используется обработка травлением). Обратите внимание и на современную мебель: библиотечные стеллажи и стол подобраны в строгом соответствии с формой и оттенком остального интерьера. Овал стола вторит овалу люстры.

Дом Бажанова. Большая столовая на старом снимке

Наряду с хозяйской приемной, Большая столовая принадлежит к самым известным интерьерам дома Бажановым, вот только если главная достопримечательность первой — врубелевский камин «Микула Селянинович и Вольга» — по сей день на месте, то прославивший Большую столовую «Богатырский фриз» Н. К. Рериха это пространство покинул и хранится в Русском музее (источник фото: [44]).

Дом Бажанова. Большая столовая на старом снимкеДом Бажанова. Большая столовая на старом снимке

«Богатырский фриз», подхватывающий национально-романтическую героическую тему, начатую врубелевским камином, писался Н. К. Рерихом в 1908-1910 годах на заказ, специально для дома Бажанова [2]. Условия заказа и состав цикла были подробно оговорены [19] (источник фото: [44]).

Дом Бажанова. Большая столовая на старом снимке

Всего Рерихом было исполнено семь больших панно двухметровой высоты на темы русских былин, написанных темперой на холсте: «Баян» («Боян»), «Витязь» («Юноша»), «Вольга Святославович», «Микула Селянинович», «Садко — Богатый гость», «Илья Муромец», «Соловей-разбойник». Для оконных проемов была создана еще дюжина небольших декоративных полотен со стилизованными растительными и архитектурными мотивами, а также с изображениями птиц (источник фото: [44]).

Дом Бажанова. Большая столовая на старом снимке

Николай Рерих очень заботился о соответствии цветовой гаммы фриза отделке комнаты, стремясь достичь гармоничности общего впечатления. В одном из писем Павлу Алёшину художник выражает желание обсудить «тон кож и главное тон дуба. По качеству дуб очень плотный, но каким тоном его патинируют? Светло-желтый цвет очень будет портить комнату. Кажется, Вы говорили, что дуб будет светло-серый» [19].

Николай Рерих

«Богатырский фриз» размещался непосредственно над деревянными панелями, занимая всё пространство — от панелей до потолка по периметру всего зала, включая оконные проемы и заполнения. Это была единственная монументально-декоративная работа Николая Рериха, не связанная с церковными росписями [12].

Николай Рерих. «Баян» из сюиты «Богатырский фриз»Николай Рерих. «Витязь» из сюиты «Богатырский фриз»

Фриз был выполнен в тонких сочетаниях сине-лиловых, зелёных, золотистых и розовых оттенков и прочитывался как былинный распев. Парные панно «Баян» и «Витязь» были расположены по бокам от балюстрады хоров и как бы предваряли собой образный мир всего цикла, служили прологом к нему. Сказитель Баян играет на гуслях и поёт о подвигах русских богатырей, а задумчивый молодой витязь его слушает. По сторонам камина находились полотна «Вольга» и «Микула», также задуманные как парные ([12];[41]). Если образ великого пахаря на фоне широкого пейзажа дышит плавностью и мягкостью, то дружина Вольги изображена более жестко и хаотично.

Николай Рерих. «Вольга» из сюиты «Богатырский фриз»Николай Рерих. «Микула» из сюиты «Богатырский фриз»

На контрастном противопоставлении образов строились также панно «Илья Муромец» и «Соловей-разбойник», располагавшиеся по сторонам от большого оконного проема. Былинный герой олицетворяет защитника земли русской и, подобно Микуле, неразрывно связан с землей (за его спиной расстилаются холмы, синие озера и реки). Иначе показан Соловей-разбойник, забившийся в избушку, которая словно подчеркивает обреченность зловредного персонажа. Поверх окон помещалось узкое длинное полотно наподобие панорамы — «Городище» («Город») с пейзажем русской земли, а возле окон — панно с изображением растений и птиц ([3];[12];[14]).

Николай Рерих. «Илья Муромец» из сюиты «Богатырский фриз»Николай Рерих. «Соловей-разбойник» из сюиты «Богатырский фриз»

Наконец, семиметровый холст «Садко — Богатый гость» располагался на торцовой стене напротив балюстрады и изображал нарядные ладьи, подплывающие к Великому Новгороду с его башнями и крепостными стенами. Это полотно отличалось от других более радостным, праздничным колоритом, а также иным идейным звучанием, поскольку изображало мирную спокойную жизнь без войн и распрей.

Николай Рерих. «Садко» из сюиты «Богатырский фриз»

Пострадавший во время блокады Ленинграда рериховский цикл в 1964 году был передан в Русский музей для реставрации и последующего музейного хранения ([12];[14]). Старший художник-реставратор К. Б. Бернякович проделал огромную работу по восстановлению полотен [4]. Основные картины фриза экспонировались в музее на юбилейной выставке Николая Рериха в 1974 году ([12];[14];[24];[33]). Во время масштабной выставки, проходившей в музее в 2014 году и приуроченной к 140-й годовщине со дня рождения художника, «Богатырский фриз» был показан почти целиком ([29];[43]). Четыре полотна из сюиты «Богатырский фриз» можно в любое время увидеть в корпусе Бенуа на лестнице; остальные обычно находятся в запасниках.

«Богатырский фриз» Н. К. Рериха представляет столь большую ценность, что хранить его можно только в особых музейных условиях.

Однако в дальнейшем библиотеке, возможно, удастся получить качественную копию «Богатырского фриза», чтобы сделать цикл доступным для обозрения в интерьере, для которого он предназначался изначально. Идея создания копии рериховского шедевра возникла уже давно, но тут много нюансов. Эту работу можно было бы выполнить во время очередной реставрации. Во всяком случае договоренность с Русским музеем и ГИОПом по этому поводу давно уже имеется [1].

Белый зал

Последний зал, который мы осмотрим, — Белый зал, самый торжественный в квартире Бажановых.

Дом Бажанова. Белый зал

По характеру оформления он заметно отличается от остальных, более камерных и уютных помещений. Здесь архитектор Алёшин выбрал иной стиль, свойственный парадным помещениям XIX века.

Дом Бажанова. Белый залДом Бажанова. Белый зал

Это было связано с тем, что модерн тяготел к большей «домашности», «интимности» интерьеров, поэтому в репрезентативных помещениях сохранялась тенденция к использованию исторических стилей [23].

Дом Бажанова. Белый зал

Белый зал на старинных фотографиях (источник [44]):

Дом Бажанова. Белый зал на историческом фотоДом Бажанова. Белый зал на историческом фото

Вид из Белого зала в Большую столовую (источник фото [19]):

Дом Бажанова. Белый зал на историческом фото

В зале прекрасная акустика, он традиционно использовался как музыкальный и танцевальный. В наши дни Белый зал также является местом проведения всевозможных культурных мероприятий.

Дом Бажанова. Белый зал

Здесь регулярно устраивают бесплатные выставки, концерты, творческие встречи, лекции, видеопоказы, конференции, беседы, обзоры книг. Очередь художников, желающих выставиться в Белом зале, расписана на 3 года вперед [1].

Дом Бажанова. Белый зал

За расписанием мероприятий можно следить на сайте библиотеки или через ее группу. Кроме того, афиши мероприятий вывешиваются непосредственно в самой библиотеке.

Дом Бажанова. Белый зал

Зал выдержан в цвете слоновой кости и слегка тронут позолотой. Большие раздвижные двери украшены лепкой.

Дом Бажанова. Белый зал

Плафон также заполнен орнаментальной лепниной. Авторство лепных украшений обычно приписывают скульптору Л. А. Дитриху [2].

Дом Бажанова. Белый залДом Бажанова. Белый зал

На потолке расположены небольшие светильники-шишечки, призванные равномерно освещать помещение [19]. Эти светильники были утрачены, и во время реставрации их воссоздали по историческим фотографиям [1]. Всё остальное убранство Белого зала сохранилось в первоначальном виде.

Дом Бажанова. Белый зал

Дополнительно для украшения и освещения зала служат расположенные по периметру стен декоративные вазы с электрическими лампами.

Дом Бажанова. Белый зал

В дневные часы свет поступает через огромное трехстворчатое окно, отражаясь в двух больших венецианских зеркалах. Эти зеркала сохранились до нашего времени.

Дом Бажанова. Белый зал

Сохранности зеркал способствовала продуманная система притока и вытяжки воздуха. Расположенные за зеркалами тепловые шахты при движении  воздуха исполняли роль радиатора. Поэтому амальгама не испытывала на себе отрицательного воздействия влажности [28].

Интересная деталь: если открыть все двери «внешней» анфилады (которая проходит вдоль фасада здания), то в зеркале Белого зала отразится врубелевский камин, стоящий в хозяйской приемной ([1];[8]).

Жизнь в доме Бажанова: во имя удобства

Дом Бажанова интересен не только архитектурой и изысканными интерьерами. В свое время это был еще и один из самых передовых примеров применения технических новинок ради максимального удобства и пользы жильцов.

Еще до постройки дома Ф. Г. Бажанов провел среди служащих Товарищества опрос, чтобы определить жилищные условия каждого ([5];[19]). Анкета включала вопросы о количестве членов семьи, площади жилых помещений, величине квартирной платы, а также расстоянии от места работы и наличии транспортного сообщения.

Павел Алёшин отмечал, что «особенная забота владельца об удобствах, освещении, чистоте воздуха, благородной красоте помещений и вообще санитарных условиях квартир для своих служащих вызвала целый ряд особенно ценных устройств, обычно весьма редко встречающихся в домах Петербурга» [19]. Так, все квартиры имели оборудованную кухню и уборную комнату (с горячей и холодной водой, ванной, умывальником, ватерклозетами и прочими удобствами), холодную кладовую, комнату для прислуги. Все квартиры были электрифицированы и снабжены электрическими звонками [19].

Для притока воздуха и вытяжки использовались системы каминных каналов. Приток свежего, подогретого до комнатной температуры воздуха обеспечивался за счет скрытых пустот в стеновых перегородках. Теплый воздух поднимался с первого этажа до последнего, а удаление холодного воздуха осуществлялось через каналы, находящиеся чуть выше уровня пола. При открытых заслонках каминных каналов воздухообмен происходил достаточно эффективно [28].

Во все квартиры было проведено центральное водяное отопление усовершенствованной системы. За каждой квартирой было закреплено свое отделение в леднике, к услугам жильцов была хорошо оборудованная прачечная [19].

Также была придумана система «подвесных дворов».

Особой гордостью архитектора была «непроницаемая комната» для хранения ценностей. Павел Алёшин, посетивший для изучения данного вопроса английские и французские заводы и целый ряд домов, оборудованных такими помещениями, утверждал, что по своей прочности и надежности «комната-сейф» в доме Бажанова — лучшая в Европе [19] (пока что эта загадочная комната не найдена). Она была заказана французской фирме Fichet, существующей и в наше время (под названием Fichet-Bauche).

Алёшин вообще часто прибегал к услугам иностранных фирм и мастеров. Например, души и мойки для дома Бажанова поставляли английские фирмы [19].

♦♦♦♦♦♦♦

Мы должны быть благодарны бывшим жильцам дома за то, что замечательные интерьеры дошли до нас без существенных изменений. Отдельное спасибо — администрации и сотрудниками библиотеки, которые бережно относятся к зданию и сумели привить эту черту своим посетителям.

Как верно заметил Б. М. Кириков, «это редкий счастливый случай, когда хрупкое высокохудожественное убранство сохранилось до наших дней, невзирая на перипетии новейшей истории и гримасы коммунального быта» [20].

♦♦♦♦♦♦♦

История и архитектура дома Бажанова

Подробно об архитектуре и истории здания на Марата, 72 читайте в первой части нашей экскурсии.

♦♦♦♦♦♦♦

Детская библиотека истории и культуры Петербурга в доме Бажанова: часы работы, время проведения экскурсий и другая полезная информация

Детская библиотека истории и культуры Петербурга находится в доме Бажанова, по адресу Санкт-Петербург, ул. Марата, 72. Посмотреть местоположение дома на карте Питера можно тут или тут.

Часы работы Детской библиотеки истории и культуры Петербурга: ежедневно с 10:00 до 18:00, выходной — воскресенье (летом — суббота и воскресенье).

Вход в библиотеку — в сменной обуви или бахилах. Дом Бажанова является объектом культурного наследия федерального значения. Паркеты в помещениях в основном подлинные.

В библиотеке регулярно проходят интересные (и бесплатные) мероприятия для детей и взрослых: выставки, концерты, лекции, творческие встречи, видеопоказы, конференции, беседы, обзоры книг. Также предлагаются различные детские программы (в том числе экскурсии по дому Бажанова для детей).

За расписанием культурных событий можно следить на сайте библиотеки или через ее группу ВК. Кроме того, афиши мероприятий вывешиваются непосредственно в самой библиотеке.

Дом Бажанова (Детская библиотека истории и культуры Петербурга) на Марата, 72

Как попасть на экскурсию по дому Бажанова?

Экскурсии по дому Бажанова организуются администрацией библиотеки. Регулярные бесплатные экскурсии по парадным залам дома Бажанова проходят во вторую пятницу каждого месяца в 11:30. Их проводит заведующая библиотекой — Мира Львовна Васюкова. Кроме того, можно договориться с руководством библиотеки о проведении экскурсии в другое время. Сотрудники здесь работают удивительно любезные и доброжелательные, всегда готовые рассказать о доме, показать его сокровища и помочь с подбором литературы. Фотографировать можно бесплатно и без ограничений.

ВНИМАНИЕ: новая информация! С сентября 2016 года экскурсии будут проходить во вторую пятницу и во вторую субботу каждого месяца. Обращаем ваше внимание, что на экскурсию нужно обязательно записаться предварительно, так как количество мест в группе ограничено. Телефон для записи: 315-42-62. Начало в 11.30. БЕСПЛАТНО!

Приходите сюда сами и приводите детей!

И не забудьте про сменную обувь!

♦♦♦♦♦♦♦

Использованные источники:

1. Экскурсия, проведенная заведующей библиотекой Мирой Львовной Васюковой

2. Кириков Б. М. Дом Ф. Г. Бажанова. // Кириков Б. М. Архитектура петербургского модерна: Особняки и доходные дома.-Спб.-2003

3. Дом Торгово-промышленного товарищества Бажанова и Чувалдиной в Санкт-Петербурге. Сайт об архитекторе Павле Алёшине

4. Глеб Пекный. Дом Бажанова (ул. Марата 72)

5. Дом торгово-промышленного товарищества "Бажанов и Чувалдина" (Дом Бажанова) на архитектурном сайте citywalls.ru

6. Интерьеры дома Бажанова на архитектурном сайте citywalls.ru

7. Дворы дома Бажанова на архитектурном сайте citywalls.ru

8. Нетипичный петербургский модерн Дома Бажанова. Электронный журнал «Женщина Москва»

9. Алёшин, Павел Федотович. Статья в Википедии

10. Дарья Филиппова. Камин "Встреча Вольги с Микулой"

11. Дом Торгово-промышленного товарищества Ф. Г. Бажанова и А. П. Чувалдиной в журнале babs71

12. Князева В.П. "Богатырский фриз" // Н.К.Рерих. Жизнь и творчество. Сборник статей. М., 1978

13. Об экскурсии в дом Бажанова

14. Короткина, Л. В. Рерих в Петербурге-Петрограде. Л., 1985

15. Дом на Николаевской в журнале amsmolich: 1) фасад и дворы; 2) интерьеры

16. Гашкова Г. Н. Судьба обитателей Дома Бажанова//Десятые открытые чтения Института Петербурга. СПб, 2003

17. Русский музей, виртуальный филиал. Репродукции картина Н.К. Рериха

18. Репродукции работ Н.К. Рериха на сайте roerih.ru

19. Долгова, А. И. Дом Торгово-промышленного товарищества Ф. Г. Бажанова и А. П. Чувалдиной: от замысла к воплощению // Архитектура эпохи модерна в странах Балтийского региона: избранные материалы конференций "Архитектура эпохи модерна стран Балтийского региона", проведенных в 2011-2013 гг. - Санкт-Петербург: Коло, 2014

20. Б. М. Кириков. Дом Бажанова. // Адреса Петербурга. - 2010. - № 38(52)

21. Матвеев Б., Колотов М. Дом Бажанова. // Диалог 1990 г., №35

22. Гашкова Г.Н. Обитатели Дома Бажанова. // Северный модерн. Диалог культур .- Спб, Европейский дом. - 2005

23. Долгова А.И. Интерьеры дома Ф. Г. Бажанова в Санкт-Петербурге (арх. П. Ф. Алёшин): проблема стиля

24. Ромм М. Д. Улица Марата, 72. // Ленинградская панорама, 1988, №5

25. Ешалова О. Кто он, Петр Ваулин? // Сельская новь, № 204 (9800), 24 декабря 1991 года

26. Бражников С.. Купец знал толк в интерьере. // Смена. – 2001 – 24 января

27. Филюта Н. Архитектор на лесах. // Под ключ – 2008 - №4

28. Н. Г. Шлёнов. История всегда даёт повод для осознания мастерства. // Светопрозрачные конструкции, № 4 (60). 2008

29. Леусская Л. Богатырский масштаб. // Санкт-Петербургские Ведомости, № 070 от 17.04.2014

30. Рогозин О. Оживут парадные дворы. // Санкт-Петербургские Ведомости, № 129 от 11.07.2013

31. Фролов, В. Майолика: Цвет и жизнь / В. Фролов // АРС. - 1993. - N 2 (Музей и город)

32. Кадомская М., Мокроусова А. Замок вздохов или История о том, как поссорились Павел Федотович и Николай Викторович. — К., 2013

33. "Богатырский фриз" Н.К. Рериха в журнале basilius3

34. Кириков, Б. М. Брандмауэры. // Адреса Петербурга. - 205. - №18-19/30-31

35. Дом Бажанова. Фото дворов и тыльного фасада в журнале 22sobaki

36. Петр Ваулин — возрождение русской майолики. Статья на сайте "Русская майолика"

37. Михаил Врубель, Пётр Ваулин и их камин в журнале super-kakadu

38. Данилова Т.Е. П.К. Ваулин – основатель завода «Горн» // «Россия, Русь! Храни себя, храни» Сельская библиотека и краеведение. СПб., 2004

39. Дом Бажанова, статья в Википедии

40. Дом торгово-промышленного товарищества "Бажанов и Чувалдина". Виды с крыши в журнале nau-spb

41. Великие художники, том 29. Николай Константинович Рерих (1874 – 1947). – М.: Изд - во « Директ - Медиа », 2010

42. Не навреди // Зодчий 21 век: информационно-аналитический журнал. - 2014. - № 1

43. Фиолетово-синий мир Рериха

44. Россия в интерьерах. Купеческие дома. Архивные фотографии в журнале humus

45. Картины Н.К. Рериха на сайте gallery.facets.ru

46. Детская библиотека в доме Бажанова в журнале lenarudenko

Понравилась статья?

У вас есть возможность поддержать развитие нашего проекта любой доступной вам суммой :)



5 комментариев к заметке

  1. Никита пишет:

    Большое спасибо за статью! После нее можно туда идти не слушать экскурсию, а самому ее проводить.

  2. Foxy пишет:

    Спасибо за комментарий :) !

  3. токарь наталья пишет:

    Огромное спасибо за такую глубокую проработку темы , обширный фотоматериал и серьезный подход!

  4. Foxy пишет:

    Спасибо!

  5. master-off.net пишет:

    Библиотека им. А. П. Чехова обосновалась в доме в период блокады Ленинграда. С 1943 г. она занимала малую часть бывшей хозяйской квартиры. В 1964 г. все ее парадные помещения также отошли библиотеке.