Экскурсия в дом Бажанова (Марата, 72), часть 1. Архитектура и история

Сегодня мы совершим экскурсию в удивительное место, где сохранились уникальные интерьеры эпохи модерна, — дом Бажанова на Марата, 72, в главной квартире которого теперь живут... книги: здесь находится Детская библиотека истории и культуры Петербурга. Лучшего пользователя для такого хрупкого и ценного — по сути, музейного — пространства, пожалуй, и не придумаешь. И хотя музейных работников как таковых здесь нет, сотрудники библиотеки хорошо понимают, какое сокровище им досталось, и всегда готовы рассказать о своем прекрасном Доме и поделиться этой красотой. Сегодня дом Бажанова функционирует одновременно как библиотека, музей, выставочный и концертный зал — в общем, настоящий культурный центр, куда приятно прийти, чтобы взять книгу, почитать, посетить интересное мероприятие — или просто посидеть в тишине этих уютных стен, как в храме.

Дом Бажанова (Детская библиотека истории и культуры Петербурга) на Марата, 72

Мы приглашаем вас вместе с нами совершить экскурсию по дому Бажанова, узнать об истории и архитектуре этого памятника петербургского модерна, рассмотреть детали фасада и заглянуть в обширные дворы. Во второй части нашей экскурсии мы полюбуемся прекрасными интерьерами, создание которых было связано с именами титанов Серебряного века — Михаила Врубеля и Николая Рериха.

В конце заметки приводится информация о часах работы Детской библиотеки истории и культуры Петербурга на Марата, 72 и графике проведения экскурсий по дому Бажанова.

История строительства и проектирования дома Бажанова (1907-1909). Архитектура здания

Полное название этого памятника архитектуры «северного» модернадом Торгово-промышленного товарищества Ф. Г. Бажанова и А. П. Чувалдиной. Коротко его обычно называют просто домом Бажанова — по имени директора-распорядителя Товарищества, купца 1-й гильдии Филадельфа Геннадиевича Бажанова (1865-1931) ([1];[4]).

Дом на улице Марата, 72 (бывшей Николаевской) строился в 1907-1909 годах и предназначался для членов вышеупомянутого Товарищества — крупного акционерного общества на паях, которое занималось торговлей тканями [16]. Это был не просто жилой дом, а настоящий многофункциональный комплекс: в фасадной части и ближайших к ней дворовых флигелях находились апартаменты Ф. Г. Бажанова и его семьи и правление товарищества, а в корпусах трех внутренних дворов — квартиры служащих, кухня, столовая и общежитие для молодых сотрудников. Помимо прочего, в комплекс входили прачечные и прочие хозяйственные службы, включая конюшни, коровник, каретный сарай и сбруйную [19].

Таким образом, жилые помещения соседствовали с административными, служебными и хозяйственными (часть последних была изобретательно размещена под дворами, о чем мы еще расскажем ниже) ([1];[2]).

Комплекс действительно внушительный, но, стоя перед компактным фасадом, об этом трудно догадаться: с улицы Марата в дом ведет единственная дверь, что создаёт иллюзию особняка. Из-за этого здание часто ошибочно называют «особняком Бажанова».

Дом Бажанова (Детская библиотека истории и культуры Петербурга) на Марата, 72

Собственно, главная квартира действительно представляла собой практически мини-особняк (настолько она велика), однако то, что со стороны фасада в здание ведет один-единственный вход не должно вводить вас в заблуждение: справа от этой двери расположена арка с воротами, войдя в которую вы попадёте в уходящее вглубь пространство с тремя дворами. Именно со стороны этих дворов и находится вход в остальные квартиры. Библиотека располагается лишь в парадных помещениях главных («хозяйских») апартаментов, остальные же квартиры — по-прежнему жилые, и их обитатели, разумеется, ходят к себе домой не через библиотеку, а через эти дворовые подъезды ([1];[8]). Из 52 квартир сейчас осталось 5 коммунальных [1].

Чуть позже мы рассмотрим дворы дома Бажанова подробнее, а пока несколько слов об истории проектирования и строительства здания, а также о его фасаде.

Дом Бажанова — первое и единственное здание, построенное в Петербурге архитектором Павлом Алёшиным (1881-1961). Павел Федотович Алёшин родился в Киеве, в 1904 году окончил Институт гражданских инженеров в Петербурге. Завершив в 1909 году работу над домом Бажанова, в дальнейшем он жил, проектировал и строил главным образом на Украине, где стал одним из ведущих архитекторов (впрочем, в Петербург зодчий еще вернётся: в 1914-1917 годах, чтобы обучаться в Академии художеств в мастерской Л. Н. Бенуа) ([9];[19]). В 1918-1920 годах Алёшин был главным архитектором Киева, с 1920 года преподавал на кафедре архитектуры Киевского политехнического института [27]. Алёшин является автором таких крупных киевских построек, как здание Педагогического музея и особняк Н. В. Ковалевского [19]. Кроме того, он активно участвовал в послевоенном восстановлении Киева.

Архитектор Алёшин в молодости (источник фото [32]):

Архитектор Павел Алёшин

Из биографии Павла Алёшина известно, что он много путешествовал с целью изучения мировой архитектуры, знакомства с прогрессивными методами строительства и совершенствования мастерства [3]. В 1900-1917 годах начинающим архитектором было предпринято шесть заграничных поездок, во время которых он посетил Германию, Францию, Англию, Австрию, Швейцарию, Турцию, Грецию, Италию и Норвегию [19]. Как мы сможем убедиться на примере дома Бажанова, эти зарубежные поездки были весьма плодотворны, за счет них у зодчего появилось немало полезных идей и связей.

Дом Бажанова явился первым крупным и первым самостоятельным заказом, полученным 26-летним Павлом Алёшиным. Этот проект — безусловно удачный — принес молодому архитектору известность и вошел в историю архитектуры Петербурга начала XX века ([19];[27]).

Первоначальный проект дома Бажанова молодой Павел Алёшин разработал в 1906 году совместно с Борисом Ивановичем Конецким (1881-1906) ([2];[19]). Однако товарищ, подававший большие надежды как архитектор, в этом же году скончался [2], и в дальнейшем доработкой проекта и строительством здания занимался один Алёшин. (По другим данным, Конецкий изначально работал самостоятельно, и к услугам Алёшина фирма Бажанова обратилась лишь после внезапной смерти Бориса Ивановича [5]. Так или иначе, П. Ф. Алёшин и Б. И. Конецкий были товарищами: в 1905 году они совместно выполнили конкурсный проект для г. Вятки [5]. Кроме того, в некрологе, написанном Алёшиным, упоминается ряд конкурсных проектов, выполненных зодчими совместно [19]).

Первоначальный проект дома Бажанова (источник [2]):

Архитектор Павел Алёшин

Первоначальный проект был утвержден Городской управой 12 февраля 1907 года и имел значительные отличия от осуществленного варианта. Если их сравнить, то несложно проследить, как со временем изменился авторский замысел. Фасад стал более строгим и сдержанным. В частности, П. Ф. Алёшин отказался от полукруглых окон верхнего этажа и шестиугольных окон нижнего этажа, сделав все проемы четырехугольными ([2];[5]). Изменениям подверглась и форма проезда, ставшего прямоугольным, вместо первоначально предусмотренного полукруглого. Завершение правого ризалита сменилось с остроконечного щипца на плавный аттик. Также были убраны лишние декоративные детали, нарушавшие целостность образа и создававшие ощущение перенасыщенности (в том числе пилястры с майоликовыми капителями, майоликовые вставки, а также «романский» аркатурный пояс [5]). В целом, облик дома стал больше тяготеть к зрелому, а не раннему, «романтическому» северному модерну.

А. И. Долгова обнаружила в архивах промежуточный чертеж Алёшина (1908), достаточно близкий к осуществленному проекту (за исключением того, что кровля правого ризалита здесь всё еще больше похожа на первоначальный вариант) (источник [19]):

Архитектор Павел Алёшин

Что любопытно, пересмотренный проект фасада был направлен в Городскую управу уже после окончания строительства, в марте 1910 года (к чертежу прилагалась просьба «таковой переутвердить, как сверенный с натурой, взамен утвержденного») ([5];[19]).

Дом Бажанова строился на участке по Николаевской улице, 72 (ныне — улица Марата), который был приобретен частично у действительного статского советника М. Н. Журавлёва, частично — у городских властей ([5];[19]). Стоявшие на участке Журавлёва постройки были снесены.

Закладка дома состоялась 29 июня 1907 года. Работы по строительству и отделке продолжались 2,5 года [2]. Строительство дома Бажанова (источник архивных фото [32]):

Строительство дома Бажанова. В центре П. Алёшин (в котелке) и Ф. БажановСтроительство дома Бажанова

П. Ф. Алёшин, несмотря на свою молодость, был не только архитектором здания, но и непосредственно руководил всеми работами в течение всего времени строительства и отделки. Он лично вел переговоры и переписку с поставщиками и подрядчиками, привлекая к строительству и отделке лучшие предприятия. От правления Торгово-промышленного товарищества Ф. Г. Бажанова и А. П. Чувалдиной зодчий получил широкие полномочия: в частности, он имел право по собственному усмотрению заключать и расторгать договоры с подрядчиками и поставщиками, а также подавать от имени товарищества различные заявления и прошения в Городскую управу ([5];[19]).

Дом Бажанова после окончания строительства (источник фото [2]):

Дом Бажанова. Фото 1910-х годов (источник [2])

Архитектор тщательно прорабатывал все детали и самостоятельно выполнял множество чертежей, передавая их затем непосредственным исполнителям [21]. Будучи сыном строительного подрядчика, Алёшин довольно рано освоил чуть ли не все строительные специальности. Он с гордостью говорил о себе: «Я не просто архитектор, я — архитектор на лесах» [27]. От внимания зодчего не ускользала ни одна деталь, касающаяся воплощения его замысла. Он лично вел переписку с фирмами, выбирал строительные материалы. Будучи прекрасным столяром-краснодеревщиком, он сам делал для себя рейсшины и угольники, оборудовав в своей мастерской маленький столярный цех [4].

Архитектор Павел Алёшин. Проект решетки подвала для главного фасада дома Бажанова (источник [19])

Архитектор Павел Алёшин во дворе построенного им дома (источник фото [32]):

Архитектор Павел Алёшин во дворе построенного им дома Бажанова

Такое внимание к мельчайшим деталям и элементам отделки было неотъемлемой чертой творческого кредо Алёшина. Для архитектора «не существовало мелочей в функциональном решении здания: всё — от размещения в генплане подходов к зданию, дверной ручки, тамбура и вестибюля, размеров и уклонов лестницы, формы поручня и до решения сложных задач композиции интерьера и экстерьера здания — было предметом глубокого изучения и экспериментирования с целью отыскания лучших, удобнейших для человека решений» [32].

Дом Бажанова: фасад с улицы Марата. Архитектура и оформление

Выходящий на улицу Марата трехэтажный корпус имеет три этажа.

Для облицовки фасада дома Бажанова были использованы тёсаные блоки светло-красного гангутского гранита, подчеркивающие солидность и благородство облика здания. В начале XX века опыт сплошного гранитного покрытия фасадов был еще в новинку, однако его уже успели опробовать некоторые петербургские архитекторы (в качестве ярких примеров можно назвать здание фирмы Фаберже и дом страхового общества «Россия», расположенные на Большой Морской [2]). Интерес к такому методу обработки поверхностей отечественные представители модерна унаследовали от немецких и финских зодчих.

Дом Бажанова (Детская библиотека истории и культуры Петербурга) на Марата, 72

«Каменный убор» дома Бажанова был выполнен финским акционерным обществом «Гранит». Последнее владело каменоломнями в нескольких районах Финляндии и обрабатывающими мастерскими на полуострове Ха́нко (Ганге, Гангут) на юго-западе страны, отсюда и название — гангутский гранит. Готовые плиты доставлялись в Санкт-Петербург, где мастера этой финской фирмы устанавливали их на фасад здания [15]. Из этого же материала в Финляндии по чертежам П. Ф. Алёшина изготавливали детали фриза, капителей, оконных обрамлений, пилястр. Характерно, что вместо подбора разного по фактуре камня П. Ф. Алёшин предпочел использовать единую облицовку регулярного рисунка (примета зрелого этапа модерна [2]). Это делает фасад более спокойным и монолитным. Хотя первоначально планировалось нижний ярус здания отделать грубооколотым гранитом, в итоге было принято решение одеть его в такой же камень, как и остальные этажи [2].

Дом Бажанова (Детская библиотека истории и культуры Петербурга) на Марата, 72

Нижний этаж отделен горизонтальным поясом (тягой) и воспринимается как цокольный. По бокам слегка выступают асимметричные ризалиты, края которых подчеркнуты выступающими лопатками-пилястрами ((2];[5];[19]). В центральной части фасада на гладком фоне стены выделяется скульптурный фриз с рельефным растительным орнаментом, высеченным, опять-таки, в граните. По бокам этот фриз продолжают декоративные рельефы над окнами третьего этажа ризалитов. Между окон справа имеются резные колонки. Дымовые трубы также оформлены декоративно.

Дом Бажанова (Детская библиотека истории и культуры Петербурга) на Марата, 72

Дань раннему модерну — остроконечный щипец над левым ризалитом и миниатюрные шлемовидные башенки, завершающие пилястры правого [2].

Дом Бажанова (Детская библиотека истории и культуры Петербурга) на Марата, 72

Большие окна — не просто замысел архитектора, а стремление выполнить одно из условий заказчика: «не иметь темных помещений» [5]. В левом ризалите размещается главный вход в здание и парадная лестница, в правом — нарядный Белый зал.

Дом Бажанова (Детская библиотека истории и культуры Петербурга) на Марата, 72

Кровля главного корпуса выложена зеленоватой металлизированной черепицей, изготовленной на керамической фабрике П. К. Ваулина и О.О. Гельдвейна (на этом же предприятии создавались фризы дворовых фасадов, которые нам еще предстоит увидеть). Данная мастерская известна также тем, что на ней создавалось майоликовое убранство для соборной мечети Санкт-Петербурга. Что касается металлической черепицы, использованной для Дома Бажанова, то она представляет собой покрытые глазурью железные листы в форме черепицы ([15];[27]).

Дом Бажанова (Детская библиотека истории и культуры Петербурга) на Марата, 72

Основное количество металлических элементов, в том числе балконные и парапетные решетки, медные водосточные трубы и медный карниз «под зеленоватую помпейскую бронзу», изготовили на заводе «Карл Винклер» ([2];[5];[27]). Все эти детали эффектно дополняют убранство фасада.

Дом Бажанова (Детская библиотека истории и культуры Петербурга) на Марата, 72

Четыре бронзовых флагодержателя, по последним сведениям, — тоже работа фирмы «Карл Винклер» [19].

Дом Бажанова (Детская библиотека истории и культуры Петербурга) на Марата, 72Дом Бажанова (Детская библиотека истории и культуры Петербурга) на Марата, 72

Массивные бронзовые двери главного входа были выписаны П. Ф. Алёшиным из Англии ([5];[27]), причем это, как мы еще увидим, не единственный пример сотрудничества архитектора с иностранными специалистами. Алёшин много путешествовал, и неудивительно, что в некоторых сферах он отдавал предпочтение заграничным мастерам [19].

Дом Бажанова (Детская библиотека истории и культуры Петербурга) на Марата, 72

Дверь украшает орнамент с изображением маков.

Дом Бажанова (Детская библиотека истории и культуры Петербурга) на Марата, 72

Над дверью помещается изящный металлический зонтик (козырек) с орнаментом из дубовых листьев.

Дом Бажанова (Детская библиотека истории и культуры Петербурга) на Марата, 72

Согласно последним исследованиям [19], сами двери, как и упомянутый зонтик, были заказаны английскому скульптору Фредерику Уильяму Померою (Frederick William Pomeroy) (1856–1924), много работавшему в жанре монументально-декоративной пластики.

Дом Бажанова (Детская библиотека истории и культуры Петербурга) на Марата, 72

А. И. Долгова изучила сохранившуюся переписку и упоминает, что во время визита в Лондон Павел Алёшин встречался со скульптором Помероем лично. Тот работал в тесном контакте с архитектором и использовал присланные ему наброски [19].

Дом Бажанова (Детская библиотека истории и культуры Петербурга) на Марата, 72

Напоследок стоит обратить внимание на такую деталь фасада, как медные водосточные трубы. Можно заметить, что трубы украшены орнаментом. Но самая интересная особенность труб в том, что они имеют необычное прямоугольное сечение. Причем раньше сток проходил сквозь цоколь фасада и был убран в тротуар, чтобы вода не хлестала по ногам (как хорошо видно на старой фотографии), а сейчас их проложили поверх, что, разумеется, далеко не так эстетично и практично.

Дом Бажанова (Детская библиотека истории и культуры Петербурга) на Марата, 72

Реставрация проводилась в связи с тем, что одна из труб просто упала на припаркованный автомобиль, в таком ветхом они были состоянии ([1];[8]). Поэтому нижнюю часть труб пришлось заменить. Верхние части труб — подлинные.

Дом Бажанова (Детская библиотека истории и культуры Петербурга) на Марата, 72

Дом Бажанова: дворы

Как уже было сказано, за небольшим, в общем, фасадом дома Бажанова скрывается целый потайной квартал, насчитывающий три двора. Это хорошо видно на следующем фрагменте спутниковой карты:

Дом Бажанова (Детская библиотека истории и культуры Петербурга) на Марата, 72

Чтобы попасть во дворы, нырнем в арку в правой части фасада.

Дом Бажанова (Детская библиотека истории и культуры Петербурга) на Марата, 72

Ворота пока что не запираются, так что ничто не мешает пройти внутрь.

Дом Бажанова (Детская библиотека истории и культуры Петербурга) на Марата, 72

Первоначальные ажурные кованые ворота дома Бажанова были изготовлены на заводе «Карл Винклер», однако их нынешнее местонахождение неизвестно.

Дом Бажанова (Детская библиотека истории и культуры Петербурга) на Марата, 72Дом Бажанова (Детская библиотека истории и культуры Петербурга) на Марата, 72

Уже в наше время были сделаны новые ворота по образцу старых [15].

Дом Бажанова (Детская библиотека истории и культуры Петербурга) на Марата, 72

Во дворы ведет извилистый проезд-коридор.

Дом Бажанова (Детская библиотека истории и культуры Петербурга) на Марата, 72

Как мы вскоре увидим, проезд облицован в таком же «гигиеническом стиле», как и дворовые фасады.

Дом Бажанова (Детская библиотека истории и культуры Петербурга) на Марата, 72

Уже здесь мы можем оценить красоту майолики и металлодекора.

Дом Бажанова (Детская библиотека истории и культуры Петербурга) на Марата, 72Дом Бажанова (Детская библиотека истории и культуры Петербурга) на Марата, 72

Дом Бажанова (Детская библиотека истории и культуры Петербурга) на Марата, 72

Система внутренних дворов

Система внутренних дворов — одна из самых интересных особенностей дома Бажанова. Эта «анфилада дворов», с ее импозантной архитектурой и привлекательной декоративной отделкой, в каком-то смысле представляет даже больший интерес, чем более торжественный главный фасад здания.

Родилась эта изюминка не по причуде архитектора, а из необходимости. П. Ф. Алёшин должен был выполнить целый ряд требований заказчика: разместить на территории «усадьбы» множество жилых и служебных помещений, одновременно избегая «темных помещений и высоких корпусов» — и всё это на узком, сильно вытянутом в глубину участке ([11];[19]). Нужно было использовать имеющуюся площадь наиболее рациональным способом. Так и получилось, что по протяженности дворовые фасады в несколько раз превышают лицевой [11].

П. Алёшин. План второго этажа дома Бажанова (источник [19])

От основного трехэтажного корпуса вглубь участка отходят длинные полосы дворовых корпусов. Они состоят из продольных и поперечных флигелей разной высоты (от трех до пяти этажей), образующих три внутренних двора (два больших и один малый), соединенных высокими арочными проездами в единую пространственную систему ([19];[42]).

В дворовых корпусах размещались квартиры служащих Товарищества, а также общежитие и столовая [2]. Квартиры служащих насчитывали от 3 до 8 комнат [5]. Теперь здесь тоже живут люди, только квартиры стали значительно меньше. Как и прежние обитатели дома, жильцы проходят в свои квартиры через подъезды, расположенные в этих дворах.

Дом Бажанова на Марата, 72. Первый двор

Поскольку это всегда были не черные дворы-колодцы, а «парадные» дворы с квартирами для «чистой» публики, то их оформлению уделялось значительное внимание.

Дом Бажанова на Марата, 72. Первый двор

Дворовые фасады отделаны достаточно скромно, но выразительно. Нижний этаж облицован гранитом. Для облицовки остальных этажей и внутренних проездов использована облицовочная плитка-«кабанчик» благородного серо-белого цвета и мерцающая майоликовая плитка, изготовленная на керамическом заводе П. К. Ваулина и О. О. Гельдвейна.

Широкий майоликовый фриз выложен из крупноразмерной глазурованной плитки, выполненной в технике потечных глазурей, характерной для эпохи модерна конца XIX – начала XX века [42].

Дом Бажанова на Марата, 72. Первый двор

Фриз смотрится очень свежо, оживляя монотонность однотонной облицовки. Майолика переливается оттенками лазоревого, фиолетового и зеленоватого цветов, словно «растворяя в синеве неба верхнюю часть дворового фасада» [2].

Лестницы располагаются в своеобразных башнях со шлемовидным завершением, что тоже оживляет фасад. Прямоугольные окна имеют гранитные перемычки и подоконники.

Дом Бажанова на Марата, 72. Первый двор

Все гранитные детали на фасадах первого двора выполнялись из красного гангутского гранита, как и цоколи фасадов второго двора [21]. Остальные элементы дворовых фасадов второго и третьего двора вырубались из гранита других ломок, который внешне почти не отличался от гангутского.

Из первого двора видна тыльная сторона главного корпуса — хозяйской квартиры (апартаменты Бажанова располагались в фасадной части и по периметру первого двора):

Дом Бажанова на Марата, 72. Первый двор

Стоит обратить внимание на крепежные элементы водосточных труб: они не только красиво оформлены, но и продуманно расположены на незначительном расстоянии друг от друга. За счет этого когда труба наполняется водой или замерзает, она гораздо лучше держится на фасаде дома [1].

Дом Бажанова на Марата, 72. Первый двор

Очень эффектно выглядят кованые балконные и оконные решетки.

Дом Бажанова на Марата, 72. Первый двор

Сочетание сочной сине-зелёной майолики и белого кирпича создает ощущение добротности и благородства и делает пространство визуально светлее. Благодаря игре переливчатой майолики эти дворы даже в пасмурную погоду производят красочное впечатление.

Дом Бажанова на Марата, 72. Второй двор

В 2000-х годах стало очевидно, что дворовые фасады дома Бажанова нуждаются в восстановлении. В период с 2011 по 2012 год были проведены восстановительные работы в первом дворе дома. Реставрация второго двора по результатам конкурса была доверена петербургскому ЗАО «Трест «Ленобреставрация», которое осуществило кровельные работы, установку водосточных труб, реставрацию оконных и дверных заполнений, устройство противоаварийного козырька под карнизным свесом и организацию стройплощадки.

Дом Бажанова на Марата, 72. Второй двор

ООО «Монплезир-3» по договору субподряда в соответствии с реставрационным заданием за 3 месяца выполнило все основные работы по восстановлению майоликового фриза, облицовочной плитки «кабанчик» и гранитного цоколя.

Дом Бажанова на Марата, 72. Второй двор

Работа велась под руководством реставраторов М. Ю. Асеева и В. К. Лаврова [42]. Для воссоздания утраченных плиток тщательно подбиралась керамическая масса, составы глазурей и красок [42].

Дом Бажанова на Марата, 72. Второй дворДом Бажанова на Марата, 72. Второй двор

Когда были вскрыты «бухтящие» участки майоликового фриза и керамической облицовки, выяснилось, что под плиткой находится не кирпичная кладка, а толстый слой забутовки (засыпки из кирпичной крошки, плитки и прочих отходов строительства). Это стало полной неожиданностью, осложнившей и замедлившей реставрационные работы. Такой «сюрприз» можно объяснить тем, что архитектор Алёшин изначально не планировал облицовку фасадов. Видимо, идея создания майоликового фриза и облицовки родилась уже в процессе возведения здания. Это прибавило работы современным реставраторам [42].

Дом Бажанова на Марата, 72. Второй двор

После реставрации фасадов корпусов первого и второго дворов майолика здесь вновь засияла яркими красками. До проведения работ это было страшное зрелище: грязно-серая плитка, падающие майоликовые фрагменты, гнутые трубы, балконы без дна... — примерно как сейчас в третьем дворе, который еще только ждет своего часа.

Дом Бажанова на Марата, 72. Третий дворДом Бажанова на Марата, 72. Третий двор

На сегодняшний день состояние третьего двора дома Бажанова оценивается специалистами как аварийное [42].

Дом Бажанова на Марата, 72. Третий дворДом Бажанова на Марата, 72. Третий двор

Во втором дворе реставрация тоже завершена не полностью: пока что не отреставрирован и не возвращен на место металлодекор. Однако сам второй двор, по оценке заведующей библиотекой, в целом отреставрирован более удачно и качественно, чем первый, которым реставраторы занялись раньше остальных.

Дом Бажанова на Марата, 72. Третий двор

В третьем дворе участок замыкает трехэтажный задний флигель, видимо, служебного (технического) назначения ([11];[15]).

Дом Бажанова на Марата, 72. Третий дворДом Бажанова на Марата, 72. Третий двор

Подвесные дворы и другие задумки Алёшина

Создавая этот многофункциональный комплекс, архитектор Алёшин много думал о том, как наиболее рационально спланировать пространство, как расположить служебные и вспомогательные помещения и оборудовать их по самым современным стандартам. Стремясь учесть все последние европейские новшества в области строительства доходных домов и особняков, он предпринял несколько заграничных поездок, одна из которых была оплачена Бажановым [19].

Особенно оригинально было решено устройство вспомогательных хозяйственных помещений. Как мы помним, в соответствии с требованиями заказчика дом должен был иметь массу разнообразных комнат и служб, но при этом не иметь высоких корпусов. Так и появилась уникальная система подвесных дворов — еще одна изюминка, которой славится дом Бажанова. Смысл этой системы в том, что пространство под двором (не подвал, а именно центральная часть двора) функционально использовалось для технических нужд. Мы уже говорили о том, что все дворы были «белыми», парадными, хотя и внутренними, поэтому было особенно важно сделать так, чтобы все бытовые службы были скрыты от глаз. В частности, в этом обширном подземном пространстве находился ледник и дровяные склады [19].

Территория использовалась предельно эффективно. Даже черные лестницы были снабжены электрическими подъемниками для дров, белья и прочих грузов, причем электропроводка была скрыта под штукатуркой [27]. Дрова нагружались на специальную вагонетку, подвозились по подвалу к служебным лестницам, где забирались подъемниками и доставлялись непосредственной в любой квартире [19]. Эти же лестницы соединяли каждую квартиру с ледниками и прачечной. «Таким образом, всё служебное движение происходит по светлым подвалам; дворы же остаются всегда чистыми, парадными», — отмечал Алёшин [19].

Любопытно, что дворы дома Бажанова всегда оставались сухими: от сырости и грунтовых вод здание оберегала специальная изоляция фирмы «Бюро Вега» ([19];[27]).

В настоящее время это подземное пространство никак не используется и находится в ветхом состоянии. Ведётся постоянная борьба с грунтовыми водами и регулярный ремонт инженерных коммуникаций [8]. Уровень воды в подвальном этаже первого двора достигает двух лишним метров, постепенно снижаясь к третьему двору. В сложившейся ситуации передвижение по дворам (особенно это касается автотранспорта) трудно назвать безопасным [42].

«К сожалению, теперь под асфальтом только инженерные сети, а было бы интересно вернуть и подвесным дворам их первоначальный облик», — говорит заведующая библиотекой Мира Васюкова [30].

Потрясающие снимки дворов дома Бажанова, сделанные с крыши, можно посмотреть тут.

Дом Бажанова: тыльный фасад

Интересно взглянуть и на тыльный фасад дома Бажанова, решенный как открытый брандмауэр. В связи с тем, что участок позади здания не застроен, брандмауэр остаётся в поле зрения. Увидеть этот похожий на крепость задник можно со стадиона «Локомотив» (правда, попасть туда не так просто) (источник фото: [35]).

Дом Бажанова (Детская библиотека истории и культуры Петербурга) на Марата, 72. Тыльный фасад

По меткому выражению Б. М. Кирикова, «открытые брандмауэры — одна из самых впечатляющих фантасмагорий Петербурга»; они обладают «своеобычной брутальной экспрессией и несут могучий эмоциональный заряд» [34]. Знаменитый историк архитектуры называет брандмауэры образцом «спонтанной архитектуры» или «антиархитектуры» ([2];[34]).

История дома Бажанова. Судьба дома и его обитателей после революции и в наше время

Отдельная часть знакомства с домом Бажанова — рассказ о том, как сложилась судьба дома и его обитателей с наступлением новой эпохи.

Судьба семьи Бажановых

В 1918 году Филадельф Геннадиевич Бажанов эмигрировал из России — один, без семьи [16]. Он скончался в Финляндии, в поселке Келломяки (ныне Комарово, Россия), в 1931 году ([4];[16]).

Купец Филадельф Геннадиевич Бажанов (источник [46])

На долю оставшихся членов семьи выпали суровые испытания. Екатерина Владимировна была вынуждена оставить квартиру на Николаевской (Марата). Она жила по другому адресу и умерла после снятия блокады.

Трое старших сыновей Бажановых после революции были расстреляны. Сын Александр был подвергнут репрессиям и выслан из Ленинграда. В Рыбинске у них с женой родилась дочь Ксения. Ксения Александровна, внучка Филадельфа Геннадиевича и Екатерины Владимировны, в 1998 году переехала в Петербург из Казахстана и лишь в 2002 году впервые вошла в дом своих предков [16].

Судьба дома. Детская библиотека истории и культуры Петербурга

После того как Бажановы покинули квартиру, дом постепенно начали обживать новые жильцы. Примерно с начала 1930-х годов часть бывшей купеческой квартиры занимали братья Волынкины: профессор-химик Николай Иосифович и профессор в области электротехники Виктор Иосифович. Оба они работали в Ленинградском институте киноинженеров. В. И. Волынкин умер в 1953 году, а Н. И. Волынкин проживал тут до 1963 года [16]. К счастью, у этих интеллигентных людей было понимание ценности исторических интерьеров квартиры и возможность сохранять их для потомков.

Другую часть бывших хозяйских апартаментов с 1943 года занимала библиотека имени А. П. Чехова [20]. С 1964 года ей были отданы и остальные залы парадной части квартиры. В 1982-83 годах библиотека имени А. П. Чехова выехала в Купчино, как и все учреждения Фрунзенского района, которые оказались на территории центральных районов [1].

С 1984 года тут находится Детская библиотека истории и культуры Петербурга — филиал № 2 Центральной городской библиотеки имени А. С. Пушкина. Эта библиотека ведет свою историю с 1934 года и является одной из старейших детских библиотек нашего города. До переезда на улицу Марата она находилась на Фонтанке, 62, занимая один из флигелей школы № 206. Когда школу стали расширять, потребовалось найти новое помещение для библиотеки. К счастью, библиотеке удалось попасть в это уникальное пространство, которое, впрочем, на тот момент отчаянно нуждалось в реставрации.

Усилиями Детской библиотеки истории и культуры Петербурга был проведён огромный комплекс реставрационных работ, которые продолжались 10 лет. Библиотека открылась для посетителей после реставрации 26 октября 2001 года [4]. Все остальные помещения здания, кроме залов библиотеки, до сих пор жилые.

Реставрация внутренних дворов дома Бажанова еще не завершена.

♦♦♦♦♦♦♦

Интерьеры дома Бажанова

Подробное описание и фотографии парадных интерьеров квартиры Бажанова вы найдёте во второй части нашей экскурсии.

♦♦♦♦♦♦♦

Детская библиотека истории и культуры Петербурга в доме Бажанова: часы работы, время проведения экскурсий и другая полезная информация

Детская библиотека истории и культуры Петербурга находится в доме Бажанова, по адресу Санкт-Петербург, ул. Марата, 72. Посмотреть местоположение дома на карте Питера можно тут или тут.

Часы работы Детской библиотеки истории и культуры Петербурга: ежедневно с 10:00 до 18:00, выходной — воскресенье (летом — суббота и воскресенье).

Вход в библиотеку — в сменной обуви или бахилах. Дом Бажанова является объектом культурного наследия федерального значения. Паркеты в помещениях в основном подлинные.

В библиотеке регулярно проходят интересные (и бесплатные) мероприятия для детей и взрослых: выставки, концерты, лекции, творческие встречи, видеопоказы, конференции, беседы, обзоры книг. Также предлагаются различные детские программы (в том числе экскурсии по дому Бажанова для детей).

За расписанием культурных событий можно следить на сайте библиотеки или через ее группу ВК. Кроме того, афиши мероприятий вывешиваются непосредственно в самой библиотеке.

Дом Бажанова (Детская библиотека истории и культуры Петербурга) на Марата, 72

Как попасть на экскурсию по дому Бажанова?

Экскурсии по дому Бажанова организуются администрацией библиотеки. Регулярные бесплатные экскурсии по парадным залам дома Бажанова проходят во вторую пятницу каждого месяца в 11:30. Их проводит заведующая библиотекой — Мира Львовна Васюкова. Кроме того, можно договориться с руководством библиотеки о проведении экскурсии в другое время. Сотрудники здесь работают удивительно любезные и доброжелательные, всегда готовые рассказать о доме, показать его сокровища и помочь с подбором литературы. Фотографировать можно бесплатно и без ограничений.

ВНИМАНИЕ: новая информация! С сентября 2016 года экскурсии будут проходить во вторую пятницу и во вторую субботу каждого месяца. Обращаем ваше внимание, что на экскурсию нужно обязательно записаться предварительно, так как количество мест в группе ограничено. Телефон для записи: 315-42-62. Начало в 11.30. БЕСПЛАТНО!

Приходите сюда сами и приводите детей!

И не забудьте про сменную обувь!

♦♦♦♦♦♦♦

Использованные источники:

1. Экскурсия, проведенная заведующей библиотекой Мирой Львовной Васюковой

2. Кириков Б. М. Дом Ф. Г. Бажанова. // Кириков Б. М. Архитектура петербургского модерна: Особняки и доходные дома.-Спб.-2003

3. Дом Торгово-промышленного товарищества Бажанова и Чувалдиной в Санкт-Петербурге. Сайт об архитекторе Павле Алёшине

4. Глеб Пекный. Дом Бажанова (ул. Марата 72)

5. Дом торгово-промышленного товарищества "Бажанов и Чувалдина" (Дом Бажанова) на архитектурном сайте citywalls.ru

6. Интерьеры дома Бажанова на архитектурном сайте citywalls.ru

7. Дворы дома Бажанова на архитектурном сайте citywalls.ru

8. Нетипичный петербургский модерн Дома Бажанова. Электронный журнал «Женщина Москва»

9. Алёшин, Павел Федотович. Статья в Википедии

10. Дарья Филиппова. Камин "Встреча Вольги с Микулой"

11. Дом Торгово-промышленного товарищества Ф. Г. Бажанова и А. П. Чувалдиной в журнале babs71

12. Князева В.П. "Богатырский фриз" // Н.К.Рерих. Жизнь и творчество. Сборник статей. М., 1978

13. Об экскурсии в дом Бажанова

14. Короткина, Л. В. Рерих в Петербурге-Петрограде. Л., 1985

15. Дом на Николаевской в журнале amsmolich: 1) фасад и дворы; 2) интерьеры

16. Гашкова Г. Н. Судьба обитателей Дома Бажанова//Десятые открытые чтения Института Петербурга. СПб, 2003

17. Русский музей, виртуальный филиал. Репродукции картина Н.К. Рериха

18. Репродукции работ Н.К. Рериха на сайте roerih.ru

19. Долгова, А. И. Дом Торгово-промышленного товарищества Ф. Г. Бажанова и А. П. Чувалдиной: от замысла к воплощению // Архитектура эпохи модерна в странах Балтийского региона: избранные материалы конференций "Архитектура эпохи модерна стран Балтийского региона", проведенных в 2011-2013 гг. - Санкт-Петербург: Коло, 2014

20. Б. М. Кириков. Дом Бажанова. // Адреса Петербурга. - 2010. - № 38(52)

21. Матвеев Б., Колотов М. Дом Бажанова. // Диалог 1990 г., №35

22. Гашкова Г.Н. Обитатели Дома Бажанова. // Северный модерн. Диалог культур .- Спб, Европейский дом. - 2005

23. Долгова А.И. Интерьеры дома Ф. Г. Бажанова в Санкт-Петербурге (арх. П. Ф. Алёшин): проблема стиля

24. Ромм М. Д. Улица Марата, 72. // Ленинградская панорама, 1988, №5

25. Ешалова О. Кто он, Петр Ваулин? // Сельская новь, № 204 (9800), 24 декабря 1991 года

26. Бражников С.. Купец знал толк в интерьере. // Смена. – 2001 – 24 января

27. Филюта Н. Архитектор на лесах. // Под ключ – 2008 - №4

28. Н. Г. Шлёнов. История всегда даёт повод для осознания мастерства. // Светопрозрачные конструкции, № 4 (60). 2008

29. Леусская Л. Богатырский масштаб. // Санкт-Петербургские Ведомости, № 070 от 17.04.2014

30. Рогозин О. Оживут парадные дворы. // Санкт-Петербургские Ведомости, № 129 от 11.07.2013

31. Фролов, В. Майолика: Цвет и жизнь / В. Фролов // АРС. - 1993. - N 2 (Музей и город)

32. Кадомская М., Мокроусова А. Замок вздохов или История о том, как поссорились Павел Федотович и Николай Викторович. — К., 2013

33. "Богатырский фриз" Н.К. Рериха в журнале basilius3

34. Кириков, Б. М. Брандмауэры. //  Адреса Петербурга. - 205. - №18-19/30-31

35. Дом Бажанова. Фото дворов и тыльного фасада в журнале 22sobaki

36. Петр Ваулин — возрождение русской майолики. Статья на сайте "Русская майолика"

37. Михаил Врубель, Пётр Ваулин и их камин в журнале super-kakadu

38. Данилова Т.Е. П.К. Ваулин – основатель завода «Горн» // «Россия, Русь! Храни себя, храни» Сельская библиотека и краеведение. СПб., 2004

39. Дом Бажанова, статья в Википедии

40. Дом торгово-промышленного товарищества "Бажанов и Чувалдина". Виды с крыши в журнале nau-spb

41. Великие художники, том 29. Николай Константинович Рерих (1874 – 1947). – М.: Изд - во « Директ - Медиа », 2010

42. Не навреди // Зодчий 21 век: информационно-аналитический журнал. - 2014. - № 1

43. Фиолетово-синий мир Рериха

44. Россия в интерьерах. Купеческие дома. Архивные фотографии в журнале humus

45. Картины Н.К. Рериха на сайте gallery.facets.ru

46. Детская библиотека в доме Бажанова в журнале lenarudenko

Понравилась статья?

У вас есть возможность поддержать развитие нашего проекта любой доступной вам суммой :)



4 комментария к заметке

  1. Игорь пишет:

    Какие молодцы сотрудники, что чтят и хранят это богайтейшее историческое наследие.

  2. Foxy пишет:

    Что верно, то верно, золотые люди!

  3. Юлия пишет:

    Спасибо большое за статью. На обеде по пути зашла во двор, застала дворы в уже отреставрированном виде — красота. Захотелось узнать подробнее историю дома. На ул. Марата очень много интересных доходных домов.

  4. Foxy пишет:

    Спасибо, дом действительно очень интересный!