Интерьер Сампсониевского собора в Санкт-Петербурге. Иконостасы и другие достопримечательности внутреннего убранства

В прошлых заметках мы подробно рассказали об истории Сампсониевского собора и особенностях архитектуры этого храма-памятника в честь Полтавской победы. Мы прогулялись вокруг собора и рассмотрели его часовню, а также памятник «Врагам Бирона», стоящий на бывшей территории старейшего петербургского кладбища. Настало время зайти внутрь храма и полюбоваться его замечательным внутренним убранством.

Сампсониевский собор. Современный вид главного иконостаса

Интерьер Сампсониевского собора по-настоящему уникален — прежде всего тем, что здесь уцелел потрясающей красоты главный иконостас — шедевр русской резьбы 30-х годов XVIII века. Факт сохранности столь ранней алтарной преграды сродни чуду, поскольку даже в более поздних храмах Петербурга иконостасы, бывало, менялись неоднократно. А еще в соборе можно увидеть интересную коллекцию иконописи, разнообразные детали внутренней отделки, прекрасное паникадило... Дополняет всё это великолепие небольшая историческая экспозиция. Напомним, что посетить Сампсониевский собор можно бесплатно (о практических нюансах читайте в разделе «Практическая информация»).

Ниже вы найдете описание и фотографии интерьера Сампсониевского собора, включая главный и боковой иконостасы, отдельные ценные иконы и декоративные росписи.

Подробно об архитектуре здания можно прочитать в статье «Сампсониевский собор в Санкт-Петербурге: описание архитектуры».

Внутреннее строение Сампсониевского собора

Пройдя через арку шатровой колокольни, видим западный фасад с трубящими ангелами, через который и попадаем внутрь собора. Войдя, оказываемся сначала в западной пристройке — паперти или притворе (теплом тамбуре), построенном в 1909 году по проекту Н. Е. Лансере. Сейчас здесь находится «служебная зона» с кассой (получаем бесплатный билет!) и небольшим сувенирным магазином.

Чтобы лучше представить себе, как устроен собор, стоит взглянуть на план здания. На нем хорошо видны три взаимосвязанные части (объема), из которых состоит Сампсониевский собор: (1) упомянутая паперть (притвор) с западной стороны, (2) трапезная (или зимняя церковь) в центральной части и (3) главный (летний) храм в восточной части. В трапезной расположены боковые приделы (дополнительные малые храмы) с иконостасами Иоанна Богослова и Михаила Архангела, а в основном храме — главный придел с главным иконостасом и главным алтарем, снаружи выделенным полукругом апсиды.

План Сампсониевского собора (в левой части притвор, в центре трапезная, справа — главный храм и алтарь) (источник [7]):

Алан Сампсониевского собора, Санкт-Петербург

Подобный тип церковного плана, когда вся композиция вытянута в длину с запада на восток, причем основные части храма выстроены по одной оси, называют «кораблем» ([27];[30]). По этой же оси поставлена выдвинутая к западу отдельно стоящая колокольня, которая ранее была соединена с основным зданием собора галереей.

В небольшом помещении притвора можно долго не задерживаться, а сразу переходить в так называемую трапезную. Когда собор строили, то на первом этапе возвели именно эту, западную, часть с боковыми приделами. Она была готова в 1733 году и до завершения и освящения главного алтаря (1740), по сути, служила собственно храмом. Подробнее об истории строительства Сампсониевского собора читайте в отдельной заметке.

Трапезная представляет собой квадратное в плане пространство, разделенное на три нефа, причем центральный неф ведет в главную восточную часть собора, а в боковых располагаются малые (боковые) алтари. Второе название трапезной, «зимняя церковь», связано с тем, что раньше богослужения в зимнее время совершались лишь в этой части храма: боковые приделы отапливались, и здесь даже в холодную погоду было тепло, хотя и тесновато. Главный же придел — восточная часть собора — оставался совершенно холодным (печи появились тут лишь в 1852 году), потому и получил название «летней церкви». Наконец, в 1909 году в соборе было устроено центральное паровое отопление [27].

Сампсониевский собор. Вид на главный придел и роспись списка Каплуновской Казанской иконы Божией Матери

Полы в Сампсониевском соборе раньше были чугунными. В 1830-х их заменили каменным плитами, а затем, в 1885 году, паркетом: дубовым в алтарях и сосновым — в остальной части храма. В настоящее время паркетные полы оставлены лишь в алтарях, а там, где дозволено находиться обычным прихожанам и туристам, пол каменный ([5]; [27]).

Стоя в центральном проходе (нефе) трапезной, можно оценить размеры и структуру храма. Прямо перед нами, если стоять спиной ко входу, виднеется проходная арка, а за ней — основная восточная часть собора и его ценнейшее сокровище, главный иконостас. По правую и левую руку от нас расположены боковые приделы. Правый (южный) придел посвящен Архистратигу Михаилу, а левый, северный, — Иоанну Богослову (там же организована небольшая экспозиция на тему Полтавской битвы). Подробное описание и фотографии боковых иконостасов вы найдете ниже.

На южной и северной стене трапезной, в непосредственной близости от проходной арки, находятся большие рамы с ценнейшими иконами — лицевыми святцами (месяцесловами) первой половины XVIII века. Дальше мы рассмотрим эти замечательные «календарные иконы» более подробно.

Как вы уже, наверное, убедились, несмотря на достаточно скромные размеры, Сампсониевский собор богат художественными сокровищами.

Декоративные росписи

Боковые приделы собора отделены от центрального нефа аркадами, которые покоятся на массивных столбах (пилонах). Стены и своды трапезной окрашены в мягкий бежеватый тон и покрыты ненавязчивыми декоративными росписями в виде орнаментальных мотивов и религиозных символов [36]. В нише над дверью, через которую мы вошли в трапезную из притвора, можно увидеть заключенную в картуш картину маслом на холсте «Сампсониевский собор» работы художника И. Петрова, созданную в 1905 году и отреставрированную в 2003-м ([34];[36]) (источник фото: [42]).

Сампсониевский собор. Картина И. Петрова над дверью трапезной

На восточной стене трапезной — над арочным сводом, ведущим в главную часть храма, — обратите внимание на роспись списка (копии) Каплуновской-Казанской иконы Божьей матери с изображением двух парящих ангелов, венчающих икону Богородицы короной славы. По щеке Богоматери скользит слеза (данную икону относят к типу Богородицы скорбящей) [34] (источник фото: [42]).

Сампсониевский собор. Список Каплуновской Казанской иконы Божией Матери

В день Полтавского сражения эта знаменитая икона была при армии. Сама икона находилась в церкви украинского села Каплуновка, отсюда и ее название [2]. Петр I, чтобы укрепить дух войск, вызвал к себе священника этой церкви с Каплуновской иконой. При начале битвы он велел носить ее перед полками и сам молился о победе, а после разгрома шведов распорядился сделать ковчег на икону и ризу, украшенную венцом на главе Богоматери, и возвратил икону в церковь [2]. В настоящее время оригинал иконы утерян [27].

Сампсониевский собор. Роспись списка Каплуновской Казанской иконы Божией Матери

Данная настенная композиция была исполнена по предложению архитектора А. П. Аплаксина в ходе юбилейной реставрации 1909 года и отреставрирована уже в наше время ([1];[2];[27]). Надпись под образом Богоматери гласит: «Копия Каплуновской иконы бывшей при воинах в день Полтавской победы». Не будем забывать, что Сампсониевский собор — первый построенный в Петербурге храм воинской славы, и вполне логично, что многое в его внутреннем убранстве посвящено теме Полтавской победы.

Теперь, если пройти через упомянутую арку, мы окажемся в сердце храма — его восточной (предалтарной) части, или главном приделе, известном также как «летняя церковь». Это и есть собственно храм во имя преподобного Сампсония Странноприимца. Эта часть церкви представляет собой единое просторное помещение, своего рода зал, отделенный от боковых приделов внутренней стеной.

Сампсониевский собор. Боковая стена главного придела

Над пространством царствует, затмевая всё остальное, грандиозный иконостас, впечатляющий своей красотой и размерами. Подробнее об этом чуде барочного искусства мы поговорим чуть ниже, а пока обернитесь назад, к стене, отделяющей главный придел от трапезной.

На этой западной стене предалтарной части (над аркой, через которую мы попали в главный храм, напротив главного иконостаса) видим еще одну роспись, связанную с Полтавской баталией. Эта композиция с изображением Петра Великого — один из старейших элементов внутреннего убранства Сампсониевского собора. Роспись «Император Петр I» была создана неизвестным художником в период правления Екатерины II (ок. 1763 года), особо почитавшей заслуги Петра [2]. Во время реставрации 1909 года картину расчистили и покрыли лаком. Заново она была расчищена при ремонтно-строительных работах 1937 года, а затем при реставрации 1999 года ([1];[34]).

Сампсониевский собор. Роспись с изображением Петра Великого

Панно изображает Петра I в рыцарских латах и порфире, стоящего на фоне лагерной палатки. Подле него на столе на подушке лежат корона, скипетр и держава (символы власти), а по сторонам изображены шлем, кирасы, барабаны, знамена, пушки и пирамида из ядер (атрибуты победы) ([1];[34]). Царь, благоговейно приложивший левую руку к груди, предстаёт выходящим из походной палатки в момент объявления своим войскам о победе, только что одержанной над шведами [2]. На заднем плане живописец изобразил вечерний пейзаж, окрашенный закатными тонами и символизирующий окончание триумфальной битвы.

Сампсониевский собор. Роспись с изображением Петра Великого

Роспись эта примечательна не только своим почтенным возрастом, но и светским, «западным» характером тематики, что не характерно для православных храмов, но в данном случае выглядит уместным, поскольку мы находимся не просто в церкви, а в храме-памятнике, мемориале Полтавской баталии ([34];[36]) (подробнее читайте в заметке об истории храма).

Сампсониевский собор. Роспись с изображением Петра Великого

Любопытно отметить, что художник изобразил царя Петра слишком молодым (на 12 лет моложе времен Полтавской битвы). Что стало причиной такого искажения, остаётся только гадать. Есть предположение, что всё объясняется банальным желанием угодить взошедшей на престол в 1762 году Екатерине II, представив Петра Великого стройным юношей [34]. Не будем забывать, что императрица не только почитала основателя Петербурга, но и любила Сампсониевский храм. Существует даже легенда, будто именно здесь состоялось ее тайное венчание с Г. Потёмкиным. Некоторые детали в письмах императрицы косвенно подтверждают эту версию, хотя точных доказательств и не существует.

В XIX веке свод главного придела, как и своды боковых приделов, был расписан кессонами (архивные фотографии можно посмотреть в заметке об истории собора), но во время реставрации, проходившей под руководством архитектора А. П. Аплаксина в 1908-1909 годах, решено было вернуться к первоначальной однотонной росписи. Стены тогда были окрашены серо-зелёной, а своды — белой краской, чтобы не отвлекать внимание верующих от главной ценности собора: иконостаса. В центре свода раньше находилась композиция середины XIX века «Святая Троица» в прямоугольной раме. Отреставрированная в 1909 году, она была утрачена в 20-30-е годы XX века и уже не подлежит восстановлению [27]. Современные реставраторы оставили свод главной части храма спокойным белым, а стены решено было окрасить в желтовато-коричневый колер, близкий к основному тону росписи XIX века. Кроме того, в простенках были восстановлены узоры XIX века (по определению А. П. Аплаксина, критически относившегося к этой стенописи, «ампирные филенки» и «византийские орнаменты»), выдержанные в нежной бирюзовой и розовой гамме.

Святыни и достопримечательности храма. Главный иконостас Сампсониевского собора

Важнейшими сокровищами и главными украшениями Сампсониевского собора являются три позолоченных резных иконостаса, созданных русскими мастерами в первой половине XVIII века. Главный иконостас находится в восточной части храма (главном приделе), а два малых (северный во имя Иоанна Богослова и южный во имя архангела Михаила) — в боковых приделах (в трапезной).

Полюбуемся сначала главным иконостасом — иконостасом главного придела (придел этот был освящен в 1740 году во имя святого Сампсония Странноприимца). Рассмотрим иконостас в деталях и поговорим о его особенностях.

Иконостас — высокая стена, отделяющая алтарь от остального помещения, — сразу же обращает на себя внимание в любой православной церкви. Однако далеко не в каждом петербургском храме можно увидеть столь пышно и мастерски оформленную алтарную преграду, к тому же созданную в первой половине XVIII века, что только увеличивает ценность этого высокохудожественного произведения русского барокко.

Как и в былые времена, иконостас главного придела Сампсониевского собора поражает каждого входящего своими масштабами, богатой резьбой и скульптурой, сверканием позолоты и красотой икон. К счастью, благодаря усилиям реставраторов XIX и XX века этот шедевр декоративно-прикладного искусства дошел до нашего времени. Огромная работа по приведению иконостаса в «благолепный вид» была проделана в 1908-1909 годах, когда храм готовился к 200-летнему юбилею Полтавской битвы. Руководивший комплексной реставрацией собора архитектор А. П. Аплаксин без особого восторга отзывался об архитектуре «убогой храмины» с курьезной колокольней и разностильном внутреннем декоре, и только иконостас главного придела вызывал у него неподдельное восхищение [3].

Зодчий отмечал, что этот «шедевр божественного творчества» «может быть поставлен наряду с однотипными ему великими произведениями русского зодчества — иконостасами: Московского Успенского собора, Новгородской святой Софии, собора Псковского Детинца». Ему вторил архитектор В. Покровский, говоривший, что иконостас Сампсониевского собора «представляет собой редкую, прямо необыкновенную ценность не только в России, но и во всей Европе» [1].

Сверкающие позолотой скульптурные детали пятиярусного иконостаса вырезаны русскими мастерам из липы. Для основы использована древесина сосны, по которой выполнена живописная роспись фона, имитирующего зеленоватый с прожилками камень — уральский змеевик или малахит. В сочетании с золочеными резными элементами гладкий темно-зеленый малахитовый фон иконостаса выглядит необычайно эффектно.

По своим художественным достоинствам и красоте этот шедевр не уступает иконостасу Петропавловского собора, а по размерам является самым большим и одним из самых высоких иконостасов, сохранившихся в Петербурге [2]. Он занимает всю восточную стену Сампсониевского храма и имеет ширину 13,6 м, а его высота (в центральной части) составляет 11,2 м [34].

Сампсониевский собор. Иконостас главного придела св. Сампсония Странноприимца

Предположительное время создания иконостаса — 1737-1739 годы ([27];[30]).

Иконостас отличается грандиозными размерами, изяществом форм и изысканностью архитектурного декора. Это яркий образец стиля барокко, для которого было характерно обилие деталей, разнообразие орнаментальных мотивов и активное использование скульптуры.

Сампсониевский собор. Иконостас главного придела св. Сампсония Странноприимца

В композиции иконостаса отразился синтез древнерусских иконописных канонов и европейских влияний, характерный для этапа развития русской художественной школы в первой трети XVIII века ([9];[34]). То была эпоха, когда самобытное русское искусство стало осваивать иноземные формы, из-за чего А. П. Аплаксин характеризует иконостас как одно «из лучших произведений пышного стиля Людовика XV, перенесенных на русскую почву» и отмечает как его главную особенность «выражение русского духа и мысли французско-итальянской фразировкой» [1]. Казалось бы, стиль барокко так не соответствует духу русской церкви, «но в данном случае строгие лики угодников как-то, хотя причудливо, но дружно компонуются с веселым, бойким рококо» [4].

Сампсониевский собор. Иконостас главного придела св. Сампсония Странноприимца

Отличительная особенность иконостаса — прихотливая золоченая резьба: прямые и витые колонны с пышным растительным орнаментом, головки ангелов, фигурки херувимов и бесплотных духов, картуши, кронштейны, карнизы, орнаменты и гирлянды — вся эта масса декоративных элементов «представляет из себя дивную композицию, легко и свободно распределенную по всему полю иконостаса» [4]. На иконостасе поместилось несколько десятков фигур, и ни одна из них не повторилась: «каждая поза оригинальна, все фигуры — в движении и выражают собою духовный экстаз, восторг любви и веры» [4].

Сампсониевский собор. Иконостас главного придела св. Сампсония Странноприимца

То же богатство фантазии и разнообразие мотивов обнаруживается в декоративном оформлении золоченых резных рам икон: ни одна из рам, даже схожих по очертаниям, не повторяется, каждая имеет оригинальный орнамент и является самостоятельным произведением искусства [36]. В общей сложности иконостас насчитывает 42 иконы чудного письма (если не считать икон Царских врат) [1]. Как писал А. П. Аплаксин, «каждая икона имеет свою самостоятельную обработку, представляющую в каждом отдельном случае самобытный шедевр» [4].

Сампсониевский собор. Иконостас главного придела св. Сампсония Странноприимца

Подавляющее большинство икон написано на холсте («приволоках»), плотно приклеенном к деревянным доскам [34].

Иконы иконостаса размещаются по ярусам, составляя пять рядов (чинов): местный, праздничный, апостольский, пророческий и страстной (крестных страданий Христа) [2] (см. схему расположения икон главного иконостаса Сампсониевского собора). Иконы расположены в соответствии с церковным каноном [36]. Два нижних яруса объединены двенадцатью колоннами композитного ордера.

В центре нижнего ряда располагаются ведущие в главный алтарь Царские врата, на двух створках которых изображены сцена Благовещения (Богоматерь и архангел Гавриил) и четыре евангелиста [34]). Царские врата отличаются удивительным разнообразием и богатством резного декора: орнаменты в виде раковин, цветов и растений, картуши... В просвете над створками врат мы видим золоченое резное облако с головками херувимов, обрамленное сиянием лучей.

Сампсониевский собор. Иконостас главного придела св. Сампсония Странноприимца, Царские врата

Известно, что православные иконы, тем более в XVIII веке, обычно не подписывались, но в Сампсониевском соборе мы имеем дело с редким исключением: иконостасы содержат подписанные авторами иконы [2]. Так, иконы главного иконостаса, по всей видимости, выполнены иконописцем Алексеем Поспеловым, одним из мастеров московской Оружейной палаты [34]. Во всяком случае в нижнем (местном) ряду иконостаса находится подписной образ св. пророка Иоанна Предтечи (Крестителя): «Писал Алексей Поспелов, 1739 год» (см. [34];[36] — правда, в первом источнике сказано, что этот образ «находился» там ранее; возможно, икона была утрачена и теперь восстановлена; однако этот же источник в другом месте утверждает, что «Сампсониевский собор — редкий храм в Петербурге, в котором сохранились ВСЕ 68 икон его иконостасов»).

Сампсониевский собор. Иконостас главного придела, образ Иоанна Предтечи (Крестителя)

Среди прочих большеразмерных икон первого яруса стоит обратить внимание на образ святого Сампсония Странноприимца, покровителя храма — это вторая фигура справа, соседняя с иконой Иоанна Предтечи.

Сампсониевский собор. Иконостас главного придела, образ св. Сампсония Странноприимца

Очень интересны обрамляющие Царские врата иконы «Благовещение» и «Воскресение Христово».

Сампсониевский собор. Иконостас главного придела, «Благовещение»Сампсониевский собор. Иконостас главного придела, «Воскресение Христово»

Второй, праздничный, ряд иконостаса состоит из небольших икон в богатейших фигурных рамах. На этом ярусе помещаются иконы, посвященные основным событиям жизни Богоматери и Иисуса Христа (двунадесятым праздникам).

Сампсониевский собор. Иконостас главного придела, «Рождество Христово»Сампсониевский собор. Иконостас главного придела, «Преображение Господне»

Выступ карниза второго яруса образует в центре пышный балдахин (шатер), «свешивающийся» над Царскими вратами.

Сампсониевский собор. Иконостас главного придела св. Сампсония Странноприимца

Балдахин поддерживают херувимы, как бы приподнимающие завесу над таинством богослужения. В тени балдахина — икона «Тайная вечеря» (источник фото: [36]).

Сампсониевский собор. Иконостас главного придела св. Сампсония Странноприимца, «Тайная вечеря»

Над балдахином располагается подобие купола, образованного четырьмя большими волютами. Эти волюты поддерживают корону, по обе стороны от которой расположены полулежащие фигуры ангелов с символами Голгофы (копьем и губкой, смоченной уксусом), аллегорически повествующие о крестных страданиях Спасителя [27]. Такое композиционное решение необычно для православной церкви. По канону, о муках Христа могут рассказывать только иконы пятого яруса [37].

Сампсониевский собор. Иконостас главного придела св. Сампсония Странноприимца

Помимо этой центральной композиции, на третьем ярусе расположены другие скульптуры — фигурки ангелов, держащих орудия страстей Христа (символы крестных страданий): лестницу и гвозди для распятия, молоток, клещи (щипцы) и крест.

Сампсониевский собор. Иконостас главного придела св. Сампсония Странноприимца, ангелы с орудиями Страстей

Что касается собственно икон этого ряда (апостольского или деисусного), то боковые группы изображают апостолов, а по центру находится деисус, — большая икона «Вседержитель», или «Иисус Христос с предстоящими» (Богоматерью и Иоанном Крестителем в жесте молитвенного заступничества).

Сампсониевский собор. Иконостас главного придела св. Сампсония Странноприимца, деисус

Иконы четвертого (пророческого) ряда содержат изображения ветхозаветных пророков и Богоматери на престоле в центре. Наконец, верхний, страстной, ряд посвящен крестным страданиям Христа. Здесь три овальных иконы: «Распятие», «Снятие с креста» и «Положение во гроб». Икону «Распятие» обрамляют скульптуры Пресвятой Богородицы и апостола Иоанна Богослова (именно они присутствовали при казни Христа) (источник фото: [34]).

Сампсониевский собор. Иконостас главного придела св. Сампсония Странноприимца, «Распятие»

Автор проекта иконостаса неизвестен (как и архитектор самого Сампсониевского собора), однако некоторые специалисты, отмечая в его композиции черты развитого барокко середины XVIII века и ссылаясь на определенное сходство шедевра с иконостасом церкви Большого дворца в Петергофе, предполагают, что это мог быть Ф. Б. Растрелли (1700-1771). Пышность декора, светская трактовка фигур, мажорное звучание тонов — всё это несет на себе отпечаток «большого стиля» дворцового зодчества XVIII века [34].

Согласно другой версии, корни следует искать в творчестве скульптора, резчика и архитектора Ивана Зарудного (1670(?)-1727), создавшего иконостасы для Петропавловского собора в Петербурге и Спасо-Преображенского в Таллине. Доводом в пользу такого предположения служит то, что в своих композициях Зарудный использовал элементы, присущие католической церкви, и именно такие элементы — в первую очередь обилие скульптурных украшений и наличие символов крестных страданий Христа на третьем ярусе — присутствуют в композиции главного иконостаса Сампсониевского собора ([34];[36]).

Учитывая датировку иконостаса (примерно десять лет после смерти Зарудного), можно предположить, что он проектировался кем-то из последователей мастера. Возможно, это был некий зодчий из московской Оружейной палаты: известно ведь, что на многих своих проектах Зарудный работал с иконописцами и резчиками Оружейной палаты, а иконы для Сампсониевского иконостаса писали, вероятно, как раз иконописцы Оружейной палаты (Квашнин, Поспелов) [34].

Так или иначе, автор иконостаса был не только исключительно даровитым мастером, но и влиятельной фигурой в петербургском обществе того времени: он щедро украсил свое творение скульптурой, несмотря на то что она была запрещена Русской Православной Церковью и даже принудительно снималась с иконостасов [34]. Кому бы ни принадлежало авторство проекта, среди специалистов утвердилось мнение, что непосредственно сами работы выполнялись русскими мастерами петербургской школы [34].

Главный иконостас Сампсониевского собора был отреставрирован в 2000-х годах. При этом использовался опыт, полученный в результате работ по восстановлению золоченой резьбы по дереву в интерьерах Большого дворца в Петергофе и Екатерининского дворца в Царском Селе [27].

Ранее перед главным иконостасом стояла решетка. Нынешнюю деревянную балюстраду с резными балясинами установили во время реставрации 1908-1909 годов. В 2004 году балясник был отреставрирован.

Помимо иконостаса, в главной части собора чудом уцелело великолепное медное посеребренное паникадило, изготовленное русскими мастерами ([30];[36]). Шестиярусный светильник на 54 свечи имеет навершие в виде креста и завершение шаровидной формы и украшен орнаментами в виде стилизованных цветов, веток и листьев. Это редкий сохранившийся образец церковных светильников, созданных в XVIII веке. Паникадило было отреставрировано в 1990-х годах.

Сампсониевский собор. Паникадило в главном приделе

К числу прочих достопримечательностей этой части храма относится коллекция ценных икон, расположенных вдоль боковых стен между окон. Подробнее об этих иконах — ниже.

Главный алтарь Сампсониевского собора: престол и сень

Входить в алтарную часть собора могут только священнослужители, но во время богослужений прихожане могут видеть пространство алтаря с сенью над престолом через Царские врата. К сожалению, когда собор открыт в «музейном режиме», заглянуть за врата невозможно. Тем не менее, нам удалось найти некоторую информацию и фотографии алтарной части Сампсониевского собора. Представление об этом пространстве также можно получить с помощью виртуальной экскурсии (стоя в главном предалтарном зале, «подойдите» вплотную к главному иконостасу и затем «зайдите» за него, и вы окажетесь в главном алтаре) (источник фото: [42]).

Сампсониевский собор. Главный алтарь (престол и сень)

В алтарной части храма, занимающей восточный полукруглый объем здания (апсиду) (см. план собора), чудом сохранились главный престол и великолепная надпрестольная сень ([30];[38]). Престол представляет собой стоящий в центре алтарного пространства стол, на котором совершается таинство Евхаристии. Сень (киворий) — это навес над престолом. Она символизирует небо, тогда как сам престол — землю, на которой пострадал Христос (источник архивного фото: [44]).

Сампсониевский собор. Главный алтарь (престол и сень), фото начала XX века

Престол и сень Сампсониевского собора, наряду с иконостасами, относятся к величайшим художественным сокровищам храма. Исследователи относят время создания престола и сени к 1730-м годам, подчеркивая, что подобного престола в России больше нет ([27];[36]). Позолоченные произведения выполнены из дерева и украшены большим количеством прихотливой резьбы и скульптурными композициями, причем их декор перекликается с общим стилевым решением главного иконостаса. Деталь престола (источник фото [47]):

Сампсониевский собор. Главный престол, фрагмент

Изумительный деревянный престол вырезан из липы и украшен гирляндами цветов и головками херувимов. Он покоится на четырех опорах в виде скульптурных изображений символов евангелистов: крылатого орла, льва, тельца и ангела, держащих Евангелие. Основанием каждой фигуры служит золоченое разное облако. Опоры престола соединены крестовиной, в центре которой находится ковчег под мощи с фигурой Священного Агнца, олицетворяющего Иисуса Христа («Агнец с хоругвью») ([27];[34];[38]) (источник фото: [39]).

Сампсониевский собор. Главный престол

До реставрации 1909 года никто и не подозревал о существовании этого великолепного памятника резного искусства XVIII века, поскольку с 1885 года престол был закрыт мраморными плитами по требованию Святейшего Синода [37].

В наше время (в ходе подготовки к 300-летию Сампсониевского храма в 2009 году) восстановлением главного престола и сени занимались мастера реставрационной мастерской «Рунос» [38]. Помимо укрепления конструкции престола и восстановления деталей резьбы, им пришлось реконструировать значительные фрагменты скульптур, используя архивные фотографии. Аналогичным образом была реконструирована надпрестольная сень (источник фото: [47]).

Сампсониевский собор. Надпрестольная сень

Сень над престолом выполнена в виде четырехскатного балдахина с кистями, который опирается на четыре деревянные витые колонны, украшенные резными виноградными лозами. На внутренней поверхности сени по холсту на коричневато-буром фоне на «парусах» балдахина написаны трапециевидные по форме композиции, посвященные крестным страданиям Иисуса Христа: «Моление о чаше», «Распятие Христа», «Оплакивание Христа» («Снятие с креста») и «Положение во гроб». В центре — квадратная композиция с изображением фигурки голубя, символизирующего Святой Дух (источник фото: [42]).

Сампсониевский собор. Надпрестольная сень

До недавнего времени эти картины хранились в фондах Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор», но в 2009 году были возвращены к Сампсониевский храм [47].

Боковые иконостасы

Кроме главного иконостаса, расположенного в восточной части храма, в Сампсониевском соборе имеется два малых иконостаса, которые находятся соответственно в северном и южном боковых приделах, в трапезной ([2]; [9];[27]) (см. план собора). Оба эти придела были освящены в 1733 году.

Эти иконостасы считаются самыми ранними по времени создания. Вероятно, они были перенесены в храм еще из первой деревянной Сампсониевской церкви ([2];[7]), то есть боковые иконостасы старше нынешнего собора!

Это предположение впервые высказал архитектор А. П. Аплаксин, руководивший реставрацией собора в 1908-1909 годах: он заметил, что боковым иконостасам как будто тесно под арочными сводами, да и исследование иконописи подтвердило древность многих икон, а значит, вполне возможно, что иконостасы перенесли из старой церкви [37]. Впрочем, некоторые современные исследователи оспаривают эту версию [27]. Если прежде боковые иконостасы датировали 1710-ми годами, то большинство современных исследователей считают, что они были созданы в более поздний период: северный — в 1740-е годы, а южный — не ранее 1760-х годов [34]. Принадлежность же самих икон первой Сампсониевской церкви вполне вероятна [34].

Оба иконостаса боковых приделов находятся на возвышении (солее) и отделены от основного пространства металлическими ажурными решетками.

Зайдём сначала в северный придел (слева от входа) и рассмотрим иконостас во имя Иоанна Богослова, который, по некоторым предположениям, был главным иконостасом Сампсониевской церкви петровского времени [2].

Сампсониевский собор. Иконостас северного придела во имя Иоанна Богослова

Обратите внимание, что две иконы вынесены на боковую стену храма, то есть иконостасу и правда как бы «тесно» под этими сводами. Однако искусствоведы считают, что даже если иконостас и был перенесен из первой церкви, то впоследствии был существенно переделан [27]. В оформлении использованы утонченные детали орнамента, что позволяет отнести композицию к стилю рококо [34]. Таким образом, по стилистике иконостас ближе к «елизаветинскому барокко» середины XVIII века, чем к сдержанному «петровскому» первой трети XVIII века, что опять-таки заставляет с осторожностью относиться к версии о принадлежности его старой петровской церкви.

Северный иконостас — четырехъярусный и содержит 18 икон. Высота иконостаса — 7,4 м [34]. Расположение икон по ярусам соответствует канону. Иконы датируются началом XVIII века (то есть писаны еще при Петре I), за исключением житийной иконы Иоанна Богослова в нижнем ряду, относящейся к XIX веку [34]. Иконы первого (местного) ряда заключены в рамы прямоугольной формы. Среди этих образов стоит отметить икону Тихвинской Божьей Матери, облик которой наполнен тишиной и отстраненностью.

Сампсониевский собор. Иконостас северного придела во имя Иоанна Богослова, икона Тихвинской Божьей Матери

На соседней иконе, которая одновременно служит боковой дверью, в полный рост изображен св. архидиакон Стефан — первый христианский мученик, претерпевший смерть через избиение камнями [36]. Манера письма покоряет наивностью, архаичной примитивностью исполнения. Одежда святого украшена орнаментами из диковинных цветов и драгоценных камней. Одну руку он прижимает к кровавому пятну на одежде, в другой держит кадило.

Сампсониевский собор. Иконостас северного придела во имя Иоанна Богослова, архидиакон Стефан

Очень динамична и ясна по колориту икона нижнего яруса «Преображение Господне». По манере исполнения она ближе к светской живописи. Развевающиеся одежды Христа и позы апостолов наполнены движением, сквозь розовеющие облака струится свет.

Сампсониевский собор. Иконостас северного придела во имя Иоанна Богослова, «Преображение Господне»

Рамы икон следующих рядов — праздничного, апостольского (деисусного) и пророческого — имеют фигурные завершения в виде полукружий, раковин, стеблей и листьев аканта. Кроме того, над иконами праздничного яруса помещены парные головки херувимов. На втором ярусе расположены праздничные иконы: часть из них относится к Богородичному циклу («Рождение Богоматери», «Введение во храм», «Успение Богоматери»), часть — посвящена Христу («Крещение», «Вход Господень в Иерусалим»). Например, на иконе «Успение» изображена сцена смерти Богоматери, а в верхней части — Христос, принимающий на небе Ее душу в виде ангела в розовом одеянии. Иконы третьего (апостольского) чина изображают фигуры апостолов, а центральное место этого яруса занимает деисус («Спас на престоле с предстоящими»). Наконец, образа верхнего яруса изображают Богоматерь на престоле и ветхозаветных пророков.

Сампсониевский собор. Иконостас северного придела во имя Иоанна Богослова

Царские врата со створками, украшенными резными растительными орнаментами, поднимаются на высоту первых двух ярусов. Все шесть икон Царских врат этого иконостаса не сохранились и воссозданы современными мастерами [34]. В просвете полукруглого выреза — резные золоченые лучи с крестом и Евангелием.

Перейдем теперь в южный придел (справа от входа) и полюбуемся иконостасом во имя Архистратига Михаила и прочих небесных Сил бесплотных. Освящение в честь Архистратига Михаила подчеркивало значение Сампсониевского собора как памятника воинской славы [36].

Сампсониевский собор. Иконостас южного придела во имя Архистратига Михаила

Декор данного иконостаса говорит о смешении стилей: наряду с барочными элементами (картушами, завитками) прослеживаются черты классицизма (розетки, каннелированные пилястры). Из-за этого некоторые специалисты относят иконостас архангела Михаила к стилю 70-х годов XVIII века [27].

Иконостас этот, как и северный, является четырехъярусным и имеет высоту 7,4 м [36]. Он насчитывает 22 иконы. Из них 19 относятся к первой половине XVIII века [34].

Ценнейшая особенность малого южного иконостаса в том, что он содержит подписную икону: на небольшом образе евангелиста Иоанна в Царских вратах в ходе реставрации 1909 года была обнаружена надпись: «1720 года, писал Андрей Квашнин» («1720 гда маиа 9 писа Андрей Квашнин») ([24];[37]). Имя автора на православной иконе — редчайшая находка, ведь обычно православные иконы не подписываются (источник: [37]).

Сампсониевский собор. Подписная икона евангелиста Иоанна в Царских вратах иконостаса южного придела (фрагмент)

Данная икона является одной из трех подписных икон в Сампсониевском соборе (две других — икона А. Поспелова в главном иконостасе и отдельная икона Т. Баженова). Существование этих подписей чрезвычайно важно для изучения истории русской иконописи. В то же время вряд ли этой единственной датой можно подтвердить дату создания всего иконостаса. Например, главный научный сотрудник Сампсонивского собора А. В. Квятковский считает такой перенос малоубедительным, «так как известно, что иконы в храмах бережно сохранялись, тогда как сами здания и их убранства переделывались в соответствии с духом времени» [27].

Сампсониевский собор. Иконостас южного придела во имя Архистратига Михаила

Центральную часть иконостаса занимают Царские врата с резными позолоченными рамами для шести небольших икон (клейм), датируемых 1720-ми годами: это «Благовещение» и образы четырех евангелистов. В просвете полукруглой арки — сияние в виде золоченых резных лучей с чашей по центру.

Сампсониевский собор. Иконостас южного придела во имя Архистратига Михаила

Иконы нижнего (местного) яруса помещены в прямоугольные рамы: это боковые двери с образами архангелов Гавриила и Михаила, а также икона «Воскресение Христа» и нежный образ «Богоматерь с Младенцем», расположенный слева от Царских врат. Эта икона и две названные первыми относятся к 60-м годам XVIII века [36]. Интересно, что Богоматерь здесь изображена с короной: подобная иконография получила распространение в России в середине XVIII века, с усилением влияния западноевропейской живописи [36].

Сампсониевский собор. Иконостас южного придела во имя Архистратига Михаила, «Богоматерь с Младенцем»

Рамы следующих трех ярусов — прямоугольные с закруглениями. Центральная икона («средник») третьего (апостольского) яруса имеет прямоугольную раму и изображает Христа Вседержителя, сидящего в голубом сиянии на великолепном золотом троне. Средник верхнего (пророческого) яруса — овальный. Это икона «Распятие», изображающая казнь Христа в ореоле тьмы, спустившейся на Иерусалим.

Другие святыни и достопримечательности храма. Ценные иконы

Огромной ценностью Сампсониевского собора является уникальная коллекция иконописи XVIII века, причем иконы находятся не только в трех вышеописанных иконостасах — есть и отдельные произведения иконописи, размещенные вдоль стен трапезной, а также главной (восточной) части храма.

Лицевые святцы (в трапезной)

По бокам центрального нефа трапезной находятся иконы «Лицевые святцы» (месяцесловы), датируемые концом XVII – началом XVIII века. Уникальные по своей художественной и исторической ценности, эти иконы заключены в две большие золоченые рамы.

Сампсониевский собор. Лицевые святцы

«Лицевые святцы» — это своего рода церковный календарь с иллюстрациями церковных праздников и святых на каждый день литургического года. Изначально данные иконы находились в деревянной Сампсониевской церкви (1710-1737 гг.) [36].

Сампсониевский собор. Лицевые святцы

Для многих петербуржцев эти иконы являлись своеобразным справочником при выборе имени для новорожденного, так как оно зависело от имени святого, чья память отмечалась в день рождения младенца или ближайшие этому событию дни. Так младенец обретал своего небесного покровителя. Верующие приходили в храм, чтобы помолиться своему святому хранителю в день именин или попросить у него помощи ([27];[34]).

Сампсониевский собор. Лицевые святцы

С каждой стороны размещается по шесть икон (по одной на каждый месяц), разделенных на клейма (небольшие законченные композиции) с изображениями праздников и святых, чтимых в соответствующем месяце. На северной стороне представлены церковные праздники и святые, поминовение которых приходится на период с января по июнь, на южной — с июля по декабрь. Иконы соответствуют старому стилю летоисчисления. Все изображения святых и праздников подписаны, причем каждое клеймо обрамлено золотой рамкой.

Сампсониевский собор. Лицевые святцы

Иконы «Лицевые святцы» Сампсониевского собора являются самыми большими по размеру и наиболее хорошо сохранившимися иконами подобного типа в храмах Санкт-Петербурга ([2];[9]). Это прекрасный пример миниатюрной иконописи конца XVII - начала XVIII века, несколько наивный, но в то же время строгий и теплый, проникнутый глубокой верой.

Сампсониевский собор. Лицевые святцы

Иконы были отреставрированы в 1999 году. Частично реставрация еще продолжается, так как имеются утраты красочного слоя. Желающие могут оставить добровольные пожертвования, для чего в трапезной предусмотрены специальные ящики. (Напоминаем, что само посещение собора — бесплатное).

Обратите внимание на еще одну интересную деталь: в стены центрального нефа трапезной вмонтированы надгробные плиты XVIII века: секретаря тайной канцелярии И.Ф. Набокова (1753), жены действительного камергера С.А. Жеребцовой (1761) и иерея собора Петра и Павла Григория Федоровича (1738) [34]. Наиболее богатые прихожане по европейской традиции изъявляли желание быть похороненными внутри храма, в склепах под плитами пола ([27];[34]).

Сампсониевский собор. Надгробная плита на стене трапезнойСампсониевский собор. Надгробная плита на стене трапезной

На плитах, укрепленных на стенах над местами захоронений, содержатся надписи, сообщающие о дате смерти погребенного, а также о времени суток, когда окончилось его земное бытие. В верхней части плит традиционно изображался крест, а внизу — череп и кости.

«Тихвинская Богоматерь» и «Коронование Богоматери» (в трапезной)

Кроме того, в трапезной находятся две храмовых иконы XVIII века: «Тихвинская Богоматерь» и «Коронование Богоматери». Возможно, они тоже принадлежали первой Сампсониевской церкви.

Сампсониевский собор. Икона «Коронование Богоматери»

Иконы обрамляют подлинные рамы XVIII века, подвергшиеся, как и образа, комплексной реставрации [36].

Сампсониевский собор. Икона «Тихвинская Богоматерь»

Ранее в храме было четыре иконы Тихвинской Божией Матери [1]. Данная Тихвинская икона помещена в раму, выполненную в стиле рококо (1747?, дерево, темпера).

Сампсониевский собор. Икона «Тихвинская Богоматерь»

Икона относится к иконографическому типу икон Богородицы «Одигитрия» («Путеводительница»), характерной особенностью которого является общение Пресвятой Девы с Младенцем Христом, их обращённость друг к другу. Младенец сидит на левой руке Богоматери и держит в левой руке свиток, а правой благословляет.

«Михаил Малеин и Иоанн Воин» и «Образ св. Николая Чудотворца в житии» (в главном приделе)

В главной (восточной) части храма можно увидеть целый ряд старинных икон. Из них наиболее интересны следующие.

Икона «Михаил Малеин и Иоанн Воин» была написана в 1761 году иконописцем Т. Баженовым (дерево, темпера). Это одна из трех подписных икон в Сампсониевском соборе, так что ее ценность особенно высока. На иконе указано: «Писал сей святой образ Костромской провинции посаду Соли Большой иконописец Трофим Баженов в 1761 году месяца Июля 13 день» [34].

Сампсониевский собор. Икона «Михаил Малеин и Иоанн Воин»

Икона была отреставрирована в 2006 году. Святые Михаил Малеин (слева) и Иоанн Воин (справа) изображены в полный рост со сложенными руками, в молитвенном предстоянии перед иконой Владимирской Богоматери. Над головами святых — золотые нимбы, над которыми надписи в рокайльных обрамлениях. У ног Иоанна Воина лежит меч, в одной руке он держит крест. На заднем плане — изображение города и два клейма с надписями.

Сампсониевский собор. Боковая стена главного придела

Эта икона была пожертвована в Сампсониевский храм крупным благотворителем, купцом и церковным старостой Михаилом Яковлевичем Лапшиным-Грязновским. Она заключена в барочную деревянную резную позолоченную раму работы русских мастеров XVIII века. Средник — образ Владимирской Богоматери — не сохранился. Он виден на фотографии начала XX века:

Сампсониевский собор. Икона «Михаил Малеин и Иоанн Воин» на старом снимке

Надгробная плита, вмонтированная в стену рядом с иконой:

Сампсониевский собор. Надгробная плита на стене главного придела

В русской православной традиции святой Иоанн Воин почитается как помощник в скорбях и несчастьях, а святой Михаил Малеин считался небесным покровителем царя Михаила Федоровича Романова (первый царь династии Романовых родился в день памяти преподобного Михаила Малеина).

В другой роскошной резной позолоченной раме, исполненной русскими мастерами в стиле рококо в том же году (1761), — икона Николая Явленного в окружении 32 клейм со сценами из жития Николая Чудотворца (см. схему расположения сюжетов).

Сампсониевский собор. Икона «Образ св. Николая Чудотворца в житии»

Предполагается, что старинная икона, упоминавшая еще в описи Сампсониевской церкви за 1715 год и располагавшаяся в приделе Иоанна Богослова, была вставлена в большую икону Жития Николая Чудотворца на 32 клейм [1]. То есть сама икона Николая Мирликийского — более древнего происхождения, чем «жития», написанные в 1761 году. Этот образ святого Николая датируют концом XVII – началом XVIII века (дерево, темпера).

Сампсониевский собор. Икона «Образ св. Николая Чудотворца в житии»

Основная икона, выполненная в 1761 году, относится к типу «житийных». Она представляет собой окружающие центральный образ 32 овальных клейма, в которых изображены различные эпизоды из жития и посмертных чудес святого. Сюжеты окружены расписным орнаментом. Некоторые клейма пронумерованы. Каждому из чудес дано краткое пояснение, но тексты надписей сохранились не полностью. Икона была отреставрирована в 2004 году.

Сцены «Изгнание беса из колодца» и «Чудо о спасении мужей от потопления и поглощения китом»:

Сампсониевский собор. Икона «Образ св. Николая Чудотворца в житии»

Сцены «Успение святого Николая», «Преставление святого Николая. Ангел Господень принимает душу усопшего» и «Перенесение мощей святого Николая от Мир в Бар-град» (то есть из Миры в Бари):

Сампсониевский собор. Икона «Образ св. Николая Чудотворца в житии»

Две вышеописанные иконы относятся к числу подлинных шедевров иконописного искусства. Обе заключены в подлинные рамы [41].

«Снятие с креста» (в северном приделе)

В северном приделе Иоанна Богослова можно увидеть интересную икону «Снятие с креста», написанную предположительно в XIX веке (маслом по холсту).

Сампсониевский собор. Икона «Снятие с креста»

«Снятие с креста» (в южном приделе)

В южном приделе Архистратига Михаила находится, помимо прочего, небольшая икона «Голова Иоанна Крестителя» (XIX век; металл, масло).

Сампсониевский собор. Икона «Голова Иоанна Крестителя»

Здесь же можно заметить надмогильную плиту генерал-аншефа Василия Ермолаевича Скворцова (1769 год, чеканщик Денис Соколов).

Сампсониевский собор. Южный придел

Надпись гласит: «Здесь в церкви Сампсона Странноприимца в трапезе Архистратига Михаила Арохангела против первого окна в углу отступя от стены на три четверти аршина погребено тело Господина генерала аншефа действительного камергера и орденов святого Александра Невского и святой Анны кавалера Василия Ермолаевича Скворцова. Рождение его было в 1710 году в январе месяце 26 числа. Сначала вступил на службу в придворные пажи в 1720 году и произведен в камер пажи, а гоф юнкеры, в камер юнкеры, а камергеры, и действительные камергеры, а в 1761 году в генерал аншефы. Волею Божьей от сего временного жития в вечное блаженство отошел сего 1769 года февраля 24 дня. Так всего жития его было 59 лет, один месяц и 28 дней».

Сампсониевский собор. Надмогильная плита генерал-аншефа Василия Ермолаевича Скворцова

Реставрация надмогильной плиты была проведена в 1999 году.

♦♦♦♦♦♦♦

Схемы расположения икон иконостасов Сампсониевского собора

Схема расположения икон главного иконостаса собора:

Сампсониевский собор. Схема икон главного иконостаса

Схема расположения икон в северном приделе Иоанна Богослова:

Сампсониевский собор. Схема икон главного иконостаса

Схема расположения икон в южном приделе архангела Михаила:

Сампсониевский собор. Схема икон главного иконостаса

♦♦♦♦♦♦♦

Вам также могут понравиться другие интересные материалы о Сампсониевском соборе:

- Сампсониевский собор в Санкт-Петербурге: подробное описание архитектуры

- Подробная история создания храма-памятника Сампсониевский собор»

- Сампсониевское кладбище. Памятник «Врагам Бирона»

♦♦♦♦♦♦♦

Посещение Сампсониевского собора в Петербурге: часы работы, расписание богослужений, как добраться и прочие полезные детали

С 1984 года Сампсониевский собор является филиалом государственного музея-памятника «Исаакиевский собор» — комплекса «Музей четырех соборов».

Адрес Сампсониевского собора: фото Большой Сампсониевский пр., 41. Ближайшие станции метро — «Выборгская» и «Площадь Ленина». Как добраться: от станции метро «Выборгская» до собора можно дойти пешком (в общей сложности примерно 600 метров), от станции «Площадь Ленина» — около 1,6 км. До собора также можно добраться с Петроградской стороны через Гренадерский мост (например, пешком от станции метро «Петроградская» — 2 км).

Посмотреть расположение Сампсониевского собора на карте Петербурга можно тут или тут.

В настоящее время собор открыт как музей, но несколько раз в неделю в храме проводятся утренние богослужения (см. расписание богослужений в Сампсониевском соборе на официальном сайте).

Режим работы Сампсониевского собора следующий. Сампсониевский собор (Музей-памятник «Сампсониевский собор») открыт для посещения ежедневно (кроме среды), с 10:30 до 18:00. Работа касс и впуск посетителей прекращаются за полчаса до закрытия.

Стоимость входных билетов в Сампсониевский собор — нулевая: собор можно посетить бесплатно. При входе вручают бесплатный билет.

Однако вы можете оставить добровольные пожертвования: как на церковные нужды, так и на реставрацию.

Стоимость аудиогида для посещения Сампсониевского собора — 100 рублей.

Вы можете осмотреть собор самостоятельно или с аудиогидом, либо присоединиться к экскурсионной группе. Подробная информация о других экскурсиях в Сампсониевском соборе приводится на официальном сайте музея.

Фотографировать внутри Сампсониевского собора разрешается, причем фотосъемка бесплатная. Однако использование вспышки запрещено.

Виртуальную экскурсию по Сампсониевскому собору можно посмотреть тут.

Снаружи на территории собора есть туалет типа «будка» — чистый и бесплатный.

Информация приведена по состоянию на декабрь 2015 года.

♦♦♦♦♦♦♦

Использованные источники:

1. Баторевич Н. И., Кожицева, Т. Д. Храмы-памятники Санкт-Петербурга: во славу и память российского воинства. - СПб.: Дмитрий Буланин, 2008.

2. Гусенцова Т. М., Добрынина И. Н. Путешествие по Выборгской стороне. — СПб., издательство Остров, 2007.

3. Белоножкин А. Е. Санкт-Петербургский епархиальный архитектор А. П. Аплаксин. — СПб: Невский мир, Лики России, 2013.

4. Творчество добра. Петербургский архитектор Андрей Петрович Аплаксин (1879–1931). Фишер М. СПб.: ТО «Балтийская звезда», 2013.

5. Сампсониевский собор, статья в Википедии

6. Государственный музей-памятник «Исаакиевский собор» – музей четырех соборов. Официальный сайт

7. Сампсониевский собор на архитектурном сайте citywalls

8. Западная форма, русское содержание: русская архитектура XVIII века. Материалы Василия Сырнина о русской архитектуре

9. Собор во имя прп. Сампсона Странноприимца в Санкт-Петербурге (Санкт-Петербургская епархия)

10. История Сампсониевского собора

11. Кладбище при церкви Святого Сампсония на Выборгской стороне

12. Архитектурное наследие. Санкт-Петербург. Сампсониевский собор

13. Алексей Белоножкин: «Храмы Аплаксина – камертон для современных зодчих»

14. Свадьба Екатерины II и Потёмкина

15. Враги Бирона

16. Юбилейный домик Сампсониевского собора

17. Часовня Сампсониевского собора

18. Сайт о жизни и творчестве Аплаксина

19. Белоножкин А. Е. Архитектор А.П. Аплаксин (1879–1931). Материалы к творческой биографии

20. Энциклопедия Санкт-Петербурга. Памятник Волынскому А. П., Хрущову А. Ф., Еропкину П. М.

21. Энциклопедия Санкт-Петербурга. Памятник первостроителям Петербурга

22. В Петербурге воссоздали надгробие на могиле архитектора Аплаксина

23. Жизненное кредо Андрея Аплаксина — делать добро

24. Путеводитель по святым местам Санкт-Петербурга: / сост. свящ. Александр Берташ. - Санкт-Петербург: Библиополис, 2010.

25. Крюковских, А. П. Петербургские храмы. - Санкт-Петербург: Паритет, 2013.

26. Петрова, А. Старый и скромный: Сампсониевский собор - главное украшение района, его зримая причастность к большой истории и большому искусству // Квартальный надзиратель. - 2007. - № 79. - С. 10-13

27. Кострова, Е. А. Сампсониевский собор-прошлое и настоящее [Электронный ресурс] : дипломная работа / Е. А. Кострова; рук. работ и рецензент Г. С. Усыскин; Университет Петербурга.

28. Разживин, И. В точности по Аплаксину теперь выглядят фасады Сампсониевского собора, отреставрированные мастерами ООО "Возрождение Петербурга" // Архитектура, реставрация, дизайн и строительство. - 2009. - № 2. - С. 76-78

29. Буров, Н. Четыре собора // Адреса Петербурга. - 2013. - № 46(60). - С. 6-9

30. Микишатьев, М. Сампсониевский собор // Адреса Петербурга. - 2013. - № 46(60). - С. 20-23

31. Белоножкин, А. Дома Сампсониевского собора // Адреса Петербурга. - 2013. - № 46(60). - С. 24-27

32. Пирютко, Ю. Сад имени Карла Маркса // Адреса Петербурга. - 2013. - № 46(60). - С. 70-73

33. Сампсониевский собор. История строительства

34. Сампсониевский собор. Внутреннее убранство

35. Сампсониевский собор. Архитектура

36. Проект "Мир науки и искусства школьнику". Сампсониевский собор

37. Сампсониевский собор в передаче "Красуйся, град Петров!"

38. Реставрация и реконструкция престола Сампсониевского собора

39. Музей-памятник «Сампсониевский собор», фотографии

40. 250 лет колоколу Сампсониевского собора

41. Возвращение икон в Сампсониевский собор из фондов музея

42. Виртуальная экскурсия по Сампсониевскому собору

43. Новые постоянные экспозиции музея-памятника "Сампсониевский собор"

44. Уникальные фотографии начала XIX - конца XX века. Утраченные храмы Санкт-Петербурга

45. Сампсониевский собор. Могила Волынского, Еропкина и Хрущова. Материалы из журнала «Русская старина»

46. Памятник первостроителям Санкт-Петербурга

47. Реставрация сени Сампсониевского собора

48. Собор во имя святого Сампсония Странноприимца и часовня при нём. Много фотографий собора. Сайт о монастырях и храмах Северо-Запада

49. Памятный знак у Сампсониевского собора

Понравилась статья?

У вас есть возможность поддержать развитие нашего проекта любой доступной вам суммой :)