История Сампсониевского собора в Санкт-Петербурге

В этой заметке мы расскажем об истории Сампсониевского собора — одного из немногих сохранившихся до наших дней в Петербурге строений первой половины XVIII века. Мы узнаем, как строился этот уникальный храм-памятник, посвященный Полтавской победе; как менялся его внешний и внутренний облик в разные эпохи; как сложилась судьба собора после революции и в наше время.

Сампсониевский собор. Неизвестный гравер. Середина XIX века. Санкт-Петербург

Подробно об архитектуре этой достопримечательности Выборгской стороны можно прочитать в статье «Сампсониевский собор: архитектура храма». Описания и фотографии интерьера Сампсониевского собора — и в первую очередь сказочного главного иконостаса — можно найти в заметке «Внутреннее убранство». Наконец, практическая информация о посещении Сампсониевского собора приводится ниже.

Сампсониевский собор — храм-памятник на Выборгской стороне

Сампсониевский собор (собор преподобного Сампсония Странноприимца) относится к категории храмов-памятников, то есть храмов, воздвигнутых в память об историческом событии или лице. Среди них выделяется большая группа сооружений, связанных с темой боевой славы России: это соборы и церкви, построенные в честь одержанных русскими воинами побед, посвященные военным подвигам и памяти погибших в боях [1].

Сампсониевский собор, Санкт-Петербург

Возводившиеся в честь военных событий храмы было принято называть в честь христианского праздника или того святого, на день памяти которого пришлось сражение. Сампсониевский собор — не исключение.

Это первый храм-памятник, построенный в Санкт-Петербурге в честь военной победы России [2].

Название собора связано с тем, что событие, которому он посвящен, — победа в Полтавской битве 27 июня 1709 года по старому стилю (10 июля по новому) — произошло в день святого Сампсона (Сампсония) Странноприимца. Эта великая победа, одержанная над шведами русскими войсками под предводительством Петра I, привела к коренному перелому в Северной войне в пользу России и к концу господства Швеции. Россия теперь прочно вошла в состав великих европейских держав.

Сразу же после Полтавской победы память о ней решено было увековечить сооружением памятников. Первым стал крест на месте битвы (источник: [1]).

Петр I водружает крест на братской могиле русских воинов на поле Полтавской битвы [1]

Затем царь распорядился «в знак и вечное напоминание той преславной виктории, на том самом месте, где тот бой был<...>, построить монастырь мужской и в нем церковь каменную» [1], но в условиях военного времени эти планы реализовать не удалось. Лишь в 1852 году на поле Полтавской битвы была заложена Сампсониевская церковь по проекту И. И. Шарлеманя (1841) (в 1895 году пришедший в упадок храм сильно перестроили по проекту Н. Н. Никонова и заново освятили).

Горсть земли с поля Полтавской битвы

В свою очередь, в Москве к торжественной встрече войск, возвращавшихся с Полтавской победы, по указу Петра I были построены семь триумфальных ворот (источник: [1]).

Триумфальные ворота Строганова в честь Полтавской победы, сооруженные в Москве в 1709 году (гравюра 1710 года) [1]

А что же в Петербурге? Строительство новой столицы теперь особенно оживилось. Не обошлось и без возведения памятника в честь славной «виктории». В память Полтавской победы царь повелел построить в Петербурге церковь во имя святого Сампсона Странноприимца. Маленькая деревянная церковь на Выборгской стороне, близ Невы, была заложена в конце ноября 1709 года и через 8 месяцев, в 1710 году, освящена. Есть сведения, что Петр I лично участвовал в закладке храма [2].

Полтавская баталия. Гравер Н. Лармессен. С оригинала П.-Д. Мартена Младшего.

Почему для сооружения храма было выбрано именно это место? Дело в том, что здесь полегала старинная дорога в шведское королевство (Выборгской тракт, нынешний Большой Сампсониевский проспект), по которой русские войска уходили на войну ([2];[26];[35]). Таким образом, новый храм был призван ободрять русских солдат, напоминать о позоре врага и служить духовной защитой [30].

Святой преподобный Сампсон, в память которого была названа новая петербургская церковь (как и храм на поле Полтавского сражения), именуется «Странноприимцем», поскольку в течение всей жизни этот полулегендарный святой V-VI века принимал странников, больных и нищих, предоставлял им кров и еду, избавлял от недугов. Образованный человек, римлянин по рождению, он вел активную благотворительную врачебную деятельность в Константинополе и даже исцелил опасно заболевшего императора Юстиниана (источник фото: [41]).

Сампсон Странноприимец, икона Сампаониевского собора

Любопытный факт: в умах российских церковных идеологов XVIII века малоизвестный новозаветный святой Сампсон Странноприимец по причине созвучия имен отождествился с ветхозаветным героем Самсоном, который известен, в частности, тем, что поборол льва. С этим библейским персонажем и стали сравнивать отважного российского императора: «Прехрабрый Самсон наш Государь Царь... растерзал льва Шведского» [30]. В результате получилось, что успех Полтавской баталии отметили в новой столице двумя совершенно непохожими памятниками: фонтаном «Самсон» в Петергофе и Сампсониевской церковью на Выборгской стороне.

Первая деревянная церковь (1710–1737)

Первоначальная Сампсониевская церковь на Выборгской стороне была рубленая, низкая, с маленькими окнами и двускатной крышей с главкой, увенчанной шпилем с крестом ([1];[2]). Макет деревянной Сампсониевской церкви сейчас можно увидеть внутри собора:

Макет деревянного Сампсониевского храма (вид на 1714 год)

Церковь располагалась на месте нынешней часовни, слева (к северу) от современного собора. Рядом была поставлена деревянная колокольня пирамидальной формы. Северный придел во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова был построен вскоре после освящения главного алтаря. Южный придел, во имя Архистратига Михаила, появился в 1721 и был освящен в 1725 году ([1];[4]). Для боковых приделов были выполнены деревянные резные иконостасы и написаны иконы.

Деревянная церковь простояла до 1737 года.

Единственное дошедшее до нас изображение этой скромной постройки, — небольшая гравюра в книге А. И. Богданова, изданной В. Г. Рубаном в 1779 году («Историческое, географическое и топографическое описание Санкт-Петербурга, от начала заведения его, с 1703,по 1751 год»). Впрочем, неизвестно, насколько достоверен этот рисунок (источник: [1]).

Сампсониевская церковь. Копия с рисунка в книге А. И. Богданова [1]

Хотя приход был довольно бедным, а район малонаселенным, церковь обладала ценными произведениями искусства, большинство которых поступило от богатых прихожан в виде вкладов (то есть пожертвований, приношений на храм). Среди них было печатное Малое Евангелие 1703 года, имеющее посвящение царевичу Алексею; дорогие церковные сосуды, кресты, воздухи́ (тканые покровы для священных сосудов). Некоторые церковные ризы были вкладом самого Петра I ([1];[6]). Также имелись ценные иконы, богослужебные книги в богатых переплетах.

Малое Евангелие Сампсониевского собора

Скромная на вид церквушка слыла столь богатым убранством, что иной раз в нее забирались воры ([1];[37]).

Строительство каменного храма (1728–1740)

Со временем деревянная церковь, построенная на скорую руку, пришла в полную ветхость, и рядом с ней заложили новый каменный храм.

Священник Сампсониевского храма Василий Терлецкий подал прощение в Синод, в котором извещал, что деревянная «Сампсоновская церковь с приделами сгнила и обветшала и впредь к службе ненадёжна» [30]. В ответ на прошение Синод распорядился построить «каменную церковь с приделы ж во имена тех, которые назначены в деревянной церкви близ той, где прилично, строить позволить» [1].

Строительство началось в 1728 году. Новая каменная церковь была построена немного южнее старой деревянной.

Храм возводился под наблюдением ярославского купца Ивана Андреевича Лапшина ([6];[27]), которому и были вручены собранные с прихода деньги на строительство («шестьсот рублёв»). Но отпущенной суммы оказалось настолько мало, что ее едва хватило на устройство фундаментов ([1];[30]). На этом дело встало.

Время для строительства было не самое удачное: столицу перенесли из Петербурга в Москву, пожертвований не поступало, город обезлюдел. Наконец, в 1730 году на российский престол взошла Анна Иоанновна, и столица вернулась в Санкт-Петербург. Работа закипела, и в 1733 году был завершен первый этап строительства: построена западная часть (так называемая трапезная) с двумя боковыми приделами (дополнительными малыми храмами). В «доношении» Василия Терлецкого Синоду от 25 июля 1733 года указывалось, что в новом каменном храме приделы закончены, «а иконостасов новых в оные приделы не делано... Того ради... просим дать повеление в упомянутые новые приделы перенести иконостасы... из деревянных старых приделов». Видимо, так и поступили.

Анна Иоанновна

По указу императрицы и распоряжению Синода утварь из прежней деревянной церкви перенесли в новые каменные приделы, освященные во имя Архистратига Михаила и Иоанна Богослова. В 1737 году старая деревянная церковь была разобрана, а древесный материал пошел «в топление церковных печей» [1]. Золу пустили по воде Большой Невки [2]. На месте разобранной деревянной церкви поставили маленькую каменную часовню во имя Спаса Нерукотворного Образа. Эта часовня-колонка фактически представляла собой невысокую призматическую стелу с фасадами, завершенными треугольными фронтончиками [3]. Сейчас на этом месте стоит необарочная аплаксинская часовня.

Часовня на месте деревянной Сампсониевской церкви (копия фото 1908 года)

Тем временем продолжалось строительство летнего храма (главной, восточной, части церкви) и работы по изготовлению большого иконостаса. Одновременно была возведена и колокольня — доминанта всего ансамбля. Этот второй этап строительства датируют 1732/33-1740 годами ([6];[7];[36]).

19 августа 1740 года состоялось освящение главного придела во имя преподобного Сампсона Странноприимца.

Как выглядел Сампсониевский храм в XVIII веке

Первоначально трехпрестольный храм был одноглавым, однокупольным, с четырехскатной крышей. Купол покоился на высоком граненом барабане и был увенчан луковичной главкой с крестом. Поскольку купол не открывался световым пространством внутри церкви, его называют «ложным» или «фальшкуполом» [36]. Церковь имела в плане форму прямоугольника с одной апсидой, в которой размещался алтарь. Акварель, показывающая облик храма в тот период (источник [6]):

Сампсониевская церковь с одним куполом. Акварель [6]

Внутри нынешнего собора можно увидеть макет каменного Сампсониевского храма по состоянию на 1740 год:

Макет каменного Сампсониевского храма (вид на 1740 год)

С северной и южной стороны восточного объема были устроены открытые галереи. Эта часть церкви была решена в изящных формах «аннинского барокко» [1]. Архивные фото интерьеров (источник [44]):

Сампсониевский собор. Иконостас левого придела (фото начала XX века)Сампсониевский собор. Иконостас правого придела (фото начала XX века)

Главный придел украсил четырехъярусный одиннадцатиметровый, сверкающий позолотой резной иконостас, созданный в 1737-1739 годах. Иконы «греческого письма» принадлежали кисти А. Квашина, П. Баженова, А. Поспелова. Каждая икона имела «самостоятельную обработку» и представляла собой «самобытный шедевр» [4]. Стены и своды храма были покрыты росписью. Архивные фото интерьеров (источники [44] и [25]):

Сампсониевский собор. Иконостас главного придела (фото начала XX века)Сампсониевский собор. Иконостас главного придела (фото начала XX века)

Завершение трехъярусной колокольни было выполнено по типу шатра, увенчанного луковичной главкой с золоченым крестом. Колокольня соединялась с основным зданием церкви глухой одноэтажной крытой галереей. Точное время постройки этого перехода неизвестно, но современные исследователи обнаружили его на плане Петербурга 1777 года [28].

Святынями храма были икона с частью Ризы Господней и с частицами св. мощей, иконы Тихвинской Божией Матери, Толгской Божией Матери, икона Николая Чудотворца, икона «Иоанн Воин и Михаил Малеин», икона Успения Божией Матери в серебряной ризе, икона Пресвятой Троицы, вырубленная на каменной плите; ценные Евангелия; дорогая церковная утварь [1]. Икона Тихвинской Божией Матери (источник [25]):

Сампсониевский собор. Икона Тихвинской Божией Матери (фото начала XX века)

Колоколов было 14, и все вместе они создавали благозвучный ансамбль. Самый большой колокол весом 400 пудов (6 тонн 400 кг) заказал отлить в Москве в 1763 году богатый купец Михаил Грязновский-Лапшин (церковный староста и племянник уже знакомого нам Ивана Лапшина) [35].

Неизвестные архитекторы

Имя архитектора Сампсониевского собора до сих пор остаётся загадкой. Часто можно встретить предположение о возможном авторстве Доменико Трезини. Одним исследователям оно кажется спорным [3], другие же вполне допускают, что на начальном этапе строительные работы вполне могли осуществляться под руководством знаменитого итальянского зодчего, скончавшегося в 1734 году ([5];[27]).

Не исключено также, что проект храма был разработан его племянником (и зятем) Джузеппе Трезини. По мнению некоторых научных сотрудников, он мог строить трапезную (зимнюю церковь, расположенную с западной стороны, ближе к проспекту). Главный довод в пользу этой версии — внешнее сходство трапезной с обликом церкви Трех Святителей Вселенских на 6-й линии Васильевского острова, построенной по проекту Джузеппе Трезини. Во время юбилейной реставрации Сампсониевского собора (1909) на втором ярусе западного фасада были вскрыты три окна, идентичные окнам храма на Васильевском ([27];[37]).

Некоторые исследования позволяют предположить, что на последнем этапе строительства каменного храма (когда возводилась его восточная часть с галереями-гульбищами, издревле характерными для русских храмов) в работах принимал участие ученик Доменико Трезини — Михаил Земцов. А вместе с ним над созданием церкви мог работать архитектор Пьетро Трезини (сын Доменико Трезини) ([27];[35)]. Это были наиболее яркие и одновременно приближенные ко двору зодчие периода правления Анны Иоанновны [27].

Что же касается шатровой колокольни с окнами-«слухами» (уникальный случай применения таких форм в петербургской архитектуре!), то современным исследователям удалось подтвердить, что ее появлением мы обязаны выходцу из Ярославля — тому самому купцу Ивану Лапшину, который задумал строить колокольню в традициях своего родного города [28].

От одного купола к пятиглавию

В 1747 году, в эпоху правления императрицы Елизаветы, был принят закон «об освященном пятиглавии», по которому в Петербурге стали возводить пятиглавые храмы [1]. Тут стоит сказать, что воцарение дочери Петра I было связано в том числе и с недовольством «немецким засильем» в правящих верхах, в результате чего возникла идеология «возврата к русским традициям», что нашло зримое выражение в архитектуре. В качестве детали, которой отводилась роль носителя «русского духа», выбрали характерное для допетровских церквей пятиглавие [33]. Елизавета Петровна лично требовала от церковных зодчих применять пятиглавое завершение. Доходило даже до изменения проектов на ходу или надстройки уже готовых храмов.

Пять глав Сампсониевского собора

Это поветрие дошло и до Сампсониевского храма. В 1761 году к прежнему одиночному куполу пристроили четыре малых барабана с главками, в результате чего здание получило пятикупольное завершение [25]. Четыре новых купола были созданы на средства «усерднейшего попечителя» храма М. Я. Грязновского-Лапшина [35] (племянника Ивана Лапшина).

Эти деревянные, обшитые железом купола являются на самом деле фальшкуполами, то есть, как и центральный купол, имеют чисто декоративный характер ([1];[27]). Главки увенчали изящные кованые кресты. Напомним, что количество куполов в православном храме символично: например, пять куполов символизируют Иисуса Христа и четырех евангелистов [2].

Примерно в 1801 году к колокольне с северной стороны пристроили небольшую часовню. Позже с южной стороны появилась сторожка. Старое фото колокольни (источник [3]):

Колокольня Сампсониевского собора до реставрации 1908-1909 годов

В начале XIX века был проведен капитальный ремонт храма. Вероятно, тогда же в церкви была выполнена роспись свода «кессонами». В 1830-е годы внутреннее убранство собора отремонтировали, заменив чугунные полы каменным [5]. Богослужения зимой проходили в теплых, но тесноватых боковых приделах. В холодном главном приделе печи появились лишь в 1852 году. В конце 1860-х годов роспись внутренних стен была заменена новой [1]. Крупные ремонтные работы были проведены в 1871-1872 годах под руководством архитектора Г. И. Карпова. В 1890 году были исправлены повреждения внутри и снаружи храма, подновлены старые росписи и появилась новые [1].

Юбилейная реставрация 1908–1909 годов. Архитектор А. П. Аплаксин

Наиболее значительную реставрацию церкви провели в 1908-1909 годах. Она была приурочена к двойному юбилею: 200-летию Полтавского сражения и 200-летию самого Сампсониевского храма [36].

Важная роль в подготовке к празднованию принадлежала министру внутренних дел и председателю совета министров Петру Столыпину, который обратился к императору и Синоду с просьбой о выделении средств на реставрацию и на проведение торжеств ([4];[28];[35]). Празднование юбилея имело идеологическое, духовно-просветительское значение, призванное объединить общество после первой русской революции. Священник Владимир Покровский писал: «Великое событие, в память которого заложен этот храм, переносит... мысль в то дивное время, когда наш народ пребывал в полном единении со своим венценосным вождем и совершенной Преданности Православной Церкви... Остановить внимание столичного населения... в наше тяжёлое время на этой светлой странице истории нашего Отечества — это значит не только дать возможность отдохнуть душой исстрадавшемуся русскому человеку, но и указать высоконазидательный урок исторический для нашего дряблого времени» [3].

В основном работы финансировало государство, другую часть составили добровольные пожертвования (в том числе от фабрикантов и промышленников Э. Л. Нобеля, Ю. Л. Кёнига и др.) [1]. Царь Николай II, по просьбе Столыпина, выделил из собственных средств 3000 рублей [36]. Кроме того, в 1909 году он принял решение в честь 200-летия Полтавской баталии присвоить Сампсониевской церкви статус собора.

Проект реставрации

Автором проекта реставрации и руководителем работ выступил епархиальный архитектор Андрей Павлович Аплаксин (1879-1931). Выпускник Санкт-Петербургского института гражданских инженеров, Аплаксин известен как автор целого ряда построек и проектов в формах «неорусского стиля», реставратор, общественный деятель, исследователь и пропагандист памятников церковной старины. Зодчий занимал должность архитектора Санкт-Петербургской епархии с 1906 по 1917 год (подробнее о его деятельности можно прочитать в книге [3]).

Фото собора до реставрации (источник [30]):

Вид Сампсониевского собора до реставрации 1908-1909 годов

Разработке проекта и началу реставрационных работ предшествовали историко-архитектурные и археологические исследования. Для выяснения первоначального облика здания были сделаны зондажи кладки и штукатурки, выполнены пробные расчистки стен, сводов и главного иконостаса, осуществлен поиск исторических источников [3].

Фото собора до реставрации (источник [3]):

Вид иконостас Сампсониевского собора до реставрации 1908-1909 годов

По предложению настоятеля Сампсониевского храма отца Иоанна Острогорского в начале 1908 года при церкви была организован временный «Комитет по организации празднования 200-летнего юбилея основания Сампсониевского храма, заложенного Петром I в память Полтавской победы 1709 года 27 июня», или попросту Юбилейный комитет. В состав его вошли священники и дьяконы, , выборные от Сампсониевского прихода, почетные прихожане, архитекторы, художники. В числе почетных членов были генерал-майор Д.В. Драчевский, городской глава Н.А. Резцов, братья графы С.Д. и А.Д. Шереметевы, генерал от кавалерии и художник барон А.А. Бильдерлинг [1].

Комитет поставил перед собой задачу освободить здание от позднейших наслоений и восстановить его первоначальный вид.

Председателем Комитета стал второй священник храма Владимир Покровский, покровителем — митрополит Антоний, а его архитектором — А. П. Аплаксин (источник фотопортрета: [3]).

Архитектор Андрей Павлович Аплаксин

К моменту начала реставрации Сампсониевского собора Аплаксин был еще молодым и не слишком опытным архитектором. К тому же недоброжелателям не давал покоя факт родственных связей жены зодчего с митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Антонием (Вадковским) (1846-1912): иерарх приходился ей родным дядей, и, возможно, оказал Аплаксину содействие в устройстве на солидную и ответственную должность епархиального архитектора, а также в назначении его архитектором Юбилейного комитета (источник фотопортрета: [4]).

Митрополит Антоний (Вадковский)

Еще одним осложняющим фактором была спешка: Петербург лихорадочно готовился к юбилейной дате, и на проведение реставрационных работ — весьма масштабных — было выделено немногим более полугода. Несмотря на все эти трудности, Андрей Аплаксин мастерски справился с работой, чему во многом способствовали его организаторские способности и умение привлечь в помощники опытных специалистов и консультантов, таких как А. Н. Бенуа [3].

Функцию контролирующего органа в ходе реставрации осуществляла Императорская Археологическая комиссия, которая не раз высказывали замечания по поводу различных конструкций и элементов и отклоняла слишком радикальные идеи ([1];[3];[18]). План собора до реставрации (источник [3]):

План Сампсониевского собора на 1908 год

На первом заседании Юбилейного комитета (25 февраля 1908 года) утвердили программу работ и смету. Каменную ограду, закрывавшую вид на храм, решили заменить «железной решеткой на гранитном цоколе», а ветхую «часовню-колонку» на месте первоначальной Сампсониевской церкви — заменить или «обнести» новой [3].

Интерьер собора до реставрации (источник [29]):

Главный иконостас Сампсониевского собора до реставрации 1908-1909 годов

В плачевном состоянии находился главный иконостас, который «осел, расщепился, карнизы искривились, фигуры и резьба пообветшали — всё это сделало время, а людское участие выразилось еще заметнее» [36]. Иконостас следовало вновь покрыть позолотой, заменив старые рамы нижнего яруса на новые. Возникла даже идея заменить иконостасы боковых приделов на «более стильные и пропорциональные» [3].

План участка собора по проекту реставрации (источник [3]):

А. Аплаксин. Проект реставрации Сампсониевского собора. Генеральный план участка

Однако на заседании Археологической комиссии (24 апреля 1908 года) проект замены боковых иконостасов на новодел был отклонен в пользу сохранения исторических. Иконостас главного придела разрешалось реставрировать с «обновлением необходимой резьбы в нижнем ярусе» при условии сохранения всех его элементов. Была согласована расчистка храмовых икон и картины с изображением Петра Великого. На заседании 18 февраля 1909 года были рассмотрены проекты реставрации главы, фасада колокольни и отдельных элементов убранства. Были одобрены два предложения Комитета: разобрать соединительный коридор, ведущий от колокольни к храму, и окрасить стены интерьера в обнаруженный первоначальный «иссера-зеленоватый тон».

Проект реставрации собора и колокольни (источник [3]):

А. Аплаксин. Проект реставрации Сампсониевского собора. План храма и колокольни (1909 год)А. Аплаксин и Н. Лансере. Проект реставрации западного фасада колокольни Сампсониевского собора и проект ограды (1909 год)

Реставрация началась, по-видимому, в конце 1908 года. Основные работы по новым постройкам велись в первой половине 1909 года и были завершены к праздничной дате [3].

Результаты реставрации

В результате работ храм был освобожден от позднейших пристроек: «неуместной» ампирной часовни (находившейся у северного фасада колокольни), «примитивной» протяженной двухэтажной сторожки (стоявшей с южной стороны) и соединительного коридора-галереи (перехода) ([1];[27]). Фотографии, на которых зафиксированы результаты слома (источник [3]):

Западный фасад Сампсониевского храма после сломки соединительного коридораЮжный фасад колокольни Сампсониевского храма после сломки сторожки

Вместо упомянутого коридора по проекту архитектора-художника Н. Е. Лансере к западному фасаду собора пристроили теплую паперть (притвор), при создании которой был использован кирпич, оставшийся после сломки пристроек [3]. Паперть стала выполнять функцию теплого и довольно вместительного тамбура.

Вид на притвор (паперть) Сампсониевского собора

По проекту того же Н. Е. Лансере на барабане центральной главы устроили четыре декоративных окна с барочными наличниками, выполнили некоторые элементы декоративного убранства, а также памятник Петру I на небольшой площади перед собором. Лансере спроектировал пьедестал, а в качестве фигуры императора была использована готовая статуя, выполненная скульптором М. М. Антокольским (подробнее о памятнике читайте тут). По рисункам Н. Е. Лансере возвели изящную ограду со стороны Большого Сампсониевского проспекта. Проект ограды (источник [35]):

Эскиз ограды Сампсониевского храма архитектора Н.Е.Лансере

По проекту самого А. П. Аплаксина были восстановлены утраченные элементы архитектурного декора (например, наличники и русты) на фасадах собора и колокольни; заложены поздние проемы; окрашены стены, глава и крыши; позолочены кресты, главка и грани шатра колокольни; очищены вмонтированные в стены храма надгробные доски. На южном и северном фасадах колокольни установили мемориальные чугунные доски с текстами обращения Петра I к воинам – участникам Полтавской баталии (подробнее читайте тут). На западном фасаде колокольни разместили две памятные доски из белого мрамора, сообщавшие о присвоении церкви статуса собора и ремонтно-реставрационных работах 1908-1910 годов [3].

Вид собора после реставрации (источник [3]):

Вид иконостас Сампсониевского собора после реставрации 1908-1909 годов

Наконец, на территории собора появились две новые постройки, созданные по проекту А. П. Аплаксина: на месте алтаря первой Сампсониевской церкви построили часовню Спаса Нерукотворного Образа, стилизованную под растреллиевское барокко, а к югу от храма возвели Юбилейный домик, предназначавшийся для сторожки, церковного архива и ризницы. Убранство из разобранной «ампирной» часовни перенесли в новую. Фото часовни, 1909 год (источник [3]):

Часовня Спаса Нерукотворного Образа, фото 1909 года

Особенно сложной оказалась реставрация интерьеров Сампсониевского собора. Каждая деталь убранства фотографировалась, демонтировалась и доставлялась в реставрационную мастерскую. После очистки позолоты каждый предмет обмазывался сырой глиной, отмачивающей грунт, который затем удалялся. Затем элементы просушивались, утраченные детали восстанавливались по аналогии или по сохранившимся симметричным деталям ([35]). Вид иконостаса северного придела после реставрации (источник [3]):

Иконостас северного придела Сампсониевского собора после реставрации 1908-1909 годов

Реставрацию икон осуществил мастер Г. О. Чириков (всего за 4 месяца им было отреставрировано 168 икон). Реставрацию иконостасов главного и южного приделов наряду с позолотными работами взял на себя А. А. Калмыков. В общей сложности над кропотливой 7-месячной реставрацией главного иконостаса работало 30 человек [3]. Иконостасом северного придела, надпрестольной сенью и престолом в главном приделе, а также двумя большими рамами для икон занимался А. А. Жессель. Роспись интерьера выполнил А. А. Гуджиари. Стены храма были выкрашены серовато-зеленым, а своды — белым колером. Перед главным иконостасом вместо решетки установили деревянную балюстраду с резными балясинами [1]. Белый фон основы иконостасов заменили на исторический зелёный — под змеевик [36]. На западной стене над входом в главную часть храма расчистили изображение Петра I (1763). Вид сени над престолом после реставрации (источник [35]):

Сень над престолом главного алтаря Сампсониевского собора после реставрации 1908-1909 годов

Внутренний ремонт охватил и массу прочих преобразований: работы по гидроизоляции, установке новых дубовых дверей, устройству современных печей (старые нещадно дымили), настилке паркета (от покрытия пола метлахской плиткой отказались, так как «каменный пол холодит, развивает сырость и простуживает богомольцев» [3]). Две громоздкие дымовые трубы уступили место одной вытяжной, поставленной на коньке крыши.

Силами архитектора А. П. Аплаксина и его помощников был выпущен альбом-увраж «Сампсониевский собор в С.-Петербурге. 1709-1909» — иллюстрированный отчет о реставрации. Обложку выполнил Н. Е. Лансере (источник фото [3]):

Сампсониевский собор. Увраж А. П. Аплаксина

Один из экземпляров монографии был преподнесен императору.

Оценка реставрации

Реставрацию, проведенную Андреем Аплаксиным, с точки зрения современного подхода характеризуют скорее как «стилистическую». Зодчий стремился придать храму-памятнику цельный вид, убрать лишние напластования, что в научной реставрации недопустимо [18]. Тем не менее, реставрация Сампсониевского собора стала заметным событием в архитектурной жизни России конца XIX – начала XX века, а в практике петербургских епархиальных архитекторов — первой попыткой научно обоснованной реставрации памятника церковного зодчества [19].

Саму работу, выполненную под началом А. П. Аплаксина, особенно учитывая ее срочность и объем, стоит считать выдающимся достижением [28]. Ее результаты необычайно высоко оценили современники. Так, А. Н. Бенуа отмечал, что реставрация осуществлена «с большой тщательностью и тактом», определяя ее как «на редкость внимательную» и «образцовую» [3].

Реставрация 1908-1909 годов стала завершающим этапом в формировании архитектурного облика Сампсониевского собора.

Юбилейные торжества 1909 года

Юбилейные торжества в честь 200-летия Полтавской победы проходили по всей России. Еще во времена Петра I и правивших после него императоров ежегодно 27 июня перед Сампсониевским храмом происходили парады и крестные ходы. По свидетельству М. И. Пыляева, «в Сампсоньев день на Выборгской стороне в старину был большой праздник, хороводы русских баб и толпы чухонок здесь плясали под звуки балалайки до утра, веселье и празднество всегда тянулось три дня» [2].

Празднование в Петербурге началось утром 26 июня 1908 года. В Сампсониевском соборе отслужили заупокойную литургию и панихиду по Петру I. Заупокойная литургия была отслужена в Петропавловском соборе у гробницы Петра Великого, после чего «по императоре и всех воинах, павших в Полтавском бою» была совершена панихида. Особенно торжественным было вечернее архиерейское богослужение в Сампсониевском соборе.

Марш войск перед памятником Петру I у Сампсониевского собора, копия фото 27 июня 1909 года

На следующий день 27 июня в 8 утра раздались пять выстрелов с Петропавловской крепости, возвестив о начале торжества. У Сампсониевского собора собралось множество людей. Современник писал: «Многолюдные крестные хода из Александро-Невской лавры, Казанского собора, военных и других церквей направились к Сампсониевскому собору, где было молебствие многочисленным духовенством во главе с митрополитом Антонием. Оттуда всё духовенство собралось на площадке возле памятника против собора. Кругом расположились подковой войска... После совершения молебствия и провозглашения вечной памяти Петру Великому при колокольном звоне и звуках “Коль славен” войска взяли на караул. Завеса, скрывавшая памятник, упала. Раздался салют из орудий крепости. Войска прошли церемониальным маршем вокруг памятник» [1].

Групповой снимок официальных лиц после открытия памятника Петру I у Сампсониевского собора, копия фото 27 июня 1909 года

К монументу были возложены венки со словами «Герою-мореплавателю, плотнику, на троне вечному работнику, царю Петру Великому» [1].

Судьба Сампсониевского собора после революции

Вскоре после революции 1917 года Сампсониевский собор и колокольня были приняты на учет Бюро по охране памятников старины и искусства. Однако только в 1935 году храм был взят под государственную охрану как исторический и мемориальный памятник ([2];[9]).

В 1933 году с колокольни сняли 13 колоколов (за исключением главного, который был взят на учет Главнаукой) ([1];[9]). (Этот колокол сохранился до наших дней [40]).

В марте 1934 года на заседании Президиума Выборгского районного совета было вынесено постановление: «Ввиду предстоящих работ по реконструкции пр. К. Маркса [Большой Сампсониевский проспект] в 1934 г. (расширение проезжей части, тротуаров, благоустройство и прокладка новой трамвайной линии), ныне существующее расположение колокольни Сампсониевской церкви и памятника Петра I, мешающих этим работам и резко выступающих за красную линию, что сужает проезд и приводит к частым несчастным случаям, — просить Президиум Ленсовета закрыть Сампсониевский собор с условием сноса колокольни и памятника, а здание церкви использовать под кино, которого нет в этом районе» [1].

Протоирей А. Н. Васильев, настоятель Сампсониевского собора в 1935-1937 годах (арестован  и расстрелян)

В 1938 или 1934 году (в разных источниках упоминаются разные даты) стоящий перед собором памятник Петру I был демонтирован.

В 1938 года депутатам Ленсовета РК и КД поступило распоряжение («выписка из наказов») «закрыть Сампсониевскую церковь на пр. К. Маркса, находящуюся в окружении передовых заводов и фабрик и рядом с Домом культуры» [1]. 11 июля 1938 года Президиум Леноблискполкома постановил: «Учитывая наказы избирателей, требующих закрытия церкви Сампсония, а также, что последняя с 24-го марта с. г. верующими не используется, двадцатка распалась, церковь закрыть» [1].

В июле 1938 года Сампсониевский собор закрылся для богослужений.

Во время блокады Сампсониевский собор серьезно пострадал. В декабре 1941 года зажигательная бомба попала в северное крыло колокольни [9]. В феврале 1942 года были повреждены главный купол и две главки в результате прямого попадания артиллерийского снаряда ([1];[28]). Остальные купола и стены были изуродованы пулями; морозы и влага отрицательно сказались на живописи и деревянном резном иконостасе. Были выбиты стекла, повреждены киоты, иконы, скульптура [36].

После снятия блокады храм с 1947 по 1950 год использовался библиотекой Академии наук СССР, затем (до 1972 года) арендатором стала закупочная база Главунивермага (Росхозторга), приспособившая помещения под склады. При этом памятник архитектуры продолжал разрушаться [36].

Послевоенная реставрация

К 1952 году многие конструкции здания находилось в абсолютно неудовлетворительном состоянии, собор и колокольня представляли угрозу для безопасности пешеходов [1].

В преддверии 250-летия города на Неве встал вопрос о реставрации памятника архитектуры. Работы начались в 1953 году по проекту архитектора А. А. Кедринского и Т. А. Берсеневой [1]. В 1953-1957 годах ликвидировали повреждения куполов, отремонтировали кровлю собора и галерей вдоль боковых фасадов ([1];[26]). Дальнейшие работы были отложены.

В 1972 году был подписан акт о передаче Сампсониевского собора в качестве филиала Государственному мемориальному музею А. В. Суворова. По этому случаю решено было провести ремонт и разместить в бывшем соборе экспозицию «Военное искусство XVIII века и его триумф в Полтавской битве 27 июня 1709 года». Представители суворовского музея предлагали зашить иконостасы и переоборудовать весь интерьер [28].

С 1975 года благодаря руководству ГИОП активизировалась работа по ремонту и реставрации храма, а в мае 1981 года начальник ГИОП И. П. Саутов поставил вопрос о необходимости восстановить комплекс в первоначальном виде как памятник в честь Полтавской битвы, а экспозицию сделать лишь его дополнением. Через полгода он обратился в Ленгорисполком с письмом «О реставрации уникального памятника «Сампсониевский собор», настоятельно прося передать здание музею-памятнику «Исаакиевский собор» для научной реставрации. Саутову также удалось приостановить передачу Русскому музею на постоянное хранение 75 икон Сампсониевского собора [28].

Благодаря этому исторический памятник XVIII века и его уникальная иконописная коллекция были спасены. В 1984 году Сампсониевский собор был передан Государственному музею-памятнику «Исаакиевский собор» [9], и с 1986 года начались планомерные реставрационные работы.

Реставрация Сампсониевского собора в конце XX - начале XXI века

В 1986-1999 годах была проведена реставрация фасадов, ремонт часовни, колокольни, кровли, фасадов, электроснабжения, малых иконостасов, полов трапезной, а также надгробного памятника на могиле А. Волынского, А. Хрущова и П. Еропкина [35]. В 2002 году была восстановлена декоративная роспись стен главного придела.

В 1999 году Сампсониевский собор принял первых посетителей, а в 2000 году открылся как музей [5].

Сампсониевский собор, Санкт-Петербург

Регулярные богослужения в Сампсониевском соборе проходят с 2002 года, а первое архиерейское богослужение после закрытия здания как храма состоялось 19 февраля 2006 года [29]. В 2003 году, к 300-летию Санкт-Петербурга, был заново отлит и установлен напротив храма памятник Петру I (подробнее о памятнике читайте тут).

Памятник Петру I перед Сампсониевским собором, Санкт-Петербург

В 2004 году началась реставрация главного иконостаса. В 2006 году на фасады колокольни были возвращены белые мраморные доски, установленные в 1909 году [35].

Серия медалей, выпущенных к 300-летию Полтавской победы

В 2009 году, по случаю 300-й годовщины Полтавской битвы и закладки Сампсониевского собора, ООО «Возрождение Петербурга» была осуществлена реставрация фасадов [28].

Специалисты высоко оценивают уровень этих работ, отмечая, что работа велась при постоянном использовании архивных источников, в результате чего «все сооружения Сампсониевского собора выглядят сегодня не просто достойно, а исторически правдиво» [28]. В 2009 году соборе была завершена развеска храмовых икон.

Сампсониевский собор. Современный вид главного иконостаса

При выборе цвета фасада реставраторы опирались на результаты расчисток и спектрографического анализа. На протяжении истории не раз менялись не только конструктивные детали, но и цветовое решение Сампсониевского собора. Сегодня его внешний облик максимально приближен к тому, которого удалось достигнуть в ходе реставрации 1908-1909 годов [28].

В день 300-летнего юбилея Полтавской битвы в Санкт-Петербурге прошли праздничные мероприятия [36]. К этому времени основная часть реставрационных работ в Сампсониевском соборе была закончена. Однако реставрация отдельных элементов храма продолжается и поныне.

♦♦♦♦♦♦♦

Вам также могут понравиться другие интересные материалы о Сампсониевском соборе:

- Сампсониевский собор в Санкт-Петербурге: подробное описание архитектуры

- Внутреннее убранство собора

- Сампсониевское кладбище. Памятник «Врагам Бирона»

♦♦♦♦♦♦♦

Посещение Сампсониевского собора в Петербурге: часы работы, расписание богослужений, как добраться и прочие полезные детали

С 1984 года Сампсониевский собор является филиалом государственного музея-памятника «Исаакиевский собор» — комплекса «Музей четырех соборов».

Адрес Сампсониевского собора: фото Большой Сампсониевский пр., 41. Ближайшие станции метро — «Выборгская» и «Площадь Ленина». Как добраться: от станции метро «Выборгская» до собора можно дойти пешком (в общей сложности примерно 600 метров), от станции «Площадь Ленина» — около 1,6 км. До собора также можно добраться с Петроградской стороны через Гренадерский мост (например, пешком от станции метро «Петроградская» — 2 км).

Посмотреть расположение Сампсониевского собора на карте Петербурга можно тут или тут.

В настоящее время собор открыт как музей, но несколько раз в неделю в храме проводятся утренние богослужения (см. расписание богослужений в Сампсониевском соборе на официальном сайте).

Режим работы Сампсониевского собора следующий. Сампсониевский собор (Музей-памятник «Сампсониевский собор») открыт для посещения ежедневно (кроме среды), с 10:30 до 18:00. Работа касс и впуск посетителей прекращаются за полчаса до закрытия.

Стоимость входных билетов в Сампсониевский собор — нулевая: собор можно посетить бесплатно. При входе вручают бесплатный билет.

Однако вы можете оставить добровольные пожертвования: как на церковные нужды, так и на реставрацию.

Стоимость аудиогида для посещения Сампсониевского собора — 100 рублей.

Вы можете осмотреть собор самостоятельно или с аудиогидом, либо присоединиться к экскурсионной группе. Подробная информация о других экскурсиях в Сампсониевском соборе приводится на официальном сайте музея.

Фотографировать внутри Сампсониевского собора разрешается, причем фотосъемка бесплатная. Однако использование вспышки запрещено.

Виртуальную экскурсию по Сампсониевскому собору можно посмотреть тут.

Снаружи на территории собора есть туалет типа «будка» — чистый и бесплатный.

Информация приведена по состоянию на декабрь 2015 года.

♦♦♦♦♦♦♦

Использованные источники:

1. Баторевич Н. И., Кожицева, Т. Д. Храмы-памятники Санкт-Петербурга: во славу и память российского воинства. - СПб.: Дмитрий Буланин, 2008.

2. Гусенцова Т. М., Добрынина И. Н. Путешествие по Выборгской стороне. — СПб., издательство Остров, 2007.

3. Белоножкин А. Е. Санкт-Петербургский епархиальный архитектор А. П. Аплаксин. — СПб: Невский мир, Лики России, 2013.

4. Творчество добра. Петербургский архитектор Андрей Петрович Аплаксин (1879–1931). Фишер М. СПб.: ТО «Балтийская звезда», 2013.

5. Сампсониевский собор, статья в Википедии

6. Государственный музей-памятник «Исаакиевский собор» – музей четырех соборов. Официальный сайт

7. Сампсониевский собор на архитектурном сайте citywalls

8. Западная форма, русское содержание: русская архитектура XVIII века. Материалы Василия Сырнина о русской архитектуре

9. Собор во имя прп. Сампсона Странноприимца в Санкт-Петербурге (Санкт-Петербургская епархия)

10. История Сампсониевского собора

11. Кладбище при церкви Святого Сампсония на Выборгской стороне

12. Архитектурное наследие. Санкт-Петербург. Сампсониевский собор

13. Алексей Белоножкин: «Храмы Аплаксина – камертон для современных зодчих»

14. Свадьба Екатерины II и Потёмкина

15. Враги Бирона

16. Юбилейный домик Сампсониевского собора

17. Часовня Сампсониевского собора

18. Сайт о жизни и творчестве Аплаксина

19. Белоножкин А. Е. Архитектор А.П. Аплаксин (1879–1931). Материалы к творческой биографии

20. Энциклопедия Санкт-Петербурга. Памятник Волынскому А. П., Хрущову А. Ф., Еропкину П. М.

21. Энциклопедия Санкт-Петербурга. Памятник первостроителям Петербурга

22. В Петербурге воссоздали надгробие на могиле архитектора Аплаксина

23. Жизненное кредо Андрея Аплаксина — делать добро

24. Путеводитель по святым местам Санкт-Петербурга: / сост. свящ. Александр Берташ. - Санкт-Петербург: Библиополис, 2010.

25. Крюковских, А. П. Петербургские храмы. - Санкт-Петербург: Паритет, 2013.

26. Петрова, А. Старый и скромный: Сампсониевский собор - главное украшение района, его зримая причастность к большой истории и большому искусству // Квартальный надзиратель. - 2007. - № 79. - С. 10-13

27. Кострова, Е. А. Сампсониевский собор-прошлое и настоящее [Электронный ресурс] : дипломная работа / Е. А. Кострова; рук. работ и рецензент Г. С. Усыскин; Университет Петербурга.

28. Разживин, И. В точности по Аплаксину теперь выглядят фасады Сампсониевского собора, отреставрированные мастерами ООО "Возрождение Петербурга" // Архитектура, реставрация, дизайн и строительство. - 2009. - № 2. - С. 76-78

29. Буров, Н. Четыре собора // Адреса Петербурга. - 2013. - № 46(60). - С. 6-9

30. Микишатьев, М. Сампсониевский собор // Адреса Петербурга. - 2013. - № 46(60). - С. 20-23

31. Белоножкин, А. Дома Сампсониевского собора // Адреса Петербурга. - 2013. - № 46(60). - С. 24-27

32. Пирютко, Ю. Сад имени Карла Маркса // Адреса Петербурга. - 2013. - № 46(60). - С. 70-73

33. Сампсониевский собор. История строительства

34. Сампсониевский собор. Внутреннее убранство

35. Сампсониевский собор. Архитектура

36. Проект "Мир науки и искусства школьнику". Сампсониевский собор

37. Сампсониевский собор в передаче "Красуйся, град Петров!"

38. Реставрация и реконструкция престола Сампсониевского собора

39. Музей-памятник «Сампсониевский собор», фотографии

40. 250 лет колоколу Сампсониевского собора

41. Возвращение икон в Сампсониевский собор из фондов музея

42. Виртуальная экскурсия по Сампсониевскому собору

43. Новые постоянные экспозиции музея-памятника "Сампсониевский собор"

44. Уникальные фотографии начала XIX - конца XX века. Утраченные храмы Санкт-Петербурга

45. Сампсониевский собор. Могила Волынского, Еропкина и Хрущова. Материалы из журнала «Русская старина»

46. Памятник первостроителям Санкт-Петербурга

47. Реставрация сени Сампсониевского собора

48. Собор во имя святого Сампсония Странноприимца и часовня при нём. Много фотографий собора. Сайт о монастырях и храмах Северо-Запада

49. Памятный знак у Сампсониевского собора

Понравилась статья?

У вас есть возможность поддержать развитие нашего проекта любой доступной вам суммой :)