Достопримечательности Ингольштадта: церковь Азамкирхе (Мария де Виктория)

Рубрики: Германия, весна 2011,Наши путешествия, Теги: ,
Foxy @ 13 января 2015, в 11:58

Азамкирхе, или церковь братьев Азам (Asamkirche/St. Maria de Victoria Kirche), — жемчужина баварского барокко. Многие знают одноименную церковь в Мюнхене, а вот о ее сестрице, расположенной в городе Ингольштадте, слышал далеко не каждый. Церковь находится в историческом центре Ингольштадта, в двух шагах от собора. Однако несведущий турист может легко пройти эту скромную улочку стороной: ни обширной площади, ни выдающейся башни — ничто не предвещает встречи с чудом.

Церковь Азамкирхе в Ингольштадте, Бавария

Но вот перед нами возникает небольшой фасад, насыщенный сахарной глазурью лепных украшений, а за ним — настоящая барочная шкатулка для драгоценностей, объятая пологом феноменальной потолочной фрески, творением прославленного баварского мастера, волшебника оптических иллюзий Космаса Дамиана Азама. Этот шедевр, созданный им на пике творческого гения, считается крупнейшей в мире потолочной росписью. Еще одно сокровище ингольштадтской Азамкирхе — знаменитая дароносица Lepanto-Monstranz, изображающая битву при Лепанто. Дальше мы расскажем об истории и интерьере Азамкирхе подробнее, а заодно покажем фотографии, сделанные внутри этой уникальной церкви.

История церкви Азамкирхе в Ингольштадте

Азамкирхе, официально именуемая церковью Мария де Виктория, была построена в 1732-1736 годах в качестве зала собраний и молитв для студенческой конгрегации Девы Марии (Марианской конгрегации) Ингольштадтского университета (Marianische Studentenkongregation/Akademische Marianische Kongregation). Первый камень был заложен в апреле 1732 года лично тогдашним ректором университета.

Конгрегация, для которой создавался храм, была основана иезуитами в 1577 году, во время Контрреформации. В 1583 году она разделилась на две конгрегации: старшую, собственно студенческую Congregatio maior и младшую гимназическую Congregatio minor. Позднее в ассоциацию стали принимать не только студентов, но и остальных жителей Ингольштадта, но в 1612 году те основали собственную «гражданскую» конгрегацию (Bürgerkongregation Maria de Victoria/Maria vom Sieg) и в 1617-1619 годах построили для себя отдельную часовню напротив южного фасада собора, на Kreuzstraße, 4 (сохранился ренессансный портал часовни).

Бывшее здание гражданской конгрегации Maria de Victoria в Ингольштадте, Бавария

Студенческая же конгрегация первоначально пользовалась молельным залом при Иезуитской школе (колледже) Ингольштадта (Jesuitenkolleg Ingolstadt), но затем ей потребовалось собственное помещение. Место было выбрано в непосредственной близости от колледжа (до наших дней от этого иезуитского комплекса дошел лишь желтый восточный флигель на Konviktstraße, 1).

Архитектором нового молельного здания, которое мы теперь знаем под названием Азамкирхе, выступил известный баварский мастер Эгид Квирин Азам (Egid Quirin Asam) (1692-1750), а строительными работами предположительно руководил ингольштадтский архитектор, автор здания Иезуитской школы Михаэль Антон Прунталер (Michael Anton Prunthaler). В качестве одного из образцов, вероятно, была принята мюнхенская церковь «Гражданский зал» (Bürgersaal), сооруженная в 1709-1710 годах как молельный дом для Марианской мужской конгрегации.

К 1733 году был оштукатурен фасад, а год спустя — интерьер церкви. Монументальную фреску потолка исполнил старший брат Эгида Квирина, художник Космас Дамиан Азам (Cosmas Damian Asam) (1686-1739).

Сооружение стало одним из высших достижений в совместном творчестве братьев Азам, виднейших представителей немецкого позднего барокко, плодотворно работавших в Баварии и других регионах.

Освящение церкви состоялось в июле 1736 года.

В 1800 году университет был переведен из Ингольштадта в Ландсхут, студенческая конгрегация оказалась расформирована, и в 1803 году курфюрст Максимилиан IV подарил здание городу. В 1804 году гражданская конгрегация Bürgerkongregation Maria de Victoria (Maria vom Sieg) переселилась из своего молельного дома сюда, и с тех пор церковь получила название «Мария де Виктория». Храм по-прежнему принадлежит данному католическому обществу.

Церковь Азамкирхе в Ингольштадте: архитектура и фасад

Азамкирхе — один из самых значительных памятников архитектуры позднего барокко в Баварии. Это прямоугольная в плане отдельно стоящая постройка зального типа, не имеющая заметной алтарной части.

Церковь Азамкирхе в Ингольштадте, Бавария

С восточной стороны расположен главный фасад, легкий и нарядный, тонко декорированный «сахарной» лепниной и расчлененный пилястрами.

Церковь Азамкирхе в Ингольштадте, Бавария

Верхний ярус (фронтон) обрамлен волютами. Башенка на коньке крыши появилась в 1882 году.

Церковь Азамкирхе в Ингольштадте, Бавария

Наружная лепнина была создана ингольштадтским скульптором и штукатуром Вольфгангом Цехенбергером (Wolfgang Zächenberger).

Интерьер Азамкирхе в Ингольштадте. Описание и фотографии потолочной фрески, главного алтаря и прочего убранства

Но всё же главное великолепие церкви таится в интерьере, блистающем лепниной Эгида Квирина Азама и росписями его брата Космаса Дамиана Азама. Работы по созданию этого пышного внутреннего убранства в стиле рококо были выполнены в довольно короткий срок: с 1734 по 1736 год.

Помещение не слишком похоже на храм, а скорее напоминает концертный зал. Это единое, целостное пространство, в котором нет выделенной алтарной части. Алтарь лишь немного приподнят над общим уровнем пола. Соответственно, отсутствует разделение интерьера на зону для священников и простых верующих — такое периодически встречается в храмах закрытых сообществ (конгрегаций, больниц и т.п.). Таким образом, создаётся общее для всех священное пространство.

Церковь Азамкирхе в Ингольштадте, Бавария

Нынешний главный алтарь датируется 1759-1760 годом. При этом алтарное полотно «Благовещение» старше самого храма: оно было написано в 1675 году ландсхутским художником Францем Гайгером (Franz Geiger) и ранее находилось в молельном зале Иезуитской школы. Обрамляющий алтарь величественный лепной балдахин лазоревого цвета создан в 1734 году.

Церковь Азамкирхе в Ингольштадте, Бавария

Алтарь щедро украшен позолотой и ослепительно белыми скульптурными элементами. Статуи в нижней части изображают покровителей четырех факультетов Ингольштадтского университета: святого Косму (медицина), Фому Аквинского (теология), святого Иво (юриспруденция) и святую Екатерину Александрийскую (философия). Венчает алтарь изображение Пресвятой Троицы. Вся резная работа выполнена скульптором Иоганном Михаэлем Фишером (Johann Michael Fischer) (1717-1801), мастером из баварского Диллингена. Две пирамидки на престоле содержат украшенные золотом, жемчугами и драгоценными камнями мощи святых и восковые медальоны с изображением Агнца Божьего.

Церковь Азамкирхе в Ингольштадте, Бавария

Картины над дверьми по обеим сторонам главного алтаря посвящены следующим сюжетам. Полотно слева изображает святого Иосифа как претендента на руку Девы Марии, получающего от первосвященника проросший и расцветший лилией жезл (символ чистоты и праведности). На избранного изливается небесный свет, исходящий от несомого ангелами образа Девы Марии в венце из звезд. На правом полотне представлен Иоанн Богослов, которому на острове Патмос явилась Дева Мария. Автор обеих картин — художник эпохи рококо Готфрид Бернхард Гётц (Gottfried Bernhard Götz) (1749).

Церковь Азамкирхе в Ингольштадте, Бавария

Особенность внутреннего пространства церкви сказалась и в расстановке парадных сидений, созданных в 1748 году ингольштадтскими мастерами и предназначенных для наиболее высокопоставленных членов братства. Сидения не сосредоточены в алтарной части, как это часто бывает в традиционных храмах, а точечно расставлены в простенках по всему залу.

Церковь Азамкирхе в Ингольштадте, БаварияЦерковь Азамкирхе в Ингольштадте, Бавария

В тех же простенках, ровно над этими изысканными сидениями помещены картины, изображающие поклоняющихся Деве Марии святых (работа разных художников; 1752/53 гг.).

Церковь Азамкирхе в Ингольштадте, Бавария

Украшенные деревянной инкрустацией (интарсией) стенные шкафы были созданы в 1737 году. Как и все остальные детали интерьера, их отличает высочайшее мастерство исполнения.

Церковь Азамкирхе в Ингольштадте, Бавария

На противоположной алтарю стене разместились изящные балконы, на одном из которых установлен небольшой орган. Инструмент был создан в 1987 году органным мастером Георгом Янном (Georg Jann), а в 2006 году отреставрирован и отчасти перестроен фирмой Orgelbau Kuhn. Орган находится в историческом корпусе, изготовленном в 1736 году органным мастером Каспаром Кёнигом (Caspar König).

Церковь Азамкирхе в Ингольштадте, Бавария

С апреля по октябрь в церкви каждое воскресенье в 12:00 проходят короткие органные концерты.

Церковь Азамкирхе в Ингольштадте, БаварияЦерковь Азамкирхе в Ингольштадте, Бавария

А теперь поднимем голову вверх, чтобы рассмотреть покрывающую потолок фреску Космаса Дамиана Азама. Именно эта изумительная монументальная роспись, занимающая всю поверхность потолка, прославила ингольштадтскую церковь далеко за пределами Баварии.

Главная тема фрески — воплощение Христа (incarnatio dominica), спасение человечества Божьей милостью.

Церковь Азамкирхе в Ингольштадте, Бавария

Огромная фреска занимает площадь около 500 кв. м, из-за чего ее иногда называют крупнейшей в мире росписью на плоской поверхности ([2]; [4]). При столь внушительных размерах сама композиция помещена на относительно небольшом расстоянии от пола (всего 10,5 метра), что потребовало от мастера искусного применения законов перспективы для создания иллюзии увеличения пространства.

Когда идешь по главному проходу в сторону алтаря, фреска будто оживает и приходит в движение. Благодаря мастерству художника зрителю открываются всё новые эффекты (см. небольшое видео, снятое нами в церкви). Картина воспринимается вполне достоверно с самых разных углов зрения, хотя считается, что из центра зала впечатление будет наиболее правильным. Светлый тон росписи и перспективные «обманки» создают иллюзию распахнутого неба.

Центральную зону плафона занимает желтый сияющий ореол с фигурой Бога Отца в окружении ангелов. Из этого центра исходит мощный луч света, изливающегося на весь мир, олицетворяя Божественную милость. Основная площадь росписи отдана по изображение таинственного, потустороннего неба. Наконец, в углах и по краям картины сосредоточены реалистичные сцены земной жизни.

Церковь Азамкирхе в Ингольштадте, Бавария

Исходящий от Бога Отца луч света падает первым делом на фигуру, олицетворяющую Божественную любовь. С распростертыми руками, очерченная пламенным ореолом, она восседает на облаке. Любовь к человеку служит главной причиной воплощения, самым убедительным обоснованием того, почему Бог решил послать своего Сына на землю. Затем луч, совершив излом, падает на образ Девы Марии.

Церковь Азамкирхе в Ингольштадте, Бавария

Поскольку воплощение Господне началось еще до рождения Христа, а именно в момент явления архангела Деве Марии, центральное место в композиции отведено сцене Благовещения. Коленопреклоненная Дева представлена как новый храм, возникающий среди стен старого храма Ветхого Завета. Она изображена на Ковчеге Завета, на одной оси с центральной фигурой Бога Отца и голубем Святого Духа. На главе непорочно зачатой Девы — венец из двенадцати звезд. Картуш на здании храма содержит надпись AMOR DEI («Божественная любовь»).

Церковь Азамкирхе в Ингольштадте, Бавария

В качестве прародителей Марии показаны царь Давид (слева) и Авраам (справа), приносящий в жертву Исаака. Храмовые декорации дополнены изображением башни из слоновой кости (слева) и башни Давида (справа) (в тексте литании Пресвятой Деве Марии есть такие слова: «Башня Давида, молись о нас. Башня из слоновой кости, молись о нас»). В центре под ступенями нового Храма бьет источник, который, как описано в видениях пророка Иезекииля, течет из-под храмовой горы.

Церковь Азамкирхе в Ингольштадте, Бавария

От Девы Марии лучи Божественного света разливаются дальше на весь мир, проникая во все уголки и континенты. Тем самым художник намекает на миссионерскую деятельность иезуитов. Крайние области плафона также подчинены общей теме воплощения: так, мы видим Адама под райским древом. Свет Божественной любви, проникая сквозь крону, падает и на него. Появление Адама здесь неслучайно: воплотившись, Бог принял на Себя греховную человеческую природу, дабы спасти падшее человечество.

Вдоль правого края фрески изображены израильтяне, ожидающие освобождения и пришествия Мессии. Мы видим, как они трудятся на изнурительных работах в плену у фараона; как Бог взывает к Моисею из горящего куста, призывая его вывести народ Израиля из Египта в Обетованную землю; и как начинается исход (представлен в виде вздымающегося в небо столба облаков).

Церковь Азамкирхе в Ингольштадте, Бавария

То, что изображенные на картине Азама события, касаются всех, включая и современников художника, показано в левом углу фрески, отведенном для аллегорий европейского континента. Атрибутами Европы выступают крылатый конь Пегас и фигуры, символизирующие искусства. В образе Аполлона на горе Парнас легко узнать баварского курфюрста. Вдобавок ко всему на фреске нашли отражение притязания Баварии на императорскую корону: курфюрст Карл Альбрехт в дальнейшем действительно стал императором Священной Римской империи. Сам город Ингольштадт представлен деятелями старейшего баварского университета (это ректор и деканы, которые участвовали в закладке церкви).

Церковь Азамкирхе в Ингольштадте, Бавария

В остальных углах композиции помещены фигуры, посвященные трем другим континентам (кроме Австралии).

Церковь Азамкирхе в Ингольштадте, Бавария

На каждом из этих континентов иезуиты осуществляют свою миссионерскую деятельность.

Церковь Азамкирхе в Ингольштадте, БаварияЦерковь Азамкирхе в Ингольштадте, Бавария

В дальнем конце зала, прямо над органом, представлена грандиозная сцена свержения падших ангелов. Обратите внимание на изображение павлина, являющегося символом гордыни. Так художник показывает, что́ ждет тех, кто откажется поклоняться Сыну Божьему.

Церковь Азамкирхе в Ингольштадте, Бавария

Появление данного мотива основано на учении испанского философа-иезуита XVI века Франсиско Суареса, считавшего, что причиной падения ангелов был тот факт, что Сын Божий принял человеческую природу (таинство воплощения было заранее открыто ангелам, но не все они согласились признать и почитать Христа) [9].

Интерьер Азамкирхе в Ингольштадте. Видео

Далее приводится небольшой видеоролик, снятый нами внутри церкви Азамкирхе в Ингольштадте и дающий представление о грандиозной потолочной фреске Азама:

Интерьер церкви Азамкирхе в Ингольштадте

Сокровищница церкви Азамкирхе в Ингольштадте. Дароносица Лепанто

В сакристии (ризнице) Азамкирхе устроена сокровищница с различными реликвиями. Посещение сокровищницы входит в стоимость входного билета в церковь.

Самым известным и ценным экспонатом сокровищницы является Lepantomonstranz — знаменитая дароносица (монстранция) с изображением поражения турок в битве при Лепанто, созданная в 1708 году аугсбургским ювелиром Йоханнесом Цеклем (Johannes Zeckl). Это одно из важнейших произведений ювелирного искусства Южной Германии эпохи барокко. Из-за филигранной художественной отделки этот серебряный позолоченный сосуд даже называют самой ценной монстранцией в мире.

Дароносица (монстранция) Лепанто в сокровищнице Азамкирхе в Ингольштадте, Бавария

По форме монстранция вполне традиционна: напоминает солнце с расходящимися лучами, увенчанное крестом. Всё остальное гораздо более необычно. На драгоценной дароносице весом 18 кг с потрясающей детализацией показано знаменитое морское сражение 1571 года. Битва при Лепанто доказала европейцам, что непобедимых, казалось бы, турок всё-таки можно победить.

Но почему этому военному событию, пусть и одному из крупнейших в истории, посвящен такой священный предмет, как дароносица? Никто прежде не создавал дароносиц, в которых обрамлением для Святых Даров служит изображение морского сражения!

Всё дело в том, что битва при Лепанто имела еще и идеологическое значение: в Западной Европе ее исход рассматривался как победа христианства над исламом. Неслучайно в память этой знаменательной битвы римским папой даже был утвержден особый католический праздник — праздник Девы Марии Розария. Дароносица не просто показывает ход битвы, а воспевает силу заступничества Девы Марии, которой молились христианские участники сражения.

Под венчающим дароносицу крестом можно заметить голубя Святого Духа в венце из облаков. Ниже в бой вступают ангелы. Они мечут молнии, насылают на врага стрелы, надувают ветром паруса. На площадках мачт христианских кораблей изображены представители трех главных католических держав, участвовавших в битве при Лепанто. Это испанский полководец дон Хуан Австрийский (главнокомандующий флотом Священной лиги), папский адмирал Маркантонио Колонна и венецианский адмирал, дож Себастьяно Веньер.

Дароносица (монстранция) Лепанто в сокровищнице Азамкирхе в Ингольштадте, Бавария

Сверкает золотом победный корабль христиан с портретом папы римского Пия V на корме. Перед ним ангелы, держащие гербы победивших держав, осыпают молниями турецкий корабль, и он, со сломанной мачтой и порванными парусами, идет ко дну. Некоторые турки уже сидят в спасательной шлюпке.

Дароносица (монстранция) Лепанто в сокровищнице Азамкирхе в Ингольштадте, Бавария

Уснащенная облаками и фигурками ангелов дароносица обрамлена изображениями архангела Михаила (слева) и Девы Марии со скипетром и венце из звезд (справа). Архангел преподносит ей лавровый венок, символ победы.

Дароносица (монстранция) Лепанто в сокровищнице Азамкирхе в Ингольштадте, Бавария

Центральная часть дароносицы выполнена из прозрачного стекла. Она предназначена для помещения туда освящённой гостии и обрамлена венцом облаков с головками ангелов (намек на panis angelicus, «ангельский хлеб», который получают люди во время Причастия). Нынешнее основание дароносицы — не оригинальное. Оно относится к 1892 году (прежнее, изображавшее турка, утрачено: его переплавили во время секуляризации).

Дароносица (монстранция) Лепанто в сокровищнице Азамкирхе в Ингольштадте, Бавария

Еще один ценный предмет сокровищницы Азамкирхе — так называемый крест Тилли (Tilly-Kreuz). Распятие выполнено из слоновой кости, серебра, латуни и дерева в XVII веке. Считается, что оно принадлежало известному полководцу Тридцатилетней войны графу Иоганну Церкласу фон Тилли (1559-1632). Фельдмаршал Тилли умер в Ингольштадте, раненый, потерпев поражение от шведов.

Крест Тилли в сокровищнице Азамкирхе в Ингольштадте, Бавария

Воспитанный в иезуитской школе, Тилли был исключительно религиозен. Он пожертвовал гражданской конгрегации Ингольштадта — в знак благодарности Деве Марии за свои победы — множество драгоценностей, и не исключено, что «крест Тилли» был среди них. По легенде, полководец брал его с собой в военные походы, и якобы крест был при нем уже во время битвы при Белой Горе в 1620 году (полки Тилли тогда наголову разбили протестантов-чехов). Однако ученые считают эту версию необоснованной.

Крест Тилли в сокровищнице Азамкирхе в Ингольштадте, Бавария

Помимо двух вышеописанных экспонатов, в сокровищнице есть ряд не столь ценных, но любопытных вещиц. Некоторые из них выглядят довольно странно и даже жутковато — для человека, не знакомого с баварскими религиозными обычаями.

Пример — фигурка спелёнатого и лежащего в яслях младенца (Fatschenkindl/Fatschenkind im Schrein). Подобные культовые изображения распространены в основном в Южной Германии и Австрии.

Культовое изображение младенца в сокровищнице Азамкирхе в Ингольштадте, Бавария

Перед нами традиционный «фатшенкинд», созданный в середине XVIII века. Изначально подобные образы использовались для религиозного созерцания в женских монастырях, а позднее получили широкую популярность среди простых верующих. Тельце младенца по традиции сделано из воска, глаза из стекла, волосы — настоящие.

Еще один экспонат — реликварий из стекла и металла, созданный ок. 1870 года и содержащий мощи, привезенные в 1703 году в Ингольштадт из Рима: «святые главы», а попросту черепа, двух католических мучеников, Клементии и Клеменса. Монахини ингольштадтского монастыря Гнаденталь изготовили для мощей вычурное обрамление из золотых нитей, жемчуга и драгоценных камней. В 1704 году в соборе Айхштета была подтверждена подлинность реликвий, после чего они были торжественно перенесены в тогдашнюю часовню гражданской конгрегации Maria de Victoria на улице Kreuzstraße.

Реликварий в сокровищнице Азамкирхе в Ингольштадте, Бавария

Почитание святых в таком вот зримом, материальном воплощении играло большую роль в эпоху барокко и было широкое распространено в Баварии. Между монастырскими храмами и религиозными братствами развернулось настоящее соревнование за то, кому удастся заполучить наиболее ценные мощи из разных уголков света.

Посещение Азамкирхе в Ингольштадте: практическая информация (часы работы, цена билетов и т.п.)

Церковь Азамкирхе находится в историческом центре Ингольштадта, к северу от собора. Адрес церкви: Neubaustraße, 11/2. Посмотреть расположение церкви можно на туристической карте Ингольштадта или на картах google.

Основную часть времени церковь функционирует как музей. Вход в церковь платный (2 евро).

Часы работы церкви Азамкирхе в Ингольштадте. В ноябре-феврале церковь открыта для туристов ежедневно, кроме понедельника, с 13:00 до 16:00. В марте-октябре церковь открыта ежедневно, кроме понедельника, с 09:00 до 12:00 и с 12:30 до 17:00 (с мая по сентябрь церковь открыта также и по понедельникам!). Церковь закрыта на карнавальный вторник, Страстную пятницу, а также 1 ноября, 24, 25 и 31 декабря и 1 января.

Фото- и видеосъемка как в самой церкви, так и в сокровищнице разрешена, отдельно платить за съемку не требуется. Фотографировать можно только без вспышки и штатива.

С апреля по октябрь каждое воскресенье в 12:00 в церкви проходят короткие органные концерты.

В определенные дни недели (в вечернее время) организуются богослужения. Также в храме проходят венчания.

♦♦♦♦♦♦♦

Туристическая карта Ингольштадта с достопримечательностями

Ниже предлагаем вашему вниманию подробную туристическую карту Ингольштадта с достопримечательностями (на русском и немецком языке). На карте приводятся названия всех основных улиц, значимых построек, музеев, парков, площадей и прочих важных туристических объектов. Скачать карту центра города Ингольштадта вы можете, нажав на ее уменьшенное изображение ниже.

Карта Ингольштадта с достопримечательностями, Бавария

На плане обозначено местоположение центрального автовокзала Ингольштадта (ZOB). Железнодорожный вокзал Ингольштадта расположен южнее исторического центра, примерно в 2,5 км от Старого города, так что на карте не показан. Музей Audi тоже не попал на карту, поскольку находится в 4 км от центра.

♦♦♦♦♦♦♦

Что посмотреть в Ингольштадте (основные достопримечательности)

Что посмотреть в Ингольштадте? В этом старинном баварском городе есть несколько интересных музеев, храмов, а также красивых зданий разных эпох. Большинство достопримечательностей Ингольштадта обозначено на туристической карте города.

Перечень наиболее интересных мест, которые стоит посмотреть/посетить в Ингольштадте, предлагается ниже:

- Ратушная площадь (Старая ратуша, церковь Св. Маврикия, Больничная церковь) (адрес: Rathausplatz)

- Собор Богоматери (мюнстер) (адрес: Kreuzstraße, 1)

- Церковь братьев Азамов (адрес: Neubaustraße, 11/2)

- Новый замок (Баварский армейский музей) (адрес: Paradeplatz, 4)

- Улицы Людвигштрассе и Терезиенштрассе (Ludwigstraße, Theresienstraße)

- Историческое здание первого университета Баварии (адрес: Goldknopfgasse, 7)

- Старый замок (Герцогский дом) (адрес: Hallstraße, 2)

- Старый анатомический театр (Немецкий медицинский исторический музей) (адрес: Anatomiestraße, 20)

- Церковь францисканцев (адрес: Harderstraße, 2)

- Музей Audi (адрес: Audi Forum Ingolstadt, 85045 Ingolstadt)

- Парк Кленце на другой стороне Дуная

- Башня Ташентурм (адрес: Anatomiestraße, 23), ворота Кройцтор (адрес: Kreuzstraße, 13/15)

♦♦♦♦♦♦♦

Использованные источники:

1. Церковь Азамкирхе в Ингольштадте, статья в Википедии

2. Церковь Азамкирхе на официальном туристическом сайте Ингольштадта

3. Подробное описание истории и интерьера церкви Азамкирхе в Ингольштадте

4. Путеводитель по Германии

5. О часовне гражданской конгрегации Maria de Victoria

6. Перечень памятников архитектуры Ингольштадта

7. Описание дароносицы Лепанто в сокровищнице церкви Азамкирхе в Ингольштадте

8. Таблички с описаниями экспонатов в сокровищнице церкви Азамкирхе в Ингольштадте

9. Философы и теологи о Сатане и падших ангелах (в том числе учение Франсиско Суареса)

Понравилась статья?

У вас есть возможность поддержать развитие нашего проекта любой доступной вам суммой :)



2 комментария к заметке

  1. Татьяна пишет:

    Ребята! Большое спасибо за ваш труд! Сегодня ездили в Ингольштадт, а вчера я нашла информацию, которой вы так любезно и щедро поделились! Благодаря этому мы увидели то, мимо чего действительно так легко пройти, а мы еще и путешествуем с маленьким сыном, с ним много не находишь. Отдельное спасибо за Азамкирхе! Это действительно чудо и красота неописуемая. И «фишечки» многие вроде статуи Маврикия и Иисуса с поднятыми руками нашли, как старых знакомых, а не как случайные экспонаты. Еще раз благодарим.
    С уважением,
    Татьяна

  2. Foxy пишет:

    Татьяна, невероятно приятно, спасибо большое за отзыв о нашем «путеводителе» по Ингольштадту!:)
    Очень рада, что он пригодился.