Мирский замковый комплекс — это, конечно, достопримечательность Мира номер один, настоящее национальное достояние Беларуси и один из красивейших замков Европы. Но при наличии времени стоит немного прогуляться и по самому поселку, где сохранились зримые следы прошлых эпох, в том числе храмы разных конфессий, ведь Мир, как известно из его истории, традиционно был городом многонациональным и многоконфессиональным.
Поселок Мир — очень уютное небольшое местечко, где можно увидеть примеры старой архитектуры. Хотя они, конечно, не могут соперничать с Мирским замком, определенный исторический и даже архитектурный интерес они всё же представляют. Сегодня мы прогуляемся по улочкам этого белорусского поселка, совершив небольшую экскурсию по мирским (с ударением на первый слог) достопримечательностям. Замок мы пока обойдем стороной, прибережем рассказ о нем на следующий раз.
Автобусы из Минска и других мест прибывают в Мир на центральную площадь 17 Сентября, бывшую Рыночную. Собственно, на площади и сейчас проходит рынок, для чего построены современные «торговые ряды». Впрочем, в будний день во второй половине дня рынок представляет собой жалкое зрелище: два арбуза и три помидора.
На самой площади — ряд аккуратных разноцветных домиков, есть магазин и даже два банка с обменом валюты. В общем, турист не пропадёт. Тем более что в последние годы в Мире открылось несколько точек общепита. Вдобавок к этому на площади работает небольшая гостиница «Мир» на 14 номеров. Здесь можно вполне бюджетно переночевать, только вот бронировать номер желательно заранее, даже в будние дни. Вариант ночевки побогаче — отель «Мирский замок», расположенный непосредственно в замке. Фотографии гостиницы «Мир» и других ярких домиков на площади (источник [17]):
Симпатичные миниатюрные домики на площади радуют глаз свежестью покраски и создают приятный антураж. Раньше в них жили купцы, а теперь здания отреставрировали и приспособили под магазины и банки.
Строго говоря, только половина этих одноэтажных домиков может считаться по-настоящему исторической застройкой XIX и начала XX века [13]. Остальные являются всего лишь стилизацией «под старину». Нынешний вид главная площадь Мира приобрела в 2002 году, когда в местечке отмечался День белорусской письменности и печати. К сожалению, часть аутентичных домов тогда снесли, построив отель и кафе [18]. От некоторых домов оставлен только фасад, так что они превратились в своего рода архитектурные муляжи. Впрочем, рядовому туристу это в глаза не бросается: общий стиль построек выдержан.
Подробнее о том, как своим ходом добраться до Мира и Мирского замка, читайте тут. Расположение автостанции Мира на карте можно посмотреть здесь.
По краям колоритной Рыночной площади (она же площадь 17 Сентября) стоят два храма: с одной стороны православная церковь, с другой — католический костёл. А до Мирского замка отсюда — от силы 10 минут ходьбы. Но о замке мы поговорим в свой черед. Посмотрим же пока на два вышеупомянутых храма. Начнем с бело-голубого православного.
Троицкая церковь в Мире (Свято-Троицкая церковь) была, как мы знаем из истории местечка, возведена в 1533-1550 годах по инициативе князя Николая Радзивилла Черного. Первоначально она была православной, а затем униатской: в 1705 году при ней был основан базилианский монастырь со школой, который просуществовал до 1824 года. Затем церковь передали православным, причем из 3 тысяч прихожан-униатов большинство решило перейти в православную веру, и только около 200 человек остались католиками [2].
В 1865 года церковь была уничтожена пожаром — уцелели одни стены, а также удалось спасти часть внутреннего убранства (иконостас и богослужебную утварь). После этого, в 1873-1875 годах, церковь капитально отреставрировали на средства прихожан, перестроив до неузнаваемости: вместо памятника архитектуры раннего барокко получился «идеологически правильный» храм в псевдорусском стиле с пятью небольшими куполами и звонницей. Главный иконостас после пожара всё же был заменен на новый. В 1875 году храм торжественно освятили [7].
В плане храм имеет форму продолговатого креста. Основные блоки, из которых состоит каменное здание, нанизаны на одну композиционную ось: это притвор-звонница, трапезная, почти квадратный в плане молитвенный зал и, наконец, полукруглая апсида с небольшой боковой ризницей. План церкви (источник [30]):
Над притвором в 1870-х годах была возведена увенчанная маковкой шатровая колокольня, два верхних яруса которой построены из дерева. Над крышей основного объема — пять глухих луковичных куполов. Светлые стены опоясаны профилированными карнизами и прорезаны круглыми и прямоугольными окнами с арочными завершениями. Над входом расположен круглый проем с мозаичным панно на тему ветхозаветной Троицы (изображение трех ангелов).
До Первой мировой войны в Троицкой церкви хранилась древняя почитаемая Мирская икона Божьей Матери. Сегодня на ее месте располагается список Почаевской иконы Божьей Матери [2].
Напротив входа в церковь на площади находится старинная аптека, построенная во второй половине XIX века. Первая аптека в местечке Мир располагалась в замке и обслуживала княжескую семью. В XIX веке появилась аптека («магазин для торговли аптечными веществами») на Базарной (торговой) площади в доме, принадлежавшем церкви. Как раз в этом доме аптека работает и сейчас, оставаясь такой же востребованной, как и прежде. Утверждается, что дом, в котором она располагается, после реконструкции в 2001-2003 годов сохранил свою первозданность [7].
На другой, южной, стороне главной площади Мира находится католический храм — Николаевский костёл начала XVII века. Фасад костёла выходит на центральную Красноармейскую улицу, по которой можно за 5 минут дойти до Мирского замка (см. туристическую карту Мира).
Первоначальный деревянный костёл в Мире был возведен еще в начале XVI века Ильиничами. Новый костёл, тоже деревянный, появился при князе Радзивилле Сиротке и был освящен его братом епископом виленским Юрием Радзивиллом в 1587 году в честь небесного покровителя князя, святого Николая.
В 1599-1604 годах храм разобрали и перестроили в камне, повторно освятив в 1605 году. Авторство проекта приписывают известному итальянскому архитектору Дж. М. Бернардони, много строившему в Польше и Великом княжестве Литовском. В радзивилловском Несвиже зодчий работал более десяти лет. Там он создал знаменитый фарный костёл иезуитов. Костёл в Мире заметно строже и проще по архитектуре: это храм в ренессансном стиле с элементами оборонного зодчества. Вероятнее всего, Бернардони не принимал непосредственного участия в строительстве мирского костёла, поскольку к этому времени переехал в Краков. Работами мог руководить сам князь Радзивилл.
В 1609 году слева от входных ворот рядом с костёлом возвели двухэтажную плебанию — дом священника. Благодаря заботам князя Сиротки, с начала XVII века при храме также действовали приходская школа и больница-богадельня («шпиталь»). Больница была разрушена во время военных действий в середине XVII века, остальные здания сильно пострадали в ходе Северной войны.
На протяжении столетий внешний вид Николаевского костёла не менялся, лишь в 1710 году были проведены ремонтные работы: восстановлен сам храм, плебания и хозяйственные постройки, заказан огромный колокол в честь победы над шведами. В 1845 году был предпринят новый ремонт костёла. В XIX веке прихожанином Николаевского костела в Мире был поэт Владислав Сырокомля. Здесь также собирались участники Польского восстания 1863-1864 годов. Имеются сведения, что плебания была разобрана в 1880 году [11].
Вот как выглядел костёл в Мире в XIX веке:
По состоянию на 1879 год храм имел два иконостаса. В церкви хранилось убранство для священнослужителей, серебряный литургический набор посуды, богослужебные Евангелия. На колокольне имелось шесть колоколов, самый большой из которых (тот самый, заказанный в честь победы над шведами) был отлит по указу 8-летнего князя Радзивилла Рыбоньки в 1710 году (на колоколе стояло его имя) [7]. Среди местных жителей долгое время было в ходу выражение: «Раве, як Мирский звон». В годы Первой мировой войны колокол был по указу царских властей отправлен на переплавку.
В 1879 году в состав Николаевского прихода, кроме местечка Мир, входило несколько деревень. В праздничные дни храм посещало до 600 человек [7]. В церковных описаниях того времени отмечается, что прихожане были весьма прилежны и богобоязненны: избегали пьянства, придерживались постов, были приветливыми, трудолюбивыми, бережливыми в отношении храма и грамотными (среди прихожан самого местечка 60% могли читать и писать) [7].
После разгрома Польского восстания многие католические храмы на территории современной Белоруссии были закрыты царским правительством. Та же судьба постигла и Николаевский костёл в Мире. В 1865 году его передали православным, переосвятив в церковь Св. Николая.
Два верхних яруса главной башни были утрачены при переделке костёла под православную церковь в 1865 году (по другим данным — после Второй мировой войны). Ранее башню венчал покатый четырехскатный шатер типа «колпак», характерный для замкового зодчества. После реконструкции завершение башни выглядело по-разному: во второй половине XIX века оно имело вид «кубоватого» шатрового покрытия, а в польский период в 1920-х годах — островерхого шатра с изломом. Сейчас башня накрыта четырехскатным шатром в стиле башен Мирского замка. Фото костёла в начале XX века (до польского периода):
В 1921 году, когда поселок стал частью Польши (см. заметку об истории города), храм вернули католикам, и он действовал до 1940-х годов. В послевоенное время костёл пустовал и разрушался. В 1990 году храм был возвращен верующим, и в 2001 году начались реставрационные работы.
Декор костёла минимален: боковые фасады прорезаны полукруглыми арочными окнами, а главная башня поделена профилированными карнизами на ярусы и украшена глубокими нишами.
Само здание костёла представляет собой базилику с тремя нефами без трансепта. Центральный неф завершается полукруглым пресвитерием. Над фасадом центрального нефа возвышается массивная, квадратная в плане ренессансная башня оборонительного характера с шатровой крышей, состоящая из четырех ярусов. Боковые нефы завершаются со стороны фасада цилиндрическими лестничными башенками, а со стороны алтаря — закругленными сакристиями. К сакристиям примыкают пятигранные пристройки, в некоторой степени имитирующие трансепт (благодаря им план костёла приобретает очертания латинского креста). План костёла (источник [26]):
Нынешние верхние ярусы башни являются работой современных реставраторов и грешат не слишком качественной кладкой. Но общий облик костёла весьма гармоничен. Благодаря выразительному «замковому» силуэту, строгой оборонной архитектуре, цвету и фактуре материалов он хорошо сочетается с Мирским замком.
В свое время доминантой интерьера Николаевского костёла был барочный алтарь Св. Антония с пышной резьбой и позолотой. Теперь его сменил более скромный современный алтарь. Пол выложен мраморными плитами, тоже весьма свежими на вид. Несколько фотографий нынешнего интерьера Николаевского костёла в Мире:
В костёле работают очень любезные и гостеприимные люди. Ведется торговля крестиками, четками и прочей атрибутикой.
По всему храму разносится пьянящий запах лилий.
Вход в храм предваряет крытая черепицей брама и ограда (на табличке указан 1805 год). Ранее ворота были увенчаны тремя куполами и железными крестами; на воротах имелись один большой колокол и три поменьше, а с правой стороны от ворот стояла деревянная звонница с большим колоколом.
Слева от костёла находится здание приходской школы и больницы, датируемое XVII–XVIII веками [3]. Сейчас его занимает турбюро и кафе.
В главный фасад дома вмурована памятная доска в честь мецената Радзивилла с латинской надписью, датируемая 1609 годом (источник фото: [24]). Текст гласит: ««Hanc mihi condo domus/Tibi successor bone donum,/Si bona suma bonam,/Si mala conde novam», то есть: «Для себя строю дом, но и тебе, наследник, завещаю этот дар: если хорош — с благодарностью прими его, если нет, построй себе новый» [24].
Видимо, табличка ранее находилась на здании плебании [10], и данный портал как раз являлся его частью [26]. Не исключено, что авторство фрагмента текста мемориальной доски на стене здания плебании при костеле принадлежит самому князю Николаю Христофору Радзивиллу Сиротке [31].
Как известно из истории поселка Мир, местное население всегда отличалось неоднородным национальным составом: тут соседствовали католики, православные, мусульмане и иудеи. Главные православные и католические святыни Мира мы только что посмотрели. Деревянная мечеть до нашего времени не дошла. А вот так называемый синагогальный двор сохранился. В Мире вообще уцелело рекордное количество еврейских зданий, целый квартал. Другое дело, что они уже давно поменяли свою принадлежность и назначение.
Комплекс построек синагогального двора Мира разместился в центре местечка, к северо-западу от главной площади, в основном вдоль улицы Кирова (см. туристическую карту).
Евреи в Мире поселились в XVII веке, а формирование уникального архитектурного ансамбля синагогального двора (прежде куда более обширного) началось в XVIII и завершилось к началу XX века. Евреи управлялись общинами — кагалами (переводится с иврита как «собрание»), имели своих старшин, свой суд и формировали основу торгового класса.
Во многих белорусских поселках еврейское население к концу XIX века составляло большинство. В Мире, например, их было более 60%. Такая ситуация сохранялась до начала Второй мировой войны. Еще на 1939 год из 5,5 тысяч жителей Мира 3,3 тыс. были евреями [23] (см. также заметку об истории города).
Рядом с евреями мирно жили другие «миряне» (именно так принято называть жителей поселка Мир) — белорусы, поляки и татары. Каждое из этих сообществ культивировало свои традиции, причем в наибольшей степени отличались от всех как раз евреи. Они выделялись не только одеждой, но и поведением и языком. Так, ученики Мирской иешивы между собой говорили на своем языке, а с белорусским населением — по-белорусски. Еврейская община была наиболее изолирована от остальных, и евреи чаще всего воспринимались как «чужаки» (в противоположность, например, «своим» татарам) [22].
Сейчас большинство зданий синагогального комплекса обустроены под различные учреждения. Вот, например, бывшая еврейская религиозная начальная школа (хедер), построенная в 1893 году (теперь Мирская библиотека), и пансион при ней. По другим сведениям, розоватое здание с крыльцом — это бывший дом раввина, а как раз примыкающее к нему желтое строение (ул. Кирова, 20) — бывшая школа.
Особое значение для еврейской культуры имела Мирская иешива (ешибот) (современный адрес: ул. Кирова, 25). «Иешива» в переводе с иврита означает «заседание». Так называют высшие еврейские учебные заведения, где изучают Талмуд (то есть свод правил иудаизма, который служит руководством в повседневной жизни) и готовят раввинов.
Здание иешивы в Мире в настоящее время отреставрировано и содержится в отличном состоянии. Сейчас в нем размещается почта. Нынешняя рядовая застройка улицы:
Основана Мирская иешива была в 1815 году талумдистом и крупным торговцем Самуилом Тиктинским и функционировала до 1939 года [2]. Авторитет Мирской иешивы в Беларуси и других странах был исключительно высок. В 1920-1930-х годах в этом знаменитом образовательном центре для последователей иудаизма занималось до четырехсот учащихся со всего мира (ну как тут избежать каламбура). Около четверти составляли выходцы из Германии, Англии, Бельгии, Франции, Ирландии, Канады, Голландии, Швеции, Дании, Южной Африки, Америки и других стран. По количеству учеников это была вторая иешива для подготовки раввинов (после Воложинской иешивы).
С Мирской иешивой связаны имена выдающихся знатоков Торы и талмудистов. Фото иешивы в Мире в начале 1930-х годов [21]:
С началом Второй мировой войны воспитанники иешивы и ее глава Финкель перебрались в Литву (Вильнюс), а затем эвакуировались в Китай: Япония выдала евреям визы и предоставила землю в оккупированном Шанхае.
История переезда воспитанников Мирской иешивы в Шанхай во время Второй мировой войны исключительно интересна. Спастись им удалось благодаря японскому консулу в Литве. Это был Тиунэ Сугихара (1900-1986) — человек, о котором написаны целые книги. Именно он выдавал евреям японские транзитные визы (на Дальнем Востоке они могли выехать из СССР только через Японию). Всего Тиунэ Сугихара организовал эвакуацию около 6 тысяч польских и литовских евреев. Выписанная Сугихарой транзитная виза (источник [21]):
Получившим визы беженцам советское правительство обеспечивало транзит. Они пересекали советскую границу и доезжали до Владивостока, где садились на пароход и отправлялись в Японию. Большинство из них было отправлено японцами в Шанхай, где они благополучно пережили войну. После войны эти евреи основали новую иешиву «Мир» с отделениями в Иерусалиме и Нью-Йорке. Сейчас это крупнейшая иешива в мире (опять не обошлось без каламбура).
Бывшая главная синагога Мира — статное двухэтажное здание с колоннами, выдержанное в стиле классицизма, — была построена по проекту 1896 года (современный адрес: ул. Кирова, 26). Использовалась она только во время основных иудейских праздников.
Синагога была местом молитвенных собраний и средоточием духовной и культурной жизни евреев. По некоторым данным, синагога была холодной, то есть неотапливаемой [29]. Позднее тут было профтехучилище. Фото разрушенной синагоги Мира после Второй мировой войны (источник [21]):
Сейчас в бывшей синагоге задумали сделать гостиницу. По этому случаю здание хотят дополнить мансардой, что вряд ли пойдет на пользу его архитектурному облику.
(В некоторых источниках как раз это импозантное двухэтажное здание называют Мирской иешивой, а предыдущее — синагогой [13]. Однако поиск по иностранным источникам показал, что иешива располагалась именно в нынешнем здании почты. Это же подтверждает и серьезное исследование белорусских специалистов [22]).
За главной синагогой стоит яркое здание с зеленой крышей и эффектными арками торцевого фасада — купеческая синагога, построенная в XIX веке. Сохранилось в Мире и парочка других, более скромных, зданий синагог (подробнее см. на сайте [3]).
Чуть дальше по улице Кирова, на углу с Красноармейской улицей, находится крупное здание бывшего кагала (администрации еврейской общины), где, возможно, также размещался и банк [3]. Теперь тут, говорят, детский сад [9].
Улица и пешеходный переход с предостерегающей надписью:
Практически напротив главной и купеческой синагоги, на углу улицы Кирова с одноименным переулком, можно посетить частный музей «Мирский посад» (адрес: 2-ой пер. Кирова, д. 2). Музей создан силами местного жителя — энтузиаста, занимающегося сбором сведений и предметов быта, связанных с историей поселка Мир. Как утверждает владелец (охранник местного спиртзавода Виктор Янович Сакель), музей устроен в здании той самой корчмы, где было написано стихотворение Сырокомли «Почтальон», ставшее в переложении на русский язык известной песней «Когда я на почте служил ямщиком».
Экспозиция рассказывает о культуре евреев Мира и судьбе Мирской иешивы, а также о жизни представителей прочих конфессий. Посетители могут узнать об истории поселка и его легендах, увидеть средневековые монеты, старинные еврейские книги и даже подлинную мебель из Мирского замка. В музее можно сделать фотографии, послушать старый патефон и посидеть на княжеской кровати. Старинные вещи разрешается брать в руки. Отзыв о посещении этого необычного музея можно почитать тут. Для жителей Мира вход в музей бесплатный, для туристов билет стоит 10 тыс. белорусских рублей (экскурсия проводится за 50 тыс.).
На этом наша экскурсия по белорусскому поселку Мир завершена. Надеемся, она позволила расширить ваши представления об истории и культуре Белоруси и убедиться, что Мир не одним замком славен.
♦♦♦♦♦♦♦
См. также:
- Иллюстрированная история Мирского замка
- Мир и Мирский замок. История местечка Мир
- Подробная иллюстрированная история Мирского замка
- Отзыв о посещении Мирского замка (часть 1: замок снаружи и прогулка вокруг замка)
- Отзыв о посещении Мирского замка (часть 2: интерьеры замка)
♦♦♦♦♦♦♦
Карта поселка Мир (Белоруссия) с достопримечательностям
Поселок Мир невелик, и заблудиться в нем сложно. Тем не менее, предлагаем вам скачать туристическую карту Мира с достопримечательностями.
На карте обозначена также автобусная станция Мира, куда прибывают автобусы из Минска и других городов Белоруссии. Подробнее о том, как на общественном транспорта добраться до Мира и Мирского замка, читайте тут.
Еще одна карта поселка Мир (с официального сайта Мирского замка):
Достопримечательности Мира: что посмотреть
К достопримечательностям белорусского городка Мир относятся:
- разумеется, главная достопримечательность Мира — Мирский замок, и его стоит посмотреть в первую очередь; помимо собственно замка в комплекс входят живописные парки и пруд, а также часовня-усыпальница князей Святополк-Мирских. Другие интересные места Мира:
- центральная площадь 17 Сентября (бывшая Рыночная) с частично сохранившейся исторической застройкой
- ансамбль бывшего синагогального двора
- частный музей «Мирский посад»
♦♦♦♦♦♦♦
Использованные источники:
1. Несвиж. Мир: путеводитель (Жемчужины Беларуси) / [текст: А. Г. Варавва; фото: С. М. Плыткевич]. - Минск: Рифтур, 2004.
2. Мирский замок. Дорога длиною в пять столетий: путеводитель /[текст под редакцией И. Н. Ложечкина, О. В. Новицкой, А. Н. Янушкевича ; фото: С. Плыткевич]. – Мн.: УП РИФТУР, 2013.
3. Достопримечательности Мира на Глобусе Беларуси
4. Официальный сайт Мирского замка
5. Мирский замок, статья в Википедии
6. Мирский замок после реставрации
7. Ю. Татаринов. Города Беларуси. Гродненщина. – Минск, 2009.
8. Городской поселок Мир, статья в Википедии
9. Фотоотчет о прогулке по Миру
10. Николаевский костёл в Мире, статья в Википедии
11. Николаевский костёл в Мире: статьи и фотографии
12. История славного Мирского замка и города Мир
13. Прогулка по Миру: фотоотчет и описания достопримечательностей
14. Статья «Кто строит замок - тот не умирает»
15. Перечень достопримечательностей Мира
16. Мир – это не только Мирский замок
17. Белоруссия, городской посёлок Мир: фотоотчет
18. О доме на центральной площади поселка Мир
19. Наталья Трифонова. Ильиничи – владельцы Мира
20. Архитектура и история Мирского замка
21. Сайт старых фотографий и документов, посвященный, в частности, еврейскому наследию Мира
24. «Фишки» Мира
25. Еврейское наследие Беларуси
26. Мир, костел св. Николая. Статья в книге Т. В. Габрусь "Саборы помняць усё" 2007 г.
27. Фото главной синагоги Мира после войны
28. Памятники еврейской культуры в Мире и других белорусских городах
29. Фотоотчет о поездке в Мир: по следам еврейской общины