Достопримечательности Осло: Ратуша Осло (часть 2: интерьеры Ратуши)

Рубрики: Наши путешествия,Норвегия, весна 2012, Теги: ,
Foxy @ 5 апреля 2014, в 22:24

В предыдущей заметке под названием «История и архитектура Ратуши Осло» мы подробно рассказали о том, как строилось главное официальное здание норвежской столицы, каковы его архитектурные особенности и какая символика кроется за скульптурами и барельефами на его фасадах. Теперь, как и обещали, поговорим о нестандартных интерьерах Ратуши Осло, которые можно увидеть во время самостоятельного осмотра здания (или, при желании, в ходе организованной экскурсии с гидом). На фото — комната Мунка (источник: [7]).

Ратуша, Осло, Норвегия

Напомним, что внутрь Ратуши туристов пускают совершенно свободно и бесплатно, каждый день (если только в здании не проводится никаких важных мероприятий). Фотографировать в здании тоже никто не запрещает. Более подробная практическая информация о посещении Ратуши (адрес, часы работы, время экскурсий и т.п.) приводится тут.

Экскурсия по интерьерам Ратуши Осло: что посмотреть

Осмотр Ратуши Осло изнутри — это в каком-то смысле посещение музея, который позволяет познакомиться со многими важными представителями норвежского искусства XX века. Не стоит упускать такую возможность, тем более что войти в Ратушу можно совершенно бесплатно (см. часы работы Ратуши). Уникальная архитектура и внутренний дизайн ежегодно привлекают сюда более 300 тыс. посетителей со всего мира.

Конкурс на внутреннее оформление Ратуши Осло был объявлен в 1937 году. Поскольку Ратуша была «постройкой века» (подробнее читайте в заметке об истории Ратуши), над ее отделкой трудились лучшие художники и скульпторы той эпохи. Будучи мощным символом норвежской национальной культуры, традиций и истории, здание построено исключительно из норвежских материалов, и все произведения искусства выполнены сугубо норвежскими художниками.

Главный зал Ратуши Осло

Прямо от входа посетители попадают в Главный зал Ратуши или Церемониальный зал (dhushallen/Festsalen) — одно из крупнейших в Норвегии репрезентативных помещений. Этот холл занимает площадь более 1500 кв. м, а высота потолка составляет почти 21 метр. Норвежцы с гордостью называют этот зал своей «национальной гостиной» (Nasjonens storstue), поскольку его декор рассказывает почти всю норвежскую историю и отражает социально-демократические идеалы, преобладавшие в обществе в середине XX века (источник фото: [3]).

Ратуша, Осло, Норвегия

Пол и отчасти стены Главного зала облицованы разными породами минералов (мрамор, известняк) — разумеется, норвежских, как и во всех остальных помещениях.

В соответствии с итальянскими ренессансными идеалами, которых во многом придерживались архитекторы Арнстейн Арнеберг и Магнус Поульсон, Ратуша выстроена как своего рода палаццо. Большая лестница главного зала ведет на галереи, позволяющие обходить вокруг помещения. Остальная часть здания организована вокруг этого зала. Длинные горизонтальные окна в верхней части зала пропускают много света (источник фото: [4]).

Ратуша, Осло, Норвегия

Ответственная задача росписи этого гигантского помещения была поручена Хенрику Сёренсену (Henrik Sørensen) (1882-1962) и Альфу Рольфсену (Alf Rolfsen) (1895-1979). Сёренсен был одним из ведущих норвежских живописцев своего поколения, а Рольфсен был известен как мастер монументальной живописи. Работа над внутренним оформлением Главного зала была завершена незадолго до торжественного открытия Ратуши в 1950 году.

Украшающие зал росписи отражают жизнь страны и города в межвоенный период и во время оккупации, а также показывают экономическое развитие Осло и подъем рабочего движения.

В соответствии с особой тематикой и духом времени, многие из этих кричащих шедевров напоминают советские художественные достижения эпохи соцреализма. В общем, наш человек чувствует тут себя как дома. По счастью, другие помещения Ратуши оформлены в иной стилистике, более сдержанной и самобытной, национально-романтической.

Композиция кисти Хенрика Сёренсена на торцевой стене зала называется «Труд. Управление. Празднование» (Arbeid. Administrasjon. Fest.) (1950) и отражает, по замыслу автора, основные функции Ратуши, а также семейные ценности и роль культуры в обществе. На картине, поделенной на несколько частей в соответствии с различными этапами человеческой жизни и событиями норвежской истории, представлены мужчины, женщины и дети в различных ситуациях. Многие образы имеют определенную символику или отсылают к произведениям искусства, хотя неподготовленному зрителю довольно сложно распознать этот глубинный смысл. Интересно, что первоначальный дизайн Сёренсена не содержал мотивов, связанных с эпохой оккупации и освобождения, но после войны художник доработал свой проект. Он работал над этой композицией — самой известней своей работой — с 1938 по 1950 год. Здесь Сёренсен продемонстрировал «наивистский» стиль живописи, с выразительными цветовыми контрастами вместо эффектов светотени. Композиция проникнута духом послевоенной солидарности и оптимизма. Главная идея в том, что свобода и демократия помогут преодолеть бедность и другие проблемы (источник фото: [3]).

Ратуша, Осло, Норвегия

В самом низу мы видим горящие дома на фоне драматического синего неба. В этом городском пейзаже искусствоведы усматривают картину старого района Вика — символ бедности и страданий, предшествовавших «временам прогресса». Правее нарисована лестница, которая кажется продолжением реальной лестницы, ведущей из зала на второй этаж. По лестнице идут мужчины и женщины. Это движение приводит в следующее, более светлое горизонтальное поле, посвященное человеческим взаимоотношениям. Здесь представлена гармония городской и сельской жизни, торговли и труда. Чуть правее показано, как король Хокон VII возвращается в Осло в июне 1945 года после пяти лет изгнания. Выше располагаются элементы, символизирующие времена оккупации: богиня Свободы освобождает заключенного; женщина преклоняет колени у мемориала павшим. Слева мы видим путь ребенка от родильного дома до школьной скамьи (здесь художник изобразил загнанное в угол Невежество).

Верхнее поле отличается особенно яркими красками. По центру выделяется богиня Милосердия с двумя детьми и счастливая супружеская пара с ребенком. Богиня вручает ребенку яблоко, что символизирует социальную функцию Ратуши. Здесь же можно различить контуры самой Ратуши и крепости Акерсхус. По бокам от богини изображена женщина с арфой и задумчивый мужчина — они, как утверждается, символизируют Песню и Мысль (источник фото: [3]).

Ратуша, Осло, Норвегия

С 1939 года Сёренсен занимал мастерскую в западной башне Ратуши — там он и трудился над этой росписью по дереву, которая впоследствии была установлена в Главном зале. Художник приводил с улицы случайных людей, которые позировали ему для многочисленных персонажей этой масштабной работы. Художественные мастерские на верхнем этаже западной башни существуют и поныне. Во время немецкой оккупации работа в мастерских застопорилась, но они продолжали служить местом встреч, в том числе между деятелями Сопротивления.

Остальное пространство Главного зала занято тремя декоративными работами Альфа Рольфсена. В отличие от композиции Сёренсена, они выполнены в техники фрески и отличаются более мягкими цветами (послевоенный период в норвежском искусстве вообще часто называют «эпохой фресок»).

Длинный «Фриз оккупации» (Okkupasjonsfrisen) вдоль восточной стены посвящен нацистской оккупации 1940-1945 годов. Фриз, созданный в 1947-49 годах, в значительной степени отражает собственные переживания художника, потерявшего сына в конце войны. К тому же многие знакомые и родственники художника активно участвовали в Сопротивлении.

«Фриз оккупации» — это невероятно насыщенное повествование, в котором отдельные сцены, относящиеся к разному времени и месту, стоят неестественно близко друг к другу, создавая ощущение исключительной плотности событий и как бы затягивая зрителя в этот кинематографический ряд. Для художника главным было рассказать о событиях и передать эмоции, так что выбор форм и цветов был продиктован стремлением к психологизму и выразительности, а не к натурализму. Изображенные на картине события были близки всем норвежцам и не требовали особых разъяснений (источник фото: [10]).

Ратуша, Осло, Норвегия

Композиция выстроена в хронологическом порядке и состоит из пяти основных сцен (по одной на каждый год оккупации), разделенных колоннами. На первой сцене мы видим, как деятели Сопротивления уходят на лыжах в лес, а группа женщин собралась поделиться новостями у фонтана, в то время как информаторы пытаются их подслушать. На заднем плане тонет корабль, а по небу мчатся вражеские самолеты. На второй сцене гестаповцы входят в норвежский дом. Их встречает юноша со сжатым кулаком (художник изобразил здесь своего сына). Внизу показано, как оккупанты громят норвежскую культуру, которая символически представлена в виде скульптурных колонн (женских фигур со связанными за спиной руками). На третьей сцене изображены патриоты и деятели Сопротивления, ожидающие расстрела у стены штаб-квартиры гестапо. Четвертая сцена показывает, как в подвале собираются группы Сопротивления, а на фоне утреннего неба и руин встают партизаны. На последней сцене представлен концлагерь. Ворота тюрем наконец сломаны, и после пяти мрачных лет наступает свет. На ветвях деревьев сидят дети в матросских костюмчиках, оркестр играет праздничную музыку, а народ, размахивая флагами, уходит за пределы картины дальше, в неизвестное будущее.

Фреска Альфа Рольфсена на северной стене, над главным входом в Ратушу, посвящена трудовой жизни норвежцев, от рыболовецкого промысла до сельского хозяйства. Эта фреска задумана как своеобразный срез работящего норвежского общества: возвращающиеся домой моряки, собирающие урожай женщины, лесорубы... Центральная идея — союз города и деревни, прославление трудолюбивого народа, приручившего непокорную горную природу. По бокам представлены два знаменитых норвежских деятеля: полярник Фритьоф Нансен и писатель Бьёрнстьерне Бьёрнсон. Первый символизирует страсть к путешествиям, которая была присуща норвежскому народу еще в эпоху викингов, а автор национального гимна олицетворяет норвежского интеллектуала. Как и Сёренсен, Рольфсен активно привлекал живых людей в качестве моделей. Так, в образе девушки со снопом он увековечил собственную дочь. Работа над фреской длилась 3 года (источник фото: [3]).

Ратуша, Осло, Норвегия

Фреска в нижней части лестницы изображает небесного покровителя города святого Халльварда и женщину, которую он пытался спасти. Как и положено, обнаженную. А у ног святого можно прочесть девиз города Осло: Unanimiter et constanter («Единый и постоянный») (источник фото: [3]).

Ратуша, Осло, Норвегия

Наконец, у лестницы, ведущей на второй этаж, находится фонтан с мраморной композицией «Один и Мимир» работы Дагфина Вереншёля, перекликающийся с темой деревянных рельефов этого же автора во внутреннем дворе Ратуши. Здесь тоже речь идет о скандинавской мифологии: грозный великан Мимир стережет чудесный колодец — источник мудрости, находящийся у корней мирового древа Иггдрасиль. Легенда гласит, что когда верховный бог Один захотел испить из источника и обрести мудрость, ему пришлось пожертвовать ради этого одним глазом. Главным мотивом мраморного барельефа является дерево Иггдрасиль, ветви которого простираются надо всем миром, от земных низов до небес. Вокруг древа изображены олени и волшебницы Норны, способные определять судьбы людей и богов. [6]

Ратуша, Осло, Норвегия

Главный зал Ратуши служит местом проведения важных праздников и официальных мероприятий, самым известным из которых является торжественная церемония вручения Нобелевской премии мира, которая проходит в Ратуше Осло ежегодно, начиная с 1990 года. Нобелевскую премию мира по традиции вручают 10 декабря, в годовщину смерти Альфреда Нобеля. Когда изобретатель динамита учредил свою премию, Норвегия еще не получила независимость от Шведского королевства. Однако, отдавая должное Кристиании (Осло) как «второй столице», он распорядился, чтобы в этом городе проходило вручение премии мира.

Панораму Главного зала Ратуши Осло можно посмотреть тут.

Длинная галерея

Еще одно помещение на первом этаже, доступное для осмотра, — Длинная галерея (Det lange galleri), в которой установлены бюсты архитекторов Ратуши, Арнстейна Арнеберга и Магнуса Поульсона (источник фото: [4]).

Арнстейн АрнебергМагнус Поульсон

Фаянсовые барельефы на северной стене работы норвежской керамистки Лилли Шеель (Elisabeth «Lili» Scheel) посвящены мотивам обильного урожая и плодовитости. Цикл рельефов на тему материнства и детства на южной стене выполнила скульптор Асбьорг Боргфельт (AsbjørgBorgfelt) (источник фото: [6]).

Ратуша, Осло, Норвегия

В Длинной галерее также вывешены фотографии с церемоний вручения Нобелевской премии мира.

Комната Харальда III Сурового

На втором этаже Ратуши находится сразу несколько интересных помещений (см. план этажа). Так, справа от лестницы устроена комната Харальда III (Hårdråderommet), посвященная основателю Осло, королю XI века. Соответственно, в дизайне преобладает средневековая тематика. Это помещение наглядно демонстрирует, насколько активно архитекторы Ратуши, Арнстейн Арнеберг и Магнус Поульсон, участвовали в оформлении интерьеров (источник фото: [7]).

Ратуша, Осло, Норвегия

Например, для этого зала Поульсон лично спроектировал деревянную мебель. Люстры созданы по эскизам архитектора и дизайнера Йонаса Хидле (Jonas Hidle) (1912-2001). Именно Хидле является автором дизайна осветительной арматуры в Королевском дворце Осло, замке Акерсхус, Нидаросском соборе, Зале Хокона в Бергене, а также во многих норвежских храмах.

Особое место в оформлении комнаты принадлежит гобеленам, которые изображают въезд короля через городские ворота с документами об основании Осло, а также битву при Стамфорд-Бридже (1066), во время которой Харальд Суровый, пытавшийся завоевать английский трон, был убит. Это сражение положило конец набегам скандинавов на Англию, однако ослабленная страна не выдержала нормандского вторжения и была, как известно, в том же году захвачена Вильгельмом Завоевателем. Гобелены созданы по эскизам известного норвежского художника Акселя Револьда (Axel Revold) (1887-1962), чье творчество еще ждет нас впереди.

К этому залу примыкает комната Мунка.

Комната Мунка

Комната Мунка (Munchrommet) — самое интимное и скромное по размерам (100 кв. м) из торжественных помещений Ратуши Осло. Комната отличается также тем, что отделана сосновым деревом, что делает ее особенно уютной. В наши дни она используется для церемоний бракосочетания, пресс-конференций, камерных приемов и банкетов (источник фото: [3]).

Ратуша, Осло, Норвегия

Комната получила название по картине Эдварда Мунка «Жизнь» (Livet) (1910). Об Эдварде Мунке (Edvard Munch) (1863-1944) и его работах мы уже довольно подробно рассказывали в заметке о посещении Национальной галереи в Осло. Сегодня можно только удивляться, почему творчество самого известного в мире норвежского художника так мало представлено в самом главном здании Осло. Но так уж случилось, что отделкой Ратуши занялись слишком поздно, когда Мунк был уже не в том возрасте и состоянии, чтобы лично участвовать в росписях залов. Впрочем, когда разговоры о внутреннем дизайне еще только начались, предполагалось, что в проекте будут участвовать и Эдвард Мунк (его кандидатуру бывший мэр города Иеронимус Хейердал предложил еще в 1916 году), и другой всемирной известный норвежец — Густав Вигеланн. Однако в итоге основная часть работы досталась группе «братьев искусства фрески» (Freskobrødrene), в которую входили Альф Рольфсен, Аксель Револьд и Пер Крог.

В 1928 году в комитет по строительству Ратуши было направлено обращение от ведущих норвежских художников, которые предлагали поручить роспись интерьеров именно Мунку (обращение также опубликовали крупные столичные газеты). В 1932 году Арнеберг заявил, что работам Мунка будет отведена отдельная комната. Позднее архитекторы подчеркивали, что Мунк может оформить любое помещение Ратуши по своему вкусу и сам выбрать мотив росписи. На выставке Мунка в 1929 году были, как считается, показаны в том числе и эскизы к предполагаемому декору интерьеров Ратуши.

Но в 1930-х годах в норвежской монументальной живописи доминирующее положение заняла техника фрески — техника, в которой Эдвард Мунк никогда не работал. Еще в 1927 году Арнеберг и Поульсон заявили, что рассчитывают украсить интерьеры Ратуши фресками, при этом участия Мунка они не отрицали. Художник даже отправился в Рим, где изучал искусство фрески. Однако работы по строительству и внутренней отделке Ратуши Осло, как мы уже знаем, сильно затянулись (подробнее читайте в заметке об истории Ратуши): юридические, финансовые, политические проблемы, дискуссии в газетах... От выдвижения идеи в 1915 году до закладки первого камня в 1931 году прошло 16 лет, а само строительство завершили еще через 19 лет. Во время закладки первого камня Ратуши Эдварду Мунку было уже 67 лет, и он страдал от болезни глаз. Когда начались работы по оформлению интерьеров, состояние его было еще хуже. Сомнительно, что у художника были еще силы на выполнение столь масштабного проекта, о котором он, очевидно, мечтал, но который слишком долго откладывался.

Так эта история могла бы и закончиться, и в Ратуше Осло не было бы ни одной работы известнейшего норвежского художника. Однако судьба распорядилась так, что в Ратушу всё-таки попала картина «Жизнь», украшающая сегодня комнату Мунка (источник фото: [5]).

Ратуша, Осло, Норвегия

Первоначально картина принадлежала шведскому коллекционеру. После того как ее устранили из Дрезденской галереи как образец «дегенеративного искусства», картину приобрел с аукциона, состоявшегося в 1938 году в Швейцарии, норвежский арт-дилер Харальд Хальворсен (Harald Holst Halvorsen). Там же он и его коллеги купили ряд других работ Мунка из немецких собраний. Через год Хальворсен выставил на аукционе в Осло 57 графических произведений и 14 полотен Мунка, в том числе картину «Жизнь». Тогда-то городские власти Осло и захотели ее приобрести, но их опередил арт-дилер Томас Ольсен (Thomas Olsen). Правда, уже через год он продал полотно Ратуше, поскольку считал несправедливым, что в главном здании страны нет ни одной работы Мунка.

Картина «Жизнь» по тематике близка к «Фризу жизни» и изображает людей разного возраста, собравшихся вокруг «древа жизни». То, что на фоне этой картины проходят свадебные церемонии, весьма символично.

Декор дубовой мебели и потолка в цветах норвежского флага выполнен по проекту самого архитектора Арнеберга (он же выполнил часть потолочных росписей с фигурами животных по мотивам фольклорного искусства).

Не забудем поднять голову наверх. Автором дизайна люстры является уже знакомый нам Йонас Хидле, занимавшийся проектированием осветительной арматуры во всех торжественных помещениях Ратуши (к слову сказать, все люстры в здании изготовлены на известном стекольном заводе Hadeland glassverk) (источник фото: [5]).

Ратуша, Осло, Норвегия

Дизайн штор и обивочной ткани принадлежит племяннице архитектора Поульсона — Эльзе Поульсон (Else Poulsson), возглавлявшей текстильную студию Норвежской ремесленной ассоциации. Она разработала дизайн ковров, обоев, скатертей, обивочных тканей и штор для целого ряда торжественных помещений Ратуши (источник фото: [3]).

Ратуша, Осло, Норвегия

Узор обивки мебели в комнате Мунка выдержан в традиционной для Осло синей гамме и изображает, помимо прочего, короля Кристиана IV, давшего в 1624 году городу имя Христиания.

Галерея торжеств

В отделанной мрамором Галерее торжеств (Festgalleriet) часто проводятся приемы и фуршеты до и после ужинов в Банкетном зале. Дизайн галереи создан по мотивам истории Осло и Норвегии (источник фото: [7]).

Ратуша, Осло, Норвегия

Фрески известного норвежского художника Акселя Револьда посвящены основным отраслям экономики: на восточной торцевой стене представлены отрасли, характерные для сельской местности и прибрежных областей («Рыбная ловля и сельское хозяйство»), а на западной — индустриальная деятельность большого города («Судоходство и промышленность»). На восточной фреске, в частности, изображены горы Лофотенских островов, где художник жил в детстве. Аксель Револьд (Axel Revold) (1887-1962) был учеником Хенрика Сёренсена и Анри Матисса и считается представителем модернизма. Вместе с Пером Крогом и Альфом Рольфсеном он стал одним из зачинателей так называемой «эпохи фресок» в норвежском искусстве (источник фото: [7]).

Ратуша, Осло, Норвегия

Рисунок штор патриотичен: он изображает святого Халльварда, Кристиана IV и коронованного льва с герба Норвегии. Гобелены вдоль противоположной длинной стены посвящены трем отраслям, заложившим основу процветания норвежского купечества в XVIII веке: торговле, судоходству и лесопереработке (источник фото: [5]).

Ратуша, Осло, Норвегия

На гобелене справа показана одна из многочисленных лесопилок, существовавших на реке Акерсельва; слева мы видим гавань, верфи и суда у старой таможни; а центральный гобелен изображает сцену на рыночной площади Лиллеторгет (источник фото: [8]).

Ратуша, Осло, Норвегия

Дизайн мебели в Галерее торжеств выполнил сам архитектор Арнеберг.

Банкетный зал

Восточная стена Галереи торжеств примыкает к Банкетному залу (Bankettsalen) (см. план этажа), который служит местом пышных приемов и банкетов. Зал примерно совпадает по размеру со столовой в Королевском дворце (источник фото: [3]).

Ратуша, Осло, Норвегия

Как мы знаем, при строительстве Ратуши особое значение придавалось использованию отечественных материалов. В отделке Банкетного зала использован норвежский белый мрамор и эффектный черный минерал ларвикит, названный в честь норвежского города Ларвик (источник фото: [7]).

Ратуша, Осло, Норвегия

Дальняя стена украшена большим полотном норвежского художника Вильгельма (Вилли) Мидельфарта (Johan Wilhelm Midelfart) (1904-1975), изображающим пляж у Осло-фьорда («Badeliv ved fjorden») (1947-1948). Мидельфарт был социалистом, и не исключено, что именно так ему представлялась утопическая картина будущего бесклассового общества (источник фото: [3]).

Ратуша, Осло, Норвегия

В зале также находятся портреты членов королевской семьи: Хокона VII (1948), Улафа V (1983), а также ныне правящих Харальда V (2000) и королевы Сони (2002) (источник фото: [5]).

Ратуша, Осло, Норвегия

Дизайн мебели в духе ар-деко придумал архитектор Арнеберг. Ее декор повторяет кованые узоры на дверях и содержит изображения лебедей как воплощения души города Осло. Автором дизайна праздничных бордовых обоев и штор, а также мебельной обивки является Кари Руде (Kari Rude). Центральным мотивом в узоре выступает роза — как символ защиты от злых сил из норвежского фольклорного искусства.

Зал заседаний

Зал заседаний городского правительства (Bystyresalen) открыт для публики даже во время заседаний (наблюдать за ходом дебатов можно с галереи). Осло стал первым муниципалитетом Норвегии, который ввел парламентскую систему городского правительства. Мэр избирается городским советом на четыре года. Городской совет состоит из 59 избранных членов и собирается на заседания примерно 15 раз в год в этом зале (источник фото: [7]).

Ратуша, Осло, Норвегия

Полукруглая форма зала, повторяющая форму площади Фритьофа Нансена перед фасадом Ратуши, отражает традиции демократии. Помещение является важнейшей интерьерной работой архитектора Магнуса Поульсона. Мебель выполнена из дуба, а красные обои украшены орнаментом в виде трех стрел (намек на легенду о святом Халльварде и печать города).

Декор зала скромный и стильный. Дизайн светильников разработал уже знакомый нам Йонас Хидле. Трибуна мэра подчеркивается гобеленом (Osloteppet), созданным по проекту Эльзе Поульсон.

Ратуша, Осло, Норвегия

Гобелен изображает идеальную картину жизни и труда норвежского народа с фигурой святого Халльварда по центру. Создавая это тканое полотно в традиционных цветах и традиционной технике, Эльзе Поульсон хотела напомнить депутатам, что традиции и этика имеют значение в том числе и в политике.

По обеим сторонам зала заседания находятся две галереи: восточная и западная (см. план этажа).

Восточная галерея (комната Крога)

Восточную галерею (Østre galleri) еще называют комнатой Пера Крога (Kroghrommet), поскольку ее расписал норвежский художник Пер Крог (Per Krohg) (1889-1965) — сын Кристиана Крога и его жены Оды Крог, «королевы богемы». Он вырос в Париже и учился у собственного отца, а также у Матисса. Фрески Пера Крога украшают многие общественные здания мира, в том числе зал заседаний Совета Безопасности ООН в Нью-Йорке и вестибюль физического факультета Университета Осло.

Ратуша, Осло, Норвегия

Огромные фрески Крога, покрывающие каждый сантиметр Восточной галереи, объединены под общим названием «Город и окрестности» (Byens og dens oppland) (источник фото: [7]). Соответственно, на южной стене изображен город, а на северной — деревня. Короткая западная стена служит своеобразным связующим звеном между городом и деревней. Обратите внимание на изображение пчел — художник сравнивал горожан с пчелами в ульях: они живут вплотную друг к другу и много трудятся; их тянет в деревню, откуда они привозят нектар для своего мёда.

Ратуша, Осло, Норвегия

Восточная стена с окном (на фото сверху) украшена расписными орнаментами, навеянными церковной архитектурой (источник фото: [1]).

Западная галерея

Западную галерею (Vestre galleri) расписал норвежской художник Ааге Сторстейн (AageStorstein) (1900-1983). Он был учеником Пера Крога и Хенрика Сёренсена. Большое влияние на творчество Сторстейна оказал кубизм.

Ратуша, Осло, Норвегия

Фреска, созданная им для Ратуши Осло, называется «Права человека» (Menneskerettighetene) и показывает шествие «факела свободы» от Французской революции 1789 года к подписанию норвежской конституции 1814 года (источник фото: [7]).

План помещений Ратуши Осло

Ниже представлен план первого и второго этажа Ратуши. На планах показаны все помещения, обычно открытые для осмотра.

Ратуша, Осло, план первого этажаРатуша, Осло, план второго этажа

Напомним, что в связи с проведением официальных мероприятий некоторых залы Ратуши могут быть закрыты.

♦♦♦♦♦♦♦

См. также:

- История, архитектура и наружный декор Ратуши Осло

♦♦♦♦♦♦♦

Как и когда можно посетить Ратушу Осло: адрес, часы работы

Ратуша Осло находится в самом центре города, близ набережной Акер-Брюгге и недалеко от главной улицы Карла-Юхана. Адрес Ратуши: Fridtjof Nansens plass (площадь Фритьофа Нансена) или Rådhusplassen, 1 (Ратушная площадь). Посмотреть расположение Ратуши на карте Осло можно тут или на туристической карте.

Часы работы: В обычное время посетить Ратушу Осло можно ежедневно с 9:00 до 16:00 (а с июля по август, как правило, до 18:00). Вход бесплатный.

Фотографировать в здании Ратуши разрешается.

Однако имейте в виду, что Ратуша является действующим административным зданием, так что в связи с проведением тех или иных официальных мероприятий некоторые залы могут быть в определенные дни закрыты для туристов. Поэтому рекомендуем перед посещением проверить график работы на официальном сайте Ратуши Осло (на этой странице перечислены ближайшие дни, когда Ратуша будет закрыта для посещения).

Желающие могут осмотреть интерьеры Ратуши Осло не самостоятельно, а в рамках экскурсии с гидом. Экскурсии на английском и немецком языке предлагаются для групп, насчитывающих 15-30 человек. Заказывать экскурсии рекомендуется заранее, по электронной почте.

Кроме того, бесплатные экскурсии по Ратуше Осло для индивидуальных туристов (на английском и других языках) проводятся летом (с 1 июня до конца августа), ежедневно в 10:00, 12:00 и 14:00. Подробнее можно прочитать на сайте Ратуши.

Напоследок еще раз напоминаем: если вы планируете посетить Ратушу Осло — самостоятельно или с экскурсией, — стоит заранее уточнить график ее работы на официальном сайте.

Гуляя по Ратуше Осло, можно посетить бесплатный туалет.

Отзывы о посещении Ратуши Осло (в том числе много отзывов на русском языке) можно почитать тут.

♦♦♦♦♦♦♦

Туристическая карта Осло с достопримечательностями

Ниже предлагаем вашему вниманию подробную туристическую карту Осло с достопримечательностями. На этой карте приводятся названия всех основных улиц, значимых построек, музеев, парков, площадей и прочих важных туристических объектов. В частности, на карте обозначено местоположение центрального ж/д вокзала Осло.

Карта Осло, Норвегия

Ниже приводится подробный план центра города Осло с обозначением таких достопримечательностей, как ратуша, парламент, кафедральный собор. Также на карте указано расположение центрального вокзала Осло.

Карта Осло, Норвегия

♦♦♦♦♦♦♦

Что посмотреть в Осло (основные достопримечательности)

Что посмотреть в Осло? В столице Норвегии есть целый ряд интересных музеев, храмов и других архитектурных памятников. Перечень наиболее примечательных объектов, которые стоит посмотреть в Осло, предлагается ниже:

- Парк скульптур Вигеланна (Вигеланда)

- Замок и крепость Акерсхус

- Кафедральный собор Осло

- Старый город (район Квадратурен, улица Карла-Юхана, Королевский дворец)

- Ратуша Осло

- Национальная картинная галерея

- Музей Эдварда Мунка в Осло

- Музей Густава Вигеланна

- Музей Эммануэля Вигеланна (см. также интересную статью об этом музее и фотографии в журнале «Третьяковская галерея»)

- Музеи на полуострове Бюгдё (Бюгдой): Музей кораблей викингов, Музей «Фрама», Музей «Кон-Тики», Народный музей под открытым небом, Морской музей

- Деревянная средневековая церковь ставкирка из Гуля на территории Народного музея под открытым небом

- Историческое кладбище Спасителя с захоронениями норвежских знаменитостей и церковь Гамле-Акер

- Другие соборы и церкви Осло (католический собор Св. Олава, церковь Троицы, церковь Ураниенборг и др.)

♦♦♦♦♦♦♦

Использованные источники:

1. Подробное описание истории, архитектуры здания и произведений искусства в интерьере Ратуши Осло на официальном сайте Ратуши

2. Ратуша Осло, статья в Википедии

3. Фотографии Ратуши Осло на commons.wikimedia.org

4. Ратуша Осло на сайте о норвежской истории lokalhistoriewiki.no

5. Фотоотчет о самостоятельном посещении Ратуши Осло

6. Ратуша Осло: фотогалерея

7. Фотогалерея интерьеров и наружного декора Ратуши Осло

8. Гобелен «Торговля» в Галерее торжеств Ратуши Осло

9. Значение и символика росписей Главного зала (вестибюля) Ратуши Осло

10. Подробное описание фрески Альфа Рольфсена «Фриз оккупации»

11. Подробное описание картины Хенрика Сёренсена «Труд. Управление. Празднование»

Понравилась статья?

У вас есть возможность поддержать развитие нашего проекта любой доступной вам суммой :)