Биография Густава Вигеланна (Вигеланда): жизнь и творчество

Рубрики: Наши путешествия,Норвегия, весна 2012, Теги: ,
Foxy @ 9 марта 2014, в 21:35

Густав Вигеланн (Вигеланд) был противоречивой личностью, и его творчество тоже оценивали неоднозначно, еще при жизни. Несомненно одно: Вигеланн занимает центральное место в норвежской скульптуре, а созданный им в Осло парк скульптур является одной из самых интересных и посещаемых достопримечательностей города.

Густав Вигеланн в мастерской в Хаммерсборге, 1917 год

В прошлый раз мы совершили самостоятельную экскурсию по парку скульптур Вигеланна и получили неплохое представление о работах этого неординарного мастера, а также узнали об истории создания этой «выставки скульптур под открытым небом». Но как пытливые туристы мы не могли не задаться вопросом: а что это был за человек? Какие личностные и художественные впечатления повлияли на его творчество? Какие события предшествовали его переезду в этот район Осло? Какие еще произведения создал Вигеланн? Несмотря на популярность парка скульптур, информации о биографии Вигеланна не так уж много, и мы решили отчасти восполнить данный пробел.

Детство и юность. Годы учебы

Норвежский скульптор Густав Вигеланн (Вигеланд) (Gustav Vigeland) (1869-1943), своеобразный и плодовитый мастер, известный как автор грандиозного парка скульптур в Осло, а также дизайнер медали Нобелевской премии мира, родился в Южной Норвегии, близ прибрежного городка Мандал (Mandal) 11 апреля 1869 года. При рождении ему было дано имя Адольф Густав Торсен (Adolf Gustav Thorsen) (позднее он взял себе псевдоним по названию местечка, откуда были родом его дед и мать).

Родной дом Вигеланна

Отец будущего скульптора работал плотником. Предки по отцовской и материнской линии были в основном крестьянами. Родственников с отцовской стороны Густав характеризует как людей бурного, жестокого нрава: они «как черные буревестники, построившие свой дом на скалах, где бушует буря и бьются волны». Некоторое время отец Густава, очень набожный человек, активно участвовал в религиозном движении, и в их доме проходили собрания христиан-пиетистов. Семья каждое воскресенье ходила в церковь. Впечатления от верующей среды, в которой он вырос, оказали на мальчика глубокое влияние и отразились на его творчестве, особенно раннем.

У Густава было три брата, в том числе Эмануэль Вигеланд (1875-1948), который в дальнейшем стал известным художником (созданные по его рисункам витражи можно, например, увидеть в соборе Осло). Сегодня родной дом Вигеланда превращен в дом-музей Vigeland hus. Квартира, где вырос Густав и его братья, располагалась над столярной мастерской отца. Так мальчик с ранних лет приобщился к ремеслу резчика по дереву. Кроме того, в доме было пианино, и Густав и его старший брат Теодор (остальные братья были младшими) учились на нем играть. Также оба брата с удовольствием читали. Особенно им нравились заметки путешественников, книжки Чарльза Диккенса, Вальтера Скотта и иллюстрированные журналы.

В детстве Густав часто болел. Из-за этого он временами освобождался от занятий в школе и жил у деда по материнской линии на небольшой ферме Mjunebrokka в местечке под названием Вигеланн (Вигеланд) (от норвежского «земля викингов»), в 12 км от Мандала. Это было любимым местом Густава. Там он имел возможность совершенствовать свои навыки резьбы по дереву. Дед — мягкий человек, которого любили поголовно все внуки, — разглядел в мальчике талант и попросил самого умелого резчика в деревне дать внуку несколько уроков. Вскоре Густав начал украшать рукоятки ножей и другие предметы фантазийной резьбой. В школе его любимыми предметами были рисование, пение и письмо.

Ручка ножа, вырезанная Вигеландом в возрасте 12-13 лет (источник [3]):

Ручка ножа, вырезанная Вигеланном в возрасте 12-13 лет

Отец Густава был опытным и успешным плотником. В принадлежавшей ему мебельной мастерской было несколько учеников и подмастерьев, и дела поначалу шли хорошо. Однако в начале 1880-х годов он неудачно вложил деньги, потерял всё состояние и пристрастился к алкоголю. Это привело к разрыву с женой, которая, взяв с собой сыновей, переехала на ферму к своему отцу.

Ферма Mjunebrokka в местечке Вигеланд (источник [3]):

Ферма в местечке Вигеланн

Школу Густав так и не окончил, а в возрасте 15 лет его отправили в Осло (Кристианию), где он стал учеником резчика по дереву, Торстена Фладмё (Thorsten/Torsten Fladmoe Fladmoe). В вечернее время Вигеланд посещал художественную школу, а в свободное время ходил в музей скульптуры. В 1886 году обучавший юношу ремесленник заболел, и мастерская закрылась. Густав уехал домой. Вскоре после его возвращения отец умер от туберкулеза, и Густаву пришлось помогать семье и работать на ферме. В свободное время юноша рисовал и читал; особенно его увлекала древнегреческая драматургия и мифология (это восхищение античным искусством, словесным и изобразительным, он пронес через всю жизнь).

Он рано осознал свое признание. «Я стал скульптором еще до рождения, — писал позднее Вигеланд. — Меня подхлестывала и гнала вперед какая-то могучая, неподвластная мне сила. Другого пути для меня не было. Как бы я ни старался с него свернуть, меня возвращало назад».

Фото юного Густава Вигеланна, 1884 или 1885 год (источник [7]):

Густав Вигеланн

В 1888 году Густав вернулся в Осло, на этот раз мечтая о карьере профессионального скульптора. Короткое время он работал в столярной мастерской, но затем был уволен, бродяжничал, голодал («Я жил везде и нигде, на чердаках и в подвалах, и ел то, что вряд ли можно назвать пищей»). Наконец, в феврале 1889 года он показал известному норвежскому скульптору Брийнульфу Бергслину (Brynjulf Bergslien) свои эскизы скульптур по мотивам Библии, Данте, Гомера и скандинавской мифологии. Тот, сразу же оценив талант юноши, позволил ему работать в своей мастерской (Густав получил возможность одновременно помогать мэтру и перенимать у него азы техники). Кроме того, с помощью своих друзей, любителей искусства, Бергслин оказывал Густаву материальную поддержку.

Мастерская Брийнульфа Бергслина, фото ок. 1898 года (источник [3]):

Мастерская Брийнульфа Бергслина

И вот, уже в том же году состоялся дебют начинающего мастера: Вигеланд принял участие в ежегодной Осенней выставке (Høstutstilling, Statens kunstutstilling) в Осло, представив скульптурную группу «Агарь и Измаил» (фото с сайта [9]).

Густав Вигеланн. Агарь и Измаил

С начала 1890 года Вигеланд стал работать ассистентом у скульптора Матиаса Скейброка (Mathias Skeibrok), который был его преподавателем по художественной школе с осени 1889 года. В его мастерской у Густава появилась возможность заниматься собственным творчеством. Однако натурализм, который проповедовал Скейброк, не мог удовлетворить юного скульптора, чьи поиски больше тяготели к символизму и неоромантизму, к изображению субъективных внутренних переживаний, от любви и ненависти до смерти и отчаяния. Вообще характерно, что учителя служили для Вигеланда не примером для подражания, а как будто наоборот — носителями стиля, которому не нужно следовать. Он очень быстро начал вырабатывать собственный, уникальный стиль, считая, что творческий процесс должен быть инстинктивным. В одном из писем (1895) он так выражает свое кредо: «... если кто-то сознательно копирует работы других художников и рационально их интерпретирует, то вряд ли можно говорить, что он создает что-то из своей собственной личности! Принято говорить о художниках, принадлежащих к той или иной Школе. Но это абсурд. Невозможно втиснуть художника в коробку, вписать его в схему. […] Позволим же душе делать свою работу, не надо принуждать ее, пусть она сама руководит и направляет».

Заграничные поездки и ранние работы 1889-1900 годов

В 1890 году Вигеланд получил стипендию на учебную поездку в Копенгаген, где с января 1891 года работал в мастерской известного скульптора Вильгельма Биссена младшего (Vilhelm Bissen) (1836-1913). В Копенгагене норвежец провел целый год. Здесь он выполнил свою первую крупную (в натуральную величину) работу — скульптурную группу «Проклятые» («Изгнание Каина»), отличавшуюся страстной выразительностью и смелым реализмом, демонстрировавшим отход скульптора от позднего классицизма (фото скульптуры с сайта [3]). В следующем году он снова принял участие в Осенней выставке в Осло. Его работы были хорошо приняты критиками, и можно сказать, что Вигеланд уже в 23-летнем возрасте  заявил о себе как самостоятельный мастер.

Густав Вигеланн. Проклятые

В 1893 году Вигеланд несколько месяцев провел в Париже, где посещал мастерскую Огюста Родена и изучал его произведения. В некоторые источниках утверждается, что лично с Роденом Вигеланд знакомиться не стал, считая, что знакомства с его работами достаточно, и возможно, опасаясь подпасть под чрезмерное влияние мастера. В действительности точно не известно, встречались ли Роден и Вигеланд лично. В Париже Густав также посещал различные художественные музеи. Год спустя, уже в Норвегии, под впечатлением от роденовских «Врат ада», он создал собственный большой барельеф «Ад».

Густав Вигеланн. Ад

В августе 1894 года Вигеланд пригласил журналистов в свою студию на улице Pilestredet — посмотреть на законченный барельеф. Затем «Ад» был продемонстрирован на первой персональной выставке Вигеланда осенью 1894 года, а позднее с некоторыми изменениями выполнен в бронзе (1896–97).

Густав Вигеланд в своей мастерской на улице Pilestredet перед барельефом «Ад», 1894 год (источник [12]):

Густав Вигеланн в своей студии перед барельефом «Ад», 1894 год

Первый биограф Вигеланда Ханс Лёдруп (Hans Lødrup) охарактеризовал «Ад» как «парафраз человеческих несчастий; изображение безотрадного, греховного шествия обреченного человека к финалу жизни». Он также отметил, что «эта глубоко пессимистическая работа молодого скульптора является максимальным художественным выражением мучительного периода его жизни». Образы смерти и отчаяния вообще часто встречаются в произведениях Вигеланда того периода. Еще один важный мотив, появившийся в творчестве скульптора уже на этом этапе, — взаимоотношения между мужчинами и женщинами. Он изображает целый спектр эмоций в любовной паре: от меланхолии и отчуждения до глубокой привязанности и экстаза объятий.

Рисунок Вигеланда (1893), изображающий центральную фигуру композиции «Ад» — Сатану (источник [12]):

Густав Вигеланн. Сатана

В 1895 году Густав уехал продолжать учебу во Флоренцию, по пути на три месяца заехав в Берлин. Добирался он через Копенгаген, где сделал небольшую остановку, чтобы встретиться со своим бывшим учителем Биссеном и посетить Глиптотеку с коллекцией скульптуры. Эти скульптуры, однако, не произвели на норвежца особого впечатления. Всё это были образцы консервативного академического искусства в духе «французского салонного стиля». Вигеланд увидел в них пустые «фигуры с растрепанными волосами и развевающимися одеждами. Но ни одного человека! Ни одна из этих современных фигур не вызывала во мне глубокого отклика!»

Фотография Густава Вигеланда, ок. 1894 года (источник [12]):

Густав Вигеланн (ок. 1894 года)

Далее Вигеланд отправился в Берлин — третий по величине город Европы на тот момент. Там скульптор вращался в интернациональном кружке символистов, куда входили, в частности, Эдвард Мунк и Август Стриндберг, а также польский писатель Станислав Пшибышевский (друг Вигеланда, автор первых статей о нем и активный популяризатор его творчества) и жена Пшибышевского Дагни Юль. Все они были завсегдатаями артистического кафе «У черного поросенка» (Zum Schwarzen Ferkel). Сначала Вигеланд жил в берлинской квартире Пшибышевского и Юль, а затем переехал ближе к центру города и поселился в гостинице по соседству с Мунком и их общим другом поэтом Сигбьёрном Обстфеллером.

Интерьер берлинского кафе «У черного поросенка» (источник [12]):

Интерьер кафе «У черного поросенка» в Берлине

Эти три месяца в Берлине стали весьма продуктивными для Вигеланда с творческой и социальной точки зрения. Он много работал, общался с художниками и писателями, посещал музеи. С Мунком у Вигеланда сложились тесные профессиональные и отчасти дружеские отношения. По некоторым сведениям, они делили кров, мастерскую и даже женщин, но затем разругались — как раз из-за женщины. Мунк вспоминал, как вспыльчивый скульптор запустил в него глиняным бюстом, который Вигеланд сам же и слепил с художника незадолго до этого. Бюст не выдержал такого удара, а нового Вигеланд так никогда и не сделал. И вот вам результат: в обширной галерее портретов норвежских деятелей культуры, созданной Вигеландом, отсутствует самый, наверное, известный норвежский художник.

Так или иначе, в тот период в творчестве Мунка и Вигеланда обнаруживается взаимное влияние. Под впечатлением от картин Мунка скульптор обращается к темам ревности и смерти, а Мунк, в свою очередь, начинает интересоваться темой обнаженного тела. Его интерес к скульптурам Вигеланда также заметен на следующем рисунке, где изображены две скульптуры Вигеланда («Поцелуй» и «Падшие»), а на переднем плане — сам Вигеланд (курит сигарету) и Обстфеллер (источник иллюстрации: [12]).

Рисунок Мунка (1895)

В апреле Вигеланд направился из Берлина во Флоренцию, где провел полгода. Город его очаровал. Там скульптор познакомился с античным и египетским наследием, а также шедеврами Ренессанса. Особенное впечатление произвели на него работы Донателло и Микеланджело. Изучение итальянского искусства повлияло на творчество Вигеланда: со второй половины 1890-х годов его работы становятся более четко оформленными и строгими. В то же время для него по-прежнему остается важным передать эмоциональное состояние, настроение, интимные переживания, страсть своих персонажей — всё то, что проповедовал Огюст Роден. В феврале 1896 года Вигеланд снова побывал во Флоренции, а также посетил другие итальянские города (Неаполь и Рим).

В 1894 и 1899 году состоялись две персональные выставки Вигеланда в Норвегии. На каждой было представлено около полусотни работ, по большей части позитивно оцененных критикой. Особенно большой успех имела вторая (и последняя за всю профессиональную карьеру Густава) выставка. Критики особо отмечали способность Вигеланда придать фигурам живую, драматическую выразительность. Вторая выставка однозначно укрепила репутацию Вигеланда как одного из ведущих скульпторов в стране. После этого он уже больше не выставлялся сольно и редко участвовал в коллективных выставках: ему не нравилось «отправлять свои работы в турне, как актеров». Сделав себе имя, Вигеланд получил возможность творить независимо, меньше участвовать в современной художественной «тусовке» и жить более уединенно.

Работа в Нидаросском соборе

По сравнению с норвежскими коллегами молодой скульптор получал довольно высокий доход от своего творчества. Однако его грандиозные проекты требовали больших затрат на материалы и моделей, да и заказы были нерегулярными, так что нередко Вигеланд оставался без денег. В 1897 году он послал несколько своих эскизов архитектору, который руководил реставрацией убранства Нидаросского собора (Nidarosdomen) в Тронхейме, и вскоре получил заказ на первую скульптуру святого.

Реставрация Нидаросского собора была начата в 1869 году, в год рождения Густава Вигеланда. В результате нескольких пожаров и длительного запустения храм был практически полностью разрушен. К 1890-х годам реставрационные работы существенно продвинулись. Теперь стояла задача создания скульптурного декора собора. Решено было не копировать средневековые скульптуры, а создать новые произведения искусства в готическом стиле.

Интерьер Нидаросского собора (фото с сайта [3]):

Интерьер Нидаросского собора

Вигеланд участвовал в реставрации собора с 1898 по 1902 год. Эта работа казалась ему не самой захватывающей, но по крайней мере приносила предсказуемый доход. Впрочем, условия были неважными: работать приходилось в крошечной неотапливаемой мастерской.

Среди первых задач скульптора во время работы в Тронхейме было создание 16 гаргулий для главной башни Нидаросского собора. Этот заказ позволил Вигеланду дать волю своей фантазии. Всего он создал для самого значимого храма Норвегии 44 скульптуры. Наиболее известны семь скульптур святых над алтарной перегородкой, выполненных из дуба и окрашенных. Также Вигеланд придумал четыре барельефа с изображением ангелов и барельефы для купели.

Работа в Тронхейме, хотя и воспринималась Вигеландом в первую очередь как средство заработка, наложила отпечаток на его творчество. Соприкосновение со средневековым искусством привело к тому, что скульптор впервые обратился к символическим мотивам: в его произведениях с тех пор появляются образы ящеров и драконов (символ греха и злых, враждебных сил), сражающихся с человеком. К этой теме он еще будет неоднократно возвращаться в своих творениях, особенно в парке скульптур в Осло.

Гаргульи Нидаросского собора

Создавать скульптуры в стиле другой эпохи Вигеланду в итоге наскучило. Он чувствовал, что эта работа препятствует его художественному развитию, и в 1902 году прекратил участие в реставрации Нидаросского собора. Незадолго до этого, с осени 1900 года, он провел около года во Франции и Англии, где по стипендии изучал готическое искусство. В Париже скульптор познакомился с известным норвежским писателем Бьёрнстьерне Бьёрнсоном и создал его скульптурный портрет, позднее выполненный в виде мраморного бюста. В Лондоне он впервые увидел знаменитые творения древнегреческого скульптора Фидия.

Начало XX века: новый этап в творчестве и новая мастерская

В 1902 году скульптор возвращается в Осло. В этот период в творчестве Вигеланда наметился отход от экспрессивных стройных фигур раннего времени к более гармоничному сочетанию формы и содержания. Форма становится спокойнее и полновеснее, и постепенно формируется более зрелый стиль.

Густав Вигеланн. Мужчина и женщина (1905)

Хотя скульптора с самого начала волновала задача передачи реалистичных пропорций, но анатомическая точность и натуралистичность никогда не были для него самоцелью. Он стремился в первую очередь к передаче внутреннего состояния своих героев, их отношений друг с другом.

Густав Вигеланн. Мужчина и женщина. Набросок (1900)Густав Вигеланн. Мужчина и женщина. Набросок (1900)

В первое десятилетие XX века Вигеланд создает такие скульптуры, как «Мать и дитя» (1909), «Бродяги» (1908), а также мраморную группу «Молодой мужчина и женщина» (1906), в которой участники пары стоят близко друг к другу, но смотрят задумчиво и в сторону, будто погрузившись в собственный мир (фото с сайта [3]).

Густав Вигеланн. Молодой мужчина и женщина» (1906)

Эти и другие произведения вошли в число лучших в норвежском искусстве работ на вечную тему взаимоотношений мужчин и женщин. В трактовке Вигеланда эти отношения полны страсти, глубокой боли, меланхолии, изредка восторга и счастья, но редко радости.

Густав Вигеланн. Коленопреклоненный мужчина и стоящая женщина (1908)

Густав Вигеланд в своей мастерской в 1903 году (источник [3]):

Густав Вигеланн

Интерьер мастерской Вигеланда на улице Pilestredet, фото ок. 1900 года (источник [12]):

Мастерская Вигеланна на Pilestredet

Условия работы скульптора к этому времени были явно неудовлетворительными. С 1890-х годов Вигеланд занимал мастерскую по адресу Pilestredet, 8. Она находилась на пятом этаже обычного жилого дома. В апреле 1902 года Густав обратился к бургомистру с просьбой разрешить ему использовать заброшенную мастерскую в районе Хаммерсборг (Hammersborg) в центре Осло. Разрешение было получено, и в октябре того же года скульптор переехал с Pilestredet в квартиру на Fredensborgveien, 1, прямо возле своей новой мастерской.

Густав Вигеланд в мастерской в Хаммерсборге, 1906 год (источник [2]):

Густав Вигеланн в мастерской в Хаммерсборге, 1906 год

В связи с тем, что в 1907 году Вигеланд заключил с городскими властями контракт на создание фонтана на площади Эйдсвол-плас (Eidsvolls plass), было также оговорено, что в Хаммерсборге для него будет построена новая мастерская по соседству со старой. Так и было сделано. Новая мастерская была готова к августу 1908 года (источник фото: [3]).

Новая мастерская Вигеланна в Хаммерсборге

Старая мастерская после этого стала использоваться в качестве кладовки.

Памятники и портреты знаменитых соотечественников

С 1890-х годов Густав Вигеланд по собственной инициативе выполнил целый ряд портретных бюстов выдающихся норвежцев. При этом он преследовал двойную цель: с одной стороны, он рассматривал такую работу как возможность для технического совершенствования, с другой — рассчитывал на то, что к бюстам проявят интерес государственные учреждения или частные коллекционеры. В скором времени Вигеланд сделал себе имя как портретный скульптор с хорошим пониманием психологии модели, так что стало считаться честью позировать для него.

Тут отразилась своеобразная натура Вигеланда, который при всей своей замкнутости и скромности также был весьма практичным человеком. Показательно, что в процессе работы над бюстами он заговаривал с именитыми портретируемыми на самые разные темы и, в частности, обращался к ним за помощью и советом. Вот характерный пример. Вигеланд долгое время мечтал создать скульптурный портрет Эдварда Грига. Композитор принял предложение в 1902 году, чувствуя себе польщенным. Из-за плотного графика выступлений Григ смог начать позировать только зимой 1903 года. В процессе работы скульптор завел разговор о трудностях, связанных с созданием памятника Абелю, и Григ предложил организовать концерт в поддержку проекта (правда, в итоге этот план так и не был реализован).

Эдвард Григ в мастерской Вигеланда, рядом со своим бюстом, 1903 год (источник [3]):

Григ и его бюст в мастерской Вигеланна

Всего на протяжении своей карьеры Вигеланд выполнил около 100 портретных бюстов (наиболее продуктивным периодом стали 1901-1905 годы, когда было создано 27 бюстов). В частности, ему принадлежат скульптурные изображения драматурга Генрика Ибсена, композитора Эдварда Грига, исследователя Фритьофа Нансена, шведского короля Оскара II, писателя Кнута Гамсуна (Гамсун оставался в дружеских отношениях Вигеланда на протяжении всей жизни).

Создать бюст Генрика Ибсена скульптор мечтал давно, но это удалось сделать лишь ближе к концу жизни писателя. К тому времени Ибсен перенес два удара, говорить не мог, и сеансы (всего их состоялось шесть) продолжались всего по десять минут. Тем не менее, Вигеланд остался очень доволен этой работой. Бюст Ибсена (1903) (фото с сайта [3]):

Бюст Ибсена работы Вигеланна

Помимо бюстов, скульптор работал и над памятниками. Тогда, на рубеже веков, большая часть монументов для улиц и площадей норвежской столицы создавалась его старшими коллегами. Памятники работы Вигеланда отличались от этих статуй большей выразительностью, большим вниманием к индивидуальности и внутренней жизни изображаемых личностей. Среди наиболее известных памятников работы Вигеланда можно отметить памятники математику Нильсу Хенрику Абелю (1905) и писательнице и феминистке Камилле Коллетт (1909) в парке возле Королевского дворца в Осло, а также памятник писателю Генрику Вергеланну (1907) в Кристиансанне. Эти монументы заслужили Вигеланду славу самого одаренного и неординарного норвежского скульптора.

Вигеланн работает над памятником Абелю (1905)

В 1901 году Вигеланд выиграл конкурс на проект медали для Нобелевской премии мира.

Медаль Нобелевской премии мира

Беспокойная личная жизнь и сложный характер Густава Вигеланда

Мы уже заметили, что тема отношений между мужчиной и женщиной была одной из центральных в творчестве Вигеланда. Как же складывалась личная жизнь самого скульптора? Разумеется, она была полна страсти и неоднозначных поступков. Вигеланд был дважды женат, дважды имел длительные отношения с любовницами, а также множество связей на стороне. Вигеланда всегда тянуло к молодым женщинам, позировавшим ему, так что его любовная жизнь была, мягко говоря, непростой.

Еще во время работы над своим «Адом», то есть около 1894 года, Вигеланд познакомился с Лаурой Андерсен (Laura Mathilde Andersen), которая позировала ему в качестве модели. Между ними завязались отношения (что не помешало Вигеланду в 1895 году, во время пребывания во Флоренции, завести роман с финской художницей Элин Даниельсон). Летом 1899 года у Густава и Лауры родилась дочь. Через год Лаура вновь забеременела. Вигеланд к тому времени уже увлекся 17-летней Ингой Сюверстен (Inga Syvertsen), однако согласился для проформы жениться на Лауре — правда, при условии, что они сразу же разведутся. Второй ребенок Лауры, мальчик, родился в марте 1901 года. Развод был фактически оформлен лишь в 1906 году, после длительного и болезненного процесса. Лаура растила детей одна, у Густава не было ни малейшего желания с ними общаться.

Фото Инги Сюверстен, 1911 год (источник [4]):

Инга Сюверстен

«Трудно понять, как художник, создавший столько прекрасный статуй, изображающих детей и матерей с детьми, мог вести себя подобным образом, — удивляется переводчик норвежской биографии Вигеланда (Tone Wikborg: Gustav Vigeland. En biografi) Харальд Хансен (Harald Hansen). — Он мог играть и забавляться с другими детьми, но своих он не хотел». После развода Вигеланд исправно платил Лауре алименты, но с детьми не контактировал в принципе.

В этот же период произошел раскол в его отношениях с младшим братом Эмануэлем Вигеландом, который, как уже говорилось, был художником. С середины 1890-х годов Эмануэль жил и творил в Осло. Но после выставки 1902 года его работы стали критиковать, обвиняя в том, что он заимствует многие мотивы из творчества своего брата. Густав не пытался это опровергнуть, и в итоге братья поссорились. За исключением короткой переписки в связи со смертью матери в 1907 году, они больше никогда не общались.

Инга Сюверстен (1883-1968) — очень красивая женщина с голубыми глазами, светлыми волосами и высоким лбом — была любовницей, сожительницей, помощницей, натурщицей и экономкой Густава Вигеланда на протяжении 19 лет, с 1902 года. Детей у них не было. Это было одним из его условий. Женаты они также не были. Инга была красивой и работящей, она оказывала Густаву огромную помощь и поддержку, даже научилась гипсовой отливке. Она также сыграла большую роль в документировании и каталогизации произведений Вигеланда (например, она собирала и датировала все его рисунки), чем сильно помогла дальнейшим исследователям его творчества.

Инга Сюверстен и Густав Вигеланд (источник [3]):

Густав Вигеланн с Ингой

О некоторых связях Густава на стороне Инга знала и даже несколько раз угрожала, что уйдет от него. Тем не менее, в течение десяти лет Вигеланд умудрялся жить сразу с двумя женщинами: Ингой Сюверстен дома и Мари Нордбю (Marie Nordby) на стороне. Мари была его помощницей и моделью с 1906 года. Густав влюбился в нее, когда той было всего 17. Ее черты он запечатлел во многих своих скульптурах. Закончилась их связь скандальным разрывом.

Отношения Вигеланда с Ингой оборвались в начале 1921 года. Разрыв ускорило то, что осенью 1920 года скульптор встретил красивую девушку, которой страстно увлекся, — это была 18-летняя Ингрид Вильберг (Ingrid/ Ingerid Vilberg), на 32 года младше Вигеланда.

Фото Ингрид Вильберг (источник [3]):

Ингрид Вильберг

Их роман начался, когда Ингрид ему позировала (Вигеланду была нужна модель с красивыми руками). Словом, история повторилась. В 1922 году они с Ингрид поженились и прожили вместе 15 лет. Детей он не хотел иметь и от нее. Но расстались они по другой причине: Вигеланду приглянулась очередная юная дева. Произошло это в 1939 году. Впрочем, официально брак с Ингрид расторгнут не был. Новая пассия также стала экономкой и сожительницей Вигеланда.

Густав и Ингрид в квартире по Maridalsveien, 17, после свадьбы, 30 января 1922 года (источник [3]):

Густав Вигеланн с Ингрид

Исследователи жизни и творчества Вигеланда отмечают, что он был очень непростой, противоречивой личностью, застенчивым и упрямым человеком с вулканической творческой энергией. Мелочность и расчетливость сочетались в нем с гордостью и великодушием. Вспыльчивый и замкнутый, он плохо сходился с людьми и никогда не приходил на свои выставки и церемонии открытия памятников. Часто уединялся и впадал в депрессию. Счастлив он не был. В возрасте 51 года в своей мастерской в Хаммерсборге Вигеланд записал: «Вот результат многочисленных ударов судьбы. Я один. Совсем один.  Ни друга, ни приятеля, ни знакомого, к которому я могу пойти. Там живут люди. Здесь живу, нет, умираю, я».

Зрелый период творчества (1910-1943). Контракт с мэрией и мастерская во Фрогнере. Парк скульптур Вигеланда

Примерно в 1913 году в искусстве Вигеланда произошла радикальная смена стиля. Его пластический язык становится всё более обобщенным и упрощенным, с минимумом деталей и преобладанием больших поверхностей. Эта метаморфоза совпала с аналогичными тенденциями во всей европейской скульптуре, и, вероятно, что на норвежца повлияли эти изменения. Известно, например, что он покупал фотографии скульптур Матисса, а также проявлял интерес к кубизму.

Немаловажной причиной стилистических изменений стало и то, что в этот период Вигеланд сосредоточился на создании скульптур, предназначенных исключительно для ваяния в камне. Причем если раньше он часто использовал мягкий камень (мрамор и стеатит), то теперь стал резать свои фигуры в граните.

Именно в эти годы у мастера начал зарождаться план создания монументального парка скульптур. Началось всё с идеи большого скульптурного фонтана для города Осло. Еще в 1900 году Вигеланд выполнил эскиз фонтана с шестью обнаженными мужскими фигурами, несущими на своих плечах главную чашу, и предложил городским властям установить его на площади Эйдсвол-плас (Eidsvolls plass), перед зданием Норвежского парламента. Однако получил отказ. Несмотря на то что его идея не встретила поддержки, Вигеланд продолжал ее разрабатывать. В 1906 году он представил в Музее прикладного искусства (Kunstindustrimuseet) новую, расширенную модель, украшенную бронзовыми барельефами и 20 скульптурными древесными группами по периметру бассейна. Модель фонтана, представленная в 1906 году (источник [13]):

Густав Вигеланн. Модель фонтана, 1906 год

На этот раз проект вызвал большое воодушевление. Был начат сбор средств, и скульптор приступил к работе над центральной группой (1909), «древесными фигурами» (1907–14) и 60 барельефами. В 1914 году он предложил установить фонтан в другом месте: на холме Абеля (Abelhaugen), в парке возле королевского дворца. Тогда же появилась доработанная модель фонтана: первоначальный проект был дополнен рядом скульптурных групп из гранита — крупных, массивных, плавно закругленных, отражающих новые эстетические идеалы Вигеланда. В 1915-1916 годах скульптор выполнил 60 таких групп (из которых лишь 36 в итоге были установлены в парке).

Чтобы добиться общественной поддержки проекта, в апреле 1916 года Вигеланд пошел на необычный шаг: он открыл свою мастерскую для публики и продемонстрировал свои модели фонтана и скульптуры для него. Реакция зрителей была неоднозначной. Многим казалось, что из-за большого количества и величины статуй фонтан не слишком хорошо будет смотреться в центре города. А в 1919 году Вигеланд добавил в композицию фонтана еще и гигантскую гранитную колонну. Стало ясно, что замысел и вправду слишком масштабен для того, чтобы устанавливать фонтан в исторической части города.

Очередь перед мастерской Вигеланда в апреле 1916 года (источник [3]):

Очередь в мастерскую Вигеланна в апреле 1916 года

Все эти идеи привели к метаморфозам в искусстве Вигеланда. Создание скульптур на открытом воздухе, рассчитанных на восприятие с расстояния, требовало более монументального формального языка, какой мы и видим в парке Вигеланда сегодня. Причем началом этого парка — величайшего проекта всей жизни Вигеланда — стал как раз вышеописанный фонтан.

Вигеланд трудился исключительно продуктивно, и с годами мастерская в Хаммерсборге становилась для него всё более тесной. Но окончательно вопрос о необходимости переезда решило то, что мэрия Осло решила снести квартал, где проживал скульптор, и построить на этом месте центральную библиотеку (Deichmanske bibliotek). В 1919 году власти приняли решение о строительстве для Вигеланда в качестве компенсации нового здания мастерской в районе Фроньер (Фрогнер), а в феврале 1921 года, после длительных споров, был подписан окончательный договор.

Этот беспрецедентный контракт Вигеланда с властями Осло оговаривал, что скульптор до конца жизни получает в свое распоряжение обширную мастерскую, а городу взамен отходят все его произведения, как уже у него имеющиеся, так и будущие (включая скульптуры, рисунки, гравюры и библиотеку). Именно территорию парка во Фрогнере мастер в итоге выбрал в качестве места установки своего многострадального фонтана и скульптур, о чем и было напечатано в норвежских газетах в октябре 1921 года (источник газетной вырезки: [13]). Власти эту идею поддержали, но на ее официальное утверждение ушло еще три года.

Газетная вырезка 1921 года с новостью о выборе нового места для фонтана Вигеланна

В конце концов, Вигеланд получил уникальную возможность создать собственный парк скульптур в соответствии со своим личным планом и видением. Ему предоставлялся штат помощников и материалы для работы. При этом за свои скульптуры в парке Вигеланд не получал никакого регулярного жалованья или гонораров (за исключением фонтана). Для него было важнее иметь условия для творчества, поэтому он и согласился «продать душу», подписав данный контракт. В документе также было оговорено, что впоследствии мастерская будет превращена в музей работ Вигеланда.

Густав Вигеланд в своей новой мастерской в районе Фрогнер (источник [3]):

Густав Вигеланн в своей новой мастерской во Фрогнере

Осенью 1923 года скульптор начал пользоваться новой мастерской, а в следующем году полностью переехал на новое место жительства. Теперь у Вигеланда был большой дом с мастерской, а на верхнем этаже располагалось его жилище. Квартира состояла из библиотеки, столовой, гостиной, двух спален и ванной комнаты с ванной и туалетом (известная роскошь по меркам 1920-х годов). Оформлением нового жилища Вигеланда занимался сам. Он хотел обставить квартиру в своем вкусе, тем более что декоративно-прикладное искусство не было ему чуждо. Например, по его эскизам было создано множество повседневных декоративных предметов для дома, в том числе кованых ламп и канделябров. Также он придумал множество разнообразных рисунков для подушек, скатертей, ковров. Вероятно, с ткацким искусством он познакомился еще в детстве, от матери, а теперь работал над текстильными произведениями в тандеме с женой Ингрид, которая ткала с малых лет.

Перевозка скульптур из Хаммерсборга в новую мастерскую во Фрогнере, 1923 год (источник [3]):

Переезд в новую мастерскую во Фрогнере (1923)

Поселившись в районе Фрогнер, Вигеланд полностью ушел в работу и вел очень уединенную жизнь. В течение последующих 20 лет, то есть вплоть до своей смерти, он трудился над созданием этой грандиозной выставки скульптур под открытым небом, известной сегодня как парк скульптур Вигеланда. Разумеется, в прежние годы норвежец создал немало значительных работ, но именно этот парк в Осло стал делом его жизни, самым крупным и значимым вкладом в изобразительное искусство.

Парк скульптур Вигеланна в Осло, Норвегия

Парк занимает 3,20 га и насчитывает 214 (по другим сведениям — 212) скульптур из бронзы и гранита, созданных исключительно по проекту Густава Вигеланда. В этом парке он изобразил все этапы человеческой жизни и типы взаимоотношений между людьми разных возрастов, между мужчинами и женщинами. Основная часть гипсовых моделей для скульптур парка выставлена сегодня в музее Вигеланда.

Старая фотография, показывающая ход работ на мосту со скульптурами (источник [3]):

Работы по созданию парка Вигеланна, старое фото

Подробнее об истории создания парка скульптур Вигеланда в Осло читайте в отдельной заметке. Там же приводится описание и фотографии скульптур.

Фото Густава Вигеланда в 1929 году (источник [1]):

Густав Вигеланн

В 1940 году Норвегия была оккупирована немцами. В недавно опубликованной биографии Густава Вигеланда (Tone Wikborg: Gustav Vigeland. En biografi) подробно рассматриваются отношения скульптора с нацистскими оккупантами. Автор приходит к выводу, что симпатий к нацизму и антисемитизму скульптор не питал, но нередко вел себя неосторожно. Так, он согласился открыть свою мастерскую для официального немецкого визита (написал на нацистский запрос исключительно подобострастный ответ, где сообщал, что «с радостью» откроет мастерскую и «позволит дисциплинированным немецким солдатам пройтись среди его работ»; Мунк в аналогичной ситуации повел себя противоположным образом). Также Вигеланд согласился стать членом нацистского центрального совета по искусству, оправдывая это тем, что туда входят Кнут Гамсун и Кристиан Синдинг. Он даже подумывал обратиться к Гамсуну, чтобы тот написал Гитлеру и попросил денег на прогулочные лодки для Фрогнер-парка. Нацистом Вигеланд, разумеется, не был. Но был эгоцентрично озабочен тем, чтобы сохранить свое искусство, и боялся, что немцы разрушат его парк.

Парк скульптур Вигеланна в Осло, НорвегияПарк скульптур Вигеланна в Осло, НорвегияПарк скульптур Вигеланна в Осло, НорвегияПарк скульптур Вигеланна в Осло, Норвегия

Миф о симпатиях скульптора к нацистам оказался достаточно живуч: причина, вероятно, еще и в том, что его сын, которого тоже звали Густавом Вигеландом, был членом партии «Национальное Единение», сотрудничавшей с немецкими оккупационными властями. Добавим к этому, что художественный критик газеты Verdens Gang Пола Гоген (сын Поля Гогена) в своей статье 1945 года заявил, что парк скульптур Вигеланда (тогда еще не законченный), с его героическими мужчинами и крепкими женщинами, проникнут нацистской ментальностью, культом силы, «истинно нордическим духом».

Однако современные исследователи признают, что творчество Вигеланда свободно от идеологии.

Парк скульптур Вигеланна в Осло, НорвегияПарк скульптур Вигеланна в Осло, НорвегияПарк скульптур Вигеланна в Осло, Норвегия

В 1942 году позировавшая Вигеланду австрийская еврейка Рут Майер (Ruth Maier) (1920-1942) («норвежская Анна Франк») была отправлена в Освенцим и убита. Недавно, в 2002 году, была отлита в бронзе и установлена в парке скульптура «Удивленная» (Overrasket), которую Вигеланд выполнил в гипсе в том же 1942 году (начата она была 40 годами ранее, когда ему еще позировала Инга Сюверстен; именно ее, а не Рут, портретные черты приданы фигуре).

Сам Густав Вигеланд скончался 12 марта 1943 года от инфекционной болезни сердца. Скульптор давно решил, что хочет, чтобы после смерти его кремировали, а урна с прахом была помещена в комнате, расположенной в башне здания мастерской. Так и было сделано. Над барельефами для украшения стен этой комнаты он трудился незадолго до смерти, осенью 1942 года.

Урна с прахом Густава Вигеланда в здании его бывшей мастерской, а ныне музея Густава Вигеланда в Осло (источник [7]):

Урна с прахом Вигеланна в его музее в Осло, Норвегия

 ♦♦♦♦♦♦♦

Сегодня Густав Вигеланд признан величайшим норвежским скульптором. Это был человек потрясающей работоспособности и фантазии. Он создал тысячи рисунков, 420 гравюр, множество дизайнерских проектов для предметов интерьера, но главное место в его творческом наследии, безусловно, занимают скульптуры (всего около 1600). Скульптурные произведения Вигеланда обычно изображают обнаженных мужчин и женщин в выразительных позах, нередко в моменты интимных переживаний. Эти скульптуры вызывали огромные споры еще при жизни автора — и продолжают вызывать сегодня. В середине XX века исследователь Кэмпбелл Крокетт (Campbell Crockett) отметил: «Норвежцы продолжают спорить и расходиться в своих оценках Вигеланда, но это, скорее, больше говорит о норвежцах, чем о Вигеланде». Так или иначе, огромное творческое наследие художника — и особенно его колоссальный ансамбль скульптур на открытом воздухе — обеспечили Густаву Вигеланду прочное место в истории искусств.

♦♦♦♦♦♦♦

Интересные дополнительные материалы о творчестве Вигеланда и его парке скульптур:

- Достопримечательности Осло: Парк скульптур Вигеланна в Осло. Описания и фотографии. История создания. Практическая информация о посещении

- Советуем также почитать познавательный и остроумный очерк "Сад людей" Юрия Бужора

- Отзывы о посещении музея и парка скульптур Вигеланда в Осло (в том числе на русском языке)

 ♦♦♦♦♦♦♦

Туристическая карта Осло с достопримечательностями

Ниже предлагаем вашему вниманию подробную туристическую карту Осло с достопримечательностями. На этой карте приводятся названия всех основных улиц, значимых построек, музеев, парков, площадей и прочих важных туристических объектов. В частности, на карте обозначено местоположение центрального ж/д вокзала Осло.

Карта Осло, Норвегия

Ниже приводится подробный план центра города Осло с обозначением таких достопримечательностей, как ратуша, парламент, кафедральный собор. Также на карте указано расположение центрального вокзала Осло.

Карта Осло, Норвегия

♦♦♦♦♦♦♦

Что посмотреть в Осло (основные достопримечательности)

Что посмотреть в Осло? В столице Норвегии есть целый ряд интересных музеев, храмов и других архитектурных памятников. Перечень наиболее примечательных объектов, которые стоит посмотреть в Осло, предлагается ниже:

- Парк скульптур Вигеланна (Вигеланда)

- Замок и крепость Акерсхус

- Кафедральный собор Осло

- Старый город (район Квадратурен, улица Карла-Юхана, Королевский дворец)

- Ратуша Осло

- Национальная картинная галерея

- Музей Эдварда Мунка в Осло

- Музей Густава Вигеланна

- Музей Эммануэля Вигеланна (см. также интересную статью об этом музее и фотографии в журнале «Третьяковская галерея»)

- Музеи на полуострове Бюгдё (Бюгдой): Музей кораблей викингов, Музей «Фрама», Музей «Кон-Тики», Народный музей под открытым небом

- Деревянная средневековая церковь ставкирка из Гуля на территории Народного музея под открытым небом

- Историческое кладбище Спасителя с захоронениями норвежских знаменитостей и церковь Гамле-Акер

- Другие соборы и церкви Осло (католический собор Св. Олава, церковь Троицы, церковь Ураниенборг и др.)

♦♦♦♦♦♦♦

Использованные источники:

1. Густав Вигеланд, статья в Википедии

2. Биография Густава Вигеланда, большой норвежский словарь

3. Официальный сайт музея и парка скульптур Вигеланда в Осло

4. Вигеланд и Инга Сюверстен

5. Густав Вигеланд: биография и учебные материалы

6. Густав Вигеланд: энциклопедия биографий

7. Ярле Стрёмодден. Парк скульптур и его автор Густав Вигеланн.//Журнал «Третьяковская галерея», 2013 (Специальный выпуск. НОРВЕГИЯ - РОССИЯ: НА ПЕРЕКРЕСТКАХ КУЛЬТУР)

8. Густав Вигеланд, краткая биография и фотографии

9. Густав Вигеланд: основные биографические сведения и фотографии

10. Вигеланд: исполин и гений (рецензия на монографию о Густаве Вигеланде и выдержки из книги) (Tone Wikborg: Gustav Vigeland. En biografi)

11. Выдержки из монографии о Густаве Вигеланде (Tone Wikborg: Gustav Vigeland. En biografi)

12. Trine Otte Bak Nielsen. Gustav Vigeland and Stanisław Przybyszewski (Густав Вигеланн и Станислав Пшибышевский)

13. От фонтана до парка скульптур: развитие проектов Вигеланда. Документация и планы

14. Подробная биография Густава Вигеланда

15. Парк скульптур Вигеланда: ни на что не похожий

Понравилась статья?

У вас есть возможность поддержать развитие нашего проекта любой доступной вам суммой :)



7 комментариев к заметке

  1. helen пишет:

    Спасибо, очень интересно! Какой брутальный персонаж:) Очень талантливый, но какой-то неуютный (в человеческих отношениях), очень противоречивый, что, правда, часто случается с этими гениями:)

  2. Евгения пишет:

    Огромное спасибо за статью!! Неоднократно бывала в парке скульптур в Осло и было интересно узнать о биографии скульптора. Давно искала, спасибо!!

  3. Foxy пишет:

    Спасибо за отзыв!!

  4. PHILIPP пишет:

    Добрый день! Огромное спасибо за все материалы по Осло. Посетил этот замечательный город с 3 по 8 мая 2016, предварительно уже увидев его Вашими глазами.
    Вся информация на вашем сайте очень хорошо отобрана, логично и грамотно изложена. Желаю Вам новых путешествий и с удовольствием буду читать материалы о новых поездках, сравнивая со своими впечатлениями или наоборот формирую новые маршруты для себя.
    С уважением,
    Филипп

  5. Foxy пишет:

    Филипп, спасибо большое за такие приятные слова в адрес сайта в целом и нашего «путеводителя» по Осло в частности. Мы очень рады, что наши материалы полезны и другим увлеченным путешественникам!;)

  6. Женя Че пишет:

    Спасибо огромное! Великолепная статья! Побывав в первые в этом году в парке Вегеланда, очень заинтересовалась биографией скульптора. Сколько эмоций и глубины в его работах! Я полностью удовлетворила своё любопытство)))

  7. Foxy пишет:

    Спасибо огромное за отзыв!!