В прошлый раз мы совершили прогулку по наружной территории каталонского монастыря Поблет (Публет) (Poblet). Пора теперь заглянуть внутрь и посмотреть, какие сокровища скрываются в сердце аббатства — монастырском комплексе. Хотя туристам показывают не весь монастырь (часть помещений используется монахами), экскурсия дает весьма полное представление о цистерцианской архитектуре и структуре цистерцианских монастырей. Вас непременно очарует крытая галерея (клуатр) с фонтаном для омовений, строгая аббатская церковь с ренессансным алтарем и захоронениями королей, монашеская трапезная, опочивальня, зал капитула и другие помещения, сохранившие свой средневековый дух.
Далее приводится описание основных достопримечательностей внутренней территории Поблета, доступных для осмотра с экскурсией (архитектура, интерьер и произведения искусства в основных помещениях монастыря). Напомним, что подробную историю монастыря Поблет можно прочитать тут. Практическую информацию о посещении монастыря Поблет (часы работы, стоимость билетов, как добраться до монастыря и т.п), вы найдете в соответствующем разделе.
Описание архитектуры и интерьеров монастыря Поблет. Экскурсия по внутренней территории монастыря
Пройдя через Королевские ворота, мы оказываемся в небольшом внутреннем дворике, где и собираются туристы, ожидающие экскурсовода сидя на ступенях.
Справа за решеткой находится лестница, ведущая ко входу во дворец Мартина Доброго (Гуманного) — музей монастыря Поблет (его мы посетим позднее).
Прямо перед нами — тоже пока закрытый решеткой с современным распятием портал, ведущий уже непосредственно во внутреннюю территорию монастыря. Над порталом — небольшой эркер, а слева — закрытая двухъярусная галерея с пологими арками.
Проследить маршрут описываемой ниже экскурсии вам поможет план-схема монастыря Поблет. На плане обозначены все сооружения и помещения внутренней территории аббатства (собственно монастырского комплекса), которые можно увидеть во время экскурсии. Впрочем, иногда туристам показывают чуть меньше объектов, чем указано на схеме, но основные достопримечательности монастыря вы обязательно увидите.
Вестибюль
Экскурсия по монастырю Поблет начинается в атриуме аббата Копонса (Atri de l’abat Copons), построенном в XIV веке при аббате Понсе де Копонсе (Ponce de Copons) (1316-1348) (см. план монастыря). До постройки Королевских ворот атриум служил входом в монастырь.
Этот небольшой вестибюль с крестовым готическим, опирающимся на консоли с изображением герба аббата Копонса, соединяет трапезную новообращенных братьев (послушников) и локуторию (бывшую опочивальню новообращенных братьев, впоследствии кладовую и давильню для винограда, а сегодня приемную для посетителей монастыря). В вестибюле сохранился старый романский портал XIII века, служащий входом в главный монастырский клуатр.
Клуатр (галереи)
Вышеупомянутый романский портал приводит нас в северное крыло клуатра, то есть крытой обходной галереи, окружающей внутренний двор монастыря (см. план монастыря).
Клуатр монастыря Поблет, или крытая обходная галерея внутреннего двора, — прекрасное готическое сооружение. Этот большой клуатр называют главным (Claustre major), чтобы отличить от двух других клуатров, именуемых, соответственно клуатром Св. Стефана и клуатром локутории. Впрочем, эти два небольших клуатра закрыты для посещения и предназначены исключительно для использования монахов.
Клуатр имеет в плане прямоугольную форму и служит тем ядром, вокруг которого располагаются все основные помещения средневекового монастыря.
В клуатре гуляли, размышляли, читали богословские книги (особенно в хорошую погоду).
Строительство главного клуатра монастыря Поблет было начато в 1208 году и продолжалось на протяжении всего XIII века. За счет этого в архитектуре клуатра четко прослеживается эволюция романских форм и переход к готике.
Из четырех галерей клуатра старейшей является южная (примыкающая к монастырской церкви, со скамьей вдоль всей стены). Строительство данного крыла началось в романском стиле в XII веке, а в XIII веке галерею перекрыли уже готическим крестовым сводом. В остальном это крыло полностью выдержано в романском стиле, с попарно сгруппированными арками, опирающимися на двойные колонны и вписанными в большие слепые стрельчатые арки, поддерживающие своды галереи. Есть предположение, что раньше эти верхние арки были прорезаны круглым или прямоугольным отверстием, как во многих других цистерцианских монастырях.
Три остальных галереи клуатра были выполнены в XIII веке и относятся к готическому стилю. По сравнению с южным крылом эти галереи выглядят легче и изящнее: они прорезаны воздушными ажурными арками. Структура галерей отчасти напоминает клуатр кафедрального собора Таррагоны.
В целом декор клуатра выдержан в строгом стиле, характерном для цистерцианской архитектуры.
Особенно выделяются капители колонн, украшенные самыми разнообразными геометрическими и растительными орнаментами. Зооморфные мотивы, напротив, отсутствуют. Они не характерны для эстетики цистерцианцев.
Капители очень красивы и разнообразны, хотя некоторые из них сильно пострадали от времени.
На стенах клуатра можно увидеть гробницы различных представителей каталонской знати, покровительствовавших монастырю Поблет и получивших за это право быть здесь захороненными.
Стиль надгробий разнится в зависимости от эпохи.
Интересно, что во многих захоронениях до сих пор содержится прах усопших (правда, не всегда в идеальном состоянии из-за осквернения могил).
Павильон с фонтаном
С северной стороны клуатра, напротив двери монашеской трапезной (рефектория), во дворе монастыря находится дивная беседка — павильон с умывальней, или фонтаном для омовений (font-lavabo) (см. план монастыря). Подобный же павильон (templet del lavabo) также можно увидеть в каталонском монастыре Сантес-Креус.
Гармоничный шестигранный павильон выполнен в романском стиле и относится к началу XIII века. Постройка отличается идеально сбалансированной геометрией. Большие полукруглые арки граней заключают в себе сдвоенные арки меньшего размера, увенчанные ромбовидными проемами.
Внутри павильона расположен круглый фонтан, который выполнял не только эстетическую функцию и ублажал слух, но и выполнял вполне практическую задачу: служил для умывания рук монахов перед обедом — весьма распространенный тип сооружения в цистерцианских монастырях, что неудивительно в условиях ограниченных возможностей для гигиены.
Фонтан имеет двойную чашу из мрамора и 31 отверстие для струй (все эти детали относятся к более поздней эпохе, чем собственно павильон; в то же время нижняя половина чаши в основном подлинная).
Купол-симборио и колокольни
С некоторых углов клуатра (особенно с галерей второго яруса) хорошо просматривается прекрасный купол-симборио, возвышающийся над средокрестием монастырской церкви Поблета.
Строительство этой великолепной готической башни было начато в 1330 году, благодаря стараниям аббата Понса де Копонса (Ponç de Copons), но затем приостановилось из-за эпидемии чумы 1348 года, от которой умер и сам аббат. В итоге работы завершили лишь в XVII веке и уже в более простом стиле.
К XX веку купол сильно обветшал и был искусно отреставрирован в 1979-1981 годах. В частности, были размурованы заложенные в XVIII веке окна. Вскоре после реставрации белый цвет свежедобытого камня приобрел золотистый оттенок и стал малоотличим от старого материала.
Купол-симборио имеет восьмигранную форму и прорезан большими готическими окнами с ажурными переплетами. По своей форме это величественное сооружение напоминает гигантскую каменную королевскую корону (не будем забывать, что Поблет — королевский монастырь). Что интересно, купол наглухо отделен от интерьера церкви и не выполняет функции светового фонаря, поскольку задумывался как колокольня.
Рядом с куполом заметны еще две доминанты: старая звонница, новая звонница и барочный купол Новой сакристии. Вообще внешний облик главной монастырской церкви Поблета весьма скромен (если не считать пышного портала, которым мы любовались в начале). Но если представить, как храм выглядел в прошлом — когда не было еще ни крепостной стены XIV века, ни ажурной башни над средокрестием, ни Новой сакристии — окажется, что в те времена его архитектура была еще более простой. Чуть ли единственным украшением служил типичный для монастырских построек XII века карниз вдоль крыши нефа и апсиды церкви.
Старая звонница, выступающая над северным рукавом трансепта, содержит лишь два небольших колокола. Эта стройная колокольня была возведена в XII веке и в течение двух столетий являлась единственным возвышением над монастырской церковью. Новая звонница была сооружена в 1666 году благодаря финансовой помощи большого покровителя Поблета — вице-короля Неаполя Пере Антони (Педро Антонио) Арагонского (Pere Antoni d'Aragó/Pedro Antonio de Aragón). До ее постройки основные колокола Поблета располагались в башне над средокрестием, что было не очень эстетично (веревки колоколов свисали через отверстие в куполе). Звонница отличается очень строгой архитектурой, не свойственной постройкам барочной эпохи. Она имеет в плане квадратную форму и находится в дальнем правом углу трансепта, практически на одной оси с Новой сакристией.
Из западной галереи клуатра хорошо видны «четыре колокольни монастыря Поблет», а именно: старая романская звонница, готический купол-симборио, новая колокольня и купол Новой сакристии.
Монастырская кухня
Как уже говорилось, все основные помещения монастыря выходят в клуатр — ключевое звено комплекса, объединяющее вокруг себя все прочие. Прогуляемся вокруг клуатра и заглянем в некоторые из этих помещений (см. план монастыря).
Начнем с северной стороны (у которой находится уже знакомый нам павильон с фонтаном для омовений). Первое помещение, куда мы попадаем, — старая монастырская кухня (cuina). Это прямоугольное, почти квадратное помещение XIII века, перекрытое крестовым сводом, опирающимся на элегантные арки. Здесь можно увидеть огромные каменные печи (жаровни) для котлов.
Печи, как и камин являются современной реконструкцией, однако две колонны — подлинные. Кухня сообщается с двумя трапезными посредством окошек, через которые блюда подавались к столу монахов и послушников, соответственно (фото с сайта [17]).
Трапезная (рефекторий)
Перейдем теперь в соседнюю монашескую трапезную (рефекторий) или попросту столовую (refetor dels monjos/menjador) (см. план монастыря). Этот обширный, прямоугольный в плане зал размером 33,5 на 8,25 м, перекрытый слегка заостренным цилиндрическим сводом, был построен в XII веке. Свод расчленен тремя арками, опирающимися на простые, как и всё убранство трапезной, консоли. Свет поступает из дюжины больших окон.
В центре трапезной установлен каменный восьмигранный фонтан, в котором монахи умывали руки и мыли фрукты, а вокруг стоят деревянные скамьи и столы, за которыми обедали (и продолжают обедать) монахи. В дальнем конце зала по центру находится стол аббата. К правой стене пристроена кафедра, на которую восходит один из монахов, читающий Священное Писание или историческую книгу, пока остальная братия в молчании поглощает пищу. Распятие на стене датируется концом XIV века.
Поскольку после реставрации 1946 года этот обеденный зал снова используется монахами Поблета, во время экскурсии его, к сожалению, можно осмотреть только через стекло.
Калефакторий
К трапезной примыкает так называемый калефакторий (calefactor) — созданная в XIII веке небольшая комната с заостренным цилиндрическим сводом (см. план монастыря). В этом помещении, как следует из его названия, монахи могли греться в холодные зимние месяцы, хотя оно явно маловато для такого большого монастыря, как Поблет.
Калефакторий был единственным помещением в монастыре Поблет, где имелся камин (последний не сохранился; нынешний является реконструкцией). Кроме того, данный зал использовался монахами в качестве цирюльни. Как и большинство других помещений, зал весьма строг — как по общему архитектурному решению, так и в деталях (фото с сайта [17]).
Сегодня здесь можно увидеть необычную металлическую люстру, старинную мебель и картины — подарки монастырю.
Библиотека
Далее попадаем в библиотеку монастыря Поблет (biblioteca) (см. план монастыря). Этот прекрасно сохранившийся строгий и гармоничный зал первой половины XIII века представляет собой великолепный образец цистерцианской архитектуры. Архитектура зала дошла до нашего времени практически без изменений. К сожалению, он открыт для простых посетителей только частично, да и то осмотреть его можно только через стекло.
Фактически библиотека состоит из двух залов: зала монахов (sala dels monjos) (ближний) и зала послушников (sala dels novicis) (дальний северный). Залы перекрыты крестовыми сводами с мощными, прямоугольными в сечении ребрами. Своды опираются на центральный ряд цилиндрических колонн, напоминающих пальмы и продольно разделяющих библиотеку на два «нефа» (фото с сайта [23]).
Первоначально в библиотеке размещался скрипторий (escriptori), где занимались перепиской книг. Некоторое время зал (половина послушников) использовался в качестве амбара, а в конце XVII века была устроена собственно библиотека: здесь разместилось обширное книжное собрание, подаренное Поблету покровителем монастыря — Пере Антони (Педро Антонио) Арагонским (1611-1690). Сей знатный политик и военный пожаловал монастырю более 4000 томов в характерном красном сафьяне, с выгравированным золотом гербом и именем. Эти библиотечные фонды почти не дошли до наших дней, а то, что сохранилось, оказалось рассеяно по разным библиотекам. Богатая мебель XVII века также была утрачена в 1835 году (подробнее об истории монастыря читайте в отдельной заметке) (фото с сайта [22]).
Нынешнее книжное собрание Поблета является современным формированием. Сегодняшняя библиотека используется в основном самими монахами, однако также открыта для сторонних исследователей. В фондах библиотеки Поблета сейчас около 100 тыс. книг. Помимо разделов, посвященных духовности, монашеству, теологии, патрологии, литургии, теологии, философии и церковной истории, в библиотеке немало художественной и исторической литературы.
Библиотека была отреставрирована в 1946 году и сегодня, несмотря на ее средневековый вид, оснащена компьютерами с доступом в Интернет. На втором этаже этого же здания располагается монашеская опочивальня (спальное помещение, дормиторий), куда мы попадем позднее.
Зал капитула
Посмотрим теперь главное помещение с восточной стороны клуатра, расположенное на одной оси с библиотекой. Это зал заседаний капитула, или капитулярный зал (Sala capitular), то есть место, где монашеская община Поблета собиралась для решения важных вопросов (таких как выборы аббата или выдача облачения послушникам) (см. план монастыря).
Этот красивый и хорошо сохранившийся симметричный сводчатый зал XIII века (1243-1250 годы) считается истинной жемчужиной цистерцианской архитектуры. В нем гармонично сосуществуют позднероманский и зрелый готический стиль (последний особенно ярко проявился в конструкции сводов, впечатляющих изяществом расходящихся веером нервюр).
Планировка помещения аналогична другим цистерцианским монастырям. Зал имеет в плане форму почти правильного квадрата со сторонами длиной 15 м. По ширине это помещение превосходит другие цистерцианские монастырские залы. Данное измерение превышает ширину трансепта монастырской церкви и первой радиальной капеллы, вместе взятых, и соответствует длине примыкающей к залу с южной стороны Старой сакристии.
Крестовые своды зала опираются в центре на четыре восьмигранные колонны с орнаментированными капителями. Вдоль стен тянутся деревянные скамьи в виде трехуровневых ступеней. Скамьи были отреставрированы в 1946 году. В центре привлекает внимание спинка сидения аббата. Свет льется из трех обширных окон, расположенных вдоль восточной стены зала. Старинные готические сидения, равно как и украшавшие стены зала картины были утрачены в 1835 году (подробнее об истории монастыря читайте в отдельной заметке).
В зал капитула из клуатра ведет полукруглый романский портал с архивольтами. По бокам портала — большие двойные полукруглые окна с колоннами (через эти окна послушники могли слушать проповедь аббата). Над двумя арками каждого окна прорезан ромб, который, возможно, служил символическим воспроизведением герба Педро IV.
Прекрасно сохранившиеся капители колонн портала и окон украшены растительными и геометрическими орнаментами. К сожалению, внутрь зала капитула туристам войти нельзя: любоваться разрешается только из-за цепочки, огораживающей вход.
Между плитами пола в дальнем конце зала можно разглядеть многочисленные надгробия аббатов монастыря Поблет. Большие надгробные плиты украшены барельефами с гербами, иногда именами и изображениями усопших — пожизненно назначавшихся аббатов XIV-XVII вв. (фото с сайта [17]).
Наконец мы приближаемся к кульминации нашей экскурсии по монастырю Поблет — главной монастырской церкви (Església major de Santa Maria).
Монастырская церковь, королевская усыпальница и алтарь Дамиана Формента
Ранее мы уже описывали барочный фасад церкви монастыря Поблет. Сама церковь значительно древнее этого фасада. Ее строительство было начато в 1166 году и завершено до конца XII века (подробнее об истории строительства монастыря читайте в отдельной заметке).
В плане эта романская церковь представляет собой базилику с тремя нефами, трансептом, полукруглой апсидой и деамбулаторием (заалтарным проходом) с 5 радиальными капеллами (см. план монастыря и план церкви). Наиболее высокий центральный романский неф имеет 85 м в длину, 21 м в ширину и 28 м в высоту, тогда как высота боковых нефов составляет 18 м (источник фото: [12]).
Архитектура церкви отличается величественной простотой. Главный неф перекрыт стрельчатым цилиндрическим сводом и сообщается с боковыми посредством слегка заостренных арок. Боковые нефы перекрыты готическими крестовыми сводами (источник фото: [10]).
Подпружные арки продолжаются примыкающими к стене полуколоннами, которые завершаются не доходя до уровня пола скромными консолями (такая композиция характерна для цистерцианских церквей). Боковой неф с правой (южной) стороны был переделан в готическом стиле в 1316-1348 гг., когда при аббате Копонсе было начато возведение башни-симборио над средокрестием и было построено 7 боковых капелл. Наличие полукруглой апсиды и деамбулатория (обходной галереи вокруг алтарной части церкви) объясняется тем, что большому количеству монахов требовались капеллы для служения собственной мессы. Сегодня этот обычай утрачен: проводится только одна месса для всей братии.
Свет поступает из окон центрального нефа и боковых нефов, а также из круглых окон трансепта и центрального нефа. Окно-роза в западной стене центрального нефа выполнено в виде огромного витража (вероятно, раньше окно имело характерный ажурный переплет, какие можно встретить в готических соборах; витраж же датируется XX веком). За этой стеной (между нею и барочным фасадом) находится так называемый атриум, или нартекс конца XIII века, перекрытый крестовыми сводами. В этом притворе сохранился отреставрированный ренессансный алтарь Гроба Господня и готическое Распятие.
План главной церкви Поблета:
В конце 2012 года в главной церкви монастыря Поблет был установлен новый орган, изготовленный мастерами известной швейцарской фирмы Metzler. Орган находится на западной стене, непосредственно над главным входом в храм. Инструмент барочного типа имеет 3 мануала и педаль, насчитывает 61 регистр и около 3500 труб. Корпус выполнен из дуба и хорошо вписывается в строгую эстетику аббатской церкви Поблета.
Двумя главными сокровищами монастырской церкви Поблета являются алтарь Дамиана Формента и королевские гробницы.
В глубине центральной апсиды установлен отреставрированный алебастровый алтарь (заалтарный образ или ретабло) работы Дамиана Формента (Retaule de Damiá Forment) (1480-1540). Великолепный алтарь в ренессансном стиле был создан скульптором в 1527-1529 годах по заказу аббата Кашаля (Pedro Caixal) в эпоху правления Карла V.
Цена этого произведения искусства оказалась столь велика, что в монастыре разразился настоящий скандал. Монахи подняли мятеж, отказавшись платить оставшуюся сумму, казавшуюся им чрезмерной, и обвинили скульптора в том, что он обманул аббата, заломив слишком высокую цену и подкупив его красивыми подарками. Задолженность Форменту так и не была выплачена до конца. По некоторым сведениям, монахи даже приговорили аббата к пожизненному заключению за «расточительство и безответственность».
После секуляризации 1835 года алтарь был серьезно поврежден. В 1940 году были предприняты реставрационные работы.
Композиция алтарного образа состоит из двухъярусного основания и трех основных ярусов. Это произведение ознаменовало знакомство каталонского искусства с ренессансными формами, с характерным обилием декоративных фруктов, гирлянд, гротесков и ангелочков. На первом ярусе по центру представлена Богоматерь с младенцем (Поблетская Святая Дева) — более крупная фигура, чем остальные. По бокам от нее в небольших нишах установлены скульптуры святых.
Второй ярус занят горельефами на тему Радостей Богоматери. На третьем ярусе в центре помещен благословляющий Христос, а вокруг него — более мелкие фигуры апостолов. Наконец, в нижней части можно увидеть гротескные орнаменты и сцены Страстей Христовых (Моление о чаше, Взятие под стражу, Бичевание, Иисус перед Пилатом, Крестный путь), а на венчающем алтарь аттике представлена сцена Распятия с традиционными персонажами.
Расположенный перед ретабло каменный престол на колоннах является подлинным произведением XII века.
Но поистине ошеломляющее впечатление одним своим размером производят королевские гробницы Поблета (tombes reials). Арки-постаменты, на которых разместились гробницы, располагаются в средокрестии, по обеим сторонам от центральной части церкви. Как мы уже рассказывали, устройство королевского пантеона (panteó reial) монархов Арагонской короны было начато в 1359 году по инициативе Педро IV и продолжено его последователями. Заниженные сегментные арки, на которых покоятся гробницы, были созданы в 1380 году каталонским готическим скульптором Жорди де Деу (Jordi de Déu). Благодаря такой конструкции монахи могли проходить под арками, никому не мешая.
В саркофаге с северной (левой) стороны ближе всего к алтарю захоронен Хайме I Завоеватель, в следующей гробнице — Педро IV Церемонный и три его супруги, а последнее захоронение принадлежит Фердинанду I Справедливому. Интересно, что фигура Хайме I изображена дважды: с одной стороны в королевском одеянии, а с другой — в монашеском облачении (незадолго до смерти король стал членом монашеской общины Поблета).
С южной (правой) стороны трансепта ближе всего к алтарю располагается саркофаг Альфонсо II Целомудренного (изображен, как и Хайме I, с обеих сторон), следующее захоронение принадлежит Хуану I Охотнику и двум его супругам, а третья гробница создана Фердинандом II Католиком для его родителей, Хуана II Арагонского и Хуаны Энрикес.
В ногах усопших королей помещены фигуры львов — символы власти и силы, а в ногах королев — собачки, символы верности и преданности.
Лежащие статуи погребенных королей были воссозданы в 1940-х годах скульптором Фредериком Маресом (Frederic Marès) (1894-1991) с использованием подлинных сохранившихся фрагментов (как мы уже рассказывали, все гробницы были осквернены и рассеяны по церкви). Когда-то саркофаги имели полихромное покрытие. Маресу пришлось проделать огромную работу по соединению 500 бесформенных алебастровых фрагментов подлинных захоронений. Впрочем, некоторые скульптурные элементы саркофагов рассеялись и сегодня хранятся в ряде каталонских и зарубежных музеев.
Все мавзолеи вырезаны из алебастра, добытого в районе Бесалу (этот же материал использовался Маресом при реставрации). Ранее над гробницами располагались резные деревянные балдахины, раскрашенные и позолоченные, созданные в конце XIV века по заказу аббата Гильена де Агульо (Guillén de Agulló). Сегодня о том, как они выглядели, можно судить лишь по старинной гравюре (1806) путешественника и археолога Александра Луи Жозефа, маркиза де Лаборда (Alexandre de Laborde). На гравюре также видны добавленные в XVII веке пьедесталы со скульптурными гербами и барельефами.
В правом рукаве трансепта, рядом с апсидной капеллой Св. Бенедикта, установлена новодельная гробница Мартина I Гуманного работы Фредерика Мареса (1952). Мартин I был последним из династии каталоно-арагонских королей (его преемник Фернандо I Арагонский происходил уже из династии Трастамара). Стены надгробия украшает барельеф со сценой погребального шествия, в ногах усопшего лежит огромный лев, а оплакивают его безутешные ангелочки.
Что интересно, первоначально скульптор изобразил льва с открытой пастью, рыдающего по кончине последнего короля Барселонского дома. Однако франкистские власти сочли эту деталь проявлением сепаратистских настроений и потребовали прикрыть пасть лапой, так что до сих пор кажется, будто зверь зевает.
На стенах соседней капеллы Св. Бенедикта разместились могилы инфантов и инфант, детей Педро IV Церемонного. Симметрично, в другом рукаве трансепта, над фонтанной чашей находится готическое захоронение Хуаны Арагонской, дочери Педро IV, скончавшейся в 1384 году. Это надгробие сохранило остатки полихромного покрытия. Над дверью Старой сакристии можно увидеть небольшие саркофаги инфантов – сыновей Хуана I.
В 1671 году в Поблет были перевезены из Неаполя останки короля Альфонсо Великодушного. Он был захоронен в средокрестии с северной стороны. Рядом находилась могила его брата Энрике Арагонского. От этих надгробий до наших дней ничего не сохранилось, за исключением отреставрированного основания первого саркофага.
Касательно останков, которые хранятся в королевском пантеоне: хотя они действительно принадлежат упомянутым королевским особам, установить конкретную принадлежность праха после осквернения могил было уже невозможно, поэтому надгробия вряд ли точно соответствуют лежащим под ними останкам. Единственным исключением является Хайме I, который благодаря особенностям телосложения (высокому росту) был легко опознан и помещен в свой собственный саркофаг. Относительно королевской головы у специалистов, правда, возникли сомнения, поэтому решено было положить в гробницу обе возможные головы.
Подробнее об истории монастыря Поблет читайте в отдельной заметке.
Дормиторий (монашеская опочивальня)
За королевскими гробницами, расположенными в северной части трансепта, есть лестница, по которой мы и поднимаемся, покидая церковь. Лестница приведет нас на второй этаж монастыря Поблет, осмотр которого мы начинаем с дормитория, или общей монашеской опочивальни (dormitori dels monjos).
Дормиторий располагается вдоль восточной галереи клуатра (над библиотекой и залом капитула; см. план монастыря) и представляет собой грандиозное прямоугольное помещение длиной 87 м и шириной 10 м. Деревянный каркас потолка поддерживают девятнадцать гигантских упорных арок стрельчатой формы, опирающихся на изящно обработанные настенные консоли. Двойной ряд окон освещает это просторное помещение.
Зал был создан в конце XIII века в готическом стиле и являет собой один из первых и лучших образцов каталонской готики. Подобная же конструкция была использована в дормитории монастыря Сантес-Креус и на протяжении XIV века использовалась при строительстве сводов многих значительных зданий, таких как салон Тинель в Королевском дворце Барселоны.
Зал поделен на две части. В дальней (более обширной) половине располагаются спальные помещения, используемые нынешними монахами Поблета. Эти помещения для осмотра недоступны.
Терраса над клуатром
Выйдя из двери в западной стене дормитория, попадаем на террасу (второй ярус) клуатра, откуда можно полюбоваться прекрасным видом на различные монастырские сооружения и детали клуатра.
В частности, отсюда замечательно виден ажурный купол-симборио, который возвышается над средокрестием главной монастырской церкви.
Также отсюда можно полюбоваться видом на павильон с фонтаном для омовений.
Зал аббата Копонса
После прогулки по террасе заглянем в готический зал аббата Копонса (Sala de l'Abad Copons), куда ведет дверь, расположенная в пристройке справа от фасада королевского дворца Мартина I.
По архитектуре этот зал XIV века аналогичен дормиторию, но значительно скромнее по размерам. Как следует из его названия, помещение было построено при аббате Понсе Копонсе (Ponce Copons) (1316-1348). Эта строгая и элегантная комната была отреставрирована в 1960 году. Расположена она над вестибюлем (атриумом), через который мы входили в монастырь (см. план монастыря).
Зал предназначался для аббата и, возможно, служил столовой. Консоли украшены гербом аббата Копонса. В помещении также можно увидеть камин и готическое окно с каменной скамьей и внешней навесной бойницей.
Наружная лестница
Далее спускаемся по лестнице с необычными коваными перилами в форме дракона. Они были выполнены в 1982 году Рамоном Марти «Бьелем» (Ramon Martí i Martí de cal Biel) (1917-2011).
Этот же мастер является автором большей части прочих работ по металлу, которые можно увидеть в монастыре Поблет.
Винный погреб (трапезная новообращенных)
Наконец оказываемся вновь на нижнем этаже, в трапезной новообращенных братьев (послушников) (refetor dels germans conversos) (см. план монастыря). Этот гармоничный прямоугольный зал был сооружен в начале XIII века и использовался в качестве обеденного зала, а в XIV веке, при аббате Копонсе, был превращен в винный погреб (bodega/celler), просуществовавший до 1997 года.
Архитектура этого почти лишенного декора зала отличается строгой элегантностью. Крестовые своды с мощными ребрами опираются на невысокие восьмигранные колонны, образуя подобие пальмовых деревьев. Окна имеют вид полукруглых арок.
В ходе переоборудования зала под винный погреб уровень пола был сильно понижен, в результате чего обнажились устои стен и основания колонн. Лишь недавно настил вернули к уровню XIII века. Каменный желоб вдоль стен, который можно заметить в этом зале в нескольких местах, служил для подачи вина в деревянные бочки.
Музей монастыря Поблет: дворец короля Мартина I
После осмотра основных помещений монастыря Поблет туристы могут самостоятельно посетить музей Поблета. Строго говоря, в Поблете два музея. Один, посвященный реставрации комплекса, располагается в зале (опочивальне) аббата Менгучо (XIV-XV вв.) (sala de l'abat Mengucho) (над винным погребом) и именуется Музеем реставрации (Museu de la Restauració). Второй, куда обычно и приглашают посетителей, называется Музеем дворца короля Мартина (Museu del palau del Rei Martí) (см. план монастыря).
Как ясно из названия, музей разместился в королевском дворце. Этот дворец в стиле каталонской готики строился с 1397 года архитектором Арнау Баргесом (Arnau Bargués) (автором готического фасада барселонской мэрии) по приказу короля Мартина I Гуманного и так и не был завершен. Работы по неизвестной причине прервались в 1406 году, а вскоре скончался и сам король. Некоторые незавершенные детали северного и южного фасадов были дополнены лишь в ходе реставрации 1966 года.
Благородная архитектура здания служит прекрасным обрамлением для экспонатов. Коллекция музея разнообразна: тут и произведения искусства, относящиеся к наследию самого монастыря, и частные подарки.
Представлено, в частности, несколько картин разных эпох, а также алебастровые скульптурные фрагменты королевских пантеонов и главного алтаря монастырской церкви, местное стекло, керамика, ювелирные и литургические предметы, капители, гаргульи, гербы, произведения готического и романского искусства. Музей открылся в 1978 году.
Музей занимает 4 зала: дворцовую приемную, королевскую капеллу, дамскую комнату и придворный зал. Наиболее обширным и внушительным является придворный зал, где выставлены разнообразные архитектурные и скульптурные фрагменты, стекло и керамика, а также литургические предметы. Это помещение соединено с дамским залом посредством узкого прохода, в котором также демонстрируются некоторые экспонаты.
Перед входом во дворец находится патио с 2 лестницами и порталами. Здесь можно полюбоваться ажурными готическими окнами и скульптурным декором с изображениями музицирующих ангелов, читающего монаха и даже портретами личностей той эпохи на фризе (фасад со стороны клуатра).
Большие окна тонкой работы были привезены из Жероны, а двери и карнизы выполнили мастера из каталонского города Монблан, работавшие на строительстве церкви Богоматери.
Последние исследования показали, что автором готической скульптуры, украшающей фасады дворца (фризов, капителей, фигурок, растительных орнаментов), следует считать французского мастера Франсуа Сало (Françoy Salau). В этих деталях обнаруживается большой реализм, а порой и хорошее чувство юмора мастера.
Ко входу в музей из патио ведет лестница, реконструированная уже в наши дни.
Другая лестница ведет ко второму порталу (закрытому для туристов), к второстепенным помещениям дворца Мартина I, построенным над нартексом монастырской церкви.
Над обоими готическими порталами помещен герб королей Арагонской короны.
На этом наша прогулка-экскурсия по монастырю Поблет завершена. Далее вы найдете ссылки на другие интересные материалы о Поблете и других знаменитых монастырях Каталонии.
♦♦♦♦♦♦♦
Практическую информацию о посещении монастыря Поблет (часы работы, стоимость билетов, как добраться до монастыря и т.п), вы найдете в соответствующем разделе.
♦♦♦♦♦♦♦
См. также:
- Монастырь Поблет. Путеводитель по монастырю и его художественным сокровищам. Часть 1
- Как добраться до монастыря Поблет. Часы работы и порядок посещения Поблета
- Отзыв о самостоятельной поездке в городок Эсплуга-де-Франколи и монастырь Поблет
- Если вы интересуетесь историей и архитектурой каталонских монастырей, вам также могут понравиться материалы о монастыре Монсеррат (с фотографиями).
♦♦♦♦♦♦♦
Использованные источники:
1. Монастырь Поблет, статья в Википедии
2. Клуатр монастыря Поблет, статья в Википедии
3. Дворец короля Мартина I Гуманного в монастыре Поблет, статья в Википедии
4. Королевские захоронения в монастыре Поблет, статья в Википедии
5. Официальный сайт монастыря Поблет
6. Подробное описание истории и архитектуры каталонского монастыря Поблет
7. Сайт с историей и фотографиями монастырей Каталонии
8. Буклет из Поблета со схемой и описанием основных помещений монастыря
9. Экскурсия по монастырю Поблет, описание основных построек и интерьеров
10. Романское искусство в Каталонии: фотографии монастыря Поблет
11. Монастырь Поблет и его художественные ценности, историко-художественный путеводитель
12. Наши путешествия: Каталония, монастырь Поблет
13. Культурное наследие Каталонии: достопримечательности Поблета
14. Архитектурные памятники района Конка-де-Барбера в провинции Таррагона
15. Маршрут по цистерцианским монастырям Каталонии
17. История и фотографии монастыря Поблет
18. Монастырь Поблет: ворота Порте-де-Прадес
19. Цистерцианское искусство. Монастырь Поблет и его основные архитектурные достопримечательности
21. Сайт гостиницы в монастыре Поблет