Достопримечательности Турина: церковь Сан-Лоренцо, шедевр Гварино Гварини

Рубрики: Италия, весна 2013,Наши путешествия, Теги: ,
Foxy @ 23 мая 2013, в 15:46

В XVII-XVIII вв. в Турине по приглашению герцогов Савойских работали два выдающихся итальянских архитектора: Гварино Гварини и Филиппо Ювара. Благодаря их незаурядной фантазии, создававшей самые замысловатые и неожиданные конструкции, город обогатился поразительными примерами архитектуры барокко.

Церковь Сан-Лоренцо, Турин, Италия

С тех пор именно барочные постройки являются визитной карточкой Турина, причем большинство из них сосредоточено в центре города. Основные достопримечательности, относящиеся к архитектуре барокко в Турине, — это ансамбль площади Сан-Карло, соборная капелла Святой плащаницы, дворец Кариньяно, дворец Мадама и церковь Св. Лаврентия (Сан-Лоренцо) (Real Chiesa di San Lorenzo), о которой пойдет речь в настоящей заметке. Отличительные черты этого уникального произведения пьемонтского барокко — сложный изящный купол, гармония света и цвета и экстравагантная архитектура, избегающая прямых углов и ровных линий. Без магии и таинственных зашифрованных знаков, впрочем, тоже не обходится. Турин ведь мистический город.

Выйдя на центральную площадь Кастелло (Piazza Castello), одну из красивейших в Турине, и любуясь гармоничным ансамблем зданий, создающих прекрасное обрамление для Королевского дворца, не каждый догадается, что на этой площади находится церковь. Но обратите внимание на купол причудливых очертаний, возвышающийся по левую руку.

Церковь Сан-Лоренцо, Турин, Италия

Это и есть церковь Св. Лаврентия (Сан-Лоренцо) — необычная «спрятанная», «незаметная» снаружи церковь, не имеющая, в отличие от привычных нам храмов, фасада.

Церковь Сан-Лоренцо, Турин, Италия

Вход в нее выглядит, как вход в обычный дом, но внутри посетителя ждет буйство полихромного мрамора и позолоты и необычная геометрия пространства.

История церкви Сан-Лоренцо в Турине

10 августа 1557 года во Фландрии состоялось знаменитое сражение в войне между Габсбургами и Валуа — битва при Сен-Кантене (la battaglia di San Quintino), в которой герцог Савойский Эммануил Филиберт и его двоюродный брат, король Испании Филипп II наголову разбили французов. Это историческое сражение, сыгравшее важную роль в завершении серии «итальянских» войн первой половины XVI века, произошло в День святого Лаврентия (San Lorenzo).

Оба правителя взяли на себя обет в случае победы воздвигнуть в своих странах храм, посвященный этому святому. Филипп II Испанский начал строить в 50 км от Мадрида монастырь Эскориал, который должен был напоминать о победе в битве при Сан-Кантене (план аббатства Эскориал был составлен в форме решетки-жаровни — символа мученичества святого Лаврентия). Герцог Савойский Эммануил Филиберт тем временем находился в менее завидном положении: он вынужден был дожидаться подписания Като-Камбрезийского мира, по которому ему возвращались савойские территории, включая Турин (Савойское герцогство осталось одним из немногих регионов Италии, не подпавших после войны под испанский контроль). Наконец, в 1562 году Эммануил Филиберт въехал в город, и начались работы по строительству церкви Сан-Лоренцо в Турине.

Герцог Савойский Эммануил Филиберт

Собственно, о возведении нового церковного здания поначалу речи не было. Уже существовавшая на этом месте герцогская часовня Santa Maria ad Praesepe была просто отреставрирована и заново освящена в честь святого Лаврентия (эта капелла соответствует прямоугольному помещению перед входом в основную часть нынешнего храма). В 1578 году, во время своего паломничества в Турин для поклонения Туринской плащанице, знаменитый миланский архиепископ и святой Карло Борромео провел торжественное богослужение в церкви Сан-Лоренцо. Именно там была выставлена плащаница до ее переноса в собор Иоанна Крестителя (в 1563 году столица Савойи была перенесена из Шамбери в Турин, а в 1578 году перенесли и плащаницу, как раз по просьбе Карло Борромео, желавшего почтить реликвию). В мессе принимал участие поэт Торквато Тассо, посвятивший этому событию поэму.

После этого прошел почти век, и только в 1634 году был заложен первый камень сооружения, которое мы видим сегодня. Церковь строилась для ордена театинцев. Хотя первоначально над проектом работали Асканио Виттоцци и Карло ди Кастелламонте, нынешняя барочная церковь Сан-Лоренцо является по большей части творением гениального Гварино Гварини, который прибыл в Турин в 1666 году и вскоре приступил к работе. Храм был освящен уже в 1680 году, в присутствии всего Савойского двора. Мессу проводил сам Гварино Гварини, бывший еще и священником из ордена театинцев.

Об архитекторе Гварино Гварини и его работах в Турине

Гварино Гварини (Гуарино Гуарини) (Guarino Guarini) (1624-1683) — ярчайший представитель пьемонтского барокко. Этот разносторонне одаренный человек был не только зодчим, но также теологом и священником, инженером и автором трактатов по математике и философии. Глубокая вера и богословская эрудиция сочетались в его творчестве со строгими научными знаниями, занятиями математикой, геометрией, стереометрией, перспективой, а сакральные символы изобретательно соединялись с планетарными геометрическими моделями. Для его сооружений характерны изощренные криволинейные планы, причудливые пластичные формы, изогнутые очертания фасадов. Четкая логика и математический расчет позволяли Гварини создать мистические архитектурные образы, полные сложной символики и выражающие философские и богословские представления и научные идеи об устройстве мироздания.

Портрет Гварино Гварини

Гварино Гварини родился в 1624 году в Модене, и первая часть его жизни была посвящена карьере священника, а также занятиям архитектурой. Большое влияние на его творчество, особенно раннее, оказали работы великого итальянского архитектора Франческо Борромини. В 1655-1666 гг. Гварини много путешествовал, преподавал, работал архитектором. Он изучал старинную архитектуру, писал научные труды, осуществлял собственные строительные проекты в Париже, Мессине, Праге и Лиссабоне (работы Гварини в этих городах не сохранились, но, к счастью, уцелели некоторые чертежи и фотографии).

Гварино Гварини, план церкви Сан-Лоренцо в Турине, Италия

В 1666 году Гварини переехал в Турин по приглашению Карла Эммануила II и вскоре начал работать при Савойском дворе. В период с 1667 по 1683 год для этой династии им были построены самые красивые дворцы и церкви, в том числе капелла Святой Плащаницы (Сакра-Синдоне) в соборе Турина, церковь Сан-Лоренцо, дворец Кариньяно, дворец Академии наук и загородный замок Раккониджи. Все эти постройки относятся к величайшим работам Гварино Гварини и сегодня признаны подлинными шедеврами (хотя чрезмерная экстравагантность и усложненность его произведений была в фаворе далеко не во все эпохи). Но именно церковь Сан-Лоренцо является наиболее известным и значимым для архитектуры барокко творением Гварини, самым ярким по композиционному совершенству и воплощенным здесь философским и богословским представлениям. Постройка имеет фундаментальное значение в истории европейской архитектуры XVII века.

Архитектура церкви Сан-Лоренцо в Турине

Как уже было сказано, первая и наиболее очевидная необычность церкви Сан-Лоренцо в том, что она не имеет фасада: за исключением купола, ничто не указывает на присутствие религиозного здания. Эта особенность храма всегда вызывала споры. Некоторые утверждают, что фасад — в действительности спроектированный Гварини, но так и не реализованный — не был построен только по причине отсутствия средств. С другой стороны, распространено мнение, что сооружение фасада  нарушило бы гармоничную симметрию площади Кастелло, поэтому от него отказались по чисто эстетическим соображениям.

Церковь Сан-Лоренцо, Турин, Италия

Зато купол церкви Сан-Лоренцо отлично вписался в ансамбль. По своим пропорциям этот обширный купол сопоставим с объемом основной части церкви, а неординарное конструктивное решение стало радикально новым этапом в развитии туринской архитектуры. Нижняя часть купола с наружной стороны состоит из восьми вогнутых граней, каждая из которых прорезана большим овальным окном, увенчанным разорванным полукруглым фронтоном и фланкированным двойными пилястрами. Эта круговая динамика подхватывается следующим небольшим ярусом, который выглядит как пирамида полукруглых арок с круглыми окнами (этот ярус проще всего рассмотреть не снизу, а с какой-нибудь высокой точки типа смотровой площадки палаццо Мадама, см. фото). Еще выше располагается восьмигранный «павильон» с прямоугольными окнами, увенчанный, наконец, куполом-фонарем.

Церковь Сан-Лоренцо, Турин, Италия

На плане церкви в разрезе наглядно видно многократное повторение мотива купола. С помощью этого приема Гварини чисто архитектурными средствами создает иллюзию бесконечной перспективы, которая поражает, если смотреть на купол из интерьера снизу. Основу конструкции купола составляют 16 ребер, образующих при пересечении восьмиконечную звезду. Восьмиугольник, формируемый ребрами в центре купола, служит базой, на которую опирается как бы парящий в воздухе световой фонарь. (Не исключено, что при проектировании купола Гварини учитывал опыт исламской архитектуры; похожие звездчатые переплеты арок встречаются в старинных мечетях).

Церковь Сан-Лоренцо в Турине, разрез (из трактата Гварини)

Поверхность сводов между ребрами пронизана рядом больших овальных проемов. С ними перекликаются другие овальные окна — ажурные разрывы балюстрады в основании купола. Подпружные арки и паруса, на которых стоит циркульный антаблемент, опираются на пяты арок в выпуклых поверхностях боковых капелл, так что кажется, что купол держится лишь на восьми стройных колоннах.

Церковь Сан-Лоренцо в Турине, чертеж конструкции купола

В действительности Гварини использовал хитрый трюк: он спрятал четыре несущие каменные арки между большим подкупольным кольцом (на уровне парусов) и наружной стеной, сделав для маскировки «ложную» внутреннюю конструкцию, чисто декоративного характера.

Символика архитектуры Гварино Гварини в церкви Сан-Лоренцо

Человек больших познаний, мистик и экспериментатор, астроном и неутомимый исследователь, Гварино Гварини понимал архитектуру как стремление к божественному. Строительная техника в его представлении была не просто техникой, но способом изумлять, потрясать, рождать взволнованное религиозное переживание. Он щедро насыщает свою архитектуру христианской символикой и создает не просто прочные конструкции (во время войны в соседний дом попала бомба, однако, несмотря на сильные вибрации, церковь не пострадала), но целые философские трактаты в камне.

Архитектуру Гварини называют «созданной из света», и действительно зодчий виртуозно использует эффекты светотени, в чем ему помогают многочисленные окна. Льющийся из них свет приобретает значение Божественного света, символа Абсолюта. Вся геометрическая структура церкви Сан-Лоренцо следует символическому вертикальному движению через несколько уровней к свету (в человеческой жизни этот путь соответствует различным этапам духовного роста). В нижней части храм достаточно темен и лишен окон. Этот уровень олицетворяет земную, смертную жизнь человечества. Первый свет обнаруживается на уровне четырех палладианских (серлианских) окон-лоджий, которые могут метафорически трактоваться как символы четырех элементов Природы: воды, воздуха, земли и огня. Если теперь наш взгляд продолжит движение по вертикали, то мы увидим, что купол становится всё более светоносным, стремясь к Абсолюту.

Гварини также активно использует и другие четырехчастные элементы. Например, между палладианскими окнами присутствуют паруса с фресками, изображающими четырех евангелистов: Матфея, Марка, Луку и Иоанна, с соответствующими атрибутами.

Церковь Сан-Лоренцо, Турин, Италия

Повсюду в архитектуре церкви Сан-Лоренцо присутствует восьмигранник. Так, взглянув на купол, можно увидеть конструкцию из скрещивающихся арок, образующих своеобразный цветок или звезду с восемью лепестками. Восьмерка вообще занимает особое место в христианской символике. Число восемь следует за «совершенным» числом семь и потому служит символом новой жизни, обновления и воскрешения. Недаром большинство баптистериев и купелей имеют форму восьмиугольника. Восьмерка также воспринимается как символ Воскресения Христа, «восьмой день творения», «бесконечный день», начало вечности. Восьмичастные витражи соборов и восьмиугольные основания куполов понимались как соединение земного и небесного миров. Есть мнение, что многочисленные символические подсказки, спрятанные внутри храма, указывают на возможную принадлежность Гварини к масонам [1].

В церкви несколько сотен живописных и скульптурных изображений ангелов, причем каждый со своими чертами лица. В верхней части купола они ликующе возвещают о свете Абсолюта. В самой высокой точке сооружения — фонаре, расположенном на высоте почти 50 метров, — Гварини изобразил голубя, символ Святого Духа. На полу храма ему соответствует восьмиконечная звезда, повторяющая мотив восьмиугольника, доминирующий в структуре купола, — чудесного воплощения технического мастерства и математических знаний Гварини.

Церковь Сан-Лоренцо, Турин, Италия

Специалисты полагают, что многие придуманные Гварини формы (рисунок нервюр, контуры проемов и т.п.) имеют символическое объяснение. Более того, в некоторых фигуративных деталях его архитектуры усматривается антропоморфность, то есть аналогия с формами человеческого тела. В качестве подтверждения нередко приводят особым образом скадрированные фрагменты, в том числе фрагмент купола, увиденного в интерьере снизу.

Церковь Сан-Лоренцо, Турин, Италия

При определенном ракурсе кажется, что ребра свода складываются в гигантское лицо с ехидным оскалом, наблюдающее за нами сверху (соответственно, это грозное лицо повторяется на куполе восемь раз). Некоторые видят в этом образ самого дьявола, неотступно преследующего людей. Серьезным исследователям такая аргументация кажется необоснованной [4], но среди любителей эзотерики подобные фотографии в ходу.

Интерьер церкви Сан-Лоренцо в Турине: описание и фотографии внутреннего убранства

Войдя с площади Кастелло внутрь церкви Сан-Лоренцо, посетитель оказывается сначала в капелле Богоматери Скорбящей (Cappella dell'Addolorata) — бывшем зале старинной часовни Santa Maria ad Praesepe. Это помещение было отреставрировано в 1846 году Альфонсо Дюпюи (Alfonso Dupuy). В алтаре, спроектированном барочным архитектором Бернардо Виттоне (Bernardo Vittone), находится деревянная композиция «Оплакивание Христа Богоматерью», выполненная скульптором Джованни Тамоне (Giovanni Tamone) в 1870 году.

Церковь Сан-Лоренцо, Турин, Италия

К алтарю ведет так называемая Святая Лестница (Scala Santa), построенная по проекту того же Виттоне в память о первой демонстрации плащаницы в Турине. По центральной части лестницы можно подниматься только на коленях. Верующие, которые преодолевают эти 12 ступеней на коленях, читая при этом молитву, получают отпущение грехов. Слева от алтаря расположена позолоченная королевская ложа, из которой за литургией наблюдали герцоги Савойские.

Церковь Сан-Лоренцо, Турин, Италия

Далее проходим непосредственно в церковь, где нас ждет компактное, но невероятно насыщенное пространство. Величественное внутреннее убранство контрастирует с довольно скромным наружным обликом здания. Внутри мы оказываемся в вихре полихромного мрамора и позолоченной бронзы. Кругом мерцает черный, белый, темно-зеленый, каштановый и абрикосовый мрамор, а колонны, пилястры и алтари кружатся вокруг в хороводе. Многочисленные криволинейные формы, геометрические сжатия и растяжения создают ощущение динамики и пульсации.

Церковь Сан-Лоренцо, Турин, Италия

В 1667 году Гварино Гварини переделал оригинальный план церкви, отказавшись от традиционного латинского креста. Вместо этого он спроектировал внутреннее пространство как большой восьмигранник, заключенный в прямоугольный объем (см. план церкви). Внутренние стены храма, образующие стороны восьмигранника, попеременно то выпуклы, то вогнуты и формируют сложный рисунок, создавая архитектурную связь с расположенными выше элементами. К основной части храма примыкает расположенный поперек центральной оси пресвитерий, имеющий в плане форму эллипса и пышно оформленный мрамором и золотом.

Церковь Сан-Лоренцо, Турин, Италия

Лепные украшения пресвитерия выполнены в XVII веке фирмой Франческо Бьянки (Francesco Bianchi). Особую ценность представляет главный алтарь, датируемый 1680 годом. Алтарь был спроектирован Гварино Гварини в совершенно новом для того времени стиле: он разделил алтарное полотно и престол, чтобы больше выделить последний (в последующие века многие другие архитекторы подражали этой модели). Переплетающиеся геометрические фигуры из разноцветных камней, инкрустированные мраморные панели, витые колонны, герцогские ложи, решетки из позолоченного дерева — всё это демонстрирует необычайно богатую творческую фантазию Гварини. Алтарная картина работы художника Антонио Франческини (Antonio Franceschini) (конец XVII века) изображает святого Лаврентия с символами его мученичества.

Церковь Сан-Лоренцо, Турин, Италия

Под алтарной картиной расположен барельеф работы Тандардини (Tantardini), на котором мы видим, как герцог Савойский Эммануил Филиберт приносит обет во время битвы при Сен-Кантене, в День святого Лаврентия 10 августа 1557 года.

Церковь Сан-Лоренцо, Турин, ИталияЦерковь Сан-Лоренцо, Турин, Италия

По бокам от алтарной картины и витых колонн установлены скульптуры Амадея IX Савойского (1435-1472) (благочестивого человека, причисленного к лику блаженных, завершившего строительство замковой капеллы для Святой плащаницы в Шамбери) и Маргариты Савойской (1390-1464) (эта представительница Савойского дома, овдовев, стала доминиканкой, помогала больным и бедным и позже также была причислена к лику блаженных). Дарохранительница выполнена из мрамора и позолоченной бронзы и обильно украшена агатом, лазуритом, яшмой и другими ценными камнями. По обеим сторонам от алтаря можно заметить дверцы XVII века из позолоченного дерева, установленные на этом месте по распоряжению короля Карла Феликса в 1828 году.

На куполе пресвитерия изображен святой Лаврентий в окружении ангелов. Переплетение ребер свода образует шестиконечную звезду, которая является одним из фирменных знаков Гварино Гварини (такую же форму мы обнаруживаем на сводах боковых алтарей). Шестиконечная звезда отсылает нас к Книге Бытия: Бог сотворил человека на шестой день. Ниже на парусах представлены фигуры, символизирующие четыре добродетели: Благоразумие с зеркалом, Справедливость с весами, Мужество с жезлом и Умеренность, переливающая воду из одного кувшина в другой.

Церковь Сан-Лоренцо, Турин, Италия

Алтарь увенчан рельефным гербом Савойского дома и изображением всевидящего Божьего глаза, вписанного в треугольник (символ Троицы). Непосредственно над алтарной картиной Гварини устроил небольшой третий купол, вновь утверждая понятие света Божьего, нисходящего на нас и объемлющего всё в мире. Над внешней аркой пресвитерия парят два позолоченных ангела, один с лавровым венком, другой с пальмой мученичество. Между фигурами ангелов помещен картуш с латинской надписью D.O.M. EMANUEL PHILIBERTUS VOVIT, MARIA JO. BAPTISTA A SABAUDIA PERFECIT, CAROLUS FELIX RESTITUIT. Смысл надписи можно передать примерно так: «В 1557 году Эммануил Филиберт принес Всемогущему Богу обет, который Мария-Джованна-Батиста Савойя-Немурская (вдова Карла Эммануила II) выполнила в 1680 году. Карл Феликс отреставрировал храм в 1828 году».

Орган церкви Сан-Лоренцо находится над входом (см. план церкви). Инструмент, который был создан фирмой Vegezzi Bozzi в 1917 году, помещен в корпус из позолоченного дерева, выполненный в XVIII веке монахом Амедео Ботто (Amedeo Botto). Стоит обратить внимание на фигуры музицирующих ангелов. В верхней части органа выведен призыв к верующим, собирающимся в храме: IN CHORDIS ET ORGANO LAUDATE DEUM («Хвалите Господа на струнах и органе»). Ниже, по обеим сторонам от входа, стоят скульптуры святого Каетана Тиенского (1480-1547), одного из основателей ордена театинцев, и святого Андрея Авеллино (1521-1608), члена этого ордена и друга Карло Борромео.

Церковь Сан-Лоренцо, Турин, Италия

Особой достопримечательностью интерьера туринской церкви Сан-Лоренцо является замысловатый купол со световым фонарем, который будто невесомо парит в воздухе, а в действительности опирается на восьмиугольную звезду, образованную пересекающимися ребрами. Переплетение этих арок как бы паутиной перекрывает отверстие, образуя в самом центре правильный восьмиугольник. Смелый проект купола был придуман и рассчитан Гварини в 1670-1679 гг. Как и в капелле Сакра-Синдоне, Гварини превращает конструкцию купола в кружево, сплетенное из каменных ребер, над которыми парит наполненное светом пространство фонаря. Один из исследователей творчества Гварини охарактеризовал эту невероятную конфигурацию пространства и света как «великий образец галлюцинаторной инженерии» [10]. Тема купола повторяется несколько раз, из-за чего возникает впечатление пульсирующего движения.

Церковь Сан-Лоренцо, Турин, Италия

Повсюду устроены окна: купол начинает по-настоящему «играть» только, когда архитектурные формы сочетаются с умело размещенными светоносными ячейками. Эти круглые и овальные окна с льющимся через них светом придают сводам еще большую легкость, словно конструкции и не подчиняются земным физическим законам. Снопы света выхватывают из тени то одну деталь, то другую.

Церковь Сан-Лоренцо, Турин, Италия

Восьмиугольное внутреннее пространство церкви симметрично относительно центра. В гранях восьмиугольника размещаются восемь капелл с боковыми алтарями, которые богато декорированы и посвящены различным святым (см. план церкви).

Если обходить церковь против часовой стрелки, то первой будет капелла Распятия (Cappella del SS. Crocifisso), расположенная справа от входа. Капелла создана по проекту Гварино Гварини (1676), а алтарная картина «Распятия Христа» выполнена иезуитом и известным художником эпохи барокко Андреа Поццо (Andrea Pozzo) (1645-1709). Нижняя часть алтаря представляет собой барельеф, изображающий ангелов, которые держат Туринскую плащаницу (в память о том, что плащаница после прибытия в Турин сначала присутствовала тут, в бывшей герцогской часовне). По бокам алтаря стоят фигуры Ангела-хранителя и архангела Михаила.

Церковь Сан-Лоренцо, Турин, Италия

Следующий, второй справа, боковой алтарь посвящен святому Каетану Тиенскому (Cappella S. Gaetano da Thiene). Он создан по проекту итальянского архитектора Бенедетто Альфьери (Benedetto Alfieri) в середине XVIII века. Капелла богато отделано зеленым, красным и белым мрамором, сложенным в разнообразные узоры. По бокам установлены статуи святого Антония Падуанского (1195-1231) и святой Розы Лимской (1586-1617), первой католической святой Латинской Америки (к ней приходят за помощью молодые пары, испытывающие трудности).

Церковь Сан-Лоренцо, Турин, Италия

Последняя с правой стороны — капелла Богоматери, или капелла Непорочного зачатия (Cappella dell'Immacolata), созданная по проекту Гварино Гварини при поддержке принцессы Луизы Кристины Савойской (1629-1692), сестры Карла Эммануила II, желавшей  почтить память своего супруга (и дяди) Мориса Савойского, скончавшегося вскоре после свадьбы в 1675 году. Алтарная картина кисти болонского художника Доменико Мария Муратори (Domenico Maria Muratori) изображает Деву Марию в окружении членов Савойского дома, причисленных к лику блаженных. Капеллу фланкируют скульптуры святого Франциска Ксаверия (1506-1552), миссионера и одного из основателей ордена иезуитов, и святой Франчески Римской (1384-1440), основательницы сестричества знатных римлянок для помощи беднякам (Oblate di Tor de' Specchi).

Церковь Сан-Лоренцо, Турин, Италия

В куполе капеллы имеется отверстие, и когда в него проникает солнечный луч от купола, он освещает фреску с образом Бога Отца, благословляющего мир (фото с сайта [12]). Обычно это явление можно наблюдать в период весеннего и осеннего равноденствия, в течение нескольких минут около полудня. Ранним утром в те же моменты года аналогичный феномен наблюдается и над двумя другими боковыми алтарями, Рождества и Распятия. Мы в очередной раз убеждаемся, что благодаря своим математическим знаниям и фантазии Гварини умел невероятно удивлять зрителя.

Церковь Сан-Лоренцо, Турин, Италия

Симметрично капелле Непорочного зачатия находится капелла Рождества (Cappella della Natività) (ближайшая к алтарю с левой стороны). Задуманная Гварино Гварини, эта капелла была создана его другом Антонио Беттини (Antonio Bettini/Bettino) в 1677 году. Алтарная картина «Рождение Спасителя» («Поклонение пастухов») является работой Пьетро Дюфура (Pietro Dufour) и относится к концу XVII века.

Церковь Сан-Лоренцо, Турин, Италия

Особый интерес представляет плита на передней стороне алтаря: между рогами изобилия помещены три чеканных панели, центральная из которых изображает редкую по иконографии сцену смерти святого Иосифа в присутствии Мадонны и Иисуса. Над алтарной картиной находится скульптура Вознесения Богоматери в мандорле, сплетенной из цветов и фруктов. Наконец, по бокам алтаря стоят скульптуры святого Иоанна Крестителя и Марии Магдалины.

Церковь Сан-Лоренцо, Турин, Италия

Вторая слева — капелла Благовещения (Cappella dell'Annunciazione), расположенная напротив капеллы Каетана Тиенского (см. план церкви). Прекрасная капелла с полихромным мрамором и купающимся в свете куполом создана по проекту Гварино Гварини в 1682 году скульпторами братьями Карлоне (Giuseppe Maria, Giovanni Domenico Carlone). Особым украшением капеллы является мраморная скульптурная группа работы Джузеппе Мария Карлоне (Giuseppe Maria Carlone), изображающая Деву Марию и архангела Гавриила. По бокам капеллы установлены скульптуры святого Маврикия (командовавшего Фиваидским легионом, солдаты которого были замучены римским императором Максимианом в 286 году) и святой Агнессы Римской (ок.291-304), принявшей обет безбрачия и казненной в юном возрасте.

Церковь Сан-Лоренцо, Турин, Италия

Между капеллами Рождества и Благовещения находится кафедра проповедника (1748), вырезанная из цельного куска орехового дерева туринским скульптором Стефано Мария Клементе (Stefano Maria Clemente) (по другим сведениям, автором кафедры является Игнацио Перукка (Ignazio Perucca)). Покрывающие кафедру барельефы посвящены знаменитому евхаристическому чуду, которое произошло в Турине 6 июня 1453 года (облатка, похищенная во время войны французскими солдатами вместе с другими церковными сокровищами городка Эксиллес, чудесным образом вознеслась к небесам и затем милосердно вернулась в чашу, принесенную епископом). Барельефы по бокам изображают кражу дароносицы из Эксиллеса, а на центральной сцене показано, как гостия поднимается ввысь в присутствии народа, мэра и епископа, которые молятся о возвращении гостии в чашу. Ценная кафедра изначально предназначалась для туринской базилики Корпус Домини, построенной на месте, где произошло чудо. Однако, поскольку кафедра не прошла в дверь и не могла быть разделена, ее в 1752 году подарили церкви Сан-Лоренцо.

Церковь Сан-Лоренцо, Турин, Италия

Последняя, ближайшая ко входу капелла с левой стороны именуется капеллой Душ в чистилище (Cappella delle Anime del Purgatorio). Она была построена в середине XVIII века и реконструирована после наполеоновских войн миланскими архитекторами и скульпторами по проекту Альфонсо Дюпюи (Alfonso Dupuy). На алтарной картине изображены души в чистилище, Богоматерь, святая Анна и Бог Отец. Картина, написанная художником Пьеро ди Савильяно (Pietro Ayres di Savigliano), заменила прежний, более ценный алтарный образ работы Перуцци, подаренный церкви королем Карлом Альбертом и ныне находящийся в церкви Св. Кристины на площади Сан-Карло в Турине.

Церковь Сан-Лоренцо, Турин, Италия

В боковых нишах капеллы размещаются скульптуры святого Петра с ключами от Рая в руке и святого Карло Борромео, архиепископа Миланского, который в 1578 году пешком пришел в Турин, дабы поклониться Святой плащанице и отблагодарить Бога за окончание чумы в его городе.

Ниже представлен план церкви Сан-Лоренцо в Турине, по которому можно оценить планировку интерьера и местоположение основных элементов внутреннего убранства.

Церковь Сан-Лоренцо, Турин, Италия

Практическая информация для туристов: адрес, часы работы и порядок посещения церкви Сан-Лоренцо в Турине

Церковь Сан-Лоренцо расположена около решетки Королевского дворца, рядом с дворцом Мадама, в самом центре Турина, по адресу Via Palazzo di Città, 4 (западная сторона площади Кастелло). Посмотреть местоположение храма на карте Турина можно на туристическом плане города тут или на карте Турина онлайн.

Церковь Сан-Лоренцо в Турине открыта для посещения с понедельника по пятницу с 7:30 до 12:00 и с 16:00 до 19:00, в субботу — с с 7:30 до 12:00 и с 15:00 до 19:15, в воскресенье — с 9:00 до 13:00 и с 15:00 до 19:15. Фотографировать внутри церкви разрешается. В субботу и воскресенье в церкви проводятся экскурсии с гидом.

Церковь Сан-Лоренцо, Турин, Италия

Храм действующий, богослужения проходят с понедельника по пятницу в 8:00, 18:30 и 19:00, в субботу — в 8:00 и 18:30, в воскресенье — в 9:30, 11:00, 12:00 и 18:30.

Официальный сайт церкви Сан-Лоренцо в Турине: www.sanlorenzo.torino.it

♦♦♦♦♦♦♦

Туристическая карта Турина с достопримечательностями

На нашем сайте вы можете бесплатно скачать подробную туристическую карту (план) Турина.

Карта Турина, Италия

Предлагаем вашему вниманию план исторического центра Турина, на котором обозначены все основные достопримечательности города (музеи, церкви, дворцы, фонтаны, парки, значимые здания и культурно-исторические памятники, площади), а также приведены названия улиц. Кроме того, на карте указано местоположение пунктов туристической информации Турина. Также на этом плане обозначен главный железнодорожный вокзал Турина (Porta Nuova).

♦♦♦♦♦♦♦

Что посмотреть в Турине: основные достопримечательности

- Собор Иоанна Крестителя (Duomo di San Giovanni Battista) (часы работы: в будние дни 7:15-12:30 и 15:00-19:00; в выходные 8:00-12:30 и 15:00-19:00)
- Королевский дворец (Palazzo Reale)
- Савойская галерея (Galleria Sabauda)
- Церковь Св. Лаврентия (Chiesa di San Lorenzo)
- Палатинские ворота (Porta Palatina)
- Египетский музей (Muzeo Egizio)
- Башня Антонеллиана (Mole Antonelliana)
- Площадь Статуто (Piazza Statuto) и фонтан Фрежюс (La Fontana del Frejus)
- Площадь Сан-Карло (Piazza San Carlo)
- Площадь Сольферино (Piazza Solferino)
- Площадь Кастелло (Piazza Castello)
- Дворец Мадама (Palazzo Madama)
- Дворец Кариньяно (Palazzo Carignano)
- Церковь Консолата (Santuario di Santa Maria Consolatrice/La Consolata)
- Церковь Богоматери (Chiesa della Gran Madre di Dio)
- Базилика Суперга (Basilica di Superga)

♦♦♦♦♦♦♦

Соборы и церкви Турина

- Собор Иоанна Крестителя (Duomo di San Giovanni Battista)
- Церковь Св. Лаврентия (Chiesa di San Lorenzo)
- Церковь Св. Доминика (Chiesa di San Domenico)
- Церковь Консолата (Santuario di Santa Maria Consolatrice/La Consolata)
- Церковь Богоматери (Chiesa della Gran Madre di Dio)
- Церковь Сан-Карло (Chiesa di San Carlo)
- Базилика Корпус Домини (Basilica del Corpus Domini)

♦♦♦♦♦♦♦

Использованные источники:

1. Церковь Сан-Лоренцо в Турине, статья в Википедии

2. Официальный сайт церкви Сан-Лоренцо в Турине

3. Путеводитель по Турину и Валле-д'Аоста. Touring Editore, 1999

4. Локтев В.И. Барокко от Микеланджело до Гварини (проблема стиля).  М.: Архитектура-С, 2004. - 496 с.

5. Исторические достопримечательности Турина: церковь Сан-Лоренцо, описание и фотографии

6. Интересные места в Турине: церковь Сан-Лоренцо

7. Сан-Лоренцо: спрятанная церковь

8. История, план и архитектура церкви Сан-Лоренцо в Турине, фотографии интерьера

9. История искусств: Турин

10. Великие здания мира: церковь Сан-Лоренцо в Турине

11. Архитектура Гварини

12. Туринская церковь Сан-Лоренцо на блоге о путешествиях

13. О конструкции купола туринской церкви Сан-Лоренцо по проекту Гварино Гварини

Понравилась статья?

У вас есть возможность поддержать развитие нашего проекта любой доступной вам суммой :)