Выставка алтарных картин в кафедральном соборе Антверпенской Богоматери: шедевры фламандской живописи

Рубрики: в Бельгии,Культурные события, Теги: ,
Foxy @ 4 марта 2013, в 12:54

Время: с 5 июня 2009 года до конца 2017 года (часы работы Антверпенского собора и выставки: с понедельника по пятницу собор Антверпена открыт для посетителей с 10:00 до 17:00; по субботам с 10:00 до 15:00; по воскресеньям с 13:00 до 16:00)

Место: Антверпен, Бельгия; кафедральный собор Антверпенской Богоматери (Onze-Lieve-Vrouwekathedraal); адрес собора: Groenplaats 21, вход через главный фасад с площади Handschoenmarkt

Событие: Выставка «Воссоединение. От Квентина Массейса до Питера Пауля Рубенса. Шедевры из собрания Королевского музея временно возвращаются в кафедральный собор»

Выставка в кафедральном соборе, Антверпен, Бельгия

В период реконструкции Королевского музея изящных искусств в Антверпене (KMSKA) различные фрагменты его коллекции демонстрируются в других бельгийских музеях. В частности, шедевры религиозной живописи можно до конца 2017 года увидеть в Антверпенском кафедральном соборе — в обстановке, для которой эти произведения изначально и создавались. На выставке представлены главным образом алтари и молельные образы антверпенских гильдий из коллекции Королевского музея изящных искусств. Первоначально планировалось, что выставка в соборе Антверпенской Богоматери завершится в конце ноября 2009 года, но затем было решено продлить ее вплоть до открытия музея после реконструкции — то есть до конца 2017 года. После окончания работ алтари вернутся из собора в выставочные залы.

Стоимость входного билета в Антверпенский собор: стандартный взрослый билет стоит € 5, для посетителей старше 60 лет — € 3, для детей младше 12 лет — бесплатно. Бронировать билет заранее индивидуальным туристам не требуется: билет можно купить непосредственно у входа в собор в кассе. За 2 евро можно взять аудиогид на нидерландском, английском, французском, немецком, испанском. Также выдаются бесплатные брошюры (гиды по выставке) с подробным описанием картин. Фотографировать в Антверпенском соборе разрешается, но строго без вспышки! Предупреждение об этом содержится на входном билете и на стендах около каждой картины.

Обратите внимание, что картины Рубенса, хотя и не являются частью выставки (за исключением «Снятия с креста»), находятся на своих обычных местах, так что посетители могут увидеть все знаменитейшие полотна, написанные великим фламандцем специально для Антверпенского собора: «Воздвижение Креста Господня» (1610), «Снятие с креста» (1612-1614) «Воскресение Христа» (1612) и «Успение Богоматери» (1626).

На выходе из собора в сувенирном магазине можно приобрести открытки, книги и другие сувениры. Будьте готовы к тому, что в соборе может одновременно присутствовать несколько туристических групп, что создает известную суету и несколько мешает получению удовольствия от всей этой красоты. Особенное столпотворение может наблюдаться у картин Рубенса и других популярных произведений искусства.

Произведения искусства в Антверпенском соборе

На протяжении 450 лет своего существования в качестве кафедральной церкви Антверпенской епархии собор Антверпенской Богоматери всегда являлся настоящей сокровищницей. Здесь хранились многочисленные шедевры религиозной живописи и скульптуры, созданные самыми прославленными мастерами эпохи, среди которых Квентин Массейс, Бернарт ван Орлей, Франс Флорис, Мартин де Вос, Франс Франкен, Питер Пауль Рубенс, Артус Квеллинус и другие.

Антверпенский кафедральный собор, Антверпен, Бельгия

Вплоть до Французской революции колонны, капеллы и стены собора Антверпенской Богоматери украшали картины, статуи и другие художественные произведения. Во время революции храм был разграблен и лишился многих алтарных картин и скульптур. Часть шедевров была вывезена в Париж, часть оказалась в музеях, немалое количество произведений было попросту распродано. После 1815 года некоторые похищенные революционерами художественные ценности, в том числе полотна Рубенса, были в собор возвращены. Другие нашли свое место в городских музеях, в том числе в Королевском музее изящных искусств Антверпена.

Восемь наиболее выдающихся алтарных образов из собрания Королевского музея изящных искусств Антверпена теперь временно вновь вернулись в кафедральный собор, где они демонстрируются вместе с произведениями, присутствующими в интерьере храма постоянно. Таким образом, шедевры, которые на протяжении более двух веков были разобщены, снова «встретились» в соборе, для которого когда-то создавались. Это уникальное воссоединение позволит посетителям собора получить представление о золотом веке антверпенской школы живописи, о ее главных представителях. Кроме того, экспонаты знакомят нас с меценатами и цеховыми организациями той эпохи. Они рассказывают о взаимодействии между обществом, религией и искусством в XVI-XVII вв.

Антверпенский кафедральный собор, Антверпен, Бельгия

Всего в рамках выставки зрителям представлено шестнадцать картин: восемь из собрания Королевского музея изящных искусств и восемь из постоянной коллекции кафедрального собора Антверпена. Речь идет главным образом о крупных алтарных образах, в основном триптихах, имеющих довольно внушительные размеры. Одно такое алтарное полотно может иметь около 5 метров в ширину и 3 в высоту.

Выставка в кафедральном соборе, Антверпен, Бельгия

К сожалению, первоначальную схему расположения алтарных картин в интерьере храма воссоздать не удалось. Обрамления и ограды алтарей почти полностью утрачены. Тем не менее, размещение произведений на колоннах собора, лицом к зрителю (идущему по нефу в направлении алтарной части) является исторически достоверным.

Выставка алтарных картин в Антверпенском соборе: избранные шедевры

Гуляя по центру Антверпена, вы непременно окажетесь на центральной площади Grote Markt и соседней площади Groenplaats с памятником Рубенсу, за которым возвышается Антверпенский кафедральный собор.

Антверпенский кафедральный собор, Антверпен, Бельгия

На ближайшие несколько лет интерьер собора заметно преобразился за счет выставки алтарных картин, расставленных по пространству собора вдоль главного нефа на фоне ярко-красных полотнищ. Ниже приводится отзыв о посещении выставки алтарей в Антверпенском соборе, с фотографиями и описаниями избранных картин, которые особенно привлекли наше внимание.

Выставка в кафедральном соборе, Антверпен, Бельгия

Данный фотоотчет не претендует на полноту и основан исключительно на наших субъективных предпочтениях. Заметьте, что достопримечательности внутреннего убранства собора, не относящиеся к выставке, в этой заметке не описываются. Об архитектуре собора, а также украшающих его интерьер скульптурах, витражах и картинах, о кафедре проповедника и органе мы поговорим отдельно.

Начнем осмотр собора от входа и будем двигаться вдоль нефа в сторону алтарной части, как это и задумано организаторами выставки. Слева, на одной из ближайших ко входу колонн находится фантастическая картина «Падение восставших ангелов» (1554) размером 303 x 220 см из собрания Королевского музея изящных искусств в Антверпене. Это полотно стало одним из самых ярких впечатлений, полученных на выставке. Автор картины — фламандский художник Франс Флорис (Frans Floris de Vriendt) (1519/1520-1570), происходивший из художественной антверпенской семьи. Вернувшись из Рима под большим впечатлением от творчества Микеланджело и других итальянских живописцев, Франс Флорис открыл мастерскую в Антверпене, и его картины быстро завоевали популярность. Успех вскружил ему голову, и он начал пить. Семья и друзья беспокоились за него, и брат даже выстроил для него целый роскошный дворец в Антверпене, рассчитывая, что теперь Флорис остепенится и станет более рачительным хозяином. Надежды эти не оправдались: если поначалу годовой доход Флориса достигал баснословной по тем временам суммы в 1000 гульденов, то к старости у него остались одни долги. Однако ученики его любили, и в мастерской было весело. Работы было почти всегда невпроворот, так что художнику приходилось работать допоздна, и ученики, которые оставались дольше других, любовно разували учителя и укладывали его спать, прежде чем уйти домой.

Франс Флорис, «Падение восставших ангелов»

Современники утверждали, что ученики так сильно любят Флориса, поскольку он оставляет им больше свободы, чем другие антверпенские мастера. Всего у живописца было свыше сотни учеников. Самостоятельно и с их помощью Франс Флорис создавал алтарные образы для главных церквей Антверпена, а также картины для испанских дворян и антверпенских патрициев. Однако до нас дошло не так много произведений этого художника: многие были уничтожены во время иконоборчества во второй половине XVI века, многие утрачены в связи с изменением художественных вкусов. Смелая, мощная манера живописи Франса Флориса отражает монументальный стиль его итальянских кумиров (Флориса даже называли «фламандским Рафаэлем»). По характеру это был дерзкий, решительный человек. Его картины обнаруживают стремительную работу кисти, яркость красок и хорошее знание анатомии, что далеко не всегда присутствовало в нидерландском искусстве того времени.

Франс Флорис, «Падение восставших ангелов»

Картина «Падение восставших ангелов» была заказана Франсу Флорису антверпенской гильдией фехтовальщиков (алебардщиков, отвечавших за поддержание порядка и оборону города). Центральное место в композиции занимает архангел Михаил — покровитель гильдии.

Это полотно, как и другие, созданные художником после поездки в Рим, отражает влияние искусства итальянского Ренессанса и является одной из самых известных работ Флориса. В середине XVI века Флорис был главным представителем этого направления в Антверпене. Необузданный динамизм этой картины напоминает «Страшный суд» Микеланджело. Также здесь усматривают влияние творчества Альбрехта Дюрера. В XVI веке данное полотно было самым крупным алтарным образом в соборе Антверпена.

Франс Флорис, «Падение восставших ангелов»

Флорис изобразил хаотичное переплетение рук, ног, крыльев и хвостов сатанинских чудовищ, с которыми сражается небесное воинство под предводительством архангела Михаила. Небесные ангелы изгоняют из Рая и низвергают на землю многоголового дракона (дьявола) и его приспешников. Этот сюжет, изображавшийся также другими художниками того времени, основан на апокалиптическом видении святого Иоанна Богослова и символизирует борьбу Добра со Злом. Одновременно картина имеет более конкретную символику: так же как Михаил и его воинство защищают небеса, так и члены гильдии должны заботиться о безопасности Антверпена. Боковые створки триптиха погибли во время иконоборческого восстания 1566 года. Уцелело лишь центральное полотно.

С этой же левой стороны нефа можно увидеть алтарную картину «Святой Лука, рисующий Мадонну» («Образ Богоматери Св. Луки»), написанную в 1602 году для гильдии Св. Луки фламандским художником Мартином де Восом (Maerten de Vos) (1532-1603), который был учеником Франса Флориса. Данная картина также из собрания Королевского музея изящных искусств в Антверпене. Центральная композиция имеет размеры 270 x 217 см, а боковые створки — 253 x 101 см.

Мартин де Вос, «Святой Лука, рисующий Мадонну»

Когда в 1602 году антверпенской гильдии Св. Луки понадобился новый алтарь, они решили заказать его Мартину де Восу, которому на тот момент было уже 70 лет. Это был плодовитый художник, пик карьеры которого пришелся на 1580-е годы (он участвовал в восстановлении убранства церквей Антверпена после иконоборческих погромов). Мартин де Вос был представителем обширного семейства художников, но среди всех родственников его дарование проявилось ярче всего. Первое время он учился у своего отца Петера де Воса, затем в мастерской Франса Флориса, а после отправился в Рим и Венецию для постижения секретов живописи Ренессанса и маньеризма. Во время пребывания в Венеции Мартин де Вос стал другом и помощником Тинторетто. В Антверпен он вернулся в 1558 году и тогда же был принят в гильдию художников.

Коллеги по гильдии признавали де Воса одним из самых выдающихся живописцев эпохи, наследником великих мастеров, Квентина Массейса и Франса Флориса. Антверпенская гильдия Св. Луки являлась цеховым объединением художников и скульпторов. Гильдия получила название в честь евангелиста Луки, считающегося святым покровителем художников (поскольку существует легенда о Луке как христианском художнике, написавшем первый портрет Богоматери с натуры). Гильдия Св. Луки существовала во многих городах. По традиции того времени члены гильдии финансировала создание капеллы в кафедральном соборе, которую украшали алтарной картиной с изображением их святого покровителя. Композиция полотна «Святой Лука, рисующий Мадонну» может показаться необычной, если не знать, что подобный тип цеховых алтарей с образом св. Луки был весьма распространен в то время. Одним из наиболее ранних примеров такого рода может служить знаменитая картина «Евангелист Лука, рисующий Мадонну» Рогира ван дер Вейдена. Эта работа заложила основы традиции, которой следовали многие художники (например, тот же Франс Флорис написал картину на этот популярный сюжет для антверпенской гильдии Св. Луки).

Мартин де Вос, «Святой Лука, рисующий Мадонну»

Мартин де Вос, таким образом, использовал весьма известный сюжет, но интерпретировал его в соответствии со вкусами своего времени и своим индивидуальным видением. На картине представлен евангелист Лука, сидящий перед мольбертом в парадно оформленном зале, а позируют ему Мадонна с младенцем Иисусом. Рядом с живописцем лежит бык, символ евангелиста Луки. В левой руке у святого несколько видов кистей, а правой он опирается на специальную палочку, чтобы не задеть еще влажное полотно. Слева изображен помощник, растирающий краски. Мартин де Вос придал ему черты Абрахама Графеуса (1550-1624), который был служителем в антверпенской гильдии Св. Луки и выполнял множество полезных обязанностей, связанных с учетом доходов и расходов, организацией праздников и т.д. (известен портрет этого человека, написанный Корнелисом де Восом (1620); обладавший выразительной внешностью Абрахам Графеус часто служил моделью и для других крупных фламандских художников, тем более что они часто общались с ним по делам гильдии).

Мартин де Вос, «Святой Лука, рисующий Мадонну»

Аналогичный триптих Мартина де Воса был создан в более ранний период и также находился в соборе Антверпенской Богоматери, однако во время иконоборческих погромов 1566 года был сильно поврежден. После этого гильдия решила заказать художнику новый экземпляр алтаря. Интересно, что до тех пока де Вос не приступил к работе, в цеховой капелле гильдии Св. Луки в Антверпенском соборе несколько лет провисела пустая доска (картины тогда писались именно на досках).

Пожилой Мартин де Вос скончался, не успев завершить работу. Он выполнил лишь центральную композицию; боковые створки алтаря заканчивали Отто Ван Вен и Амброзиус Франкен I.

Антверпенский кафедральный собор, Антверпен, Бельгия

Пройдем немного вперед и окажемся в трансепте. По пути можно полюбоваться высоким ажурным куполом, который возвышается над средокрестием. Рядом, на своем обычном месте в правом рукаве трансепта, размещается одна из лучших картин Питера Пауля Рубенса — «Снятие с креста» (1612). В отличие от других полотен Рубенса, которые находятся в Антверпенском соборе, это произведение включено в число экспонатов выставки. Объясняется это тем, что данная картина признана наиболее значительным шедевром фламандской живописи XVII века. (С формальной точки зрения единственное ее отличие от прочих картин собора в том, что на время выставки триптих помещен на ярком красном фоне; остальные картины Рубенса, разумеется, никуда не делись и остаются на своих местах — посмотреть их может любой желающий, просто «Снятие с креста» выделено особо).

Питер Пауль Рубенс, «Снятие с креста»

Монументальное полотно «Снятие с креста» составляет основу одноименного триптиха, создававшегося Рубенсом в 1611-1614 гг. Размеры центральной композиции: 421 х 311 см, боковых створок — 421 х 153 см. Именно эта картина сделала Рубенса первым религиозным художником своей эпохи. Недаром данный триптих является одним из семи чудес Бельгии. Этот алтарный образ, написанный вскоре после возвращения Рубенса из Италии, по праву считается одной из самых мощных и величественных картин Рубенса. Формы, линии, пропорции, цвет достигли здесь безукоризненной гармонии. Вместе с техническим совершенством исполнения полотно отличается потрясающим драматизмом и динамикой, вызывает сострадание зрителя. В «Снятии с креста» нашел отражение эмоциональный накал, свойственный стилю барокко, основателем которого является Рубенс.

Питер Пауль Рубенс, «Снятие с креста»

«Снятие с креста» было заказано Рубенсу гильдией аркебузиров (мушкетеров), желавшей получить триптих, посвященный покровителю данного братства — святому Христофору. Однако иконографические правила периода контрреформации запрещали изображать жития святых в качестве главной темы алтарных образов. Рубенсу пришло в голову оригинальное решение. Известно, что имя Христофор означает «несущий Христа» (согласно легенде, он перенес Христа через реку), и художник изобразил сразу несколько персонажей, в том или ином смысле несущих Христа.

Питер Пауль Рубенс, «Снятие с креста»

На центральной панели триптиха мы видим, как снятое с креста тело Иисуса под тяжестью своего веса спадает на руки могучего апостола Иоанна, стоящего, раскрыв объятия, чтобы его принять. На левой панели, «Встреча Марии и Елизаветы», изображена беременная Дева Мария, которая носит Христа в своем чреве (возможно это портрет жены художника Изабеллы Брандт), а на правой створке, «Сретение Господне» («Представление Иисуса в Иерусалимском храме»), младенца Христа берет на руки старец Симеон.

Фигура самого святого Христофора — великана, переходящего реку с младенцем Христом на плечах, — помещена на левой внешней створке триптиха «Снятие с креста» (на правой створке изображен отшельник, освещающий ему путь фонарем).

Питер Пауль Рубенс, «Снятие с креста»

Композиция с самого начала предназначалась для Антверпенского собора и находилась там, на престижном месте возле главного алтаря, с самого момента написания (во время французского режима она ненадолго покинула Антверпен и была перевезена в Париж, но затем была возвращена).

Питер Пауль Рубенс, «Снятие с креста»

Напротив рубенсовского «Снятия с креста» представлена картина Мартина де Воса «Кана» («Брак в Кане Галилейской») (1597). Она тоже постоянно находится в соборе Антверпенской Богоматери, хотя и является частью нынешней выставки. Картина 268 x 235 см первоначально была частью триптиха, созданного для гильдии виноторговцев и содержателей таверн (гильдии принадлежал алтарь в деамбулатории Антверпенского собора). Отсюда и сюжет — чудо превращения воды в вино, сотворенное Христом на свадьбе. Композиция картины несколько перегружена. Художник запечатлел среди присутствующих на брачном пиру гостей в том числе и самих заказчиков — членов цехового братства в роскошных одеждах. Действие происходит в ренессансном интерьере, вокруг обильно накрытого праздничного стола. Картина создает впечатление пышности и роскоши, из-за чего на первый взгляд даже может показаться, что она выполнена на светский, а не религиозный сюжет. Мартин де Вос, длительное время живший в Италии, был одним из самых известных художников своего времени. В произведении «Брак в Кане Галилейской» он достиг гармоничного синтеза фламандских и венецианских влияний.

Мартин де Вос, «Брак в Кане Галилейской»

Пойдем теперь вдоль нефа обратно в сторону входа и посмотрим картины, которые вывешены на колоннах с южной (правой, если смотреть от входа) стороны. Здесь привлекает особое внимание болезненно-трогательный триптих «Оплакивание Христа» — алтарь гильдии краснодеревщиков (столяров) работы выдающегося фламандского художника Квентина Массейса (Метсейса) (Quinten Massijs/Metsijs/Matsys) (1466-1530). Этот шедевр из собрания Королевского музея изящных искусств в Антверпене был выполнен в 1509-1511 гг. Центральное панно имеет размеры 260 x 263 см, боковые створки — 260 x 120 см.

Квентин Массейс, «Оплакивание Христа»

В начале XVI века Квентин Массейс был одним из самых крупных антверпенских художников. Неудивительно, что в 1503 году престижная гильдия краснодеревщиков обратилась именно к нему с заказом на создание новой алтарной картины для их цеховой капеллы в Антверпенском соборе. Помимо сцены оплакивания Христа, живописец должен был изобразить мученичество святого Иоанна Богослова и святого Иоанна Крестителя — покровителей цеховой организации. Эти двум святым посвящены боковые створки триптиха. На левой панели мы видим Саломею, которая в танце преподносит голову Иоанна Крестителя на блюде своей матери Иродиаде и отчиму Ироду. Фигура виночерпия создана под влиянием картин Альбрехта Дюрера. На заднем плане Массейс изобразил собственно отсечение головы Иоанна Крестителя. На правой створке представлен Иоанн Богослов в котле кипящем масле, переносящий мучения под взглядами жестокого императора Домициана и его придворных. По преданию, апостол вышел из котла невредимым, как ни старались его палачи разжечь костер посильнее. Физиономии этих палачей, равно как и членов императорской свиты — исключительно уродливые, мерзкие, гротескные. Образы палачей позаимствованы Массейсом у Леонардо да Винчи. На заднем плане возвышаются городские ворота, которые в данном случае отчасти напоминают замок Стен в Антверпене.

Квентин Массейс, «Оплакивание Христа»Квентин Массейс, «Оплакивание Христа»

Центральная композициятриптиха Квентина Массейса «Оплакивание» отличается особой глубиной и трагизмом, созерцательно-молитвенным настроением. На переднем плане, совсем близко к зрителю находится безжизненное тело Христа. Фигура является связующим звеном между всеми окружающими ее персонажами, которые с разных сторон держат тело, касаются его рук или ступней. Тело Иисуса лежит на плащанице, которую принес Иосиф Аримафейский (именно он попросил у Пилата тело казненного Иисуса и, сняв с креста, похоронил). Художник показывает горе каждого персонажа: все присутствующие при оплакивании по-разному выражают свои эмоции, но выразительнее всех скорбящая Богоматерь, которую мягко поддерживает апостол Иоанн. Богоматерь, Иоанн и Христос образуют центр композиции, три ее главных цвета: синий, красный и белый. Позади основной группы Массейс изобразил величественный пейзаж с вырубленной в скале гробницей Христа, Голгофой, тремя крестами и Иерусалимом.

Квентин Массейс, «Оплакивание Христа»

В соответствии с законами итальянской перспективы, окаймляющие пейзаж горы теряют четкость очертаний и заволакиваются дымкой по мере удаления. Композиция отчасти напоминает «Снятие с креста» Рогира ван дер Вейдена (ок. 1435): исследователи предполагают, что она послужила для Массейса источником вдохновения.

Работа Массейса впечатлила не только его заказчиков. В 1577 году испанский король Филипп II и английская королева Елизавета I пожелали приобрести этот триптих. Гильдия была не против продать алтарь, однако Мартину де Восу удалось убедить городскую администрацию приобрести произведение Массейса, чтобы оно осталось в Антверпене.

Квентин Массейс, «Оплакивание Христа»

Квентин Массейс (Метсейс) (1466-1530) был ведущим фламандским живописцем первых десятилетий XVI века, автором таких известных сатирических картин, как «Меняла с женой» (1514) и «Уродливая герцогиня» (1515). Уроженец Лёвена, Массейс работал преимущественно в Антверпене, где вращался в кругах ренессансных гуманистов. Первоначально он при помощи учеников создавал масштабные алтарные картины, но позднее обратился к небольшим, более камерным композициям, предназначенным для друзей и единомышленников. Приверженность Массейса идеалам гуманизма отразилась в портретах Эразма Роттердамского и его друга Петера Гиллиса, которые были заказаны в качестве подарка для Томаса Мора. Кроме того, Массейс создавал популярные жанровые сцены морализирующего содержания («Меняла с женой»), показывающие алчность и другие пороки людей.

Квентин Массейс, «Оплакивание Христа»

Из религиозных картин Квентина Массейса, помимо вышеописанного алтаря гильдии краснодеревщиков, особенно известен триптих Св. Анны, созданный для капеллы одноименного братства в церкви Св. Петра в Лёвене (ныне в Музее старых мастеров в Брюсселе). Учеником Массейса был Иоахим Патинир, который, как считается, работал над пейзажными фрагментами его картин. После смерти Патинира Массейс стал опекуном его детей.

Квентин Массейс, «Оплакивание Христа»

На творчество Массейса оказали влияние Ян ван Эйк, Рогир ван дер Вейден, Ганс Мемлинг, Дирк Баутс, а также итальянские художники (особенно Рафаэль, по чьим картонам ткались шпалеры в Брюсселе) и Альбрехт Дюрер (последний побывал в доме Массейса в 1520 году). Для картин Массейса в целом характерны четкость рисунка, приглушенные эффекты светотени, тщательная проработка деталей (как и большинство других фламандских художников того времени, он уделял внимание изображению драгоценностей, обшивки одежды и т.п.). Но главным для Массейса была точная передача индивидуального характера персонажей: меланхолической утонченности святых, ожесточенных жестов и гримас палачей.

Квентин Массейс, «Оплакивание Христа»Квентин Массейс, «Оплакивание Христа»

Квентин Массейс скончался во время эпидемии английской потливой горячки в картезианском монастыре в Антверпене. Рядом с Антверпенским собором стоит кованый колодец, получивший название «колодец Массейса», поскольку, согласно легенде, он был выполнен будущим художником (предполагают, что в юности, до занятий живописью Квентин Массейс работал кузнецом).

Колодец Массейса, Антверпен, Бельгия

Но продолжим осмотр алтарных картин Антверпенского собора. Чуть дальше вдоль южного прохода находится яркая светоносная картина Амброзиуса Франкена (1544-1618) «Умножение хлебов и рыб» («Насыщение народа пятью хлебами») (1598). Композиция посвящена одному из самых известных чудес Иисуса Христа, описанному во всех евангелиях: насыщению пяти тысяч человек пятью хлебами и двумя рыбами. На переднем плане изображен Христос в окружении апостолов, благословляющий хлеба и рыбу. Слева показано, как ученики раздают пищу народу. На заднем плане видно, как люди возносят благодарность за чудо и собирают оставшуюся пищу в двенадцать коробов. Как несложно догадаться, алтарь был создан по заказу гильдии пекарей. Картина размером 212 x 280 см относится к коллекции Королевского музея изящных искусств в Антверпене. Когда-то это была центральная часть триптиха, но его боковые створки утрачены. До начала XIX века картину приписывали Мартину де Восу.

Амброзиус Франкен, «Умножение хлебов и рыб»

Ближе к выходу взглянем на картину того же Амброзиуса Франкена «Проповедь святого Элигия, епископа Нуайона» (1588). Это алтарное полотно, созданное по заказу гильдии кузнецов, покровителем которой являлся данный святой. Центральная композиция этого триптиха из собрания Королевского музея изящных искусств в Антверпене имеет размеры 250 x 180 см, а боковые —260 x 89 см. На картине изображен святой Элигий в епископском облачении, проповедующий в переполненной народом церкви. Среди слушающих проповедь — в том числе и члены гильдии кузнецов. Интерьер храма на картине соответствует ныне разрушенной церкви Св. Вальбурги в Антверпене, где у гильдии кузнецов имелась своя капелла.

Амброзиус Франкен, «Проповедь святого Элигия»

На боковых створках представлены добрые деяния, которыми прославился святой Элигий: слева показано, как он посещает заключенных, а справа — помогает калеке и хоронит мертвых. Этот триптих, полностью посвященный одному святому, покровителю кузнецов, стал первой алтарной картиной, созданной для Антверпенского собора Амброзиусом Франкеном, известным фламандским автором картин на религиозную тематику.

На соседней колонне вывешена алтарная картина Бернарда (Барента) ван Орлея (Bernard/Barend van Orley) (1488/1492-1542) «Страшный суд и семь деяний милосердия» (ок. 1518-1524/25) из собрания Королевского музея изящных искусств в Антверпене.

Бернард ван Орлей, «Страшный суд»

Центральная панель триптиха имеет размеры 248 x 406 см, а боковые —248 x 94 см. Картина была заказана художнику религиозным братством помощи бедным (Armenkamer) примерно в 1518 году и предназначалась для капеллы Антверпенского кафедрального собора. Ван Орлей завершил работу через шесть лет.

Бернард ван Орлей, «Страшный суд»

В центре композиции изображен Христос, возвещающий Страшный суд вместе с трубящими ангелами. Христос восседает на радуге, являющейся символом союза между Богом и людьми. Мертвые выходят из своих гробов, и архангел Михаил на весах правосудия взвешивает души, оценивая грешные и праведные дела людей.

Бернард ван Орлей, «Страшный суд»

Праведникам даруется Рай, грешникам же суждены страшные муки Ада. В верхней части боковых створок изображены апостолы в сопровождении Богоматери и Иоанна Крестителя. Они выполняют роль посредников, заступников за людей перед Судией.

Бернард ван Орлей, «Страшный суд»

В соответствии со спецификой заказа важное место в композиции занимает изображение семи деяний милосердия (человеколюбия) — благих дел, направленных на помощь нуждающимся. Эти добрые дела изображены в основном на боковых створках триптиха. На левой панели духовники братства дают пить жаждущим, кормят алчущих и принимают странника в свой дом. На правой панели мы видим, как они, согласно завету «одеть нагого», раздают одежду нищим, а также дарят утешение больному. На заднем плане этой же створки показано, как эти подвижники благотворительности освобождают заключенных, пострадавших за свои религиозные убеждения. Седьмое, и последнее, деяние милосердия представлено на центральной панели, где ван Орлей изобразил погребение умерших.

Бернард ван Орлей, «Страшный суд»Бернард ван Орлей, «Страшный суд»

Благодаря своим многочисленным благим деяниям, члены братства, заказавшего ван Орлею этот триптих, могли быть уверены, что предстанут перед Страшным судом с чистой совестью. Но ужасающая картина с изображением инвалида с искалеченными конечностями вызывает тревогу и служит предостережением: никто не застрахован от ударов судьбы, в том числе и богачи, из которых обычно происходили члены этого братства. Алтарь не только изображает повседневную деятельность членов братства, но и напоминает, что они не должны отступать от благочестивой и милосердной жизни.

Бернард ван Орлей, «Страшный суд»Бернард ван Орлей, «Страшный суд»

Напоследок пара слов об авторе этого триптиха. Бернард ван Орлей (Барент Орлей) (1488/1492-1542), фламандский художник эпохи Ренессанса и ведущий дизайнер шпалер и витражей, в основном жил и работал в своем родном городе Брюсселе. Если в своем раннем творчестве ван Орлей продолжал традиции Яна ван Эйка и Рогира ван дер Вейдена, то затем постепенно начал перенимать мотивы итальянского Ренессанса. Не исключено, что он, как и многие другие фламандские живописцы, ездил учиться в Рим, возможно, даже у Рафаэля, но это не доказано наверняка. Так или иначе, он осваивал ренессансный стиль по картонам Рафаэля, которые в 1516-1520 гг.  находились в Брюсселе, где по ним в мастерской Питера ван Альста изготавливался цикл шпалер «Деяния апостолов». Когда в августе-сентябре 1520 года в Нидерланды на коронацию Карла V приехал Альбрехт Дюрер, он гостил в доме Орлея и лестно называл его «нидерландским Рафаэлем». Тогда же он написал известный портрет, которые некоторые исследователи считают портретом ван Орлея. Дюрер наряду с Рафаэлем оказал глубокое влияние на творчество фламандца.

Одним из первых важных заказов ван Орлея был триптих для капеллы братства Святого Креста в церкви Св. Вальбурги в Верне (Veurne) (1522). Эта работа привлекла внимание Маргариты Австрийской, правительницы Испанских Нидерландов, которая после этого часто поручала ван Орлею портреты членов королевской семьи. В 1518 году он стал придворным художником и возглавил крупную мастерскую. Он занимал должность придворного художника до 1527 года, когда впал в немилость из-за своих симпатий к протестантизму. После этого семья ван Орлея на время осела в Антверпене и вернулась в Брюссель только после того, как его восстановила в должности новая наместница Нидерландов Мария Австрийская. На зрелом этапе творчества ван Орлей стал одним из ведущих мастеров по созданию картонов для шпалер и витражей.

Памятник Бернарду ван Орлею на площади Малый Саблон, Брюссель, Бельгия

Наиболее известные произведения ван Орлея, «Триптих добродетели терпения» и «Триптих Филиппа де Ханетона», можно увидеть в Музее старых мастеров в Брюсселе; алтарь Распятия его работы находится в церкви Богоматери в Брюгге. Из светских произведений художника наиболее известны портреты Карла V и Маргариты Австрийской. Витражи по эскизам ван Орлея украшают Собор Святых Михаила и Гудулы в Брюсселе и собор Святого Румольда в Мехелене. Памятник Бернарду ван Орлею можно увидеть рядом со статуями других выдающихся фламандских деятелей культуры на площади Малый Саблон в Брюсселе.

 ♦♦♦♦♦♦♦

Использованные источники:

1. Сайт Музея изящных искусств в Антверпене

2. Сайт собора Антверпенской Богоматери

3. Брошюра-путеводитель по выставке алтарных картин в соборе Антверпенской Богоматери

Понравилась статья?

У вас есть возможность поддержать развитие нашего проекта любой доступной вам суммой :)



1 комментарий к заметке

  1. Михаил Смышляев пишет:

    Неделю назад вернулся из Антверпена. Посетил собор, полюбовался картинами. Ваша статья мне очень понравилась. Спасибо.