Время: со 2 февраля по 1 апреля 2013 года (время работы: с понедельника по четверг: с 9:00 до 19:00; с пятницы по воскресенье: с 9:00 до 20:00)
Место: Верона, Италия; дворец Палаццо-делла-Гран-Гуардия (Palazzo della Gran Guardia), адрес: Пьяцца Бра (Piazza Brà) (главная площадь Вероны)
Событие: Выставка «От Боттичелли до Матисса. Лица и фигуры» (Da Botticelli a Matisse - Volti e figure)
Стоимость входных билетов: полный тариф составляет € 12, льготные категории (студенты и пенсионеры) — € 9, дети младше 18 лет — € 6. При бронировании билетов заранее стоимость повышается на 1 евро. Продажа билетов прекращается за 45 минут до закрытия выставки. Пользование фотокамерами и другими электронными устройствами на выставке запрещено. Прокат аудиогида платный: € 6 для взрослых и € 4 для детей.
Одним из главных культурных событий в Вероне в 2013 году обещает стать выставка, рассказывающая об эволюции портрета и человеческой фигуры в европейской живописи от Возрождения до наших дней.
Всего через две недели после того, как выставка, посвященная истории портретной живописи, покинет город Андреа Палладио — Виченцу, ее смогут увидеть жители и гости другого города региона Венето — Вероны. Хотя название имевшей огромный успех выставки решено было для разнообразия изменить (теперь она называется не «От Рафаэля до Пикассо», а «От Боттичелли до Матисса»), основное ее содержание останется прежним. Посетители смогут увидеть множество портретов из частных коллекций и музеев разных континентов, особенно из США (некоторые из своих сокровищ на выставку прислали, в частности, Музей изящных искусств в Бостоне, Музей изящных искусств в Хьюстоне и Музей искусства в Колумбусе). Представленные на выставке работы демонстрируют эволюцию портретной живописи на протяжении шести столетий, с XV века по конец XX-го.
Выставка разместится в престижном месте в самом центре Вероны, во дворце Палаццо-делла-Гран-Гуардия, напротив знаменитого римского амфитеатра Арена-ди-Верона, что на площади Бра. Публика сможет увидеть в общей сложности около восьмидесяти картин. Хотя некоторые работы из тех, что демонстрировались на выставке в Виченце, должны будут к этому времени вернуться в свои родные музеи (таких картин всего шесть), их заменят другие, не менее качественные экспонаты. Так что художественная выставка в Вероне будет интересна не только тем, кто пропустил выставку в Виченце, но и тем, кто успел ее посмотреть, но хотел бы увидеть ряд новых шедевров. К прежним произведениям добавятся в первую очередь картины из замечательного Национального музея Брукенталя, находящегося в трансильванском городе Сибиу, в Румынии.
К числу этих шедевров относятся работы художников Северной Европы XV века: мастеров фламандского искусства Ганса Мемлинга и Яна ван Эйка. Кроме того, румынская галерея предоставит для выставки редкую картину Антонелло да Мессины — «Распятие», датируемое 1460 годом. Из произведений Яна ван Эйка будет показан великолепный портрет «Мужчина в синем тюрбане», созданный ок. 1429 года. Куратор выставки, Марко Голдин из общества Linea d'Ombra, неслучайно выбрал именно это произведение в качестве официального символа веронской выставки.
Любителей творчества Ганса Мемлинга порадует диптих: «Портрет читающего мужчины» и «Портрет молящейся женщины», написанные приблизительно в 1490 году.
Экспозиция состоит из четырех обширных разделов, которые построены не в хронологическом порядке, а сгруппированы по определенной тематике и призваны стимулировать сравнение и сопоставление, «диалог» стилей и мотивов разных художников, эпох и школ. Выставка рассказывает о том, какие «лица и фигуры» захватывали воображение мастеров живописи от Кватроченто до наших дней. Художники, изображавшие человеческие лица и фигуры, придерживались разной эстетики и ставили перед собой разные задачи: стремились показать божественную сущность и достоинство, передать тревогу и глубокую трагедию жизни, выразить душу модели и объяснить то, что невозможно выразить словами.
Посетители выставки в Вероне смогут получить представление о том, как подходили к изображению человеческой личности такие художники, как Боттичелли, Беато Анджелико, Мантенья, Беллини, Брамантино, Липпи, Кранах, Понтормо, вслед за ними Рубенс, Караваджо, ван Дейк, Рембрандт, Веласкес, Эль Греко, Гойя, Тьеполо, затем импрессионисты Мане, Моне, Сезанн, Гоген, Ван Гог, великие художники XX века Мунк, Пикассо, Матисс, Модильяни и, наконец, Джакометти и Фрэнсис Бэкон.
Среди многочисленных фигуративных изображений разных эпох — образы Христа, Богоматери и святых, портреты буржуазии и знати (королей, вельмож, церковных иерархов), психологически тонкие портреты обычных людей в повседневной обстановке, а также автопортреты художников. Вся эта череда произведений религиозной и светской живописи демонстрирует длительную эволюцию портретного искусства, на протяжении веков двигавшегося от совершенства классических форм к искажению и упрощению, а затем и радикальному разрушению форм и законов перспективы, к экспериментам в области экспрессионизма, фовизма и кубизма.
♦♦♦♦♦♦♦
Использованные источники:
1. Сайт общества Linea d'Ombra
2. Марко Голдин представляет в Вероне выставку «От Боттичелли до Матисса»
3. В феврале в Вероне стартует выставка портретной живописи