Лоренцо Лотто: выставка картин из итальянских собраний

Рубрики: в России,Культурные события, Теги: , ,
Foxy @ 25 января 2013, в 10:09

Время: с 14 декабря 2012 года по 10 февраля 2013 года (часы работы: ежедневно с 10:00 до 19:00 [кассы до 18:00]; по четвергам с 10:00 до 21:00 [кассы до 20.00]; понедельник — выходной)

Место: Москва, Россия; ГМИИ имени А.С. Пушкина, основное здание; ул. Волхонка, 12 (ближайшая станция метро «Кропоткинская»)

Событие: Выставка «Лоренцо Лотто. Ренессанс в провинции Марке. Картины из итальянских собраний»

Выставка Лоренцо Лотто

Стоимость билета на выставку для граждан РФ составляет 300 руб.

Благодаря новой выставке в ГМИИ имени А.С. Пушкина российские любители искусства впервые имеют возможность достаточно подробно познакомиться с творчеством Лоренцо Лотто (Lorenzo Lotto) (1480-1556), одного из крупнейших итальянских мастеров Высокого Возрождения, чинквеченто. В этот период в Италии работало столько гениев живописи, что за их могучими спинами легко мог затеряться даже недюжинный талант. Именно так произошло с Лоренцо Лотто, который, к тому же, был художником весьма самобытным и независимым, да еще и обладал неуживчивым, беспокойным нравом и не был склонен к созданию идеализированных образов. Немалую роль сыграло и то, что Лотто, хотя и был по рождению венецианцем, работал в основном не в крупных художественных центрах того времени (Риме, Флоренции, Венеции), а в провинциальных городах Северной Италии и области Ма́рке в центре страны. В общем, вскоре после его смерти о Лотто очень надолго забыли.

Автопортрет Лоренцо Лотто

Лишь в конце XIX века Лоренцо Лотто воскресил для общественности критик Бернард Беренсон, большой специалист по части итальянского Ренессанса. После этого художником стали активно заниматься искусствоведы, а в 1953 году в Италии состоялась большая выставка, где этот своеобразный мастер был заново открыт и признан. В последние годы о нем было написано много статей и книг, а совсем недавно, в 2012 году, в Италии прошла обширная выставка, в полном объеме представившая творчество этого необычного художника, с таким опозданием заслужившего посмертную славу и так до конца и не вышедшего из тени своих великих современников.

На выставке в Москве демонстрируются десять произведений Лоренцо Лотто — не слишком много, но достаточно, чтобы составить представление о творчестве не самого известного, но, безусловно, выдающегося итальянского живописца первой половины XVI века. Даже эти немногочисленные работы ярко показывают, насколько оригинально, неожиданно, по-своему художник трактовал даже самые распространенные сюжеты.

Экспонаты прибыли в основном из небольших музеев области Марке, где художник провел значительную часть жизни, а также из Квиринальского дворца в Риме и Академии Каррары в Бергамо. Многие из этих шедевров редко покидают пределы Италии, и тем более ценно, что они какое-то время будут гостить в России.

Область Марке на карте Италии

Представленные на выставке в ГМИИ им. А.С. Пушкина картины были написаны Лоренцо Лотто в разные годы, но все они созданы для городов области Марке, расположенной в Центральной Италии на восточном адриатическом побережье Аппенинского полуострова (в первую очередь это города Анкона, Реканати, Ези, Лорето). Художник неоднократно возвращался в эту провинцию для выполнения частных и церковных заказов. Впервые он поехал туда в 1506 году для создания большой алтарной композиции в церкви San Domenico в городе Реканати. Впоследствии он возвращался в область Марке не раз, и там же, при храмовом комплексе Санта Каза (Святой дом Богородицы) в Лорето он окончил свои дни обездоленным и одиноким человеком.

Шедевры Лоренцо Лотто из городов региона Марке

Самая ранняя из представленных на выставке работ Лоренцо Лотто — совсем небольшая картина «Св. Иаков странник» (San Giacomo pellegrino/San Giacomo Maggiore) (1511-1513), хранящаяся в пинакотеке города Реканати (Museo civico Villa Colloredo Mels), где она и была написана. Картина изображает апостола Иакова Старшего (Иакова Зеведеева) в образе паломника и ранее находилась в посвященной этому святому часовне. Работа была написана Лоренцо Лотто после посещения Рима, где он вместе с Рафаэлем работал над росписью Ватиканских станц (в 1511) (его рросписи в Риме не сохранились).

Лоренцо Лотто, «Св. Иаков странник»

Однако по своему художественному решению картина свободна от влияния классических образцов, а указывает скорее на контакты с заальпийской культуры и особенно — знакомство с творчеством Альбрехта Дюрера. Святой представлен в виде зрелого мужчины с печальным, утомленным лицом. Он изображен с традиционными атрибутами, книгой и посохом, в классическом плаще паломника, а у его ног на земле лежат фляга, перемётная сума и шляпа с ракушкой (раковина Св. Иакова является символом пилигримов и странников — видимо, этот образ был близок и самому Лоренцо Лотто). В этой картине сразу просматривается несколько примет, характерных и для будущего искусства Лотто. Так, например, почти во всех его произведениях встречается изображение пейзажа. В данном случае это, возможно, изображение порта городка Реканати. Сама фигура Иакова, несмотря на весьма скромные размеры картины, поражает мощью и статью.

Лоренцо Лотто, «Св. Иаков странник», фрагментЛоренцо Лотто, «Св. Иаков странник», фрагмент

Лотто работал не только в области религиозной живописи. Он также создал обширную галерею портретов и по праву считается одним из ведущих мастеров этого жанра. Об этой стороне его творчества помогает составить представление знаменитый «Портрет Лючины Брембати» (Ritratto di Lucina Brembati) (ок. 1518) из собрания Академии Каррара в Бергамо. Работа подтверждает славу Лоренцо Лотто как прекрасного портретиста, мастера тонких психологических характеристик. Мы видим фигуру молодой дамы на фоне ночного неба. Женщина смотрит прямо на зрителя, с гордостью демонстрируя свой наряд, богатые драгоценности и прическу, выписанные художником с необычайной тщательностью. Не вызывает сомнений, что художник далек от желания создать идеальный образ портретируемой. Напротив, портрету не чужда определенная ирония и очень личное отношение художника к модели. Отступая от господствовавшей в Венеции тенденции к идеализации образов, Лотто придерживается реалистичного подхода и не боится изобразить асимметричные черты лица, тяжелый подбородок, малосимпатичный нос и острый взгляд.

Лоренцо Лотто, «Портрет Лючины Брембати»

Интересно, что имя изображенной на портрете дамы было установлено лишь в начале XX века. На принадлежность женщины к известной семье Брембати указывает герб, украшающий ее кольцо на левой руке, а имя Лючина (Lucina) зашифровано в следующем ребусе: буквы «CI» на фоне луны (luna) в соединении дают имя «Lu-CI-na». Отметим и еще одну любопытную деталь. Предполагают, что наличие на портрете луны (Лючина или Луцина, то есть «светлая», — один из эпитетов богини Юноны, покровительницы брака и материнства, а для эпохи Возрождения, как известно, было характерно обращение к античности), а также жест правой руки дамы намекают на то, что эта женщина беременна.

К подлинным шедеврам Лоренцо Лотто принадлежит замечательная картина «Мистическое обручение св. Екатерины» («Мистический брак») (Matrimonio mistico di santa Caterina d'Alessandria/Nozze mistiche di Santa Caterina) (1523), также из собрания Академии Каррара в Бергамо. Слева от Мадонны на картине представлен заказчик произведения, Николо Бонги (Niccolò Bonghi). Полотно было написано в Бергамо — городе, для которого Лотто выполнил большое количество произведений в период с 1513-го по начало 1520-х годов. На картине изображен момент, когда младенец Христос надевает обручальное кольцо на палец святой Екатерины.

Лоренцо Лотто, «Мистическое обручение св. Екатерины»

Действующие лица выдвинуты на передний план, причем три персонажа смотрят на зрителя и взывают к диалогу: Мадонна, святая Екатерина, а также сам заказчик картины (стоит обратить внимание на скошенный взгляд святой Екатерины — этот фирменный прием Лоренцо Лотто многократно использовал и в других своих работах). Картину отличают широкие плоскости интенсивного цвета, множество изысканных деталей, тонкие движения тел и рук персонажей и знаменитые наклоны голов, характерные для многих работ Лотто. Фигура заказчика выделяется среди них строго выдержанной вертикалью.

Лоренцо Лотто, «Мистическое обручение св. Екатерины», фрагмент

Персонажи картины изображены на фоне парапета, через который перекинут ковер с восточным орнаментом. По воспоминаниям современников, за ним открывался изумительный пейзаж с видом на гору Синай (вероятно, он был написан с реальных пейзажей области Марке). В 1527 году, когда французские войска находились в Бергамо, один из наемных солдат вырезал этот фрагмент картины и увез с собой. Теперь эта часть картины густо закрашена серой краской, и мы, наверное, уже никогда не узнаем, как выглядел этот пейзаж.

Лоренцо Лотто, «Мистическое обручение св. Екатерины», фрагмент

Некоторые из представленных на выставке работ в прошлом были частями алтарных композиций, но дошли до нас лишь во фрагментах. Это относится, в частности, к композиции «Благовещение», которая состоит из двух отдельных изображений Девы Марии и ангела (Angelo Annunciante e Vergine Annunciata) (ок. 1525-1527), некогда служивших боковыми створками алтаря. Сегодня эти две картины хранятся в пинакотеке города Ези (Jesi, Pinacoteca civica e galleria di arte contemporanea). Сцена Благовещения решена художником в совершенно новом, независимом ключе, не похожем на известные интерпретации этого религиозного сюжета. Лотто чрезвычайно тонко чувствует движение и цвет и доносит до зрителя глубинный смысл евангельского события. Особенно выразителен ангел, облаченный в голубой развевающийся плащ, напоминающий легкую воздушную пену. Этот изумительный образ с очень сложным движением одновременно стоит на земле и парит в воздухе, зависает в невесомости. Фигура ангела изображена в динамичном движении вперед, тогда как коленопреклоненная Мария отпрянула назад, вскинув руки с раскрытыми ладонями. Ангел приносит благую весть о том, что Мария станет матерью Христа, но Мария, воспринимающая это известие, явно удивлена и смущена. Жесты ее рук выражают скорее трепет и отталкивание. Обе фигуры как бы светятся изнутри, что превращает сцену в небесное мистическое событие. Теплый красный оттенок одеяния Марии контрастирует со светящимся голубым цветом плаща небесного посланника, что создает наглядное противопоставление двух миров.

Лоренцо Лотто, «Благовещение»

Среди других работ Лотто, посвященных религиозной тематике, — большая картина «Святое семейство со Святой Екатериной Александрийской» (Sacra Famiglia con santa Caterina d'Alessandria) (1533), написанная, однако, не для церкви, а в качестве молельного образа для частного лица. Этот шедевр Лоренцо Лотто хранится в Бергамо, в Академии Каррара. Всё необычно в этой композиции, построенной на асимметричном расположении фигур, которое нарушает обычную схему изображения данного сюжета, но вносит в произведение необычайную динамику.

Лоренцо Лотто, «Святое семейство со Святой Екатериной Александрийской»

Авторская трактовка этого многократно изображавшегося сюжета отмечена эмоциональной напряженностью сцены и необычностью композиции. В центре картины, вопреки всем канонам, оказывается не Дева Мария, а святой Иосиф.

Лоренцо Лотто, «Святое семейство со Святой Екатериной Александрийской», фрагмент

Мария же смещена влево, а у ее ног на каменной плите лежит, прикрыв глаза, младенец Иисус, над которым Иосиф держит белую ткань. Символическое толкование этих деталей очевидно: белый плат и каменная плита намекают на грядущую искупительную смерть Христа, олицетворяя, соответственно, саван и надгробие. На втором плане изображено раскидистое дерево — смоковница, отсылающая к идее первородного греха (Адам и Ева прикрыли свою наготу листьями смоковницы).

Лоренцо Лотто, «Святое семейство со Святой Екатериной Александрийской», фрагмент

«Святое семейство» Лоренцо Лотто является одним из наивысших образцов колористического мастерства этого художника, создавшего удивительную по красоте гамму оттенков. Игру цвета живописец обогащает вибрацией складок и светотени, что делает композицию чрезвычайно подвижной как в смысле визуальном, так и эмоциональном. В очередной раз, как и во многих других картинах Лотто, нас поражает сложное переплетение и пересечение взглядов и жестов действующих лиц, особенно Марии и Иосифа. Не характерные для тициановской моды того времени контрасты диссонирующих цветов также свидетельствует о самобытности творчества Лотто.

Лоренцо Лотто, «Святое семейство со Святой Екатериной Александрийской», фрагмент

В регионе Марке Лоренцо Лотто в основном выполнял заказы религиозного характера, предназначенные для церквей — большие алтарные образы. В частности, на выставке можно увидеть гигантскую композицию «Мадонна, коронуемая ангелами, с младенцем и святыми Стефаном, Иоанном Евангелистом, Матфеем и Лаврентием», которая хранится в городской пинакотеке Анконы (Pinacoteca civica Francesco Podesti, Ancona). Другое название этого произведения — «Алтарь алебарды» (Pala dell'Alabarda). Эта монументальная алтарная композиция была выполнена ок. 1539 года для церкви Sant'Agostinoв городе Анкона.

Лоренцо Лотто, «Мадонна, коронуемая ангелами»

Как и в других религиозных произведениях Лоренцо Лотто, здесь главенствует идея сострадания, объединяющая в небесное сообщество Мадонну, младенца Христа и святых, молящих о заступничестве и покровительстве. Картина выдержана в духе традиционной иконографии, получившей название  Святого собеседования (Sacra Conversazione) (особенно распространенной в ту эпоху в Венеции), но имеет свои особенности. В центре картины изображена восседающая на троне Мадонна с младенцем, окруженная фигурами четырех святых и коронуемая ангелами. Слева представлены Стефан Первомученик, забитый за свою веру камнями, и евангелист Иоанн, автор Апокалипсиса, справа — апостол Симон Кананит и христианский святой Лаврентий. Взгляды двух персонажей обращены не на Марию с младенцем, а на зрителя, что необычно для композиций подобного типа, но отражает желание художника включить и нас в этот диалог. Как и в других произведениях мастера, симметрию разбивают многообразные жесты и позы персонажей. Вся композиция окутана всполохами света, что создает эмоциональное напряжение, характерное для работ Лоренцо Лотто.

Лоренцо Лотто, «Мадонна, коронуемая ангелами», фрагмент

Великомученик Симон опирается на сломанную и перевернутую алебарду, откуда и происходит второе название композиции. Этот алтарный образ был заказан Лотто всего через шесть лет после переворота, в результате которого город вошел в состав Папской области. Сопротивление местного населения было кроваво подавлена, многие бунтовщики были обезглавлены по приказу папского легата, и память об этих событиях была еще жива. В связи с этим предполагают, что сломанная алебарда служит символом надежды на мир.

Лоренцо Лотто, «Мадонна, коронуемая ангелами», фрагмент

Относительно небольшая картина «Святой Рох» (San Rocco) была написана Лотто в 1549 году и находится сегодня в городе Урбино (Urbino - Galleria Nazionale delle Marche). Рох из Монпелье (ок. 1295- 1327) — очень почитаемый христианский святой, и его изображения весьма распространены в искусстве XVI века. Рох был знаменитым целителем и заботился о больных чумой. Однажды он и сам заразился этой болезнью, но исцелился благодаря собаке, которая принесла ему хлеб. Вернувшись в родной город после исцеления, Рох был посажен в тюрьму как шпион. В заключении он и скончался. Святого Роха похоронили в Монпелье, но уже в 1485 году его мощи похитили венецианцы, создавшие религиозное братство его имени — благотворительное общество Скуола Сан-Рокко (Scuola Grande di San Rocco), известное тем, что его здание в Венеции расписал Тинторетто.

«Святой Рох» Лоренцо Лотто ранее являлся частью алтарной композиции (диптиха). Как и на других классических изображениях, святой поднимает одежду, указывая на чумную язву на левой ноге. Паломнический посох также является характерным иконографическим атрибутом этого святого.

Лоренцо Лотто, «Святой Рох»

Завершает экспозицию картина «Принесение во храм» («Сретение Господне») (Presentazione al Tempio) (1554-55), которая находится в Лорето, в Музее-пинакотеке (Museo pinacoteca) храма Santa Casa (Святой дом Богородицы). Большинство исследователей признаёт ее последней работой мастера. Картину даже называют художественным и духовным «завещанием» мастера. Исходя из некоторой непрописанности образов и блеклой гаммы, многие считают, что картина не закончена. Другие предполагают, что это был сознательный выбор художника в пользу предельной сдержанности и скупости изобразительных средств.

Лоренцо Лотто, «Сретение Господне» («Принесение во храм»)

Так или иначе, картина полностью отражает состояние духа художника и его отношение к жизни. Особая живописная манера и горькое трагическое ощущение позволяет специалистам сравнивать это произведение с картинами жившего целым веком позже Рембрандта.

Лоренцо Лотто, «Сретение Господне» («Принесение во храм»), фрагмент

В нижней части композиции помещена сама сцена Сретения (Марию с младенцем Иисусом встречают в храме Симеон Богоприимец и Анна Пророчица), а наверху изображен интерьер храма (по-видимому, реального храма в Лорето). Из этого сумрачного пространства выглядывает бородатый монах (некоторые считают, что это автопортрет пожилого Лоренцо Лотто). Встречающие Спасителя три священника, стоящие один позади другого, иногда трактуются как символическое изображение трех возрастов человеческой жизни. Покрытый белым полотном престол с четырьмя вполне человеческими ногами, очевидно, олицетворяет тело Христово, его искупительную смерть.

Лоренцо Лотто, «Сретение Господне» («Принесение во храм»), фрагмент

Если присмотреться к действующим лицам, то, помимо священников, мы увидим странников, народные типы, которых часто видел во время своей скитальческой жизни Лоренцо Лотто. Это произведение, волнующее своей мистической атмосферой и эмоциональной напряженностью, завершает сложный и не очень счастливый путь художника, закончившего свои дни в благотворительном приюте в Лорето.

Лоренцо Лотто, «Сретение Господне» («Принесение во храм»), фрагментЛоренцо Лотто, «Сретение Господне» («Принесение во храм»), фрагмент

♦♦♦♦♦♦♦

Выставка картин Лоренцо Лотто, столь непохожих на творения Рафаэля, Леонардо, Микеланджело и Тициана, расширяет наши представления об искусстве итальянского Ренессанса, приоткрывает неожиданный образ Высокого Возрождения — не идеально-возвышенного и безмятежного, а тревожного и эмоционального, живого, оригинального и антиконформистского.

Лоренцо Лотто — исключительная фигура в итальянской художественной культуре XVI века. Внимание к психологической выразительности и эмоционально волнующим образам духовно роднит его с живописцами более поздних эпох. В творчестве Лотто видят новаторство, предвосхитившее важные линии развития позднейшего европейского искусства. Его называют предвестником Караваджо, а некоторые специалисты протягивают эту линию вплоть до Гойи.

Знаменитый искусствовед Роберто Лонги (1890-1970) через четыре столетия после кончины художника писал: «Если бы время смогло по достоинству оценить революционную суть искусства Лотто и он занял бы место духовного пастыря живописцев, то тогда, возможно, венецианское искусство развивалось бы в дальнейшем в направлении к Рембрандту, а не Тинторетто».

Дополнение. Неприкаянный Лоренцо Лотто (о жизни и творчестве художника)

Венецианец по рождению, Лоренцо Лотто уехал из родного города в юном возрасте и впоследствии приезжал сюда лишь эпизодически, не вписываясь в атмосферу враждебности и острого соперничества между Тицианом и другими художниками. Как уже было сказано, чаще всего он получал заказы в провинциальных городах, причем, будучи скитальцем по натуре, непрерывно переезжал, нигде не оставаясь надолго. Впрочем, причиной частых переездов, вероятно, была не только независимость его натуры, но и постоянные поиски заказчиков, поскольку творчество Лотто далеко не всем приходилось по вкусу.

Лоренцо Лотто, «Благовещение», Реканати (ок. 1534)

Живописцу были чужды идеалы безупречного гармоничного человека эпохи Возрождения. Он видел жизнь более непосредственно и эмоционально, проявлял интерес к приметам народной жизни, создавал волнующие образы, которые не успокаивают, а будоражат зрителя. Лотто не подражал своим великим современникам, но всегда оставался верен самому себе, с годами всё острее ощущая, что его искусство чуждо родному городу.

Лоренцо Лотто, фрески в капелле Суарди в Трескоре (1524)

Уже в своем раннем творчестве Лотто был далек от лирической созерцательности венецианских картин. В его работах постепенно начинают доминировать драматические интонации, он развивает тему диалога, сострадания, обращается к зрителю с призывом к соучастию и сопереживанию. Его единомышленником становится немецкий художник Альбрехт Дюрер, второй раз посетивший Венецию в 1505-1506 гг.

Скорее всего, Лотто и Дюрер были знакомы лично. В богатейшей графической коллекции Лотто насчитывалось немало гравюр Дюрера. Неслучайно также и то, что в течение долгих лет Лотто хранил портрет реформатора и богослова Мартина Лютера. Всё это указывает на его контакты с северной заальпийской культурой, увлечение идеями Реформации и творчеством художников Германии и Нидерландов. Неудивительно, что многие произведения Лоренцо Лотто отличаются остротой характеристик, реализмом деталей, экспрессией и мистическими пейзажными вставками, характерными для северного искусства.

Лоренцо Лотто, «Святой Иероним» (ок. 1509)

В 1508-1509 гг. Лотто пригласили в Рим для росписи покоев верхних этажей Ватиканского дворца. Здесь он познакомился с искусством Рафаэля и Браманте, что оставило след в его творчестве, хотя и не затронуло его сути. У художника появилось новое чувство масштаба, что проявилось уже в первых работах, выполненных Лотто в Бергамо, куда он переехал в 1513 году по приглашению местного аристократа Алессандро Мартиненго.

Лоренцо Лотто, фрагмент алтаря для церкви San Bernardino в Бергамо (1521)

В Бергамо Лотто выполняет динамичные и полные внутреннего напряжения алтарные образы для церквей San Bartolomeo, San Bernardino и Santo Spirito, а также выдающийся цикл фресок для частной молельни загородного имения семьи Суарди (Cappella Suardi) в городке Трескоре-Бальнеарио.

Лоренцо Лотто, фрески в капелле Суарди в Трескоре (1524)

В 1525 году Лотто едет в Венецию, где много работает над частными заказами. В этот период он в основном пишет портреты. Всего им создано свыше 40 портретных изображений, которые отличает особая эмоциональная глубина и очень личное отношение к модели. Индивидуальным чертам модели в портретах Лотто отвечает и выбор атрибутов (письма, книги, осыпавшиеся лепестки роз...), несущих символическое значение и играющих очень важную роль для понимания личности изображенного.

Лоренцо Лотто, «Портрет молодого человека» (ок. 1530)

С конца 1520-х годов Лотто особенно тесно сотрудничал с городами области Марке. Он создает монументальные алтарные образы для церквей и небольшие молельные картины для частных заказчиков. Особенно стоит выделить выполненный в 1532 году алтарь Св. Лючии, отмеченный необычайной свежестью и светоносностью палитры.

Лоренцо Лотто, «Святая Лючия перед судьями (1532)

Последние годы жизни живописец также провел в области Марке, не имея близких и имущества. Он жил близ Анконы, в Святом доме Богородицы (Santa Casa) в Лорето, где и скончался.

Лорето

♦♦♦♦♦♦♦

Использованные источники:

1. О выставке Лоренцо Лотто на официальном сайте Пушкинского музея в Москве

2. Пятое измерение Ирины Антоновой. О выставке "Лоренцо Лотто. Ренессанс в провинции Марке. Картины из итальянских собраний"

3. Сайт, посвященный творчеству Лоренцо Лотто в области Марке

4. Произведения Лоренцо Лотто разных периодов, статья в Википедии

5. Художественное преуменьшение. Анна Толстова о выставке «Лоренцо Лотто. Ренессанс в провинции Марке. Картины из итальянских собраний»

6. Лоренцо – великолепный. В ГМИИ открылась выставка полотен Лоренцо Лотто — незаслуженно малоизвестного мастера Возрождения

7. Сочувствовать и сопереживать: Лоренцо Лотто в музее изобразительных искусств

Понравилась статья?

У вас есть возможность поддержать развитие нашего проекта любой доступной вам суммой :)