Время: с 15 октября 2011 года по 26 февраля 2012 года (часы работы: среда-воскресенье с 10:00 до 18:00, вторник с 10:00 до 21:00, понедельник выходной; 25-26 декабря музей работает с 10:00 до 18:00, 1 января — с 13:00 до 18:00; 24 и 31 декабря музей закрыт)
Место: Бремен, Германия; Бременская художественная галерея (Kunsthalle Bremen), адрес: Am Wall, 207.
Событие: Выставка «Эдвард Мунк: Загадка, скрытая за холстом» (Edvard Munch – Rätsel hinter der Leinwand/Mystery behind the Canvas)
Входные билеты в музей для взрослых стоят €11 и дают право в том числе и на осмотр временных выставок. Предусмотрены скидки для льготных категорий посетителей.
Художественная галерея Бремена (Кунстхалле), открывшаяся в августе 2011 года после двухгодичного проекта по модернизации и расширению выставочного пространства, в свой первый сезон решила порадовать любителей искусства обширной выставкой произведений выдающегося норвежского художника Эдварда Мунка (Edvard Munch) (1863–1944), одного из ведущих представителей экспрессионизма.
Мунк прошел через трудное, полное горя детство, и его произведения проникнуты меланхолией и трагизмом, что и стало одной из главных тем выставки.
Художественная галерея Бремена и сенсационная находка неизвестной картины Мунка
Выставка «Загадка за полотном» посвящена уникальному открытию: сенсационной находке ранее неизвестной картины Мунка, которая свыше сотни лет была скрыта от глаз публики. В 2005 году, во время тщательного исследования картины «Мёртвая мать», известной также как «Ребёнок и смерть» (Child and Death/Das Kind und der Tod, 1899), реставратор Барбара Вимерс (Barbara Wiemers) обратила внимание на некоторые признаки того, что под полотном скрывается еще одна картина (она заметила следы краски на нижнем холсте).
После этого была сделана рентгенограмма, которая показала, что под основным холстом действительно находится еще одно полотно с ранее неизвестной картиной художника: «Девочка и три мужских головы» (Girl and Three Male Heads/Mädchen und drei Männerköpfe, 1895-98), которая крепилась теми же гвоздями, что и наружный холст. Проанализировав стилистику исполнения и прочие искусствоведческие тонкости, а также отпечатки пальцев художника, специалисты подтвердили, что это работа Мунка. Этот случай тем более удивителен, что ничего подобного до сих пор еще не случалось ни с картинами Мунка, ни с работами какого-либо другого художника.
Обнаруженная картина «Девочка и три мужских головы» объединяет центральные мотивы творчества этого тяготевшего к символизму живописца: нежная фигурка хрупкой обнаженной девочки противопоставляется жадно тянущимся мужским рукам и гротескным похотливым гримасам, угрожающим и бестелесным.
Хотя аналогичная композиция не встречается больше ни в одном произведении Мунка, в картине содержатся некоторые элементы ранних работ художника. Поза испуганной девочки напоминает о картине «Половая зрелость» («Пубертат») (Pubertät) (1893), а мужские головы отсылают к литографии «Вожделение» (Begierde) (1898), на которой изображены три гримасы, склонившиеся над обнаженным телом лежащей девушки. Также здесь уместно вспомнить картину «Руки» (1893-94).
Что заставило художника натягивать один холст поверх другого — неизвестно. Возможно, он считал эту картину неудачной или по какой-либо причине забросил ее, а возможно, в силу безденежья у него просто не было средств на лишний подрамник. Последняя версия представляется вполне правдоподобной, особенно учитывая характерную для Мунка неопрятность и хаотичность в работе: он не устранял со своих картин дыр, не счищал птичьих экскрементов, мог даже оставить картины стоять под дождем... «Нужно, чтобы на картине была парочка погрешностей, а то она будет слишком хороша», — говорил Мунк.
В 1918 году директор Бременской художественной галереи, историк-искусствовед Эмиль Вальдман (Emil Waldmann) (1914–1945), приобрел вышеупомянутую картину «Ребёнок и смерть» за 20 тыс. немецких марок. Кунстхалле Бремена стал первым немецким музеем, пополнившим свои фонды полотном великого норвежского художника, которому на тот момент исполнилось 55 лет, и он начал завоевывать всемирное признание, — а эта картина стала одной из первых работ Мунка, оказавшейся в общедоступной музейной коллекции.
Разумеется, Вальдман и не догадывался, что вместо одной картины на самом деле купил две. Только значительно позже, когда музей Мунка в Осло в ходе подготовки систематического каталога произведений художника обратился к бременским коллегам с просьбой о детальном изучении этого полотна, реставратором галереи и был обнаружен второй холст. Оригинальное полотно было снято и натянуто на отдельный подрамник. В результате в собрании Бременской художественной галереи неожиданно оказалось сразу две картины Мунка.
На протяжении всей жизни Эдварда Мунка занимали экзистенциальные темы, которые он объединил в цикл, получивший название «Фриз жизни — поэма о любви, жизни и смерти» (Lebensfries). Обе картины норвежского мастера, находящиеся в коллекции бременского музея, связаны с тематикой невинности и вожделения, любви и смерти — и тем самым затрагивают важнейшие аспекты творчества Мунка.
Выставка работ Мунка в Художественной галерее Бремена: основные темы
На большой выставке Мунка в Художественной галерее Бремена картины «Ребёнок и смерть» и «Девочка и три мужских головы» помещены в более широкий контекст и рассматриваются в рамках всего творчества Мунка, помогая лучше понять мотивы и художественный язык художника.
Представленные на выставке работы из лучших собраний мира — включая музей Мунка в Осло, Художественный музей Бергена, Художественный музей Базеля и Чикагский институт искусств — демонстрируют связь с одним из центральных программных произведений Мунка, «Фризом жизни», и позволяют проследить отражение в творчестве художника личных переживаний и тревоживших его тем, таких как половое созревание, желание, человеческие маски, любовь и смерть, горе и страх.
Выставка исследует все эти вопросы в восьми «главах» (каждый из 8 залов посвящен определенной теме).
Одновременно с этим организаторы выставки попытались исследовать вопрос о том, как Мунку удавалось наполнить свои работы такой поразительной эмоциональной силой и напряженностью.
С одной стороны, художник (как, например, видно на примере недавно найденной картины «Девочка и три мужских головы») выработал в высшей степени условную, искусственную символику; с другой — он создал глубоко волнующие, чрезвычайно выразительные образы, которые моментально воздействуют на эмоциональную сферу зрителя. Тихий страх ребёнка перед мёртвой матерью оказывается разновидностью отчаяния, изображенного на знаменитом полотне «Крик».
Всего на выставке в Бремене представлено 76 крупных живописных и графических работ Мунка, включая 36 картин и 40 рисунков и оттисков. Выставка проводится под патронатом Её Королевского Высочества кронпринцессы Норвегии Метте-Марит.
Выставка «Загадка, скрытая за холстом» в Кунстхалле Бремена продлится до 26 февраля 2012 года.
Сопутствующая экспозиция графических работ современников Мунка
По случаю большой выставки Мунка в Кунстхалле Бремена также организована дополнительная экспозиция на тему «Любовь, страх и смерть в творчестве современников Эдварда Мунка. Макс Клингер, Одилон Редон, Фелисьен Ропс, Феликс Валлоттон и другие» (Liebe, Angst und Tod in Werken von Edvard Munchs Zeitgenossen. Max Klinger, Odilon Redon, Félicien Rops, Félix Vallotton u.a.), в основном составленная из собственных фондов музея.
Эта экспозиция демонстрируется в недавно расширенном музейном кабинете гравюр (Kupferstichkabinett) и направлена на дальнейшее исследование тех мотивов и тем, которым посвящена основная выставка Мунка, только на сей раз в более широком международном контексте той эпохи.
На этой «дополнительной выставке» можно увидеть 50 графических работ (гравюр, рисунков), созданных более чем 20 бельгийскими, немецкими, швейцарскими и французскими художниками.
Несмотря на исключительную стилистическую самобытность Эдварда Мунка, его художественную независимость и неповторимую манеру, обнаруживаются многочисленные связи сюжетов его картин с мотивами, волновавшими других современных ему художников. Известно, что как во время пребывания в Христиании (так до 1925 года назывался город Осло), так и во время многочисленных зарубежных поездок (в Париж, Берлин и другие города) Мунк активно интересовался творчеством современников.
Главным достижением Мунка стала в высшей степени индивидуальная, неповторимая переработка сюжетов, отражавших внутренний мир человека его времени. Дополнительная экспозиция в Художественном музее Бремена позволяет на конкретных примерах проследить параллели с творчеством других художников той эпохи, увидеть «диалог» Мунка с современниками.
♦♦♦♦♦♦♦
Перечень использованных в статье репродукций картин и графических работ:
1) Эдвард Мунк (1863–1944). «Запах смерти», 1895.
2) Эдвард Мунк. «Улица в Арсгардстранде», 1901.
3) Эдвард Мунк. «Девочка и три мужских головы», 1895-98.
4) Эдвард Мунк. «Руки», 1893-94.
5) Эдвард Мунк. «Мёртвая мать» («Ребёнок и смерть»), 1899.
6) Эдвард Мунк. «Автопортрет с рукой скелета», 1895.
7) Эдвард Мунк. «Девушка на красном платке», 1902.
8) Эдвард Мунк. «Вампир», 1895.
9) Эдвард Мунк. «Мужская голова в женских волосах», 1896.
10) Эдвард Мунк. «Автопортрет под женской маской», 1893.
11) Эдвард Мунк. «Четыре возраста жизни», 1902.
12) Эдвард Мунк. «Поцелуй», 1897.
13) Эдвард Мунк. «В мужском мозгу», 1897.
14) Макс Клингер (1857–1920). «Мёртвая мать», 1898.
15) Одилон Редон (1840–1916). «Закрытые глаза», 1890.
16) Одилон Редон. «Трепет гибких видений» (Volupté, fantôme élastique), 1890 (из иллюстраций к сборнику Шарля Бодлера «Цветы зла»; см. сонет «Молитва язычника» (La Prière d'un païen) в переводе Эллиса).
17) Макс Клингер. «Сны», 1884.
18) Феликс Валлоттон (1865–1925). «Ложь» (Intimités I), 1897.
♦♦♦♦♦♦♦
Использованные источники:
1) Информация о выставке на официальном сайте Бременской художественной галереи
3) Выставка Эдварда Мюнхена в Бремене
4) Большая выставка норвежского художника-новатора Эдварда Мунка в Кунстхалле Бремена
5) Туристический портал Бремена: выставка Мунка в Кунстхалле
6) В Бремене обнаружена неизвестная картина Эдварда Мунка
7) Бременская художественная галерея представляет неизвестную картину Мунка
8) Неожиданная находка в Бремене: это, несомненно, картина Мунка
10) Эдвард Мунк. «Запах смерти» («Визит соболезнования») (The Smell of Death/Visit of Condolence) (1895)
10) Макс Клингер. Гравюра «Мёртвая мать» (1898)
11) Одилон Редон. «Закрытые глаза» (1890)
12) Фелисьен Ропс. «Самая прекрасная любовь Дон-Жуана» (1880-1890)