X Международный фестиваль (выставка) песчаных скульптур в Санкт-Петербурге, «Шедевры мировой культуры»

Рубрики: в России,Культурные события, Теги: ,
Foxy @ 25 июля 2011, в 22:40

Время: с 7 июля по 31 августа 2011 года, для посетителей выставка открыта ежедневно с 12 июля по 31 августа, с 10 до 22 часов

Место: Санкт-Петербург, Россия; пляж Петропавловской крепости, Заячий остров; цена билета для взрослых 200 руб. (для льготников — 100 руб.), фотографировать можно бесплатно

Событие: Международный фестиваль (выставка) песчаных скульптур-2011, «Шедевры мировой культуры»

Международный фестиваль песчаных скульптур, Санкт-Петербург

Этим летом на пляже Петропавловской крепости в Петербурге по традиции проходит Международный фестиваль песчаных скульптур.

Мы отправились на выставку на Заячьем острове в почти прохладный воскресный день, воспользовавшись коротким затишьем в знойном натиске питерского лета, которое даже уже нельзя назвать рекордно жарким, до того привычной стали эти аномальные температуры в наших широтах.

В этой заметке мы хотели бы поделиться своими впечатлениями и фотографиями с петербургского фестиваля песчаных скульптур-2011. Наш фотоотчет о предыдущих выставках можно посмотреть в разделах «VIII Международный фестиваль песчаных скульптур в Санкт-Петербурге» и «IX Международный фестиваль песчаных скульптур в Санкт-Петербурге».

На этот раз фестиваль проводится уже в десятый раз, и чувствуется, что за эти годы он заметно окреп: увеличилось число участников, расширилась их география, выросло количество работ. Пожалуй, столь пестрого спектра мастеров не наблюдалось еще ни на одном питерском фестивале песчаных скульптур. Только представьте: в этому году мы получили возможность любоваться песчаными изваяниями художников аж из 16 стран мира, причем не только из Европы, Прибалтики и стран СНГ.

Международный фестиваль песчаных скульптур, Санкт-Петербург

В фестивале принимают участие более 30 команд, представляющих такие разные страны, как Австралия, Австрия, Венгрия, Германия, Дания, Западная Африка (впервые), Италия, Латвия, Литва, Португалия, Россия, Сирия, Украина, Финляндия, Чехия и Швейцария. Все мастера по традиции работали в парах, и общее количество участников составило 58 человек. Все они вошли в состав участников конкурса после тщательного отбора эскизов и на основании отзывов организаторов выставок песчаной скульптуры в других странах.

Похоже, организаторам выставки удалось добиться своей цели — вывести фестиваль на международный уровень по количеству и качеству работ, а также общему статусу конкурса среди мировых культурных событий. Действительно, с каждым годом в фестивале участвует всё больше прославленных скульпторов по песку. В то же время он интересен тем, что здесь можно увидеть и работы людей, которые не являются профессиональными скульпторами или архитекторами, однако считают ваяние песчаных скульптур своим хобби и уже сумели достичь в этом искусстве немалых высот.

Международный фестиваль песчаных скульптур, Санкт-Петербург

Приятно, что выставка служит и еще одной благородной цели: популяризации петербургской культуры в мире. Поэтому не удивительно, что петербургская тема — в первую очередь, изображение питерских памятников архитектуры — нашла отражение в нескольких работах конкурсантов.

Как и в прошлом году, песок для создания скульптур специально доставлялся на пляж Петропавловской крепости с карьеров Ленинградской области. Это не простой, а тщательным образом отобранный мелкозернистый песок, чуть липкий, с достаточной примесью глины — в общем, идеально подходящий для того, чтобы материал хорошо трамбовался и фигуры долго держали форму.

Международный фестиваль песчаных скульптур, Санкт-Петербург

Технология создания песчаных скульптур всё та же, традиционная: песок засыпают в опалубку, утрамбовывают тяжелой колотушкой и постоянно поливают водой, затем опалубку снимают и приступают к резьбе. По мере готовности верхних частей, опалубка разбирается, и пирамида песка постепенно превращается в песчаную скульптуру.

Основные материалы скульпторов по песку — самые простые: песок да вода. Однако чтобы структура сооружения удерживалась как можно дольше, законченные скульптуры в конце опрыскиваются стабилизирующим покрытием: смесью клея ПВА с водой. Закрепленные таким образом песчаные композиции могут, невзирая на дожди и ветер, простоять не один месяц. Основные рабочие инструменты — тоже нехитрые: лопата, мастерок, бутылка с водой. По желанию мастера в ход также могут идти другие инструменты для строительства или живописи, а что-то делается просто руками. Согласно требованиям фестиваля, композиции из песка не могут превышать определенных параметров: они должны быть не более двух с половиной метров в высоту и не более трех метров в ширину.

Международный фестиваль песчаных скульптур, Санкт-Петербург

Среди членов жюри фестиваля — известные скульпторы, художники, критики, представители Государственного Эрмитажа, Государственного Русского музея, Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина, Третьяковской галереи и других.

Международный фестиваль песчаных скульптур, Санкт-Петербург

В жюри вошли, в частности, председатель Комитета по культуре Санкт-Петербурга Антон Губанков, заместитель директора Музея истории Санкт-Петербурга Александр Бушмакин, заместитель директора Музея городской скульптуры Надежда Ефремова, Генеральный консул Венгрии Сергей Сюч и другие видные чиновники и деятели искусства.

Международный фестиваль песчаных скульптур, Санкт-Петербург

Торжественное открытие конкурса и жеребьевка состоялась 7 июля. Затем мастера приступили к работе. На выполнение скульптур командам было отведено 5 дней. Наконец, 12 июля жюри оценило представленные произведения, были подведены итоги и состоялась церемония награждения и официального открытия выставки песчаных скульптур. Так что с 12 июля фестиваль работает уже в режиме открытой для всех выставки, которая продлится до конца лета.

Международный фестиваль песчаных скульптур, Санкт-Петербург

Тема для нынешнего, юбилейного, фестиваля песчаных скульптур заявлена предельно широкая: «Шедевры мировой культуры». Если в прошлом году участники создавали из песка произведения на тему мирового кинематографа, то в этот раз простор для фантазии еще больше. «Песочных дел мастера» получили возможность запечатлеть в песке не только образы известных достопримечательностей из области скульптуры и архитектуры, но и обратиться к другим видам искусства: живописи, литературе, музыке, тому же кинематографу... Более того, скульпторы смогли воплотить в песке не только прославленные произведения искусства, но и портреты знаменитых личностей: художников, композиторов и т.д., а также придумать разнообразные философские, фантастические, коллажные композиции.

Международный фестиваль песчаных скульптур, Санкт-Петербург

Скульпторы и вправду подошли к вопросу довольно изобретательно и не стали ограничиваться лишь классическими, античными образцами (на что намекала афиша фестиваля), а расширили понятие культуры, включив в него в том числе и массовую, поп-культуру (в частности, в виде героев мультипликации и творений Энди Уорхола). Такая трактовка темы оказалась очень неожиданной и привнесла в выставку свежую нотку современности.

Порадовала и географическая широта представленных сюжетов (что отчасти объясняется разнообразным составом участников, стремившихся показать богатство и уникальность культуры своей страны): зрители смогли увидеть и древнегреческие вазы, и истуканов с острова Пасхи, и Сиднейский оперный театр, и Пизанскую башню, и статуи крылатых духов из Ассирии, и фигуру индуистского бога Ганеша, и разнообразные пагоды, мечети и храмы...

Главной задачей каждого скульптора явилось максимальное раскрытие заданной темы. Во всяком случае, это играло основную роль при оценке работ членами жюри. Мы же, как обычные зрители, обращали внимание в первую очередь на оригинальность сюжетов, фантазию автора и мастерство, с которым сделаны скульптуры.

Итак, посмотрим на некоторые произведения песчаного искусства, которые были созданы в этом году в Санкт-Петербурге. Начнем, как обычно, с победителей.

Первое место на фестивале завоевала композиция «Лепестки мироздания», авторы которой — Агнесе Рудзите (Agnese Rudzite) и Карлис Иле (Kārlis Īle) из Латвии. Агнесе Рудзите живет в Риге и является профессиональным скульптором, художником и декоратором. Вместе с Карлисом Иле она также работает в жанре ледовой скульптуры.

Международный фестиваль песчаных скульптур, Санкт-Петербург

Представленная латвийской командой композиция изображает женщину как символ творчества. Скульптура состоит из трех совершенно разных женских фигур (Богоматерь, Нефертити и кубическая девушка Пикассо), которые, как лепестки, обрамляют земной шар. Идея скульптуры состоит в том, что весь мир держится на женщинах. В работе латвийских скульпторов воплотилось женское начало и его роль в развитии мира. Образы выбраны очень яркие и выразительные, символизирующие Искусство, Знание и Творчество как различные женские ипостаси, лепестки мироздания.

Международный фестиваль песчаных скульптур, Санкт-ПетербургМеждународный фестиваль песчаных скульптур, Санкт-Петербург

Особенно поразил нас в этой композиции даже не выбор образов (хотя сочетание Богоматери и кубической девушки, безусловно, необычно), а мастерство и тщательности их проработки и очень высокое художественное качество. Полюбуйтесь, например, на нежный и волнующий лик Богоматери, вылепленный с какой-то особой бережностью. Не менее сильное впечатление, впрочем, оставила и кубическая девушка Пикассо. Образы современного искусства вообще встречаются на фестивалях песчаной скульптуры довольно редко. А здесь они еще и воплощены с таким мастерством и вкусом.

Международный фестиваль песчаных скульптур, Санкт-Петербург

Второе место на конкурсе заняла работа «В Дали», авторы которой — Эдуард Абдулганиев и Теймур Абдулганиев из Ижевска. Это как раз один из тех нечастых случаев, когда скульпторы по песку затронули в своей работе тему современного искусства. Композиция посвящена сюрреалистическим образам в творчестве Сальвадора Дали, той таинственной и загадочной реальности, в которую в его работах преломляется восприятие мира. Как утверждают авторы, самая главная потребность художника — открыть глазам зрителя ларец, в котором лежит пылающее сердце творца. И ларец этот, искусно сделанный в виде выдвижного ящика, действительно присутствует в песчаной композиции.

Международный фестиваль песчаных скульптур, Санкт-Петербург

В работе также использованы образы из знаменитой картины Сальвадора Дали «Утекающее время», известной также под альтернативными названиями «Мягкие часы» (Les Montres molles) и «Постоянство памяти» (La Persistance de la mémoire). На этом полотне часы свисают и растекаются по поверхностям подобно расплавленному на солнце камамберу, который и вдохновил сюрреалиста на написание этого необычного каталонского пейзажа. В Лондоне музей Сальвадора Дали находится прямо напротив Биг-Бена, отсюда, очевидно, и возник символ английской столицы, также частично размягченный и будто пришедший в движение вместе с шарфом длинноусого Сальвадора.

Международный фестиваль песчаных скульптур, Санкт-Петербург

Третье место на конкурсе заняла работа, посвященная музыкальному искусству. Композицию «Музы маэстро Паганини» («Таинственный маэстро Паганини») создали Сергей Целебровский из города Жуковский Московской области и Сергей Заплатин из Екатеринбурга. С работами Сергея Заплатина мы уже встречались, например, на Восьмом и Девятом фестивале песчаных скульптур в Санкт-Петербурге. На этот раз композиция повествует о загадке Никколо Паганини, этого яркого виртуоза, открывшего миру новые горизонты скрипичной техники.

Международный фестиваль песчаных скульптур, Санкт-Петербург

Основными элементами композиции является огромная скрипка, свитки нотных листов и красотка в венецианской гондоле, а также виды итальянских городов. Особую прелесть произведению придает интересная деталь: карнавальная маска и раскрытый футляр из-под скрипки, куда после открытия выставки посетители стали бросать мелочь. Между прочим, именно в Венеции Паганини познакомился с певицей Антонией Бьянки, которая подарила маэстро долгожданного сына. Известны также написанные им вариации «Венецианский карнавал». Отсюда, видимо, и родились образы Венеции в этой песчаной скульптуре.

Международный фестиваль песчаных скульптур, Санкт-Петербург

Перейдем теперь к скульптурам, которые не завоевали призовых мест, но показались нам оригинальными и заслуживающими внимания.

Во-первых, стоит отметить очень позитивную и необычную композицию «Джузеппе Арчимбольдо. Осень». Авторы этой работы — Ева Карху из Финляндии и Мария Грозная из Австрии — воплотили в песке, в трехмерном измерении, одну из известнейших картин «отца сюрреализма» — итальянского художника, декоратора и «артистического директора» императора Максимилиана II, Джузеппе Арчимбольдо (1527-1593). С творчеством Евы Карху и Марии Грозной мы впервые познакомились на предыдущем фестивале песчаных скульптур. Их новая работа запомнилась неожиданным выбором темы и юмором.

Международный фестиваль песчаных скульптур, Санкт-Петербург

Картина «Осень» (1573) относится к созданной Арчимбольдо серии аллегорий времён года и хранится ныне в Лувре. Полотно представляет собой фантастический портрет-коллаж, составленный из осенних овощей, фруктов, грибов, цветов и ягод. В этом антропоморфном образе наглядно видно, как умело Арчимбольдо использовал в своих картинах свойства оптической иллюзии, зрительные метаморфозы. В то же время в картине «Осень» нашла отражение тема среднего возраста, отмеченного обильным урожаем. Интересно, что винную бочку, из которой рождается голова этого чудо-человека, остроумные художницы дополнили плодами наших северных огородов — капустой и свеклой.

Международный фестиваль песчаных скульптур, Санкт-Петербург

Постоянные участники питерского фестиваля песчаных скульптур Валерий Петренко (Украина) и Дмитрий Клименко (Россия, Санкт-Петербург) представили на этот раз композицию, посвященную науке как части мировой культуры, объединяющей всех людей. Свою работу они назвали «От бинома Ньютона до излучения Хокинга». Умелые портретисты, Валерий Петренко и Дмитрий Клименко создали двухстороннюю композицию, одну грань которой образует портрет Исаака Ньютона с непременным яблоком на голове, а другую — фигура физика Стивена Хокинга, который сидит в своеобразной нише, образованной париком Ньютона. Получилась скульптура с почти круговым обзором: со всех сторон можно увидеть что-то интересное.

Основной идеей композиции является большая роль науки в современном обществе и утверждение, что научный взгляд на вещи вовсе не исключает способности видеть красоту и поэзию природы. Напротив, ученый, возможно, способен видеть даже больше, чем художник.

Международный фестиваль песчаных скульптур, Санкт-Петербург

Валерий Петренко — профессиональный скульптор, окончивший Академию им. И.Е. Репина; сейчас живет на Украине. Кроме фигур из бронзы и других традиционных материалов, Валерий уже много лет занимается созданием сезонной скульптуры. В сотрудничестве со своим другом, также профессиональным скульптором, Дмитрием Клименко из Ростова (Дмирий окончил Ростовское художественное училище им. М. Б. Грекова и  Санкт-Петербургскую художественно-промышленную академию), он создает композиции из снега, песка, льда. Валерий и Дмитрий принимают участие в большинстве фестивалей песчаной скульптуры в Петербурге и других городах России, а также за рубежом; несколько раз они занимали призовые места. Многим, например, запомнилась композиция «Собачье сердце», представленная этим российско-украинским дуэтом на прошлой выставке песчаных скульптур, где она завоевала специальный приз.

Международный фестиваль песчаных скульптур, Санкт-Петербург

Андрей Александров из Челябинска и Татьяна Верхотурова из Санкт-Петербурга создали работу под названием «Творчество Альбрехта Дюрера». Композиция, как несложно догадаться, посвящена творениям этого величайшего мастера западноевропейского Возрождения. Художники поставили своей целью выразить творческую обстановку эпохи Дюрера (1471-1528). Повозка является символом творческого пути этого немецкого живописца и графика. В композиции нашли отражение мотивы, сопровождавшие Дюрера на протяжении всей жизни: «Мадонна с младенцем», «Житие Девы Марии», «Автопортрет».

Международный фестиваль песчаных скульптур, Санкт-ПетербургМеждународный фестиваль песчаных скульптур, Санкт-Петербург

Интересную работу представили российские мастера Павел Соловов и Сергей Асеев. Их произведение получило шутливое название «Раньше надо было думать!» Мы видим Мыслителя, который поддерживает падающую Пизанскую башню и думает, что делать. Тут же изображены персонажи последнего дня Помпеи, они в панике, а ангелы Рафаэля с неподдельным интересом наблюдают, что произойдет дальше. Авторам этого своеобразного коллажа из песка удалось соединить в своей работе сразу несколько знаменитых шедевров мирового искусства, да еще и обыграть эту, в общем-то, апокалиптическую тему в задорном духе.

Международный фестиваль песчаных скульптур, Санкт-Петербург

Из персонажей мировой литературы на выставке можно было встретить Гамлета. Ваятели из Санкт-Петербурга Руслан Арсланбаев и Николай Коровин назвали свое творение «Гамлет Шекспира». Авторы скульптуры напоминают зрителям о том, что одиночество, неуверенность, метания Гамлета свойственны каждому человеку, переживающему разочарование. Этот герой Шекспира является знаковой фигурой в мировой культуре, и его история не потеряла актуальности и сегодня. Гамлет изображен в знаменитой сцене на кладбище. Он держит в руках череп Йорика, королевского шута.

Международный фестиваль песчаных скульптур, Санкт-Петербург

Латвийские мастера Айнарс Зингникс и Зиле Озолиня-Шнейдер придумали интересную композицию «Аку-аку». Для своего творения они выбрали мотив знаменитых монолитных каменных истуканов с острова Пасхи в Тихом океане. Композиция названа в честь книги Тура Хейердала, в которой этот путешественник описал эти шедевры прошлого. Основной идеей работы является контраст простой, грубой каменной скульптуры с живой природой. Авторам хорошо удалось передать спокойное величие и фактуру этих могучих человеческих голов, называемых Моаи.

Международный фестиваль песчаных скульптур, Санкт-Петербург

Очень понравилась сказочная композиция «Скульптура Ассирии». Ее авторы — Александр Скареднов из Тюмени и Анатолий Скареднов из Перми. Александр Скареднов — выпускник Уральской архитектурно-художественной академии, работает в том числе и в жанре ледовой скульптуры. Одну работу этих мастеров (образ Голлума из «Властелина колец») мы уже видели на прошлом фестивале песчаных скульптур.

Международный фестиваль песчаных скульптур, Санкт-Петербург

На этот раз российские ваятели обратились к теме ассирийской цивилизации, одной из древнейших в мире. До нашего времени дошло много оригинальных произведений изобразительного искусства ассирийцев. Во всех пластических фигурах этих древних мастеров проявилось стремление к созданию идеала красоты и мужества, здоровья и физической мощи, которые выражаются в невероятно развитой мускулатуре и густых и длинных курчавых волосах. Кроме создания образов царей-победителей, скульптура в Ассирии играла большую роль в декоре дворцов. У входа во дворец посетителя встречали каменные фигуры крылатых духов-охранителей царя: невозмутимые, величественные львы и крылатые быки с человеческими головами.

Поразительно, как скульпторам удалось передать трещины, проступившие на древних камнях ассирийских изваяний.

Международный фестиваль песчаных скульптур, Санкт-Петербург

Надо сказать, крылатые духи древней Ассирии неплохо гармонируют с классической панорамой Петербурга. Наверное, потому, что они рождают ассоциации с нашими «родными» сфинксами.

Международный фестиваль песчаных скульптур, Санкт-Петербург

Инеса Вальтере-Уланде из Латвии и Педро Мира из Португалии продемонстрировали песчаную композицию «Энди Уорхол». В своей работе они попытались отразить творчество этой культовой персоны в истории поп-арт-движения. Кубы передают мощь его творений, но в то же время они тонут в бесконечном пространстве современного искусства.

Международный фестиваль песчаных скульптур, Санкт-Петербург

Грани этих кубов украшают, в частности, портрет самого Энди Уорхола, изображения цветов и животных, а также портрет Мэрилин Монро. На одной из граней авторы поместили остроумную надпись Image not available. В целом композиция запомнилась высоким мастерством исполнения и современным звучанием, из-за чего завоевала симпатии многих зрителей.

Международный фестиваль песчаных скульптур, Санкт-ПетербургМеждународный фестиваль песчаных скульптур, Санкт-Петербург

Боб Атиссо из Ганы и Петес Томаш из Венгрии изваяли очень человечную работу под названием «Человеческие знания как средство мировой эволюции». Авторы размышляют на тему развития мира и человека в нем: в своей работе они изобразили пирамиды как одну из древнейших построек на земле, являющуюся олицетворением прошлого и памяти предков, а также женщину с компьютером, являющуюся символом современного мира, олицетворением настоящего. Ребёнок у ног женщины представляет будущее, пока нам неведомое.

Международный фестиваль песчаных скульптур, Санкт-ПетербургМеждународный фестиваль песчаных скульптур, Санкт-Петербург

Поразительно живо и реалистично сделана фигура женщины с очень выпуклыми рельефными чертами доброго лица.

Международный фестиваль песчаных скульптур, Санкт-Петербург

Австралийские скульпторы Мэтью Хардинг (Matthew Harding) и Бенджамин Гилберт (Benjamin Gilbert) в своей композиции «Всплеск» попытались провести параллель между таким шедевром современной архитектуры, как открытый в 1973 году Сиднейский оперный театр, и цивилизацией аборигенов австралийского побережья, которая насчитывает более 40 тыс. лет. Они призывают обратить внимание на очевидное сходство архитектурного решения оперного театра в Сиднее и созданных самой природой, а затем обработанных аборигенами раковин моллюсков.

Международный фестиваль песчаных скульптур, Санкт-Петербург

Татьяна Тикка из Санкт-Петербурга и Александра Грозная из Москвы выполнили своеобразную композицию «Встреча культур», с одной стороны которой изображен индуистский бог Ганеша, символ мудрости и благополучия, воплощение многовековой культуры востока, а с другой стороны — мультипликационный герой Уолта Диснея Микки Маус, символ современной западной культуры. Бог Ганеш, безусловно, хорошо, а вот Микки Макс... Одним посетителям он приглянулся чуть ли не больше остальных персонажей выставки, а вот других эта улыбающаяся рожица навела скорее на мысли о деградации современного общества.

Международный фестиваль песчаных скульптур, Санкт-ПетербургМеждународный фестиваль песчаных скульптур, Санкт-Петербург

Своей динамичностью и могучим стихийным духом понравилась работа «Бетховен», которую создали Александр и Анастастия Ким из Петрозаводска. С одним творением этих мастеров мы уже познакомились во время прошлогодней выставки песчаных скульптур. На этот раз петрозаводские мастера посвятили свою композицию бессмертной музыке великого немецкого композитора, его вере в победу света над мраком, борьбе за свободу и братство людей, демократизму, человечности и гуманизму. «Музыка должна высекать огонь из людских сердец», — говорил Бетховен.

Международный фестиваль песчаных скульптур, Санкт-Петербург

В композиции нашла выражение сильная личность бунтаря Бетховена, который в своем творчестве бросал вызов судьбе. Сутью его жизни стала непреклонная воля, борение и преодоление страданий. Вокруг головы Бетховена мы видим целую вселенную, рождающуюся из гривы его волос. Обратите внимание на три оплывших свечи, искусно сделанных из песка другого оттенка.

Международный фестиваль песчаных скульптур, Санкт-Петербург

Забавную композицию с русскими матрешками представили на фестивале Павел Мыльников и Баграт Степанян из Москвы. Кстати, именно эти мастера в прошлом году порадовали нас работой «Холмс и Ватсон», завоевавшей второе место. В этом году они назвали свою скульптурную композицию «Матрёшки наступают», и она запомнилась нам не только необычным выбором сюжета (хотя почему бы и нет; матрешку совершенно справедливо можно назвать шедевром мировой культуры, тем более что она несет в себе бесконечные возможности для фантазии), но и тем, что в нее были включены единственные на всей выставке полихромные фигуры из песка.

Международный фестиваль песчаных скульптур, Санкт-ПетербургМеждународный фестиваль песчаных скульптур, Санкт-Петербург

Очень понравилась композиция «Гонка», авторы которой, Андриус Петкус из Литвы и Ийри Каспар из Чехии, представили шедевр мировой культуры — древнегреческую вазу с удивительной росписью — в своеобразном формате 3D. Скульпторы утверждают, что трехмерное изображение сегодня пришло во все сферы искусства, и это является одновременно и прогрессом, и своего рода гонкой.

Международный фестиваль песчаных скульптур, Санкт-ПетербургМеждународный фестиваль песчаных скульптур, Санкт-Петербург

Прекрасная задумка и прекрасная реализация. Здорово переданы трещины на древнегреческой вазе, и особенно интересно сделан тот самый «3D-эффект»: композиция представляет разные модели движения запряженной в колесницу лошади. Мы можем видеть весь спектр вариантов визуализации: от плоскостного изображения, через разной степени  выпуклости барельефы к горельефу.

Международный фестиваль песчаных скульптур, Санкт-Петербург

Вадим Грядов из Нижнего Тагила и Владимир Спиридонов из Ревды создали композицию под названием «Йамаха». Основной идеей работы является искусство как машина времени. Лучшие образцы искусства остаются с людьми на все времена и дают возможность даже через множество столетий прикоснуться к породившей их культуре. В название композиции авторы заложили хитроумную  игру слов: с одной стороны, в нем содержится намек на название известной японской фирмы-производителя современной техники; с другой — мы видим тут знаменитый портрет кисти Франсиско Гойи «Маха обнажённая», один из шедевров мирового искусства.

Международный фестиваль песчаных скульптур, Санкт-Петербург

Композиция «Песочница» была создана двумя жителями Екатеринбурга: Александром Савиновым и Александром Хамзиным. Поскольку нынешний фестиваль песчаных скульптур юбилейный, мастера решили изобразить в своей работе десять культовых сооружений, шедевров мировой архитектуры, разных по стилям, конфессиональной принадлежности и месту на планете. В названии композиции содержится намек на то, что многие творцы в детстве играли в песочнице, а в итоге это привело к созданию величайших произведений искусства.

Авторы расставили здания в хронологическом порядке: от древности до наших дней. Среди представленных в композиции памятников архитектуры — пагода (позолоченная ступа) Шведагон в Янгоне (Мьянма), Парфенон в Афинах, буддийский храм Махабодхи в Бодх-Гая (Индия), собор Св. Софии в Константинополе, собор Парижской Богоматери, собор Св. Петра в Ватикане, петербургский Спас на Крови, церковь Саграда Фамилия в Барселоне, церковь Халлгримура (Хатльгримскиркья) в Рейкьявике, мечеть шейха Заида (Зайда)в Абу-Даби. Мы смогли идентифицировать все элементы композиции, кроме храма Саграда Фамилия. Видимо, он пострадал во время одной из бурь. А жаль, ведь именно это творение Гауди как никакое другое так и просится быть созданным из песка. Его башни-колокольни так похожи на оплывающие свеч или песчаные замки.

Международный фестиваль песчаных скульптур, Санкт-Петербург

Кирилл Баир из города Королёва и Николай Гетъман из Лосино-Петровского создали композицию по мотивам самого известного романа Германа Мелвилла (1819 -1891) «Моби Дик, или Белый кит», повествующего о борьбе человека с природой. Роман полон лирических отступлений, проникнут библейской образностью и многослойным символизмом. Произведение не было понято и принято современниками писателя, но ныне считается хрестоматийным образцом американской литературы.

Международный фестиваль песчаных скульптур, Санкт-Петербург

Художники изобразили огромного спрута со множеством щупальцев и присосок, которого пожирает кашалот. Рядом изображена шлюпка с моряками, которая кажется совсем маленькой рядом с этими морскими гигантами.

Международный фестиваль песчаных скульптур, Санкт-Петербург

Красивая композиция из песка под названием «Она молчит, я тоже» навеяна знаменитейшим полотном Марка Шагала «Над городом» (1914-1918). Авторы этой романтической работы — Татьяна Кузнецова и Марина Еркович из Перми. На пояснительной табличке к скульптуре художницы привели выдержку из автобиографической книги Марка Шагала «Моя жизнь»: «Она молчит, я тоже. Она смотрит — о, ее глаза! — я тоже. Как будто мы давным-давно знакомы и она знает обо мне все: мое детство, мою теперешнюю жизнь и что со мной будет; как будто всегда наблюдала за мной, была где-то рядом, хотя я видел ее в первый раз. И я понял: это моя жена. На бледном лице сияют глаза. Большие, выпуклые, черные! Это мои глаза, моя душа. <...> Я вошел в новый дом, и он стал моим навсегда». Вот вам еще один пример интерпретации современной живописи, ее «переноса» в трехмерной пространство песчаной скульптуры. Основу композиции составляет сказочный лес и пейзаж родного Витебска, почти слившийся с подолом героини, а задний план образуют массивные листы какой-то книги.

Международный фестиваль песчаных скульптур, Санкт-Петербург

Скульпторы Яссер Курди из Сирии и Артём Карамышев из Челябинска соорудили композицию «Пальмира», в которой решили соединить два мировых шедевра со схожими названиями: нашу Северную Пальмиру (город Санкт-Петербург) и древнюю Пальмиру — город легендарной красоты, который некогда был культурным центром древней Сирии.

Международный фестиваль песчаных скульптур, Санкт-Петербург

Жители и гости Санкт-Петербурга смогут любоваться песчаными скульптурами на пляже Петропавловской крепости до конца лета. Выставка будет открыта ежедневно, с 10 до 22 часов.

♦♦♦♦♦♦

Другие материалы о выставках песчаных скульптур в России и мире:

- VIII Международный фестиваль песчаных скульптур в Санкт-Петербурге, «Древнегреческий олимпийский огонь»

- IX Международный фестиваль песчаных скульптур в Санкт-Петербурге, «Мировое кино»

- Крупнейший в Скандинавии международный фестиваль песчаных скульптур в городе Сёндервиг, Дания

(1527, Милан — 11 июля 1593, Милан) —

Понравилась статья?

У вас есть возможность поддержать развитие нашего проекта любой доступной вам суммой :)



2 комментария к заметке

  1. Анатоль Снежань пишет:

    Всенародные конкурсы такого рода — затмевают многие профессиональные. Уже потому, что участники первых меньше всего думают о премиях, наградах. Они — творят. И очень жаль, что их творения обречены на смерть под ножом бульдозера!..
    Организаторам песчаных и ледовых конкурсов-выставок пожелание: активнее привлекайте к этим мероприятиям опытных фотографов. Они бы умелыми руками смогли задокуметировать и процесс, и участников, и работы.

  2. Вордпресс-f1 пишет:

    Это мой самый любимый год)Не знаю, что-то магическое в этих фигурах заключено, с душой они. Нынешняя выставка 2013 года меня так не порадовала, хотя может мы просто разучились верить в сказку? И это отвергает принятие таких тем как нынешняя.
    Но по моему фоторепортажу видно, что есть фигуры, которые трогают душу http://wordpress-f1.ru/festival-peschany ... nkt-peterburge/