Бельгия. Гент. Прогулка по центру города. Башня Белфорт, церковь Св. Николая, собор Св. Бавона и другие достопримечательности

Рубрики: Германия, осень 2008,Наши путешествия, Теги: ,
Foxy @ 27 октября 2008, в 19:00

Ехать из Гамбурга в Бельгию 18 октября пришлось ночью, но сидела я удобно, у окна, хотя это было и не мое место: женщина сама предложила мне пересесть, так как хотела сидеть рядом с остальными своими родными. Спала я нормально, вот только во время долгих остановок почему-то просыпалась. Сначала была остановка в Бремене, который светил своими яркими огнями: там какие-то карусели недалеко от вокзала, насколько я поняла. Потом очень долгая остановка была в Дортмунде, где от нас отцепляли какие-то вагоны (вообще поезд шел через Брюссель и Цюрих в Париж, но я выходила в Брюсселе).

В районе шести утра прибыли в Брюссель, где я почти сразу села на электричку до Гента. Ехала всего где-то полчаса. Бельгия вообще — страна небольшая, но красивыми городами насыщенная. Здесь много красивого и вкусного, так что без труда, думаю, можно провести здесь дней десять. Например, как-нибудь под Рождество: это должно быть очень красиво.

Когда прибыли в Гент, еще было довольно темно, и я немного посидела на вокзале: взяла кофе, налила туда крепкой горькой настойки на травах (Angostura Bitter) и моментально согрелась, причем потом уже целый день не мерзла. Настроение было отличное.

На вокзале я сделала несколько снимков, уж больно он у них красивый:

Минут через двадцать начало потихоньку светать, и я двинулась в путь. На улицах было пусто: ни машин, ни людей. Солнце вставало из-за горизонта яркое-яркое. Было очень красиво. Постепенно начали появляться прохожие и редкие автомобили. Дорога от главного вокзала Sint-Pieters до центра города занимает около получаса, но я дошла, наверное, за час, поскольку вечно отвлекалась на какие-нибудь дома или скульптуры и фотографировала.

Гент — город и порт на слиянии рек Лейе и Шельда в Бельгии, административный центр провинции Восточная Фландрия. Этот великолепный старинный город, основанный в VII веке и расположенный в 48 км к северу от Брюсселя и в 46 км к югу от Брюгге, всегда был центральным пунктом для фландрийцев. Гент с XI в. является центром текстильной промышленности (в средние века - европейского значения) и производства кружев. В центре города по сей день сохранились здания и улочки времен экономического расцвета Фландрии, которому она во многом была обязана именно Генту. В отличие от Брюгге, который по сей день остался средневековым городом-музеем, Гент живет и развивается. Это четвертый по значимости город Бельгии (250 тысяч жителей). Он и по сей день сохраняет свое экономическое значение для Фландрии.

В районе вокзала очень много домов в стиле модерн: настоящее раздолье для таких, как я. Я не удержалась и с жадностью начала фотографировать. Потом в течение дня мне попадалось еще много модерна, так что присовокуплю его сюда же:

Модерновое здание Vooruit (то есть ВПЕРЁД!: так назывался рабочий кооператив, основанный в 1891 году; само здание относится к 1913 году - периоду активного рабочего движения, борьбы за всеобщее избирательное право; это своего рода дворец рабочего движения, который противопоставлялся традиционным дворцам буржуазии; по сути это был Дом культуры, где рабочие могли за скромную плату подкрепиться и развлечься).

Первая половина моего пути от вокзала в Старый город пролегала через парк Citadelpark. Летом тут, наверное, особенно красиво, но и сейчас тоже интересно, так как здесь много интересных скульптур, а также симпатичная беседка.

Здесь также находится Музей изящных искусств:

Рядом с парком мое внимание привлекли такие вот замкоподобные дома:

И памятник (не знаю, кому):

Потом я пошла по пустынной улочке, сплошь усыпанной мусором: на этой улице масса клубов и других подобных заведений, так что народ тут ночью отрывался, а следы их жизнедеятельность пока убрать не успели.

Вскоре я вышла на пустынную и очень красивую в лучах восходящего солнца площадь с церковью Св. Петра. Ее облик навевает мысли об итальянских и, может быть, даже французских городах, так как такой светлый песчаник часто встречается именно там. Здесь в Бельгии вообще используются не такие строительные материалы, как в Германии, и это очевидно; просто я привыкла уже к кирпичному Шлезвиг-Гольштейну, и вдруг — что-то такое средиземноморское.

А это — здание городской библиотеки.

Рядом с площадью, на которой находится библиотека, заметила еще один интересный памятник (опять же, прошу прощения, не уточнила, кому):

Один из районов Гента (район новостроек на окраине города) называется Москва (Moscau): забавно видеть трамвайчики, на которых значится: конечная остановка — Москва:

Прежде чем отправиться непосредственно в исторический центр города, я еще немного прогулялась по двору Маленького Бегинажа (Klein Begijnhof), основанного в XIII веке (расцвет его пришелся на XVII век; тогда он насчитывал до 174 бегинок). Барочная церковь Onze-Lieve-Vrow ter Hoye относится к 1658 году (фасад — 1720 года). Некоторые здания добавлены в XIX веке.

В Бельгии и Нидерландах бегинажами называли поселки наподобие монастырей, с кельями для одиноких женщин. Бегинаж — это своеобразная община, образованная изначально вдовами крестоносцев. Дамы селились обособленно, строили себе домики рядом, обносили их высокой стеной, и жили там уединенно и зачастую по монастырским канонам. При этом они не принимали постриг, то есть имели возможность выйти замуж вновь. Занимались они общественно полезными делами: плели кружева, ухаживали за больными и престарелыми, воспитывали сирот. Покровительствовали бегинкам влиятельные лица — местная знать, которые и давали деньги на постройку бегинажей и поддерживали их материально. Бегинажи имеются почти в каждом бельгийском городе. Фламандские Бегинажи — архитектурные ансамбли, составленные из зданий, церквей, вспомогательных строений и озеленения, включенных городское или сельское окружение и обладающих архитектурным стилем, характерным для определенных фламандских регионов.

Гентский бегинаж (как, например, и тот, что я видела в свое время в Брюгге), создает ощущение умиротворения: он очень тихий и солнечный.

Затем прошла мимо церкви Св. Анны:

И вышла на просторную площадь с такой вот галереей:

Рядом находятся Дворец Правосудия с памятником какому-то выдающемуся адвокату и Оперный театр:

Наконец, я попала на одну из центральных торговых улиц. Она была украшена гирляндами (видимо, уже новогодними).

И вот я уже в центре и смогу увидеть знаменитые «три башни Гента»: собор Св. Баво (или Бавона), городскую башню-колокольню Белфорд и церковь Св. Николая. На них открывается отличный вид с моста Св. Михаила.

Башня городского совета Белфорт (или, на французский манер, Беффруа) — прототип современного банковского депозитария (была построена для хранения документов, подтверждающих торговые и налоговые привилегии Гента). Колокольня была завершена в 1338 году. На вершине башни восседает дракон, а по углам крыши стоят на страже четыре каменных солдата. Правда, это уже копии — в 1870 году последнего уцелевшего оригинального солдата поместили в сокровищницу, где раньше хранили документы.

В зеленом скверике между башней Белфорт и церковью Св. Николая стоит колокол Роланд. Так в Генте называли сторожевой колокол, который собирал народ для защиты города от врагов, и когда-то эта громадина висела на вершине башни. Самый первый Роланд был отлит в 1314 году, позже мастер Хемони использовал его как сырье для отливки колоколов своего карильона, и самый большой колокол его тоже назвали Роландом. В 1914 году колокола оснастили электропроводами, отчего второй Роланд внезапно треснул. Колокол сняли и установили недалеко от Белфорт. А для карильона отлили новый Роланд — третий по счету.

В этом же скверике, но уже ближе к башне, стоит необыкновенный памятник от скорбящего города Гента одному из бургомистров — барону Эмилю Брауну (1895-1921): над гранитных колодцем стоят с опущенными головами пять коленопреклоненных скульптур.

На доме напротив церкви Св. Николая веселые человечки отплясывают свой вечный танец.

Затем я отправилась в саму церковь Св. Николая. Там играл орган, и я даже поснимала на видео. А пока выкладываю пару фотографий.

Церковь Св. Николая (Sint-Niklaaskerk) — старейшая в Генте. Возведена она была, как вы догадываетесь, в честь Святого Николая (он покровитель торговли). Каменный храм был построен на этом месте в период с 1220 по 1250 год. Трехнефная церковь построена в стиле «шельдская готика», из сине-серых камней, привезенных из Турне (Турне тоже расположен на Шельде, и материал для постройки было удобно доставлять на кораблях). Церковь была декорирована в готическом стиле, но в 1546 году протестанты уничтожили все убранство, а во время Великой Французской революции здесь вообще устроили конюшню. Церковь представляла собой руины до XIX века, когда после долгих размышлений ее решили реставрировать (что отчасти продолжается по сей день).

В средние века церковь имела большое значение для города: находясь пососедству с торговым кварталом и портом Graslei, она служила основным приходом для купцов, ремесленников, представителей различных гильдий и корпораций.

К башне Белфорт примыкает здание Суконных рядов XV века (суконщики были одной из процветающих гильдий; я сразу вспомнила Сукеннице в Кракове). Здесь заключались контракты, делались контрольные взвешивания, делалась экспертиза тканей. Сейчас здесь находится туристическая информация (к слову сказать, и в Генте, и уж тем более в Антверпене мне неоднократно попадались наши соотечественники; ну никуда не скрыться!).

Вскоре я вышла на небольшую площадь Veerle, где увидела сначала Рыбный рынок, а чуть дальше — Дом мясников. Здание рыбного рынка выстроено в стиле барокко в XVII веке, фасад украшен статуей Нептуна, по бокам которого восседают (реки) Шельда и Лея.

Дом мясников — протяженное здание, построенное между 1407 и 1419 годами из серого обветшавшего камня, со множеством ступенчатых фасадов и с рядами небольших окон (по пятнадцать штук с каждой стороны). Внутри есть бесплатный туалет (впрочем, Гент в этом плане — вполне гуманный город: это не единственное место, где можно найти бесплатное заведение). Кроме того, идет торговля разнообразной местной продукцией (пиво, сыр, шоколад, мармелад), висят туши, создавая средневековую атмосферу.

В средние века здесь не только у каждого члена цеха мясников был свой прилавок, но также была устроена часовня и зал для собраний. Постройка Дома мясников позволила централизовать всю торговлю мясом в Генте и таким образом контролировать качество товара, чтобы гнилое мясо, не дай Бог, не было допущено к продаже. Как и во многих других поселениях того времени, продавать мясо частным образом было запрещено.

После этого я пошла прогуляться по знаменитым набережным Грасляй и Корнляй (Graslei, Koornlei; от слов «улица овощей и трав» произошло название Грасляй, а от «улицы зерна» — Корнляй). Здания гильдий вдоль набережных просто очаровательны. Здесь вообще можно фотографировать буквально каждый дом: все они старинные, аутентичные, все изящные, просто глаза разбегаются!

Выделяется особенной древностью домик Хлебных складов — здание нарочно построено с наклоном — каждый метр высоты фасад наклонен на 1 см — для облегчения погрузки на баржи с хлебом. Рядом с ним, справа — малюсенький домик-комнатка. Здесь вообще масса разных интересных домов: здание Таможни, Продовольственный склад, Дом Свободных Лодочников и Дом Взвешивания Зерна.

Через реку лею переброшен мост Св. Михаила, откуда, как уже говорилось, открывается вид на те самые три башни (увы, погода была не фотогеничная...):

На самом мосту стоит собственно святой Михаил:

Вид на церковь Св. Михаила (из-за странного графика ее работы — с 14 до 17 часов — я туда не попала):

Неоготическое здание XX века с изящной башенкой — почта Гента, построенная в начале прошлого века.

Замок графов Фландрии Gravensteen, который виден с моста Св. Михаила, — один из старейших в Бельгии. Это типичная средневековая крепость с башней, окружённой высокими зубчатыми стенами и башенками, со рвом вокруг. Гравенстин в том виде, что мы видим, был выстроен между 1157 и 1191 годами графом Филиппом Алсасским (Fillips of Alsasse). Гентский замок сумел пережить века практически нетронутым. Гравенстин служил центром управления для графов Фландрии на протяжении всех средних веков, а когда сформировалось государство Бельгия, он использовался для разных целей (в том числе как монетный двор, а также как главная тюрьма), а сейчас в нем выставка старинных оружия и амуниции, а также музей тюрем и большая коллекция пыточных инструментов (в сам музей я не пошла, но во дворик заглянула и даже сфотографировалась: мне любезно предложил свои услуги какой-то турист). По двору расхаживали люди в средневековых одеждах, у ворот тоже стояли стражники в подобающем облачении: готовые декорации для съемки исторического фильма.

Ратуша (Stadhuis) находится сразу за Белфортом. Она была построена на том самом месте, где до 1482 года встречались городские представители и главы гильдий — в особых тайных домах. Фасад украшен рельефами и скульптурами в стиле цветистой готики. Построили гентскую ратушу за 2 года, но в 1518 году граждане решили, что она опять мала и непышна, и с 1518 по 1535 годы ее начали перестраивать. Полет мысли о том, как должна выглядеть приличествующая Генту Ратуша, был безжалостно прерван в 1540 году — император Карл V обложил граждан непосильными налогами, и поэтому ратушу, построенную на одну треть, пришлось законсервировать, только в 1572 году строительство было продолжено. Бедная ратуша и после окончания строительства достраивалась еще несколько раз – в XVIII и XIX веках, например, для визита Наполеона перестроили центральную лестницу.

Почти последним пунктом моего путешествия по Генту стало самое, пожалуй, знаменитое сооружение города — собор Св. Бавона (Sint-Baafskathedraal) со знаменитым гентским алтарем работы братьев Яна и Хуберта Ван Эйков 1432 года «Поклонение агнцу» (Het Lam Gods или Adoration of the mystic lamb). Собор был основан в 942 году, но нынешний облик приобрёл только в эпоху готики. Назван он в честь Святого Баво (Бавона), местного землевладельца, который стал святым в VII веке после того, как раздал все свое имущество бедным и удалился в монастырь.

Любопытно рассматривать цветные портреты всех епископов Гента, начиная с 1561 года. Видно, как менялась техника портретной живописи на протяжении нескольких веков. В конце второй такой стены пустые места, ждущие своей очереди.

Из шедевров собора следует отметить резную кафедру из дуба и мрамора работы Лорена Дельво (Laurent Delvaux), 1745 г., орган 1653 г., и две картины Питера Пауля Рубенса, наиболее известная из которых «Вступление святого Бавона в монастырь», висит с левой, напротив входа в крипту (фотографировать запрещается).

Стоит упомянуть историю «Агнца». Картина, изображающая смерть Христа на одной своей части, и Адама с Евой на другой, была почти уничтожена кальвинистами в XVI веке. Ханжеский австрийский император Иосиф II (Joseph II) был шокирован обнажёнными «предками» и приказал зарисовать их «одетыми». Картина была перевезена в Париж во время французской революции, украдена немцами во время Второй мировой и спрятана в австрийской соляной шахте, пока наконец не вернулась в Гент. В соборе можно совершенно бесплатно осмотреть копию полиптиха, но я в итоге решила потратить 3 евро и посмотрела на этот шедевр «вживую». Особенно мне понравилось изображение Евы: я даже купила себе закладку. И еще, поскольку фотографировать там нельзя, полную раскладку полиптиха из картона (хороша она тем, что ты можешь рассмотреть даже задние створки алтаря, тогда как непосредственно в соборе туда не заглянуть, а между тем там изображены довольно смачные личности).

Фото с сайта собора (users.skynet.be/sintbaafskathedraal-gent):

В крипте (подземной часовне) можно увидеть старинные картины и книги. Это древнейшая часть собора.

За собором, кстати говоря, находится памятник — благодарные гентцы братьям Ван Эйкам. Два немолодых человека в традиционной одежде сидят в раздумьях, а к ним склонилось множество восхищенных людей.

Затем я вышла к еще одной известной достопримечательности Гента, Дуле Грит (Безумная Маргарита) — это огромная старинная пушка, отлитая в Ауденарде (Oudenaarde) в 1578 году и привезенная в Гент по реке.

А неподалеку раскинулся просторный и окруженный цветными домиками Пятничный рынок (Vrijdagsmarkt). В центре площади возвышается памятник Якобу ванн Артевелде. Именно здесь гильдии под его руководством Якоба ван Артевелде в 1340 году провозгласили Эдуарда II Английского королем Франции. Провозглашение было попыткой сохранить тесные торговые связи с Англией, так как их производство шерсти очень сильно зависело от поставок сырья с другой стороны пролива. Это дало жителям Гента повод для восстания против короля Франции, в феодальной зависимости от которого находилась Фландрия. Предводителем революции был Якоб ван Артевелде, который стал «национальным» героем Гента. Хотя не надолго: он был убит несколькими годами позже теми же самыми гражданами, чьи интересы он пытался защитить.

В другом углу площади — несколько диссонирующее в общим обликом средневекового города здание в стиле арт-нуво (начало XX века) — огромные золоченые буквы на фасаде гласят, что здесь заседает социалистический трудовой союз.

Фламандский театр Groot Huis (на первом этаже находится ресторан-пивная De Foyer, бывший королевский Голландский театр (архитектор Эдмон Де Винь (Edmond De Vigne), конец XIX века; мозаичный фасад аллегорически изображает Аполлона и муз):

Еще одна интересная достопримечательность — Дом дьявола (замок Герарда Дьявола) (XIII век). Этот маленький замок был одним из первых каменных домов в городе. Согласно древней легенде, мужчину, жившего здесь, звали Жерардом (Герардом). Его прозвали Дьяволом за то, что он был женат пять раз, и каждый раз убивал свою жену, чтобы жениться на другой. Наверняка именно этот персонаж послужил прототипом для легенды о Синей Бороде. Сейчас здание используется городской администрацией для хранения архивов.

Еще фотографии Гента:

Понравилась статья?

У вас есть возможность поддержать развитие нашего проекта любой доступной вам суммой :)



4 комментария к заметке

  1. Михаил Якубовский пишет:

    Спасибо, отличный рассказ и много информации.
    Были в Генте всего один день в сентябре 2009, проездом в Брюгге. Оказывается, ОЧЕНЬ многое не увидели. Но центр выходили ножками… Красивейшие набережные, беффруа, Пятничный рынок…
    Надо будет ещё поехать.

  2. Foxy пишет:

    Большое спасибо и Вам за приятный отзыв. Я и сама к поездке в Гент готовилась не так чтобы очень старательно, но в итоге для осмотра достопримечательностей в течение одного дня этой информации оказалось достаточно.
    В принципе, все интересные места находятся недалеко друг от друга, но концентрация достопримечательностей и просто образцов прекрасной архитектуры в Генте поражает! Красота действительно невероятная, множество зданий самых разных стилей, так что, согласна с Вами, в этом городе точно стоит побывать снова:)! А накануне Рождества Гент, наверное, особенно красив…

  3. Ирина пишет:

    Прекрасный рассказ! Я тоже не успела увидеть в Генте многое из того, что Вы описали и сфотографировали. Спасибо за интересную и познавательную экскурсию! Меня восхитила Фландрия, и я мечтаю как-нибудь показать ее своей семье. Гент — прекрасный город и, кстати, не настолько забитый туристами, как Брюгге. И все-таки на меня сильнейшее впечатление здесь произвел Гентский алтарь. Кстати, я заметила, что многие наши туристы, посмотрев на фотокопию, размещенную в капелле Йоса Вейдта, считают, что они все увидели и все поняли. Я, как и Вы, предпочла заплатить 4 евро и посмотреть на оригинал. Это потрясающе! Я стояла перед алтарем и не могла отвести взгляда от изображения Богоматери. Колоссальный магнетизм! Как ван Эйки это сделали?!…

  4. Foxy пишет:

    Спасибо, Ирина, за приятный отзыв! Да, Бельгия — одна из любимых моих стран, в этом году планируется очередная поездка по Фландрии и не только. Так что ждите новых рассказов и фотографий :) !